Слава Евангелия не видима физически; она включает в себя непостижимые и вечные преимущества, видимые духом. Слава Голгофы далеко превосходит славу Синая.
I. Он видит различие между буквой и духом даже в Новом завете, ст. 6. Наделенные способностью быть служителями Нового завета, они были служителями не просто буквы то есть читающими написанное слово или проповедующими только букву Евангелия, но также и служителями Духа; Дух Божий сопутствовал их служению. Буква убивает. Это делает буква закона, ибо он есть служение смертоносным буквам; и если мы останавливаемся на букве Евангелия, то никогда не станем лучше, ибо в таком случае оно будет для нас запахом смертоносным на смерть; но Дух Евангелия, сопровождающий евангельское служение, дает жизнь духовную и жизнь вечную.
II. Он показывает различие между Ветхим и Новым заветами и превосходство Евангелия над законом.
1. Ветхозаветное домостроительство было служением смертоносным буквам (ст. 7), или служением смерти (англ. Прим. переводчика), в то время как новозаветное служение жизни (или духа). Закон обнаруживает грех и открывает гнев Божий и проклятие Его. Он открывает нам Бога, Который над нами, и Бога, Который против нас; а Евангелие открывает благодать и Еммануила — Бога, Который с нами. По этой причине Евангелие более славно, чем закон, хотя и закон имел славу, о чем свидетельствовало сияние лица Моисея (как знак славы Божией), когда он сходил с горы со скрижалями в руке.
2. Закон был служением осуждения, так как осуждал и проклинал всякого, кто не исполнял постоянно всего, написанного в нем; а Евангелие есть служение оправдания, в нем открывается праведность Божия через веру. Оно показывает нам, что праведный верою жив будет. В нем открываются благодать и милосердие Божие через Иисуса Христа для прощения грехов и получения вечной жизни. Поэтому слава Евангелия настолько превосходна, что, в некотором смысле, затмевает славу домостроительства закона, ст. 10. Как свет горящего светильника меркнет, когда солнце встает и поднимается в силе своей, так и слава Ветхого завета по сравнению со славой Нового.
3. Закон был преходящим, а Евангелие пребывает и будет пребывать, ст. 11. Преходяща не только слава Моисеева лица, но и слава его закона, более того, сам закон ныне упразднен. Старое домостроительство было установлено только на определенное время, в то время как Евангелие будет пребывать до конца мира и всегда останется сильным, преуспевающим и славным.
Ст. 9−10 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего
Потом опять возвращается к тому же, говоря: «Ибо если служение осуждения славно» (ст. 9). Показывая яснее значение слов: «буква убивает», (апостол) говорит то, что мы именно сказали уже выше, т. е., что закон только открывает грех, а не производит его. «То тем паче изобилует славою служение оправдания». Те скрижали открывали только грешников, и наказывали их; а это (служение правды) не только не наказывает грешников, но и делает их праведными, потому что крещение дарует это (оправдание). «То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы» (ст. 10). Сперва он показал, что и это (служение оправдания) в славе, и не только в славе, но и преизбыточествует (славою). Он не сказал уже (как выше): «не гораздо ли более служение Духа будет в славе?»; но — «изобилует славою», выводя это их вышесказанных умозаключений. Теперь показывает уже, и как велико это превосходство, говоря: «Если я сравню эту (славу) с тою (ветхозаветною), то слава Ветхого Завета не будет даже славою. Однако этим он не вовсе отнимает славу (у Ветхого Завета); но так говорит о нем сравнительно, почему и присоединил: «с сей стороны», т. е. сравнительно. И говоря так, он не охуждает Ветхого Завета, напротив, еще одобряет его, потому что сравниваются обыкновенно вещи, в чем-нибудь сродные.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Служением осуждения он называет заповедь Моисея, а служением оправдания именует благодать от Спасителя, коей усвояет и то преимущество, что она приобретается в славе, превосходно определяя природу предметов, как духоносец.
Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.
Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе
Ветхозаветное учреждение было служением осуждения, потому что закон только обличал грех и осуждал грешника, как грешника в ведении грешащего, и оставлял на этом грешника, дальше не вел его. Грешник не мог не сознавать праведности осуждения и желал бы избыть от него и больше ему не подвергаться, но не мог, потому что закон не давал на то сил. Таким образом, закон подзаконных всегда держал под осуждением, не давая из него исхода. Напротив, завет благодати хотя тоже открывается всесторонним осуждением призываемых к нему, но говорит: покайтеся, и да крестится кийждо вас… во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа (Деян 2:38). То есть в нем с первого шага дается отпущение грехов, в которых осуждает закон, и сообщается новая жизнь, сильная неуклонно ходить в заповедях Божиих, — обновляется дух правый во утробе, сообщающий приявшему его внутреннюю правоту, или праведность. Почему он есть служение правды, — δικαιοσυνης, — праведности, святости и непорочности, не именем, а существенной. Итак, если служение осуждения — слава, то есть славно, то служение, дающее праведность и святость, не паче ли избыточествует славою, хотя для чувственных глаз это и не видно, как там виделось на лице Моисея?
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Ибо если служение осуждения, — разумей в том смысле, что требовало должных дел, — в славе было: то сколь более процветет служение правды в славе, то есть служение благодати?
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Закон осуждал согрешающих, а принимающая их благодать оправдывает верой, потому что приводит к божественному крещению и дарует отпущение грехов.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 3:9).
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Снова в другом виде представляет ту же мысль. Изъясняя свои слова: буква убивает, называет закон служением осуждения, как карателя грехов, а не виновника их. Евангелие же называет служением оправдания; потому что оно не только освобождает от наказания, но и делает грешников праведными. Поэтому Евангелие будет обладать гораздо большей славой.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Говорит это Павел в связи с тем, что полнее есть дар правосудия Бога через веру Христа, чем в старом законе. Поскольку большая похвала есть спасению, чем смерти. Как бы справедливо судья ни осуждал кого, все же больше чести судье в оправдательном суждении — с тем чтобы подсудимый мог исправиться.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания
Служение осуждения, т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим 7:9 и сл. Гал 3:10). - Служение оправдания, т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим 1:17; 3:22 и сл.).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 3:6
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента