Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 4 глава 18 стих)

σκοπουντων praes. act. part, от σκοπεω (#5023) внимательно всматриваться во что-л., сосредотачивать внимание на чем-л. Part, используется как gen. abs., сопутств. (Hughes), βλεπομενa praes. pass, part, от βλεπω (#1063) видеть. Adj. part., "вещи, которые видно", то есть "видимое", προσκαιρος (#4672) временный; здесь: на время,временно.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 4 глава 18 стих)

4:18 видимое… невидимое Терпение основывается на способности видеть за физическим духовное, за настоящим будущее, за видимым — невидимое. Верующие должны смотреть дальше временного и погибающего (т.е. мирского). невидимое вечно Главное для верующего — это стремление к Богу, Христу, Святому Духу и людским душам.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 4 глава 18 стих)

4:18 Здесь слово «смотрим» относится не только к человеческому зрению; скорее, оно передает идею взгляда на вещь как на нечто важное. Видимое не является целью существования. Это относится прежде всего к невзгодам, испытаниям и страданиям, которые перенес Павел. Они были несущественны для его служения; великой же целью его служения было невидимое. Это может включать в себя славу Христа, благословения ближним и ту награду, которая ожидает верного служителя Христова в Судный день.

Джоветт комментирует:

«Для того чтобы уметь видеть первое, нужно зрение; чтобы уметь видеть второе, нужно прозрение. Первый способ видеть — естественный, второй — духовный. Основной орган различения в первом случае — разум, во втором — вера... Во всем Писании зрение и прозрение постоянно противопоставляются, и везде нас учат понимать ограниченность и недостаточность одного и ставить выше него полноту и широту другого». (Jowett, Life in the Heights, pp. 68−69.)


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 4 глава 18 стих)

Стихи 8−18. В этих стихах Павел говорит о мужестве и терпении в их страданиях. Заметим:

I. Как описываются их страдания и их терпение в этих страданиях, ст. 8−12. Апостолы были великими страдальцами, следуя по стопам своего Учителя. Христос говорил Своим ученикам, что в мире они будут иметь скорбь, и они ее имели; однако в этой скорби они испытывали чудесную поддержку, облегчение и утешение. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены.., cт . 8. Мы не связаны и не ограничены, потому что видим помощь в Боге и от Бога потому что имеем к Нему свободный доступ». Далее: «...мы в отчаянных обстоятельствах.., мы часто не уверены относительно своего будущего, и поэтому не всегда наш дух спокоен, ...ноне отчаиваемся (ст. 8), зная, что Бог способен поддержать и избавить нас, и мы полагаем в Нем свою надежду и упование». И еще: «Мы гонимы.., гонимы человеческой ненавистью и жестокостью, как люди, недостойные того, чтобы жить, ...ноне оставлены Богом» (ст. 9). Добрые люди могут иногда быть оставлены своими друзьями и гонимы своими врагами, но Бог никогда не оставит их. Далее: «Мы низлагаемы, враги могут торжествовать, наш дух начинает ослабевать, внутри могут быть страхи, а отвне — нападения, но не погибаем» (ст. 9). Они все еще живы и не пали духом. В каких бы условиях ни оказались дети Божии в этом мире, они имеют утешение в этих словах «но не»: их положение бывает иногда плохое, даже очень плохое, но не безвыходное. Апостол говорит, что он постоянно страдает и что его страдания являются уподоблением Христовым страданиям, ст. 10. Страдания Христа, в некотором смысле, повторяются в страданиях христиан, так что они носят... мертвость Иисуса Христа в своих телах, представляя миру великий пример Его страданий, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти их (ст. 11), то есть чтобы люди могли увидеть силу Христова воскресения, действенность благодати, пребывающей в живом Иисусе и исходящей от Него, чтобы являться в тех и для тех, кто все еще остается жив, несмотря на то что непрестанно предаются на смерть (ст. 11) и смерть действует в них (ст. 12), они постоянно подвергаются смерти, и смерть готова поглотить их. Страдания апостолов были так велики, что в сравнении с ними другие христиане, даже в то время, благоденствовали: ...смерть действует в нас, а жизнь в вас, ст. 12.

II. Что сохраняло их от отчаяния и уныния в этих страданиях, ст. 13−18. Каковы бы ни были страдания и тяжести в жизни добрых людей, они имеют достаточно причин, для того чтобы не унывать.

1. Вера хранила их от уныния: Мы имеем тот же дух веры (ст. 13), то есть веры, являющейся плодом Духа; они имели ту же самую веру, посредством которой ветхозаветные святые совершали великие дела и переносили великие страдания. Примечание: Вера — это превосходное средство против малодушия во время скорби. Дух веры поддерживает дух человека в его немощах; как апостол подражал примеру Давида, сказавшего: «Я веровал и потому говорил», так нам апостол оставляет свой пример для подражания: «...мы веруем, потому и говорим». Как мы сами получаем поддержку и ободрение от доброго слова и доброго примера, так должны стараться быть примером для других.

2. Надежда на воскресение сохраняла их от отчаяния, ст. 14. Они знали, что Христос воскрес и что Его воскресение было залогом и гарантией их воскресения. Их надежда была твердой, так как основывалась на том, что Тот, Кто воскресил Христа, Главу, воскресит и члены Его тела. Примечание: Надежда на воскресение должна ободрять нас в дни скорби и поднимать выше страха смерти; ибо какие могут быть основания для страха перед смертью у верного христианина, умирающего в надежде на радостное воскресение?

3. Искание славы Божией и блага Церкви сохраняло их от изнеможения под гнетом страданий, cт. 15. Их страдания служили к пользе всей Церкви (2Кор 1:6) и приносили славу Богу. Ибо когда Церковь созидается, тогда Бог прославляется. Мы можем терпеливо и радостно переносить страдания, когда видим, что они служат ко благу других — наставляют, назидают, ободряют и утешают их. Примечание: Страдания служителей Христа, так же как их проповедь и их поведение, предназначены для блага Церкви и для славы Божией.

4. Их удерживала от уныния также мысль о той пользе, какую их души получали благодаря страданиям тела: ...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется, ст. 16.

Отметьте здесь:

(1) У каждого из нас есть внешний и внутренний человек, тело и душа.

(2) Если внешний человек тлеет, то против этого нет никаких средств, это неизбежно, этому надлежит быть, он сотворен смертным.

(3) Но наше счастье, если разрушение внешнего человека способствует обновлению внутреннего, если внешние скорби приносят пользу внутреннему человеку, если в слабом и болезненном теле живет сильный и здоровый дух. Даже лучшие из людей нуждаются в постоянном и ежедневном обновлении внутреннего человека. Там, где начато доброе дело, необходимо приложить еще больше труда, чтобы оно продвигалось вперед. Как пороки нечестивых людей с каждым днем становятся хуже, так добродетели благочестивого человека с каждым днем становятся прекраснее.

5. Перспектива вечной жизни и вечного блаженства также хранила их от уныния и служила им сильным ободрением и утешением.

(1) Апостол и его товарищи по страданиям видели, что их скорби работают для неба и в конце концов прекратятся, ст. 17. Они верно взвесили все на весах святилища: положив на одну чашу весов небесную славу, а на другую — земные страдания, они определили, что страдания — легкие, а слава неба безмерно преизбыточествует. То, что их чувствам казалось тяжелым и продолжительным, вера воспринимала как легкое и кратковременное. С другой стороны, ценность и достоинство венца славы значительно превосходят все, что может человек представить или о чем помыслить; они таковы сами по себе, и должны так же оцениваться верующей душой; мы найдем особую поддержку в наших страданиях, если будем воспринимать их как предназначенные для нашего приготовления к будущей славе.

(2) Вера помогала им правильно судить о всем: ...мы смотрим не на видимое, но на невидимое.., ст. 18. Именно верой мы видим невидимого Бога (Евр 11:27), верой представляем себе невидимое небо и невидимый ад, и вера есть уверенность в невидимом. Примечание:

[1] Невидимое так же реально, как и видимое.

[2] Между ними существует огромная разница: невидимое — вечно, а видимое — временно.

[3] Верою мы не только познаем видимое и невидимое и огромную разницу между ними, но также избираем своей целью невидимое, смотрим, главным образом, на невидимое и не стремимся к тому, чтобы избегать зла в этой жизни или искать ее временных и преходящих благ, но стараемся избежать будущего зла и достичь будущих благ, которые невидимы, но реальны, определенны и вечны. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, Евр 11:1.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 4 глава 18 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Не будем смущаться и досадовать, но будем с мужеством и терпением переносить все напасти, взирая не на скорби, а на пользу, происходящую отсюда. Ибо это есть духовное приобретение. Как желающие собрать богатство, занятые житейскими приобретениями, не иначе могут умножить свое достояние, как испытывая множество опасностей на суше и на море (ибо неизбежно подвергаются козням и нападениям воров и пиратов), и однако охотно готовы переносить все это, в ожидании прибыли, не чувствуя ничего тяжелого, — так и мы должны радоваться и веселиться, помышляя о собираемом таким образом богатстве и духовном приобретении, и взирать не на видимое, а на невидимое, как это внушает Павел, говоря: когда мы смотрим не на видимое.

Источник: Гомилия 63 на Книгу Бытия.

См. также Толкование на 2Кор 4:16

Кесарий Арелатский (470−543)

когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Если ты стремишься в вещам преходящим, то молитва твоя прилюдна и при открытых дверях. Если ищешь вечного, то молитва твоя возносится тайно, потому что хочешь обрести не то, что видимо, а невидимое.

Источник: Проповеди.

Феофан Затворник (1815−1894)

Не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна

Условие выставляет Апостол, при котором тление внешнего человека обновляет внутреннего и легкое печали тяготу вечной славы соделывает нам Под тем условием, говорит, если мы не смотрим на видимое, а на невидимое, или при таком строе нравственном, в коем не смотрят на видимое, а на одно невидимое. Это само собою видно. Смотри на солнце, и светоносностию его исполнишься (внутренний обновится). Также подымись повыше, и все на земле сущее покажется мелочным и ничтожным.— Святой Златоуст говорит: «Показывает способ, как легкою делается тяжесть скорби. Как же? — Не смотрящим нам, говорит, видимых, но невидимых. Если будем отвращать взор свой от видимого, то настоящее будет для нас легко, а будущее велико». Ту же связь видит в этих текстах и Экумений: «Поелику назвал скорбь легкою, хоть она бывает тяжела, то объясняет теперь, каким образом бывает легкою нынешняя скорбь. Если, говорит, не будем смотреть на видимое, а на невидимое. Ибо противопоставь только тамошнее здешнему, и увидишь, как все здешнее покажется легким. Ибо это все временно, а то вечно».

Не смотряющим, — μη σκοπουντων. На ристалищах, — σκοπος, — мета, до которой надлежало прежде всех достигнуть, чтобы получить награду. Бегущие на конях или на ногах взор свой весь вперяют в эту мету, ни на что стороннее не обращая внимания, будь тут золотые горы. Апостол выражает, что обновляемым духовно, ждущим вечной славы надлежит не только в цели не иметь ничего видимого, но и во внимании того не держать, быть так к нему, как бы его не было; цель же, куда взор их, минуя все, должен быть вперен, есть исключительно невидимое. Оно одно — предмет их желаний, стремлений и надежд. Пока человек живет телом и душою оплотенелою, до тех пор невидимое кажется ему чем-то призрачным, неопределенным, будто не сущим. Когда приходит благодать и пробуждает дух, то в числе первых требований к восприятию новой жизни есть отречение от видимости, от опор, надежд и утех, видимыми вещами и лицами подаемых, и обращение к невидимому, чтоб там положить надежды свои и предметы своих исканий и надежд. Этим требуется жертва кровная, но она необходима. Сознавший это делает себе перелом, как это ни больно, и приносит требуемую жертву. Она отворяет дверь входа благодати, образующей нового человека. Родившись под таким отчуждением от видимого, внутренний новый человек, если он развивается правильно, уже не возвращается сюда, а живет там весь в невидимом. Оно одно становится для него истинно сущим; видимое же призрачным и исчезающим, как оно и есть на деле. Почему в словах Апостола: не смотряющим нам видимых можно видеть такой смысл: уж это такой порядок, или закон жизни о Христе Иисусе, что мы не смотрим на видимое, а на одно невидимое.— Что это невидимое? — Бог, в Троице поклоняемый, и все то, что дает Он вкусить приближающимся к Нему. Это немногосложно, но многообъятно, — и одно насыщает; тогда как видимого много, но оно не насыщает, а только раздражает вкус. Что это видимое? — Все, что считает благом человек, этой жизни преданный: довольство, сласти, почет, преобладание, властвование, широта предприятий и успешность в них, и подобное.

Видимая бо временна, невидимая же вечна. Не касается других черт видимого и невидимого, потому что эти нагляднее. Пристращенному к видимым вещам, что ни говори об этом с невыгодной стороны, все не совсем внятно будет; а что все это временно, это осязательно видно, ибо пред его глазами течет, как река, и постоять не может. Отрешившийся от видимого и сочетавшийся с невидимым, хотя и мог бы понять многие другие черты сего невидимого, кроме вечности, — но как он уже и вкушает их и в этом вкушении видит блаженство отрешенной от всего жизни, то для него утешительнее всего слышать, что невидимое, сладость которого он начал вкушать, вечно и что, следовательно начатому им сладостному благобытию конца не будет. Так Апостол, простым словом, одним дал сильное вразумление, а другим крайне утешительное ободрение. Святой Златоуст говорит: «Не сказал, что одни скорби временны, но — все видимое, хотя бы то была скорбь, хотя бы радость; чтобы и в радости мы не расслабевали, и скорбями не тяготились. Посему же, говоря и о будущем, он не сказал: царствие вечно, но невидимая вечна, хотя бы то было царство, хотя бы мучение — чтобы мы сего последнего страшились, а к оному стремились. Итак, поелику видимое временно, а невидимое вечно, то к невидимому и будем простирать наши взоры. Если временное предпочтем вечному, то чем извиним себя? Положим, что и временное приятно, но оно непродолжительно, а мучения за оное не будут иметь ни конца, ни пощады. Какой ответ дадут те, кои, быв удостоены Духа Божия и вкусивши уже от толикого дара Божия, после обратили взоры свои долу и ниспали к земному?»

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Показывает, как легка скорбь. Все видимое, говорит, временно, следовательно, и скорбь, и самый покой, ибо и он видим. Ибо для того сказал видимое, чтобы обнять и покой. Итак, не будем унывать в скорби, ни расслабляться покоем. Если же так, то невидимое, то есть Царствие и мучение, вечны. Поэтому ищите первого и убегайте последнего.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Апостол учит, что имеющие жажду небесного и духовного презирают все преходящее и земное, ибо по сравнению с желаемым духовным земное настоящее есть ничто.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Здесь Ап. разъясняет, что видеть это преимущество будущего прославления дано не всякому. Только особо просветленный взор может видеть невидимое, т. е. то, что ожидает людей в загробной жизни. Тот, кто это может делать, понимает, что все видимое скоро кончается и что вечно только невидимое, т. е. то, что будет в иной жизни.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 4:13


Открыть окно