Ф. У. Грант красиво сказал: «Слава на лице Моисея должна уступить дорогу славе в другом Лице». (F. W. Grant, «2 Corinthians», The Numerical Bible, VI:547.) И это случилось с пришествием Господа Иисуса Христа. Это привело к тому, что служитель Нового Завета уже не должен прятать свое лицо. Слава Евангелия никогда не померкнет и не исчезнет.
I. Относительно обязанности каждого служителя Евангелия проповедовать предельно ясно и понятно. Они не должны подобно Моисею полагать покрывало на свои лица, то есть не затемнять того, что должны разъяснять. Евангелие — это более ясное домостроительство, чем закон; божественные истины представлены в Новом завете не в образах и тенях, и служители виновны, если не излагают духовные вопросы, евангельскую истину и благодать в самом ясном, насколько это возможно, свете. Хотя израильтяне не могли взирать на конец того, что тогда было заповедано, а теперь упразднено, но мы можем. Мы можем видеть значение ветхозаветных образов и теней через их исполнение во Христе, поскольку завеса уничтожена и пришел Тот, Кто есть конец закона, к праведности всякого верующего, на Кого указывали и о Ком писали Моисей и все пророки.
II. Относительно привилегий и преимуществ принявших Евангелие перед теми, кто жил под законом. Ибо:
1. Умы людей, живших под законом, были ослеплены (ст. 14), и покрывало лежало на сердце их, ст. 15. Так было прежде, и, особенно, так было с теми, кто держался иудейства после пришествия Мессии и провозглашения благой вести. Несмотря на это апостол утверждает, что придет время, когда это покрывало снимется и они обратятся к Господу, ст. 16. Или же: когда человек обращается к Богу, тогда это покрывало снимается; он исцеляется от слепоты ума и от ожесточенности сердца.
2. Положение тех, кто принял Евангелие и верует в него, намного блаженнее. Ибо:
(1) Они свободны: ...где Дух Господень... и где Он действует (так как в период евангельского домостроительства действует Дух Святой), ...там свобода (ст. 17), свобода от ярма обрядового закона и от рабства тлению; свобода доступа к Богу и свобода обращения к Нему с молитвой. Сердце свободно, оно расширилось, чтобы следовать путем Божиих заповедей.
(2) Они имеют свет, ибо с открытым лицом... взирают на славу Господню.., cт. 18. Израильтяне созерцали славу Божию в облаке, которое было темным и внушало страх, а христиане видят славу Божию, как в зеркале, более ясно и без страха. Общаться с Богом лицом к лицу было особой привилегией Моисея, а теперь каждый истинный христианин с открытым лицом взирает на Него. Он являет им Свою славу.
(3) Этот свет и свобода преображают нас, мы преображаемся в тот же образ от славы в славу... (ст. 18), от одной степени благодати в другую, пока благодать, какую мы имеем сейчас, не завершится вечной славой. Мы не должны успокаиваться, если не познаем на своем личном опыте преобразующую силу Евангелия, через действие Духа Святого, приводящего нас в соответствие с характером и целями славного Евангелия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего
Хотя тени силятся родить истину, они не есть непременно само истинное. Поэтому и боговдохновенный Моисей полагал покрывало на лице свое и так разговаривал с сынами израилевыми, словно бы вопия самим этим делом, что никто не может узреть красоту возвещаемых им пророчеств в явленных вовне образах, но только в скрытых внутри смыслах. Давайте же и мы, скинув покров закона и освободив лицо Моисея от внешних покрывал, узрим обнаженную истину.
Источник: Послания.
И не якоже Моисей полагаше покрывало на лице своем, за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго
Повторим эту историю словами святого Златоуста. «Прежде надобно рассказать самую историю, ибо и сам Апостол не выпускает ее из виду. Что же говорит сия история? Когда Моисей, получивши в другой раз скрижали, сошел с горы, то некоторая слава, исходя от лица его, столько просияла, что иудеям нельзя было приблизиться к нему и говорить с ним, доколе он не наложил покрывала на лицо свое. О сем написано в книге Исхода, 34, 29−34. На сию историю указывая, Апостол говорит: не якоже Моисей полагаше покрывало на лице свое… Слова его имеют такой смысл: нам не нужно покрывать себя подобно Моисею. Ибо вы можете взирать на славу сию, хотя она гораздо более и выше Моисеевой». Феодорит о сем пишет: «Не имеем нужды в покрывале, как Моисей, потому что беседуем с верующими, а верующие пользуются лучом умного света. Говоря сие, Апостол дает видеть, что Божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на лицо свое покрывало, научая тем, что не в состоянии они будут увидеть конец закона, потому что конец закона — Христос, в оправдание всякому верующему.— Сие и сказал Апостол: за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго. Ибо престающим, то есть теряющим свою силу, назван закон, а концом престающего — проповеданного под законом, то есть Христа».
Другие наши толковники главные термины этого текста: прикрывание лица Моисеем и конец престающего, истолковывают так: Экумений: «Для чего же это, как бы спрашивает кто Апостола, не прикровенно проповедуете вы и не затеняете слова своего подобно покрову какому? Для чего? — Во-первых, по уверенности в чистоте проповеди, а далее и потому, что вы можете видеть красоту, сущую в проповеди. Ибо вы не слепотствуете, подобно иудеям. Сколько выше новозаветное устроение, столько превосходнее и научаемые ему. Те не могли взирать на лицо Моисея, слава которого имела прекратиться. Желая показать кратковременность той славы в сравнении со имеющею всегда пребывать славою Нового Завета, говорит, что они не могли взирать на конец престающаго. Не могли взирать на славу ту израильтяне, и Моисей прикрывал ее, и когда прикрывал, она прекращалась для израильтян, невидима была более ими, чем означалась, что она была престающая. Так она была кратковременна, что лишь начиналась, тотчас и преставала (быв прикрыта)». Феофилакт: «Не имеем нужды в покрове, ибо вы можете видеть славу Евангелия, то есть уразумевать таинства его, таинства Божии; и нам нет нужды прикрывать их примрачностию, как покровом каким. Израильтяне, будучи грубы, не могли видеть, что закон имеет конец, что он должен престать. Прикрытие то означает огрубение ума и сердца».
Сведем все высказанное воедино. Апостол хочет сказать, что время прикрытия миновало; теперь следует говорить открыто. Что закон престанет, это лежало в существе его и назначении его; но сказать этого прямо израильтянам при первом его установлении нельзя было; ибо, не могши понять, почему так быть должно, они не могли бы вынести слова сего без вреда себе и закону. Между тем надобно же было это означить. Оно и означено символически в прикрытии лица Моисеева, означавшего сокровенность некоего дивного света под стихийным служением закона, с указанием и на то, что, когда явится свет тот, престанет и закон. Словом это не сказано, но представлен вразумительный символ, и способные после могли прозирать значение его. Апостол дает разуметь, что теперь свет тот явился и нам нечего прикрывать его. Покровы прежние, стихийное служение, должны быть разорваны, и мы всем открыто указываем истинный свет.
Итак, Моисей употребил такой символ ради того, что сыны Израиля не могли вынесть прямого слова о конце закона, или имеющем быть прекращения силы и обязательности его. Но ограничить мысль Апостола, при слове о конце закона, этим одним, было бы очень недостаточно. Ибо настоящий конец закона есть Христос Господь. Кто говорит о конце закона, не может не иметь в мысли и Христа Господа. Израильтяне не могли вместить прямого слова о конце закона ради того, что не могли уразуметь, что есть Христос Господь, хотя Он был тело для тени закона. Если б это они могли понять, нечего было бы скрывать и конца закона. А этого не могли они понять по грубости и плотяности ума их. Итак, не могли взирать израильтяне на конец престающего ради того, что не могли видеть Христа Господа в законе. Следующие слова: конец престающаго прямо наводят на мысль о Христе Господе, конце закона, как и указывает Феодорит.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего
И не имеем нужды являться — как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего
Божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на свое лицо покрывало, научая этим, что они будут не в состоянии увидеть конец закона, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим 10:4). Ибо преходящим, то есть прекращающимся, Павел назвал закон, а концом преходящего — Проповеданного под законом, то есть Христа.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 3:1З).
А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего
То есть нам не нужно покрывать себя, подобно Моисею. Ибо вы можете смотреть на ту славу, которую мы имеем, разумею славу Евангелия, хотя она гораздо блистательнее Моисеевой. То есть вы можете понимать тайны Божии, именно Евангелие, и нам не нужно закрывать их от вас неясностью, как покрывалом. Израильтяне же, как плотские, не могли видеть, что закон имеет конец и что он будет отменен; ибо покрывало означает плотский ум их, как узнаешь ниже. Некоторые же понимали сие так: то самое, что они не могли взирать на лице Моисея, показывало, что эта слава имеет конец. Ибо, как скоро не видали славы, то ее и не было, и сим показано было, что она кратковременна, потому не проявила себя славой.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.