Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 5 глава 16 стих)

ωστε (#6063) почему. Делает вывод, κατα (#2848) с асс. согласно, по стандартам. Обе предложные фразы (κατα σαρκα) в этом стихе относятся к гл., а не именам. Павел отвергает плотское знание (Barrett), ει και (#1623:2779) даже если. Эти слова вводят cond. 1 типа, которое предполагает реальность условия. Это значит, что Павел и другие действительно знали Иисуса Христа как историческую личность (John W. Fraser, "Paul's Knowledge of Jesus: II Cor. 5:16 Once More", NTS 17 [1971]: 300; Martin), εγνωκαμεν perf. ind. act. от γινωσκω (#1182) знать. Павел имеет возможность наблюдать, рассматривать и понимать Христа; теперь он обладает новой возможностью понимания других, в том числе и Христа (Fraser, NTS 17:299). По поводу того, что Павел не отрицает своего зна¬комства с историческим Иисусом, см. Вагrett; JNP, 89ff; Hughes, νυν ουκετι (#3814: 4033) "теперь больше не". Это не значит, что Павел не интересуется историческим Ийсусом, Его примером, учением и преданиями о Нем. Он знал об Иисусе. Суть здесь в том, что теперь Павел обладает новым, более полным пониманием Христа, в Духе и вере; и способен видеть других по-новому, в связи с их пребыванием с ним в новом творении (Fraser, NTS 17:312).


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 5 глава 16 стих)

5:16 Со времени обращения Павла его первейшим делом было удовлетворять духовные нужды людей (ср. Деян 17:16; Рим 1:13−16; 9:1−3; 10:1). по плоти Павел больше не судит о людях по внешним, человеческим мирским меркам (ср. 10:3). то ныне уже не знаем Будучи христианином, Павел избавляется от ошибочных человеческих взглядов на Иисуса Христа (см. Деян 9:1−6; 26:9−23).


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 5 глава 16 стих)

5:16 Возможно, этот стих перекликается со стихом 12, где Павел говорил, что его критики хвалятся лицом, а не сердцем. Сейчас он снова поднимает этот вопрос, уча, что, когда мы приходим к Христу, рождается новое творение. Отныне мы не судим людей поземному, по-плотски, по внешности, руководствуясь рекомендациями людей или национальным происхождением. Мы видим в них драгоценные души, за которые умер Христос. Он также добавляет, что хотя знал Христа по плоти, то есть просто как человека, больше он Его так не знает. Другими словами, одно дело — знать Христа как своего соседа в деревне Назарет или даже как земного Мессию, и совсем другое дело — знать Христа в Его славе, сидящего сейчас одесную Бога. Сегодня мы знаем Господа Иисуса более близко и более истинно, чем те, кто знал Его, когда Он был на земле. Он более полно явил нам Себя через Слово, посредством Духа.

Дэвид Смит комментирует:

«Хотя когда-то апостол и разделял веру в иудейский идеал светского Мессии, сейчас он пришел к более возвышенной концепции. Христос для него был воскресшим и прославленным Спасителем, истинно узнаваемым не по плоти, а по духу, не через исторические предания, а через непосредственное и жизненно важное общение». (David Smith, более полных данных нет.)


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 5 глава 16 стих)

Стихи 16−21. В этих стихах Павел приводит два условия, необходимые для посвящения нашей жизни Христу, каждое из которых является следствием Его смерти за нас, а именно: возрождение и примирение с Богом.

I. Возрождение, включающее в себя:

1. Отделение от мира: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти.., ст. 16. Мы ничего не имеем в этом мире и ни к кому не привязаны в нем из каких-то плотских побуждений или внешних преимуществ: Божия благодать делает нас способными не любить ни мира, ни того, что в мире, а жить выше его. Любовь Христова — в наших сердцах, а мир — под нашими ногами». Искренний христианин должен со святым равнодушием относиться к наслаждениям этого мира и к своим родственным связям в нем. ...Если же и знали Христа по плоти, — говорит апостол, — то ныне уже не знаем. Видел ли Павел Христа по плоти, спорный вопрос. Однако остальные апостолы видели, и, возможно, видели Его по плоти некоторые и из тех, кому он писал теперь. Но Павел не хотел, чтобы кто-то гордился этим, ибо ученики Христа не должны искать Его телесного присутствия. Мы должны жить Его духовным присутствием и утешением, какое дает нам это присутствие. Примечание: Делать изображения Христа и поклоняться им — это не путь, предназначенный Богом для укрепления нашей веры и оживления наших чувств; воля Божия такова, чтобы мы не знали более Христа по плоти.

2. Полное изменение сердца: Итак, кто во Христе — кто является истинным христианином, доказал, что является таковым, — тот новая тварь.., ст. 17. Некоторые читают этот стих следующим образом: Да будет тот новой тварью. Каждый, кто исповедует себя христианином, должен стремиться к тому, чтобы носить не только новую одежду и новое имя, но чтобы иметь новое сердце и новую природу. Изменение, производимое в человеческой душе Божией благодатью, так велико, что, как далее говорится, древнее прошло — старые мысли, старые принципы, старые поступки, — теперь все новое. Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе, все обновляет. Обновленный человек действует по новым принципам, по новым правилам, у него новые цели и новые компании.

II. Примирение, рассматриваемое здесь с двух сторон:

1. Как неоспоримая привилегия, ст. 18, 19. Примирение предполагает наличие ссоры или разрыва дружеских отношений; грех был причиной разрыва отношений между Богом и человеком, он разрушил дружбу между ними. Сердце грешника исполнено вражды против Бога, и гнев Божий против него вполне справедлив. Однако примирение возможно, оскорбленный Бог готов примириться с человеком. Заметьте:

1. Он определил Посредника для примирения. Он примирил нас с Собою чрез Христа Иисуса, ст. 18. Все, что касается нашего примирения посредством Иисуса Христа, исходит от Бога: через посредничество Христа Он примирил с Собою мир, сделал для Себя возможным примириться с грешниками, не оскорбив при этом Своей праведности и не повредив Своей святости; Он не вменяет человеку его преступления, отказывается от строгости первого завета, который был нарушен, и не настаивает на возмездии, которое по праву мог бы потребовать от нас за нарушение его, но готов заключить с нами новый завет, завет благодати, и согласно этому завету простить нам все грехи и оправдать Своей благодатью всех истинно верующих.

2. Он определил служение примирения, ст. 18. Писания, написанные по Божиему вдохновению, содержат слово примирения. Это слово показывает нам, что Кровью креста достигнут мир, что примирение совершилось, и указывает, как мы можем получить свою долю в этом примирении. Он назначил также служителей примирения, чтобы они объясняли и возвещали грешникам условия милости и примирения и убеждали их принять эти условия. Ибо 2. Примирение является нашим обязательным долгом, ст. 20. Если Бог желает примириться с нами, то мы должны примириться с Ним. Великая цель Евангелия примирить человека с Богом, убедить грешника отложить вражду с Богом. Верные служители это посланники от имени Христова, посланные для того, чтобы вести с грешниками переговоры о мире: они пришли от имени Бога с Его просьбой и действуют от имени Христа, повторяя то же самое, что делал Христос, когда жил на земле, и чего Он ожидает от них теперь, когда Сам находится на небе. Удивительное снисхождение! Хотя Бог ничего не теряет от ссоры с нами и ничего не приобретает, примирившись с нами, тем не менее Он через Своих служителей умоляет грешников примириться с Ним. И чтобы поощрить нас к примирению с Богом, апостол добавляет то, что мы должны хорошо знать и должным образом относиться к этому (ст. 21), а именно:

(1) Непорочность Посредника: Он не знал греха.

(2) Принесенную Им жертву: Он стал грехом, не грешником, а грехом, то есть жертвой за грех.

(3) Цель и назначение всего этого: ...чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом — могли быть оправданы благодатью Божией через искупление во Христе. Отметим:

[1] Как Христос, не знавший греха, сделался грехом за нас так мы, не имея своей собственной праведности, делаемся праведными в Нем перед Богом.

[2] Наше примирение с Богом совершено только благодаря Иисусу Христу и Его заслугам, поэтому мы должны всецело уповать на Него, только на Его праведность.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 5 глава 16 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

«Потому отныне мы никого не знаем по плоти» (ст. 16). Если все умерли и все воскресли, и умерли так, как осудило умереть владычество греха, воскресли же банею пакибытия и обновления Духа Святого (Тит 3:5), то он справедливо говорит, что мы «никого» из верующих «не знаем по плоти». Что, в самом деле, до того, если они находятся еще во плоти? Прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно — небесные. И всего этого виновником (апостол) называет Христа, почему и прибавил: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем».

Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом» (Деян 1:11). Как «таким же образом»? Во плоти, с телом. Как же он говорит: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»? В приложении к нам, «по плоти» значит то же, что быть во грехах, а «не по плоти» — то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, «по плоти» не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис 53:9; 1 Петр. 2:22), почему и говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин 8:46); и еще: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14:30); а «не по плоти» означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет «сообразно телу славы Его» (Флп 3:21).

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Григорий Богослов (325/30−389/90)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Христос, как человек (поскольку Он все еще с телом, которое воспринял), доныне молится о моем спасении, пока не сделает меня богом силою Своего вочеловечения, хотя мы не знаем Его по плоти — я имею в виду плотские немощи и все наше, кроме греха. Так и мы имеем ходатая Иисуса Христа (1Ин 2:1) не в том смысле, что Он унижается за нас перед Отцом и рабски припадает… но в том смысле, что, пострадав за нас как человек, Он убеждает этим нас к терпению как Слово и Советник.

Источник: О Сыне (Слово 30.14).

Кирилл Александрийский (376−444)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

После воскресения у Господа было то же само тело, претерпевшее страдания, однако уже не имевшее в себе человеческой немощи. Ибо мы говорим, что оно уже не испытывало голод, усталость или что-либо подобное, но отныне было нетленным, и не только таковым, но даже и животворящим. Ибо тело, присущее Жизни, то есть Единородному, было озарено боголепнейшей славой и мыслится Божиим телом. Итак, даже если кто-то назовет его Божественным (точно так же, как человеческим то, что присуще человеку), то не погрешит в этом подобающем помысле. Поэтому, я думаю, и мудрейший Павел сказал: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Ибо, будучи собственным телом Бога, как я сказал, оно превзошло все человеческое.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Темже и мы от ныне ни единаго вемы по плоти; аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не уразумеем

Отныне, — от какого это момента времени? — После того, как Господь Спаситель умер за всех и воскрес. С этого времени, говорит, ни единаго вемы по плоти. Кого же это ни единаго? — Может быть, и ни единого человека. Как выше под живущими можно разуметь всех людей, так и здесь под ни единаго — ни единого человека. Апостол смотрит на людей по идее, почерпнутой из домостроительства спасения. Всех людей, говорит, понимаем мы теперь не как плоть и кровь: родился, жил и умер, — а как лица, предназначенные восприять в себя начала божественной жизни, в залог воскресения и преславной жизни в нетлении. В этом смысле блаженный Феодорит пишет: «Дознав, что смертию Владычнею уничтожена смерть, никого уже из людей не признаем смертным; потому что, хотя и Сам Владыка Христос имел подлежащее страданию тело, однако же по страдании соделал оное нетленным и бессмертным».

Дело жизни о Христе Иисусе, или духовного в Нем оживления человечества, только началось при Апостолах; в массу человечества положена только закваска и проникла лишь ближайшие слои, но как она предназначена была проникнуть все, то святой Павел в этом начатке оживления человечества мог созерцать уже оживленным и все его, как положивший закваску в смесь муки может видеть всю уже ее вскисшею и рассуждать о том, что из того выйдет. О нем он и говорит, вниманием, однако ж, упираясь и подтверждение тому, что говорит о нем, указывая в уверовавших уже, от плоти отрешившихся и начавших просиявать духовною жизнию чрез возрождение к ней благодатию Святого Духа. В сем смысле говорит святой Златоуст: «Если все воскресли, воскресли же банею пакибытия и обновлением Духа Святого; то Апостол справедливо говорит, что мы никого из верующих не знаем по плоти. Ибо что до того, что они находятся еще во плоти? Но прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно, небесные».

Или так: никакие сторонние уважения не ценны уже в наших глазах: ни происхождение, ни богатство, ни ученость, ни власть. Важно одно восприятие новой жизни о Христе Иисусе благодатию Святого Духа. Мера проявления такой жизни определяет значение и вес того или другого лица, а не что-либо плотское. Как ни будь кто виден по плоти, он ничто, если нет в нем жизни от Духа. Что есть кто по плоти, то для нас будто не существует, и смотреть на то не смотрим; взор наш весь на то обращен, кто что есть во Христе Иисусе, не по плоти, а в духе. Кто имеет последнее, тот только для нас и есть; его и знаем; прочих будто нет.

Аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем. Апостол берет лице или всех Апостолов, или всех верующих, к Господу прилеплявшихся во время Его земного пребывания, и говорит, что когда обращался среди нас Христос Господь, то смотря на Него, как Он являлся со всеми немощами естества человеческого, мы разумели Его по плоти, судили о Нем по видимости этой; и хотя высоко Его разумели, но все не так, как следовало, не так, как разумеем теперь, когда умы наши озарены светом благодати Святого Духа. Теперь видимость та совсем исчезает в очах наших; мы зрим в Нем одно величие воплощенного Бога, Восстановителя падшего человека, возведшего его в лице Своем до обожения; созерцаем Его седящим одесную Отца, одеянным славою нетления и держащим в руках бразды всего мироправления. Святой Златоуст говорит: «По приложению к нам, по плоти то же значит, что быть в грехах; а не по плоти то же, что не быть в грехах. По приложению же ко Христу, по плоти не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как то: жажды, алкания, утомления, сна, кроме греха; а не по плоти означает то, что Он теперь уже освободился от тех немощей плоти, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Ибо с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

И дабы запереть дверь от лжехристов, имеющих придти, сказал: Итак, мы от сего времени никого совсем не ведаем по плоти; и если знали по плоти, Христа знали; но теперь уже, если придет (кто во имя Его), не знаем такого Христа.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

На слова Писания: аще же и разумехом по плоти Христа. Поскольку Христос назвал братиями творящих волю Отчую и указал на родство плотское, и именно не имеющее родства по духу (Мф 12:49), то посему, может быть, и сказал Апостол: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2Кор 5:16), как бы так говоря: если мы, уверовавшие из Иудеев, прежде гордились родством с Ним по плоти, то ныне хвалимся не Им, но близостью к Нему по качествам, какие приобрели добродетелью. Почему и сказал: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор 11:1). И сим как бы выразил мысль: больше хвалюсь подражанием, нежели близостью по плоти.

Максим Исповедник (580−662)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Слово Божие называется плотью не только потому, что Оно воплощается, но и потому, что Бог Слово, изначала мыслимый просто как | Сущий] с Богом Отцом и как обладающий ясными и нагими отобразами истины, касающейся всех [тварных вещей], не содержит в Себе ни притчи и иносказания, ни повествования, нуждающегося в аллегорическом толковании. Но когда Бог Слово пришел к людям, не могущим нагим умом соприкасаться с нагими умозримыми [вещами], то, изъясняясь с ними по их обыкновению, Он становится плотью, в которой сочетается пестрая [множественность] повествований, иносказаний, притч и темных изречений. Ибо наш ум, при первом соприкосновении [со Словом], соприкасается не со Словом нагим, но со Словом воплощенным, то есть с пестротой речений — сущим по естеству Словом, но плотью по внешнему виду. Поэтому Оно, будучи поистине Словом, кажется для многих плотью, а не Словом. Но смысл [Священного] Писания не есть то, что представляется многим, но нечто иное. Ведь Слово становится плотью через каждое из начертанных речений.

Начатку научения людей в благочестии присуще иметь как бы плотский характер. Ибо при первом соприкосновении с Богопочитанием мы ознакомляемся с буквой, а не с духом [Священного Писания]. По мере же духовного преуспеяния, соскабливая тончайшими умозрениями плотянную массу речений, мы становимся чистыми, насколько то возможно людям, в чистом Христе для того, чтобы иметь силу сказать по Апостолу: Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Ясно, что это происходит благодаря простому соприкосновению ума со Словом, помимо тех покровов, которые окутывают Его, и [происходит тогда], когда мы, начиная от познания Слова через плоть, преуспеваем [в познании] славы Его как Единородного от Отца (Ин 1:14).

Источник: Главы о богословии.

Нил Синайский

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Что значит сказанное Апостолом: «аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем» (2Кор 5:16)? Владыка, ради нашего спасения сделавшись Человеком и живя посреди людей, чтобы показать истинное Свое воплощение, не только во время видимого Своего младенчества питался молоком, но и пришедши в возрасте, ел, пил, утомлялся, спал, был бит, распят и т. п. По воскресении же Своем из мертвых не подвержен Он уже телесным немощам и необходимым потребностям. Посему и говорит Апостол, что не разумеем уже Христа страждущего, немощного и смертного. Ибо сила Божества Его победила все человеческое. И хотя и ныне Он пребывает, и вовеки будет пребывать в святом Теле, которое прежде распято было Пилатом, погребено и воскресло из мертвых, но не подвержен уже человеческим немощам И если имеет Тело, то вовеки не стареющее, не страдающее, пречистое.

Источник: Письма на разные темы. Пресвитеру Корнилию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Подобно тому, как еще до принятия страстей Господь, преображенный и прославленный на горе, имел то же тело, что и до того, хотя уже в иной славе, так и после воскресения Его тело имело ту же природу, что и до страстей, хотя уже и в большей славе и в более величественном обличии — во исполнение слов Павла: отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

Источник: Трактат на Псалмы (Пс 15).

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Хотя и Сам Владыка Христос имел подверженное страданию тело, однако по страдании Он сделал его нетленным и бессмертным.

Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 5:16).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Потому отныне мы никого не знаем по плоти

Поскольку все, умерщвленные грехом, ожили Христом чрез крещение, то справедливо говорит: не знаем никого из верующих, живущих во плоти, то есть по древней и плотской жизни. Ибо все возрожденные Духом ведут жизнь новую и духовную.

Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Показывает, что в том, чтобы не жить по плоти, мы имеем вождем Христа, и говорит: хотя и Христос был некогда по плоти, но теперь Он не по плоти. Что же? Разве Он сложил с Себя плоть? Нет. Ибо Он как пришел, так и придет, а пришел Он во плоти и с плотью. Итак, что же говорит апостол? То, что мы называемся живущими по плоти, когда находимся в грехах, а живущими не по плоти, когда не грешим. Христос же называется живущим по плоти, когда был причастен в жизни естественным и неукоризненным немощам, каковы: голод, жажда, сон, утомление. Ныне же Он не есть по плоти, то есть освободился и от естественных и неукоризненных немощей, имея плоть, непричастную страданиям и бессмертную, чтобы, говорит, совершенно и с избытком научить нас не жить уже по плоти и греховно, но по духу.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Ибо, когда Он был среди людей, Он жил как человек, жизнью исполняя закон; когда же умер и воскрес нетленным, упразднил установления закона, указал путь к небесному жительству. Поэтому и крещаемые, подобно умершим, умерщвляют телесное жительство и, подражая чистой жизни на небесах, соединяются друг с другом.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Истинно так, ибо с воскресением Христа из мертвых уже прекращается в Нем плотское начало, прекращаются и слабость тела, и страдание смерти. Ведь вплоть до креста было подозрение слабости во Христе; а затем Он явил то, в чем Ему не верили.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Так как Апостолу Павлу вменяли в недостаток то обстоятельство, что он не слушал Самого Христа, как другие Апостолы, а между тем Христос не проповедывал свободы от закона, как Павел, то Апостол считает нужным сказать, что он действительно смотрит на Христа уже не как на ограниченного рамками иудейской национальности, как земного Иисуса, а как на прославленного Сына Божия, каким Он явился ему на пути в Дамаск. Если он и получил познание o Нем как о таком при самом вступлении своем в Церковь (чрез беседы с Ананиею), то теперь для него все это не имеет уже значения. Он выразумел вполне самое существо учения Христа, Который вовсе не был на стороне идеи об обязательности закона Моисеева и для язычников. Время пребывания Христа «во плоти» уже миновало, и Он теперь предстоит сознанию Апостола в другом духовном, небесном, образе. Вместе с тем Апостол не принимает во внимание и человеческие авторитеты, как бы высоки они ни были, на которые ссылались его противники.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 5:11


Открыть окно