Но объяснение можно найти в проводимом Павлом сравнении. Бедствия, если их рассматривать как таковые, могут быть весьма тяжелыми, но по сравнению с ожидающим впереди преизбытком вечной славы они легки. (На иврите слово «слава» образовано от корня «быть тяжелым», что, видимо, обусловило формулировку, избранную Павлом. Ср. с переводом этого стиха в «Благой Вести от Бога»: «Ибо кратковременное страдание приносит нам славу вечную, которая далеко перевешивает наше страдание».) Кроме того, легкое страдание кратковременно, тогда как слава вечна. Урок, полученный нами через страдания в этом мире, принесет нам обильные плоды в мире грядущем.
Мурхед замечает: «Маленькая радость входит в нас в этом мире; там в радость войдем мы. Здесь — несколько капель, там — целый океан». (William C. Moorehead, Outline Studies in the New Testament: Acts to Ephesians, p. 191.)
В этом стихе есть пирамида, которая, по словам Ф. Е. Марша, не утомляет и не заставляет восходящего выбиться из сил, а приносит несказанный отдых и утешение его душе.
Слава.
Вечная слава.
Преизбыток вечной славы.
Безмерный преизбыток вечной славы.
(F. E. Marsh, Fully Furnished, p. 103.)
I. Как описываются их страдания и их терпение в этих страданиях, ст. 8−12. Апостолы были великими страдальцами, следуя по стопам своего Учителя. Христос говорил Своим ученикам, что в мире они будут иметь скорбь, и они ее имели; однако в этой скорби они испытывали чудесную поддержку, облегчение и утешение. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены.., cт . 8. Мы не связаны и не ограничены, потому что видим помощь в Боге и от Бога потому что имеем к Нему свободный доступ». Далее: «...мы в отчаянных обстоятельствах.., мы часто не уверены относительно своего будущего, и поэтому не всегда наш дух спокоен, ...ноне отчаиваемся (ст. 8), зная, что Бог способен поддержать и избавить нас, и мы полагаем в Нем свою надежду и упование». И еще: «Мы гонимы.., гонимы человеческой ненавистью и жестокостью, как люди, недостойные того, чтобы жить, ...ноне оставлены Богом» (ст. 9). Добрые люди могут иногда быть оставлены своими друзьями и гонимы своими врагами, но Бог никогда не оставит их. Далее: «Мы низлагаемы, враги могут торжествовать, наш дух начинает ослабевать, внутри могут быть страхи, а отвне — нападения, но не погибаем» (ст. 9). Они все еще живы и не пали духом. В каких бы условиях ни оказались дети Божии в этом мире, они имеют утешение в этих словах «но не»: их положение бывает иногда плохое, даже очень плохое, но не безвыходное. Апостол говорит, что он постоянно страдает и что его страдания являются уподоблением Христовым страданиям, ст. 10. Страдания Христа, в некотором смысле, повторяются в страданиях христиан, так что они носят... мертвость Иисуса Христа в своих телах, представляя миру великий пример Его страданий, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти их (ст. 11), то есть чтобы люди могли увидеть силу Христова воскресения, действенность благодати, пребывающей в живом Иисусе и исходящей от Него, чтобы являться в тех и для тех, кто все еще остается жив, несмотря на то что непрестанно предаются на смерть (ст. 11) и смерть действует в них (ст. 12), они постоянно подвергаются смерти, и смерть готова поглотить их. Страдания апостолов были так велики, что в сравнении с ними другие христиане, даже в то время, благоденствовали: ...смерть действует в нас, а жизнь в вас, ст. 12.
II. Что сохраняло их от отчаяния и уныния в этих страданиях, ст. 13−18. Каковы бы ни были страдания и тяжести в жизни добрых людей, они имеют достаточно причин, для того чтобы не унывать.
1. Вера хранила их от уныния: Мы имеем тот же дух веры (ст. 13), то есть веры, являющейся плодом Духа; они имели ту же самую веру, посредством которой ветхозаветные святые совершали великие дела и переносили великие страдания. Примечание: Вера — это превосходное средство против малодушия во время скорби. Дух веры поддерживает дух человека в его немощах; как апостол подражал примеру Давида, сказавшего: «Я веровал и потому говорил», так нам апостол оставляет свой пример для подражания: «...мы веруем, потому и говорим». Как мы сами получаем поддержку и ободрение от доброго слова и доброго примера, так должны стараться быть примером для других.
2. Надежда на воскресение сохраняла их от отчаяния, ст. 14. Они знали, что Христос воскрес и что Его воскресение было залогом и гарантией их воскресения. Их надежда была твердой, так как основывалась на том, что Тот, Кто воскресил Христа, Главу, воскресит и члены Его тела. Примечание: Надежда на воскресение должна ободрять нас в дни скорби и поднимать выше страха смерти; ибо какие могут быть основания для страха перед смертью у верного христианина, умирающего в надежде на радостное воскресение?
3. Искание славы Божией и блага Церкви сохраняло их от изнеможения под гнетом страданий, cт. 15. Их страдания служили к пользе всей Церкви (2Кор 1:6) и приносили славу Богу. Ибо когда Церковь созидается, тогда Бог прославляется. Мы можем терпеливо и радостно переносить страдания, когда видим, что они служат ко благу других — наставляют, назидают, ободряют и утешают их. Примечание: Страдания служителей Христа, так же как их проповедь и их поведение, предназначены для блага Церкви и для славы Божией.
4. Их удерживала от уныния также мысль о той пользе, какую их души получали благодаря страданиям тела: ...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется, ст. 16.
Отметьте здесь:
(1) У каждого из нас есть внешний и внутренний человек, тело и душа.
(2) Если внешний человек тлеет, то против этого нет никаких средств, это неизбежно, этому надлежит быть, он сотворен смертным.
(3) Но наше счастье, если разрушение внешнего человека способствует обновлению внутреннего, если внешние скорби приносят пользу внутреннему человеку, если в слабом и болезненном теле живет сильный и здоровый дух. Даже лучшие из людей нуждаются в постоянном и ежедневном обновлении внутреннего человека. Там, где начато доброе дело, необходимо приложить еще больше труда, чтобы оно продвигалось вперед. Как пороки нечестивых людей с каждым днем становятся хуже, так добродетели благочестивого человека с каждым днем становятся прекраснее.
5. Перспектива вечной жизни и вечного блаженства также хранила их от уныния и служила им сильным ободрением и утешением.
(1) Апостол и его товарищи по страданиям видели, что их скорби работают для неба и в конце концов прекратятся, ст. 17. Они верно взвесили все на весах святилища: положив на одну чашу весов небесную славу, а на другую — земные страдания, они определили, что страдания — легкие, а слава неба безмерно преизбыточествует. То, что их чувствам казалось тяжелым и продолжительным, вера воспринимала как легкое и кратковременное. С другой стороны, ценность и достоинство венца славы значительно превосходят все, что может человек представить или о чем помыслить; они таковы сами по себе, и должны так же оцениваться верующей душой; мы найдем особую поддержку в наших страданиях, если будем воспринимать их как предназначенные для нашего приготовления к будущей славе.
(2) Вера помогала им правильно судить о всем: ...мы смотрим не на видимое, но на невидимое.., ст. 18. Именно верой мы видим невидимого Бога (Евр 11:27), верой представляем себе невидимое небо и невидимый ад, и вера есть уверенность в невидимом. Примечание:
[1] Невидимое так же реально, как и видимое.
[2] Между ними существует огромная разница: невидимое — вечно, а видимое — временно.
[3] Верою мы не только познаем видимое и невидимое и огромную разницу между ними, но также избираем своей целью невидимое, смотрим, главным образом, на невидимое и не стремимся к тому, чтобы избегать зла в этой жизни или искать ее временных и преходящих благ, но стараемся избежать будущего зла и достичь будущих благ, которые невидимы, но реальны, определенны и вечны. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, Евр 11:1.
Смысл слов его следующий: скорбь много пользы приносит нам и здесь, делая нашу душу более разумною и любомудрою, но после она доставит нам и бесчисленные блага в будущем, блага не равноценные трудам, но далеко превосходящие подвиги и в количестве и в качестве. Объясняя, говорю, то и другое, Павел делает сравнение важности опасностей с важностью наград, и кратковременному противополагает вечное, легкому — тяжелое, скорби — славу. Скорбь, говорит, временна и легка, а успокоение, — впрочем он не сказал: успокоение, а слава, что гораздо больше успокоения, — вечно, постоянно и велико. Тяготою же здесь он выразил не обременительность и трудность, а многоценность и важность, по обычаю тех многих, которые обыкновенно называют многоценное и веским. Итак, когда он говорит: тяготу славы, он разумеет великость славы. Не о том только думай, — как бы так говорит он, — что тебя мучат и преследуют, но и о венцах и наградах, которые гораздо больше и блистательнее настоящих благ, и не имеют ни конца, ни предела. Но эти блага, скажешь, на опыте, а те в надежде; эти явны, а те не видны, отдаленны и высоки. Но хотя они и не видны, однако явственнее видимых. Что я говорю: явственнее? — их ты можешь видеть лучше, нежели эти; потому что эти проходят, а те всегда пребывают. Поэтому он и присовокупил: не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна.
Источник: О воскресении мертвых.
Таково свойство праведных: когда они терпят для Бога, то не смотрят на то, что происходит, но, размышляя, все с легкостью переносят. Так и Павел, учитель язычников, называл легкими темницы, предание суду, ежедневные опасности, многие невыносимые скорби не потому, что они были таковы по природе, но потому, что причина происходящего ставила его в такое расположение, что он не обращал внимания на приключающиеся бедствия. Послушай, что он говорит: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Ожидание, говорит он, стяжать будущую славу и вечное блаженство помогает нам безропотно переносить эти непрерывные скорби и считать их легкими. Ты увидел, как любовь к Богу отнимает силу у несчастий и не позволяет даже ощущать их тяжесть? Поэтому и блаженный Ной все переносил кротко, питаясь верой и надеждой на Бога.
Источник: Гомилия 25 на Книгу Бытия.
Еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам
Еже ныне, — το παραυτικα, — нынешнее, мгновенное. Легкое печали — легкие прискорбности. Как ни велико, говорит, то, что мы терпим, так что нас справедливо надо назвать насмертниками; при всем том это суть только прискорбности, легкие и скоропреходящие, если смотреть на них с точки зрения будущей славы. Что сия жизнь пред вечностию, и стоит ли брать ее в счет, если бы и всю ее беспрерывно пришлось прострадать? Печали бывают и очень чувствительные; но как они все проходят, а минувшая печаль уже не тяжела, то они все в собственном смысле легки. Печаль, конца не имеющая, хотя бы она и невелика была, не может не казаться подавляющею. По преумножению в преспеяние, — καθ υπερβολην εις υπερβολην, — по преизбытку в преизбыток, — хочет сказать: меры нет в каком преизбытке, «в величайшем преизбытке» (святой Златоуст); «будущая слава имеет величие преизобильно преизобильное» (Феофилакт). Тяготу вечныя славы, — αιωνιον βαρος, — вечную тяготу славы. В противоположность скоропреходящим легким прискорбностям ставится вечная тяжелая слава, — слава представительная, полновесная. «Легкому и удобоносному противопоставляет Апостол тяжелое, то есть многоценное» (Феодорит). Соделовает нам, — приготовляет нам; терпим здесь, а там слагается уже, что следует за претерпеваемое здесь. Идут современно: здесь легкая прискорбность, там залог полной славы. «Смотри, как он отнимает силу у скорбей настоящей жизни; когда настоящее противополагает будущему, временное — вечному, легкое — полновесному, скорбь — славе. Все дело полагает он в надежде» (святой Златоуст). Прискорбности внешние верою и благодатию поставляют страждущего в тесное общение со страданиями и смертию Христовою. Оттого они бывают проводниками и жизни Христовой, обновляющей внутреннего человека. Но то же общение в страданиях и смерти Христа Господа, прославленного уже, служит основанием прославления и страждущих Его ради. Отсюда следует, что скорби, обновляющие внутреннего человека, служат вместе залогом вечного прославления. Посему Апостол поставляет обновление внутреннее с прославлением будущим в некоторой причинной связи: еже бо.— Они сходятся путем скорбей в одном источнике, прославленном Господе Спасителе, обновляющем духовно общащихся с Его страданиями и смертию силою веры и благодати и готовящем им славу, какою Сам облечен, восседя одесную Отца, яко победитель смерти и ада.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 17−18 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно
Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
Кто даст мне это светлое око ума апостольского, которое могло бы прозирать сквозь завесу мира видимого в горние страны мира невидимого? Кто даст мне это живое убеждение в земных скорбях и страданиях правды ради, что они тяготу вечной славы соделовают мне? Но что я? — У меня нет этих скорбей. Я живу в утешениях мира. Боже мой! Если Тебе угодно будет посетить меня такими скорбями, даруй Ты мне тогда это живое убеждение апостола Твоего, что легкая скорбь моя готовит мне тяжесть вечной славы; даруй мне тогда, да и теперь, чаще устремлять взор души моей в область невидимого мира, в Твое Царство Небесное, и не останавливаться взором своим на видимом, чувственном, вещественном: видимое временно — рано или поздно все земное пройдет, кончится — а невидимое вечно.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
Человеческое терпение, которое есть благо, заслуживает похвалы и достойно именоваться благодетелью, в том состоит, что мы, не теряя душевного равновесия, переносим зло и не теряем равновесия настолько, чтобы пренебрегать добром, через которое достигаем лучшего. Нетерпеливые люди, не желая выносить страдания, избежать их не могут, но обрекают себя лишь на большие страдания. Напротив, терпеливые, предпочитающие выносить несправедливости, а не совершать их своим нетерпением, уменьшают и страдания, которые терпят, и избегают большего зла, в которое, если бы не было у них терпения, они оказались бы втянутыми. Принимая страдания, которые краткосрочны и преходящи, они не отступают от добра, которое велико и вечно, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, говорит апостол, которая откроется в нас (Рим 8:18). И еще он говорит: кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
Источник: О терпении.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
Изъясняет, каким образом обновляется внутренний человек, и говорит: размышлением, что скорбь кратка, то есть временна, и легка потому, что временна, а слава и вечна, и имеет вес, то есть величие в высшей степени, ибо таково значение слов: в безмерном преизбытке.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
То было не кратковременное легкое страдание для всех и каждого, но именно для Павла и ему подобных, поскольку совершенная любовь Божия в Иисусе Христе излилась в сердца их Духом Святым (Рим 5:5).
Источник: Комментарий на Песнь Песней.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
Страдания текущего времени, которые по причине веры случаются, называет апостол кратковременными и легкими, поскольку они преходящи. И в безмерном преизбытке будет воздана вечная слава претерпевающим. Ибо малым трудам грядет великая награда, и за малое страдание в безмерном преизбытке воздастся слава вечная.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу
В подлинном тексте дается здесь мысль о том, что будущее прославление, если его поместить в одной чашке весов, перевесит те небольшие, в общем, страдания этой жизни, которые помещены в другой чашке весов. (Ср. 1Пет 1:6, 7).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 4:13