Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 5 глава 12 стих)

συνιστανομεν praes. ind. act. от συνιστημι (#5319) представлять, αφορμη (#929) возможность, основание для действия, стартовая точка (Plummer). В папирусах это слово используется в знач. возбуждение, готовность, возможность или случай (ММ), διδοντες praes. act. part, от διδωμι (#1443) давать. Сопутств. part, следует переводить как гл. в основной форме. Павел продолжает начатый оборот с конечным гл. с помощью согласованного part. (BD, 245; IBG, 179; МТ Style, 89). καυχημα (#3017) похвала, основание или причина прославления (AS), εχητε praes. conj. act. от εχω (#2400) иметь. Это значит: "чтобы вы могли отвергать тех, чья слава проявляется во внешности, а не в сердцах" (Hughes). Conj. с ινα (#2671) выражает цель.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 5 глава 12 стих)

5:12 хвалятся лицем Нечестивые оппоненты Павла в Коринфе гордятся внешними вещами, к которым может относиться любое лживое учение, сопровождаемое показным лицемерием (ср. Мф 5:20; 6:1; Мк 7:6,7).


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 5 глава 12 стих)

5:12 Павел понимает, что только что сказанное им можно неверно истолковать как самохвальство. Он не хочет, чтобы кто-нибудь подумал, что он с удовольствием позволяет себе это! Поэтому он добавляет: «Не снова представляем себя вам», или «не расхваливаем себя снова». Здесь не имеется в виду, что он уже когда-то расхваливал им себя. Его обвиняли в этом вновь и вновь, и здесь он старается развеять их заблуждения на этот счет. Почему же он тогда так пространно защищал свое служение? Павел отвечает так: «...даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем».

Он не был заинтересован в том, чтобы расхваливать себя. Но он понимал, что лжеучителя резко критикуют его в присутствии коринфских святых. Он хотел, чтобы верующие знали, как отразить нападки на него, а потому давал им сведения, чтобы они могли защитить его от обвинений, выдвигаемых в их присутствии.

Он говорит, что его критики хвалятся лицом, а не сердцем (Ср. 1Цар 16:7). Другими словами, они больше стремились показать себя, свою наружность, а не внутреннюю искренность, чистоту и честность. Физическая внешность, или красноречие, или же кажущееся рвение означали для них все.

«Для людей, которых заботит внешнее, поверхностное является всем, а искренность сердца не значит ничего» («Избранное»).


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 5 глава 12 стих)

Стихи 12−15. I. Апостол защищает себя против подозрений в том, будто он рекламирует сам себя и своих сотрудников (ст. 12), и объясняет, что:

1. Говоря в предыдущих стихах об их верности и усердии, он делал это не с тем, чтобы похвалиться, не ради самих себя, а также не потому, что сомневался в их добром мнении о них.

2. Истинная причина заключалась в его желании дать коринфянам аргументы, которые они могли бы противопоставить обвинителям, тщетно хвалившимся только своей внешностью, чтобы дать им повод хвалиться ими, или защитить их от укоров противников. Если они могут засвидетельствовать, что слово было открыто их совести, что оно содействовало их обращению и назиданию, то это будет самой лучшей защитой для служителей слова против всех поношений, каковым они подвергаются.

II. Он объясняет им причины своего великого усердия и ревности в служении. Некоторые из противников Павла, вероятно, укоряли его за такое усердие и рвение как проявление безумия или, на языке нашего времени, фанатизма; они приписывали его рвение религиозному исступлению, как высказался однажды римский правитель: ...большая ученость доводит тебя до сумасшествия, Деян 26:24. Но апостол объясняет им:

1. Он был таким усердным и ревностным ради славы Божией и блага Церкви: «Если мы выходим из себя или же скромны (кто как считает), то для Бога, ради Его славы, а также и для вас, то есть для вашего блага» (ст. 13). Если они в одних случаях проявляли большой пыл и страстность, а в других сохраняли полное спокойствие при самом сильном напряжении, то все это было из самых лучших побуждений, и тот и другой метод имел серьезные причины. Ибо 2. Любовь Христова объемлет нас, ст. 14. Они действовали под сладостным и сильным воздействием любви. В любви есть движущая сила, заставляющая служителей, как и всех христиан, исполнять свой долг. Эта сила действует в нашей любви к Христу; любовь Христа, явленная в великом подвиге Его смерти побуждает и нас к подвигам, если мы должным образом оцениваем ее и правильно рассуждаем о ней. Ибо заметьте, как апостол рассуждает, чтобы доказать разумность действий этой объемлющей любви, и что он заявляет:

(1) Кем мы были прежде, и оставались бы таковыми, если бы Христос не умер за нас, ст. 14. ...Если один умер за всех, то все умерли, — были мертвыми по закону, по его приговору к смерти, были мертвыми по грехам и беззакониям, духовно мертвые. Примечание: Как плачевно было положение всех тех, за кого умер Христос: они были потерянными и погибшими, и остались бы таковыми навсегда, если бы Христос не умер за них.

(2) Что должны делать те, за кого умер Христос, — они должны жить для Него. Таково было определение Христа чтобы живущие, ожившие для Бога благодаря Его смерти, жили... для умершего за них и воскресшего также для них, но не для себя, cт. 15. Примечание: Целью нашей жизни и поступков должны быть не мы сами, а Христос; Христос умер для того, в частности, чтобы исцелить нас от себялюбия и побудить к тому, чтобы мы всегда действовали под управляющим влиянием Его любви. Жизнь христианина должна быть посвящена Христу; только тогда мы живем так, как должны жить, когда живем для Христа, умершего за нас.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 5 глава 12 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Не паки бо себе хвалим пред вами, но вину даем вам похвалению о нас, да имате к хвалящимся в лице, а не в сердцы

Не паки себе хвалим, συνιστανομεν, представляем, рекомендуем вам себя самих В этом никакой не настоит надобности, потому что мы вам вполне известны. Но говорим так, выясняем все дело, открываем пред вами свои чувства и настроение нашего духа с тою целию, чтоб дать вину к похвалению о нас, чтоб вы, зная все, как мы действуем, не краснели из-за учителей, а напротив, могли хвалиться нами, когда потребует того нужда. Не та мысль Апостола, чтоб они хвалили их без всякой нужды, но чтоб имели наготове твердые основания к отпору нареканий на них со стороны недоброжелателей, и тем, как истину защищали, так и свою совесть обезопашивали, ибо очень много значит хранить ничем неколеблемое убеждение в высоком и неприкосновенном достоинстве преподавших учение Господне. Святой Златоуст говорит: «Смотри, как он всегда предупреждает подозрение в мнимом самохвальстве, ибо ничто так не оскорбляет слуха слушателей, как рассказ чего-либо великого и необычайного о себе самом. Но как он вынужден был сказать о себе нечто такое, то и поправляет себя, говоря: мы сие делаем для вас, а не для себя, чтобы вы имели чем хвалиться, а не мы; но и вы хвалились бы не без причины, но по причине лжеапостолов. Не для того, говорит, говорим сие, чтобы нас хвалили, но для того, чтобы вы могли свободно говорить за нас, и не для того, чтобы вам хвалиться только нами, но чтобы вас не обманывали более».

Такое понимание мысли Апостола вполне оправдывается следующими словами: да имате к хвалящимся в лице, а не в сердцы.

Да имате, — что же имате? — «Чем похвалиться» (святой Златоуст), «что ответить и что сказать в защиту нас» (Экумений), «чтоб вы научились, как вам надлежит защищать учителя и обличать лживые речи противников, которые носят на себе двойную личину, иное думают, а иное говорят» (Феодорит). К хвалящимся в лице, а не в сердцы. Чтоб имели вы что сказать пред этими хвалящимися наружною представительностию, а в сердце не имеющими тех добродетелей, какие являют напоказ. На вид они показывали и ревность Божию, и любовь к коринфянам и будто самоотвержение; на деле же, в душе, все это не было таково, как являлось. Святой Златоуст говорит: «Да имате, чем похвалиться к хвалящимся в лице. И сие также не просто и не без всякой нужды заповедует им делать, но когда лжеапостолы будут превозноситься. Он говорит и сие не для своей славы, но чтобы заградить уста лжеучителям, ко вреду коринфян хвалящимся своими делами, хвалящимся в лице, то есть наружными делами, совершаемыми напоказ. А лжеапостолы были действительно таковы и все делали из любочестия; и будучи пусты в душе, хотя имели вид благочестия и казались достойными почтения, но были чужды добрых дел».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем

Когда же мы пишем это вам, то не себя самих (опять) представляем вам, но побуждение даем вам — для похвальбы из-за нас дабы вы имели (что) пред теми, кои лицем хвалятся (а не сердцем), то есть хвастаются показными делами, потому что далеки были от тайных дел.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем

Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами

Тотчас же устраняет подозрение в мнимом тщеславии и говорит, что этими словами не себя самих хвалим, то есть возвышаем, превозносим похвалами, но вам даем повод хвалиться и красоваться нами пред лжеапостолами, которые поносят нас.

Дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем

Дабы вы имели что сказать и чем похвалиться о нас пред лжеапостолами, которые хвалятся лицем, то есть делают все напоказ, для виду, ибо они были таковы: носили личину благочестия, а в сердце не имели ничего доброго. Повелевает же хвалиться не всегда, но только тогда, когда лжеапостолы превозносятся.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем

Поскольку уже выше, когда обосновывал верность своего проповедования, он заметил и прославление себя другими, и теперь вновь указывает, что не для хвалы себе говорит, но для хвалы слушателям, чтобы радовались возможности воспринять поучение от его проповеди. Но даем вам повод хвалишься нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Говорит это, поскольку многие гордились и похвалялись перед другими, что учились у тех, кто всегда был с Богом.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем

Ср. 2Кор 3:1. Если Ап. говорит что-либо в похвалу свою, то этим он хочет дать Коринфянам в руки оружие для отражения враждебных ему наветов со стороны его врагов, которые незаконно слишком превозносили самих себя.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 5:11


Открыть окно