Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 4 глава 7 стих)

θησαυρος (#2565) сокровище, нечто ценное и дорогое, οστρακινος тот глиняный, керамический. Коринф славился своей керамикой в античном мире (Strabo, Geography, 8:6.23; Martin; ABD, 1:1136); Павел может иметь в виду маленькие глиняные светильники, которые стоили дешево и были хрупкими, или же он может говорить о глиняных вазах или урнах. Не еледует хранить ценное сокровище в хрупкой, непрочном и дешевом сосуде (Hughes; SB, 3:516; NW, 2, ii:436-38; Thrall; Furnish). Окончание слова обозначает материал, из которого сделан предмет (МН, 359). σκευεσιν dat. pl. от σκευος (#5007) сосуд, υπερβολη (#5651) избыток, изобилие, выдающееся качество (BAGD). η praes. conj. act. от ειμι (#1639) быть. Conj. с ινα (#2671) обычно указывает на цель, но здесь может иметь причинное значение (BG, 140-41).


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 4 глава 7 стих)

4:7 сокровище сие См. пояснение к ст. 1. глиняных сосудах Греч. слово означает «обожженная глина», подразумевая глиняную посуду. Она была дешевая, непрочная и недолговечная, но необходимая в домашнем хозяйстве. Иногда ее использовали для хранения ценностей — денег, ювелирных изделий, важных документов. Но чаще всего в нее складывали разный хлам. Последнее имеет в виду и Павел. Именно таким он видит себя — незначительным и недолговечным (ср. 1Кор 1:20−27; 2Тим 2:20,21). преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам Используя хрупких и немощных людей, Бог дает понять, что спасение является результатом Его силы, а не силы Его посланников (ср. 2:6). Великая сила Божья бесконечно выше глиняного горшка. Немощь посланника не имеет решающего значения для его дела (ср. 12:9,10).


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 4 глава 7 стих)

4:7 Поговорив об обязанности проповедовать весть просто, апостол Павел задумывается о человеке, которому доверено чудесное сокровище Евангелия. Сокровище — это славная весть Евангелия. С другой стороны, глиняный сосуд — хрупкое человеческое тело.

Контраст между ними огромен. Евангелие подобно драгоценному бриллианту, который ярко сверкает, как бы его ни повернули. Подумать только: такой драгоценный бриллиант доверен хрупкому, непрочному, слепленному из глины сосуду!

Сосуды из глины, разбитые, грязные,
Незримо Богатства полны.
Сокровище неба сияюще-ясное —
Христос в Его людях земных.
Непрочные, хрупкие — все же несущие
Сокровище через века.
Дар чудный вручила нам щедро дающая
Господа Бога рука.
Пустым быть, и низким, и неизвестным,
Но Богу — сосудом святым,
Наполненным Даром чудесным, небесным —
Христом, и одним только Им!
Ни крошки земли и ни капельки фальши,
Не скрыла чтоб свет темнота;
Ни капли себя, благовествовать дальше
Пустым и разбитым — но полным Христа!

(Тр. Фрэнсис Бивен)

Почему же Бог определил этому сокровищу быть в глиняных сосудах? А для того, чтобы избыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Бог хочет, чтобы человек был занят не собою, а Божьей властью и величием. А потому Он намеренно вверяет весть Евангелия слабым, часто непривлекательным людям. Вся хвала и слава должна принадлежать Создателю, а не созданию.

Как радостно понять, что непосильно дело,
Которое нам сделать предстоит.
А потому хвала за все, что уже сделано,
Не нам, а лишь Ему принадлежит.

(Хьютон)

Джоветт говорит:

«Это противоестественно, когда сосуд отбирает славу у сокровища, когда шкатулка привлекает больше внимания, чем лежащий в ней драгоценный камень. Очень извращенно смещены акценты, когда рама отодвигает картину на второе место, а посуда для пира заменяет еду. Что-то ужасное есть в христианском служении, когда «избыточная сила» приписывается нам, а не Богу. Такая избыточность очень быстротечна, она увянет так же скоро, как зеленое растение, и будет предана забвению». (J. H. Jowett, Life in the Heights, p. 65.)

Когда Павел писал стих 7, он почти наверняка думал о событии из главы 7 Судей. Там написано, что Гедеон вооружил свое войско трубами и пустыми кувшинами со светильниками внутри.

По условному сигналу его люди начали трубить в трубы и разбивать кувшины. Когда кувшины были разбиты, ярко засияли светильники. Это устрашило врагов. Они подумали, что их окружило огромное воинство, а не какие-то триста человек. Урок в том, что точно так же, как и в случае с Гедеоном, свет сияет только тогда, когда кувшины разбиты, так что это согласуется с Евангелием. Только тогда, когда человеческое орудие сокрушено, когда оно подчинено Господу, Евангелие может воссиять через нас во всем своем величии.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 4 глава 7 стих)

Стихи 1−7. В предыдущей главе апостол возвеличивал свое служение, описывая превосходство и славу Евангелия, которому он служил. В этой же главе его цель в том, чтобы защитить свое служение от обвинений со стороны лжеучителей, представлявших их как лукавых делателей или пытавшихся настроить против них умы людей на том основании, что они подвергались страданиям. Поэтому он рассказывает коринфянам о том, как они уверовали и доказали свое достоинство как служители Евангелия. Они не возносились, но трудились с еще большим усердием: «Посему, имея по милости Божией такое служение.., такое выдающееся и столь славное, мы не важничаем, не предаемся праздности, но стремимся как можно лучше исполнить свой долг».

I. Главное, о чем говорит Павел, — это их верность и искренность в служении.

1. За явление об их верности и постоянстве в труде: «...мы не унываем (ст. 1) в трудностях и не оставляем свое дело». Этой твердостью они были обязаны милости Божией. От этой милости они получили свое апостольство (Рим 1:5), и она же даровала им силу быть преданными ему. Примечание: Мы обязаны великой милости и благодати Бога как тем, что были призваны к святости, признаны верными и определены на служение (1Тим 1:12), так и тем, что остаемся верными и стойкими в своем труде и усердии. Самые лучшие люди могут ослабеть от труда или от тяжелого бремени, если не будут получать милости от Бога. Благодатию Божиею есмъ то, что есмъ.., — сказал великий апостол в своем предыдущем послании коринфянам, 1Кор 15:10.

2. Заверения в искренности, с какой они совершали свое служение (ст. 2): ...отвергнувши скрытные постыдные дела... Скрытные дела — это постыдные дела, они не переносят света, и совершающие эти дела стыдятся их, особенно, когда о них становится известно. Апостол не допускал таких дел, но избегал и отвергал их с негодованием. Не прибегая к хитрости.., то есть к какой-то маскировке, к лукавым и коварным поступкам, но действуя в великой простоте и с открытым сердцем. Они не преследовали низменные и нечистые цели, прикрывая их благовидными предлогами и претензиями на доброе. В своих проповедях они не искажали слова Божия, но, как он говорил выше, проповедовали простым языком и не использовали свое служение для достижения каких-то корыстных или низменных целей. Они не обманывали людей, выдавая ложь за истину. Они открывали истину... совести всякого человека, возвещая только то, что сами считали истиной и в чем могли убедить совесть слушающих, чтобы они сами могли судить об истине и сами за себя дать отчет. Все это апостолы делали, как пред Богом, желая таким образом представить себя Богу и совести людей. Примечание: Непоколебимая преданность евангельской истине похвальна как для служителей, так и для всех христиан; искренность, или добросовестность, заслуживает доброй репутации среди мудрых и добрых людей.

II. Павел предотвращает возражение, могущее быть сформулированным следующим образом: «Если это так, то почему же Евангелие остается закрытым и оказывается бездейственным для некоторых из слушающих его?» Отвечая на это возражение, апостол показывает, что причина заключается не в Евангелии и не в проповедующих его. Истинными причинами являются следующие:

1. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, ст. 3. Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11), и Евангелие предназначено для спасения таковых. Если же оно не достигает и не спасает их, то они обречены на погибель, они не могут надеяться спастись каким-то другим путем, ибо нет иного способа или средства спасения. Поэтому если Евангелие закрыто для души, то это является как признаком, так и причиной ее гибели.

2. Бог века сего ослепил умы их, ст. 4. Они находятся под влиянием и властью сатаны, названного здесь богом века сего, а в других местах князем мира сего, по причине его огромного влияния на этот мир и того почтения, какое оказывают ему множество людей, а также той власти, с какой он управляет, по допущению Божиему, миром и сердцами подданных его, вернее, его рабов. И поскольку он является князем тьмы и правителем тьмы века сего, то ослепляет человеческие умы, сеет предрассудки и, действуя в своих интересах, держит их разум во тьме и слепоте посредством невежества, заблуждений и предубеждений, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

(1) Цель Христа посредством Евангелия открыть Бога умам людей. Будучи образом Божиим, Он являет силу и мудрость Бога, Его благодать и милость с целью нашего спасения.

(2) Цель же сатаны — держать человека в неведении, и если он не может изгнать из мира свет Евангелия, то старается не дать проникнуть ему в сердца людей.

III. Павел дает доказательства их искренности, ст. 5. Задачей всей их жизни было проповедовать Христа, а не самих себя: Мы не себя проповедуем... Собственное я не было ни предметом, ни целью их проповеди. Свои собственные понятия и личные мнения они не выдавали за слово Божие и свои желания и суждения за волю Его; они не искали своего ни выгоды, ни славы. Они проповедовали Христа Иисуса, Господа, что подобало и надлежало им делать как рабам Христовым. Их задачей было возвестить миру о своем Господе как о Мессии, или Христе Божием как об Иисусе, то есть единственном Спасителе рода человеческого, и как о справедливом Господе, чтобы возвеличить и прославить Его. Примечание: Все христианское учение центрируется вокруг личности Христа, проповедуя Христа, мы проповедуем все, что должны проповедовать. «Что же касается нас, — говорит апостол, — то мы — рабы ваши для Иисуса». Он не делает им комплимента, но признает свою готовность послужить их душам, их духовным и вечным интересам, причем ради Иисуса, — не ради своих собственных или их интересов, но ради Иисуса, ради того чтобы подражать Его великому примеру и содействовать Его славе. Примечание: Служители, слуги душ человеческих, не должны быть гордыми, господствующими над наследием Божиим, но, в то же время, они не должны становиться рабами человеческих настроений и прихотей, ибо если бы они угождали людям, то не были бы рабами Христовыми, Гал 1:10. Причины этого в следующем:

1. Почему они должны проповедовать Христа. Потому что в свете Евангелия мы познаем славу Божию, сияющую в лице Иисуса Христа, ст. 6. Свет Солнца правды гораздо славнее того света, которому Бог повелел воссиять из тьмы при творении. Приятно видеть небосвод, освещенный солнцем, но еще приятнее наблюдать сердце, освещенное светом Евангелия. Примечание: Как свет появился в самом начале при творении первого мира, так просвещение от Духа Святого в новом творении является первым воздействием на сердце человека. Благодать Божия творит такой свет в душе, что те, кто были некогда тьма, а теперь — свет в Господе.., Еф 5:8.

2. Почему они не должны проповедовать себя: потому что они всего лишь глиняные сосуды, не имеющие сами по себе никакой ценности или имеющие очень незначительную ценность. Возможно, здесь есть намек на светильники, которые воины Гедеона несли в глиняных кувшинах. Сокровище евангельского света и благодати вложено в глиняные сосуды. Служители Евангелия — слабые и бренные создания, подверженные тем же немощам, что и другие люди; они смертны и вскоре разрушатся, как глиняный сосуд. И Бог распорядился таким образом, что чем слабее сосуд, тем более проявляется в нем Его сила, чтобы больше ценилось само сокровище. Примечание: В Евангелии Христа заключена огромная сила, способная просвещать разум, пробуждать совесть, обращать души и давать радость сердцам, но вся эта сила — от Бога Творца, а не от человека, так как он является лишь инструментом в Его руках, поэтому Бог должен быть прославляем во всем.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 4 глава 7 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

И величие даров, и слабость получивших их показывают силу не только тем, что Бог даровал столь великие блага, но и тем, что даровал слабым. Под глиняным сосудом он как раз подразумевает хрупкость нашей смертной природы и немощь нашей плоти. Ибо она ничуть не крепче глиняного сосуда, столь же легко повреждается и так же просто разрушается смертью, болезнями, непостоянством воздухов и множеством других причин… Тогда-то особенно и проявляется сила Божия, когда она совершает великие дела через ничтожные орудия.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам


Какое сокровище? Наитие Духа, оправдание, освящение, искупление. Какое, скажи мне сокровище? «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. — Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, — обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян 3:6, 9:34, 16:18).

Видишь ли сокровище, блистательнейшее царских сокровищ? Может ли царский жемчуг сделать то, что совершали слова апостольские? Наложи тысячи диадем на мертвого, и он не встанет; а произнесено одно слово апостола, и оно восстановило мятежную природу и возвратило ее в прежнее состояние.

«Но сокровище сие». О, сокровище, не только сохраняющееся, но и сохраняющее тот дом, в котором оно находится! Понял ли ты, что я сказал? Земные цари и начальники, имея сокровища, приготовляют великие дома, стены, запоры, двери, стражей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христос сделал иначе: Он положил свое сокровище не в каменный, а в глиняный сосуд Если это сокровище велико, то почему слабый сосуд? Именно потому-то и слабый сосуд, что велико сокровище: не сосуд хранит это сокровище, а оно хранит сосуд Я полагаю, говорил Он, сокровище, и кто может похитить его? Приходил дьявол, приходила вселенная, приходили тысячи, и не похитили сокровища; сосуд был поражаем ударами, а сокровище не далось; он был потопляем в море, а оно не потонуло; он умер, а сокровище остается.

Источник: Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен.

Феофан Затворник (1815−1894)

Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас

Сокровищем называет Апостол то, о чем говорил пред сим, то есть слово благовестия с полнотою благодати Святого Духа на устроение духовного царства Христова на земле, или Святой Его Церкви. Это сокровище, столь великое, столь преславное, столь многодейственное, имеем мы, говорит, или носим в скудельных сосудах, разумея под сим тело немощное, с подразумеванием и внешнего своего положения, всегда уничиженного и стеснительного, как изображает вслед за сим. Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтоб Апостолы одним видом своим, или своею показностию, уже влияли на людей? — Мог, но не благоволил так сделать, для того, говорит, чтоб в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтоб ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией. Смотря на нас, столь немощных и уничиженных, никто и подумать не может, чтоб, когда или слово сильней от нас исходит, или дело какое чрезвычайное нами совершается, это и подобное сему зависело от нас, но все то прямо отнесет к силе Божией, чрез нас действующей. Сия сила ничем с нашей стороны заслоняема не бывает; она видится во всей своей наготе и полноте. Если же так, то всякий должен был заключать словами Господа: если сии о персте Божии все сие творят, убо постиже на нас царствие Божие; надо покориться слову их и веровать, чтоб не быть Богоборцами.

Святой Златоуст говорит на это место: «Сие-то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить такое сокровище. Да премножество, говорит, силы Божия будет, а не от нас. Ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божию, как в том, что Бог столь великие даровал блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти, потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда; она столь же удобосокрушима и так же легко сокрушается и смертию, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он, как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого. Ибо тогда особенно и бывает видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела; как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается (2Кор 12:9). — Так, послав только двенадцать человек, покорил Он вселенную, и притом тогда, когда сии двенадцать сами были гонимы. Подивимся в сем силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Вопросим иудеев, спросим еллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Не рыболовы ли, не скинотворцы ли, не мытари ли, не книжные и простые люди? Как же бы это могло совершиться, если бы не действовала чрез них сила Божия? Притом — что говорили они, когда убеждали? — Креститесь во имя Распятаго. Какого? — Того, Которого они не знали и не видали. И, однако ж, несмотря на то, что говорили и проповедали сие, пригвожденный ко кресту Христос привлекал к Себе всех. Откуда же такая сила убедительности? — Ниоткуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Слова сии: имамы убо сокровище сие в скудельных сосудех, кажется мне, имеют двоякий смысл. Или они означают, что сокровище сие, то есть небесное богатство и преестественные дарования, превышающие наше достоинство, имеем мы в смертном сем теле, справедливо названном скудельным, потому что оно сотворено из земли, или, что богатство Божественной премудрости в Священных Писаниях имеем заключенным в низких и простых речениях и примерах. А что это дает разуметь Апостол, присовокупил он на то и причину: да премножество силы будет Божия, а не от нас. Ибо видевшие, что проповедники Слова, будучи людьми неучеными, невеждами и немощными, которых везде били и гнали, преодолевают и препобеждают все, прославляли Бога, потому что сила Божия в немощи Апостолов наиболее открывалась и просиявала. Ибо они, будучи немощными, превозмогали сильных, будучи бедными, овладевали богатыми, будучи невеждами, преодолевали мудрых.

Не знаешь ты, кажется мне, состояния Церкви в первые времена, ибо, зная, не усомнился бы в этом. А я, пролив горячие слезы о том, что, имея у себя сумы с богатством, по нерадению (говорю это о себе) утратили мы истинное богатство, перейду к объяснению указанного тобою. Апостолы, имея тело смертное и более слабое, чем всякое брение, гонимые и преследуемые, воскрешали мертвых, воздвигали расслабленных, исцеляли больных, изгоняли демонов, предрекали будущее, являли присутствие Святаго Духа.

Не слышал ты разве, что говорил им Симон: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго (Деян 8:19)? Что сравнится с сим богатством? Что драгоценнее сего? Если кто, совокупив воедино царства всей земли — разумею царства ассирийское, персидское, македонское и римское — словом своим соделает из них одно и приравняет к этому богатству, то осужу его, как несмысленного ребенка, не умеющего различать свойства вещей. Даже если представишь в уме и нечто большее, то увидишь, что богатство сие и того выше.

Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными какими правителями окрест Царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и приняли не писания на слоновой кости, составляющие, может быть, человеческое преимущество, но власть, какой не имеют и цари земные. Ибо сказано им было: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите, будут разрешена (Мф 18:18).

Если же вообразишь в уме и оные обетованные им блага, то придешь в большее изумление. А если кто не поверит будущему, то пусть за доказательство примет настоящее. Ибо Царствующий на суше и на море нисходит в гробницу рыбаря, лобызать его кости. Видишь ли это неприкосновенное богатство, лежащее в скудельных сосудах?

Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать, то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку Он давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случай могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил словами простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись спасением многих и даже несведущих, Слово, по человеколюбию Законоположника растворенное такою ясностью, никого не лишает посильной пользы.

Не вознерадело Оно и о более мудрых, потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения настолько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей, и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости.

Источник: Письма. Книга I.

Макарий Великий (~300−391)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище: то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем, сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея «сокровище сие в скудельных сосудех», то есть, будучи еще во плоти, сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор 1:30).

Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения. Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище, тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание, какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа, не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод правды.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 18.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Святого Духа облекаемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева имея, то есть и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятой Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной.

Источник: Слова (Слово 45-е).

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Многие это понимают в отношении тела и Святого Духа, подразумевая, что мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Так, конечно же, можно понимать, но есть и другое понимание, и намного лучшее: мы имеем ценнейшее сокровище в глиняных сосудах — это сокровище в простых словах Писания.

Источник: Трактат на Псалмы (Пс 77).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах

Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? — говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.

чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Как Божественное провидение не сводится к выдумке убежденных в его существовании от того, что дела его или планы человеческой способностью не охватить, так и о святом Божественном вдохновении Писания, которое простирается на все его тело, не следует думать как о несуществующем по причине нетвердости нашей способности к пониманию, не справляющейся с открытием скрытых глубоких мыслей в отдельных словах. Ибо в сосудах простых и неприкрашенных слов скрывается сокровище божественной мудрости, как это подчеркивает апостол, говоря: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, — с тем чтобы тем сильнее божественная сила добродетели воссияла, поскольку никакие прикрасы красноречия человеков не примешивались к истине основ учения.

Источник: О началах.

Амвросиаст (IV в.)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Под сокровищем апостол Павел здесь имеет в виду таинство Бога во Христе, которое открыто для верующих, а от неверующих сокрыто покрывалом; ибо как сокровище помещается в потайном месте, так и таинство Бога внутри человека, то есть в сердце человеческом, хранится. Это сокровище в душе и теле он называет даром Бога, дабы высота добродетели Его обнаружилась через проповедующих человеков, чтобы утешилось все языком Творца своего, не для прославления человеков, но Бога. Ибо человеки, когда сами были малы и малоопытны, восприняли от Бога подвиг и чудо слова и дела. О глиняных сосудах апостол Павел говорит, чтобы подчеркнуть хрупкость природы человеческой, которая сама ничего не может иначе, как восприняв добродетель от Бога, и Сам Бог Себя во славу Свою проповедует через то, что непрочно.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровище сие, т. е. величие внутреннее. — Мы, т. е. Ап. Павел. — В глиняных сосудах — т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2Кор 12:7 и сл.; Гал 4:14). — Чтобы преизбыточная сила — т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. — Была приписываема Богу, а не нам. Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла.

Ст. 7−12 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас

После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно