I. Относительно обязанности каждого служителя Евангелия проповедовать предельно ясно и понятно. Они не должны подобно Моисею полагать покрывало на свои лица, то есть не затемнять того, что должны разъяснять. Евангелие — это более ясное домостроительство, чем закон; божественные истины представлены в Новом завете не в образах и тенях, и служители виновны, если не излагают духовные вопросы, евангельскую истину и благодать в самом ясном, насколько это возможно, свете. Хотя израильтяне не могли взирать на конец того, что тогда было заповедано, а теперь упразднено, но мы можем. Мы можем видеть значение ветхозаветных образов и теней через их исполнение во Христе, поскольку завеса уничтожена и пришел Тот, Кто есть конец закона, к праведности всякого верующего, на Кого указывали и о Ком писали Моисей и все пророки.
II. Относительно привилегий и преимуществ принявших Евангелие перед теми, кто жил под законом. Ибо:
1. Умы людей, живших под законом, были ослеплены (ст. 14), и покрывало лежало на сердце их, ст. 15. Так было прежде, и, особенно, так было с теми, кто держался иудейства после пришествия Мессии и провозглашения благой вести. Несмотря на это апостол утверждает, что придет время, когда это покрывало снимется и они обратятся к Господу, ст. 16. Или же: когда человек обращается к Богу, тогда это покрывало снимается; он исцеляется от слепоты ума и от ожесточенности сердца.
2. Положение тех, кто принял Евангелие и верует в него, намного блаженнее. Ибо:
(1) Они свободны: ...где Дух Господень... и где Он действует (так как в период евангельского домостроительства действует Дух Святой), ...там свобода (ст. 17), свобода от ярма обрядового закона и от рабства тлению; свобода доступа к Богу и свобода обращения к Нему с молитвой. Сердце свободно, оно расширилось, чтобы следовать путем Божиих заповедей.
(2) Они имеют свет, ибо с открытым лицом... взирают на славу Господню.., cт. 18. Израильтяне созерцали славу Божию в облаке, которое было темным и внушало страх, а христиане видят славу Божию, как в зеркале, более ясно и без страха. Общаться с Богом лицом к лицу было особой привилегией Моисея, а теперь каждый истинный христианин с открытым лицом взирает на Него. Он являет им Свою славу.
(3) Этот свет и свобода преображают нас, мы преображаемся в тот же образ от славы в славу... (ст. 18), от одной степени благодати в другую, пока благодать, какую мы имеем сейчас, не завершится вечной славой. Мы не должны успокаиваться, если не познаем на своем личном опыте преобразующую силу Евангелия, через действие Духа Святого, приводящего нас в соответствие с характером и целями славного Евангелия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит
Ту же мысль сказывает, ссылаясь только на повсюдный опыт. Все, говорит, это испытывают, что, читая Моисея, то есть закон, без веры в Господа, ничего там не видят; покрывало лежит на сердце их, видеть и можно бы, но очи сердца закрыты неверием, оттого видя не видят и читая не разумеют. Коль же скоро уверуют в Господа и обратятся к Нему, взимается покрывало с сердца, открываются очи их духовные верою, и они ясно начинают видеть все, сокрытое в законе. Это чудо духовное сам святой Павел испытал и видел его на всех других иудеях, истинно уверовавших. По вере то же самое иначе видится, иначе читается, иначе разумеется. Парфений Гуслицкий сказывает о себе, как он сто раз читал одно место в книге о вере и оно не давало ему никакой мысли; но когда стал склоняться к вере, то это место вдруг, как молниею, просветило очи его сердечные, и он ясно увидел правоту Церкви и ложь раскола. Так бывало и с иудеями; пока не верили, не видели Христа Господа в законе, а когда начинали веровать, Он ясно ими там узревался во всем. Сердце, сжатое неверием, и ум держало в оцепенении, и не давало ему расширить кругозора своего умного; когда же отходило неверие, кругозор ума расширялся, и все представлялось ясным. Подобное нечто и всеми испытывается при чтении Божественного Писания, хотя не от неверия, а от неприготовленности жизнию к созерцанию большего, нежели что представляет буква Писания.
Святой Златоуст говорит: «Поелику Апостол сказал, что даже доселе покрывало в чтении закона пребывает не откровено, то дабы кто не подумал, что сии слова означают темноту закона, он и прежде, хотя другими словами, старался показать несправедливость сего. Ибо когда сказал: ослепишася помышления их, то сим ясно показал, что виноваты иудеи сами. То же самое показывает и в настоящем месте, говоря: покрывало лежит на сердце их, то есть так бывает по причине грубого и плотского разумения иудеев, потому что они не способны понимать Моисея, видеть славу лица его. Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. Показывает и врачевство, или способ исправления. Хотя он не сказал прямо: когда оставят закон, но ясно указал на сие, сказав: внегда обратятся ко Господу. Таким образом, он до конца выдержал историю. Ибо и Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое; когда же обращался к Господу, снимал с себя покрывало. А сие прообразовало имеющее быть после, то есть когда мы обратимся к Господу, тогда узрим славу закона. Видишь ли, как он сильно влечет иудея к вере? Он показывает, что приходящий к благодати не только может смотреть на Моисея, но и стать на одной степени с сим законодателем, ибо не только, говорит, ты будешь созерцать славу, которой тогда не видал, но и сам приобщишься не той же только славы, но и гораздо лучшей. Каким образом? — Поелику ты, обратившись ко Господу и получив благодать, будешь наслаждаться такою славою, в сравнении с которою слава Моисея так мала, что не есть и слава».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их
Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына — превыше обетований пророков и Евангелие Господа — превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их
Поскольку выше сказал, что покрывало лежит в чтении Ветхого Завета, то, дабы кто не подумал, что покрывалом называет неясность закона, говорит: нет, я называю покрывалом слепоту и грубость сердца иудеев. Ибо и на лице Моисея оно лежало не для него, но по причине грубости и слабого зрения иудеев.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Источник: О началах. Книга 1.
Да проследим, чтобы не только когда они читают Моисея, но и когда мы читаем Павла, не лежало покрывало на сердце нашем. И ясно, что если мы невнимательно будем слушать, если не приложим усердия к изучению и пониманию, то не только книги закона и пророков, но и апостольские и евангельские великим покрывалом от нас будут закрыты. Я опасаюсь также, как бы по чрезмерному небрежению и неразумию сердца не только закрытыми покрывалом покажутся нам божественные свитки, но даже и запечатанными… из чего явствует не только необходимость приложения усердия к изучению священных книг, но также необходимость молитвенного обращения к Богу день и ночь (Пс 1:2). Ибо сам Он — открывающий Писания, входящий в сердца учеников так, чтобы говорили: разве не разгорелись сердца наши, когда открыл нам Писания (Лк 24:32). Да снизойдет Он и удостоит сейчас открыть нам то, ради чего вдохновил апостола Павла сказать: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
Источник: Гомилии на Книгу Исхода.
Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их
На сердце их. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. 2Кор 4:6; Рим 1:21).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 3:6
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента