Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 3 глава 1 стих)

αρχομεθα praes. ind. med. (dep.) 1 pers.pl. отαρχομαι (#806) начинать. Это нечто вроде отклика на предполагаемую критику (Plummer). συνιστανειν praes. act. inf. от συνιστημι (#5319) сводить вместе, представлять, рекомендовать. О форме см. BD, 46. χρηζομεν praes. ind. act. от χρηζω (#5974) нуждаться, συστατικος (#5364) рекомендация. επιστολη (#2186) письмо. Рекомендательные письма обычно требовались для оказания помощи и гостеприимства, помогали тем, кто хотел устроиться на работу или обучение; в них описывались добродетели рекомендуемых и говорилось об услугах, которые может получатель оказать автору (William Baird, "Letters of Recommendation: A Study of II Corinthians 3:1-3", JBL 80 [1961]: 168f; LAE, 158; NDIEC, 7:55, 90; 1 Кор. 16:3).


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 3 глава 1 стих)

3:1 Поскольку Павел не хотел, чтобы лжеучители обвинили его в гордыне, он начинает не с прямых заявлений, а задает два вопроса. Неужели нам снова знакомиться В греческом слово «знакомить» означает «представлять». Тем самым Павел спрашивает коринфян, нужно ли ему снова представлять себя, как если бы они никогда не встречались ранее. Сама форма вопроса требует отрицательного ответа. одобрительные письма Лжеучителя также обвинили Павла в отсутствии у него соответствующих документов. Подобные письма часто служили в церкви для представления и удостоверения чьей-либо личности в первом столетии ( ср. 1Кор 16:3,10,11). Лжеучителя несомненно прибывали в Коринф с такими письмами, которые могли быть поддельными (ср. Деян 15:1,5), или полученными обманным путем от известных членов Иерусалимской церкви. Павел показывает, что ему не нужно повторно представлять себя, поскольку коринфянам известны его честность и праведность, а также их возрождение через его благовествование.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 3 глава 1 стих)

3:1 В последней части стиха 17 предыдущей главы апостол в четырех различных выражениях описал свое служение. Он понимал, что для некоторых, в особенности для его критиков, эти слова могут звучать как самовосхваление. Поэтому он начинает главу 3 с вопроса: «Неужели нам снова знакомиться с вами?», или «Неужели нам снова себя хвалить?» Это «снова» не означает, что он уже себя расхваливал. Скорее, он имеет в виду, что его в этом обвиняли и сейчас он ожидает, что это обвинение против него снова повторят.

Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Некоторые, о которых говорит Павел, — это лжеучителя (2Кор 2:17). Они пришли в Коринф с одобрительными, или рекомендательными, письмами, возможно, из Иерусалима. Может быть, уезжая из Коринфа, они увозили с собой одобрительные письма от поместной общины. В ранней Церкви христиане, путешествовавшие из одного места в другое, пользовались рекомендательными письмами. Апостол в этом стихе вовсе не хочет дискредитировать такую практику. Вместо этого он достаточно мягко утверждает: единственное, что могло одобрить этих лжеучителей, — письма, которые они возили с собой. Никаких иных рекомендаций они предложить не могли.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 3 глава 1 стих)

Стихи 1−5. I. Апостол защищается от подозрений в самовосхвалении. Он не счел неудобным отстаивать перед коринфянами свою искренность, поскольку среди них были люди, стремившиеся подорвать его авторитет; однако он не был тщеславным человеком. Он говорит им, что:

1. Никогда не нуждался ни в устных рекомендациях перед ними, ни в одобрительных письмах от них, и никогда не желал их, как другие, подразумевая при этом лжеапостолов или лжеучителей, ст. 1. Его служение у них, несомненно, было истинно великим и славным, каким бы незначительным он ни был сам по себе в действительности или как бы он ни был презрен в глазах некоторых.

2. Коринфяне сами были его подлинной похвалой и свидетельством того, что Бог воистину был с ним, что он был послан Богом: Вы — наше письмо.., ст. 2. Свидетельство, доставлявшее ему наибольшее удовлетворение и более всего ценимое им, состояло в том, что они были написаны в его сердце. Он мог при необходимости апеллировать к нему, ибо оно было узнаваемо и читаемо всеми человеками. Примечание: Ничто так не дорого для верного служителя, и ничто так не служит к его похвале, как успех его служения, обнаруживаемый в сердцах и в жизни тех, среди кого он трудился.

II. Апостол старается не присваивать себе слишком много, но всю хвалу воздает Богу . Поэтому:

1. Он говорит, что коринфяне письмо Христово.., ст. 3. Апостол и другие служители были всего лишь инструментами, а Христос — автором всего доброго, что было в них. Закон Христа был записан в их сердцах, и любовь Христова обильно излилась в них. Это письмо написано не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (не на плотских, но на плотяных, так как «плотской» означает «чувственный»), то есть на сердце, смягченном и обновленном Божией благодатью, согласно Его славному обетованию: ...и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное, Иез 36:26. Он выражает уверенность в коринфянах (ст. 4), что их сердца подобно ковчегу завета содержат в себе скрижали закона и Евангелия, написанные перстом, то есть Духом, живого Бога.

2. Он совершенно отказывается от всякой похвалы в свой адрес и всю славу приписывает Богу: «Мы сами не способны помыслить что от себя, ст. 5. Мы никогда бы не смогли сами по себе оказать такого доброго воздействия ни на ваши сердца, ни на свои собственные. Мы так слабы и неспособны, что не можем высоко думать о себе и тем более вызывать у других высокое мнение о себе или любовь к себе. Способность наша от Бога, поэтому вся похвала и слава за сделанное добро принадлежит Ему, и от Него мы должны принимать силу и благодать, чтобы сделать больше». Это справедливо как в отношении служителей, так и в отношении всех христиан: самые лучшие из них не представляют собой ничего большего того, что сделала из них благодать Божия.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 3 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 1−2 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками

Так как некоторые могли сказать, что (апостол) сам себя выхваляет, то в предупреждение такого обвинения он и говорит так. Хотя он и раньше несколько раз исправлял такую мысль, когда говорил: «И кто способен к сему?», и: «проповедуем искренно, как от Бога» (2Кор 2:16, 17), тем не менее он не удовлетворяется; таков его обычай, чтобы как можно дальше отстранять от себя ту мысль, будто он сам о себе говорит что-нибудь великое. Он избегает этого с величайшим старанием и заботливостью. А ты, со своей стороны, заметь и здесь великую мудрость (апостола). В самом деле, обстоятельства, казавшиеся сами по себе неприятными — я разумею его бедствия — он так возвысил и представил в таком блеске и свете, что из его описания могло родиться подобное подозрение. То же делает он и далее (в послании). Перечислив бесчисленные бедствия, огорчения, тесные обстоятельства, крайнюю нужду и тому подобное, он присовокупил: «Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами» (5:12). Но там он говорит это гораздо сильнее и с бόльшим негодованием. Здесь слова его: «Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?» выражают любовь, — там, как это было нужно и полезно, — слова его исполнены и особенной силы и негодования: «Не снова, — говорит, — представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами»; и еще: «Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами?». Потому что мы говорим пред Богом, во Христе … Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете« (12:19, 20). Чтобы не подвергнуться укоризне в лести и домогательстве от них похвалы, говорит им: «я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете». Но все это говорит он с большою укоризною; вначале же говорит не так, но гораздо снисходительнее. Что же значат слова его? Выше говорил он об искушениях, опасностях и о том, что Бог во Христе повсюду творит его победителем, и вся вселенная знает о победах его. Сказав, таким образом, о себе нечто великое, он и предлагает себе этот вопрос: «Неужели нам снова знакомиться с вами?». Слова его имеют такой смысл: может быть кто-нибудь скажет нам: «Что это значит, Павел? Для чего ты так говоришь о самом себе, для чего превозносишь себя?» — в предупреждение подобного возражения он и говорит: «нет, мы не хотим хвалиться и превозносить себя пред вами; мы столько далеки от того, чтобы просить одобрительных о себе к вам писем, что вы сами служите для нас вместо письма»: «Вы, — говорит, — наше письмо» (ст. 2). Что же значит: «Вы — наше письмо»? «Если нужно будет нам рекомендовать себя пред другими — мы вас выставим на середину вместо одобрительного письма». То же говорил он и в первом послании: «печать моего апостольства — вы в Господе» (1Кор 9:2). Но здесь он сказал не просто, а с некоторою иронией, чтобы придать своей речи более силы: «Неужели нужны для нас, — говорит, — одобрительные письма к вам или от вас?». И имея в виду лжеапостолов, присовокупил: «как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас, к другим». Потом, так как сказанное было тяжко для слуха, то далее он смягчает слова свои, говоря: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово» (ст. 2). Здесь он не только выражает свою любовь к ним, но и свидетельствует о их добродетельной жизни, т. е., что они своими добродетелями могут доказать пред всеми достоинство своего учителя. Таков смысл слов: «Вы — наше письмо». Что сделали бы ваши письма, в которых стали бы вы одобрять и прославлять нас, То самое вы исполняете своею жизнью по вере, которую все видят и слышат. Добродетели учеников служат наилучшим украшением для их наставника, и одобряют его лучше всякого письма. «Написанное в сердцах наших», т. е., которое всем известно, потому что мы везде носим вас с собою и содержим в сердце нашем. Как бы так он говорил: «Вы служите нам одобрением пред другими, и мы всегда имеем вас в сердце своем, и перед всеми возвещаем о ваших добродетелях. А потому не только мы не имеем нужды в одобрительных от вас письмах к другим, потому что вы служите одобрением нашим, но и для вас самих мы не имеем нужды в свидетельстве других, потому что мы сильно любим вас. Одобрительные письма нужны к незнакомым, а вы находитесь в сердцах наших». И не просто сказал: «находитесь», но — «написаны», т. е. так, что не можете изгладиться из сердец наших. Как читая послания наши, так и уверяясь из сердец наших, все знают любовь нашу, которую имеем к вам

Итак, если письма употребляются для того, чтобы показать, что такой-то мне друг и пользуется моею доверенностью, то все это для нас заменяет ваша любовь. А потому, к вам ли мы идем — не имеем нужды брать одобрение от других, так как это вполне заменяет ваша любовь к нам, или к другим — опять не имеем нужды брать и от вас одобрительных писем, потому что вместо них для нас и здесь довольно той же любви. Мы носим послание в сердцах наших.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам? Или требуем, якоже нецыи, извещавательных посланий к вам, или от вас известительных

Апостол ведет речь применительно к обычаю и употреблению рекомендательных писем. Желая встретить благосклонный прием в каком-либо месте, иной берет рекомендательное письмо от известного лица и с ним является в то место; затем, устроив там свои дела, — торговые, а иногда и учительские, — берет и от жителей того места одобрительное удостоверение, чтобы найти подобный же прием и в другом месте. Святые Апостолы никуда не являлись с такими письмами, а с одним словом благовестия и с силою Духа Божия и Христовою, им сопутствовавшею. Это заменяло для них всякое рекомендательное письмо. Сила слова Евангельского и знамения, сопровождавшие его, удостоверяли всех, что они точно посланники Божии. Из этого удостоверения рождалась вера, верою принималось все благовестие; за этим следовало освящение и обновление благодатию и сообщение особых даров. С этого момента начинало властвовать не внешнее уже, но внутреннее удостоверение в небесном достоинстве благовестия; и это не только для самих принявших благовестие и обновившихся в силу его, но и для всех сторонних. Видели сторонние обновление духовное в какой-либо местности, изумлялись и сами приходили к тому убеждению, что принятое ими благовестие небесно, Божественно и достойно благоговейного внимания и верования. Таким образом, обновление сие в одном месте служило вместо рекомендательного письма для Апостолов во всех других местах.

Такой ход успехов благовестия и напоминает теперь святой Павел коринфянам в нескольких выражениях. Сказал он выше, что они ничего не примешивают к слову благовестия своего, но, передавая его в его природной чистоте, оставляют его самодействовать как ему свойственно. Теперь напоминает им: вспомните, ведь мы к вам пришли с одним словом благовестия, и оно само сделало из вас то, что вы теперь. Его силой вы есте то, что есте. Вы это знаете; и вот вам самое близкое для вас удостоверение, что слово благовестия самодейственно и всепобедительно, как я говорил выше! Вот и для нас рекомендательное письмо и пред вами, и пред всеми другими.— Но выражает это святой Павел фигурою поправления, как бы так говоря: но что же это мы? — Будто снова начинаем себя рекомендовать вам, как незнакомые, как будто в первый раз вступающие с вами в сношение? — Никакой нет нужды нам себя рекомендовать вам или представлять, как есть обычай, рекомендательные письма от других к вам и от вас к другим. Все подобное заменяете вы сами; вы сами — рекомендация наша и пред вами и пред другими.— Извещавати, συνιστανειν, представлять кого кому, или рекомендовать.

Блаженный Феодорит пишет в этом смысле: Зачинаем ли — извещати. Не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете касающееся до нас (и до дела благовестия у вас)». Экумений таким оборотом передает речь Апостола: «Не скажи кто, что все это мы излагаем, желая порекомендовать вам себя самих или вам себя представить? — Нет; разве нам нужны, как иным некиим, рекомендательные письма к вам или от вас? — Нисколько; вы наше рекомендательное письмо».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас

В этом вы сами являетесь свидетелями, так как мы не начинаем снова себя самим представлять вам, или (имеем нужду) от других просить посланий (представительных) к вам.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас

Не нам следовало говорить это, а вам, ведь точно знаете, что касается нас, а что — тех. И апостол продолжает уязвлять их словом: Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Он подразумевает под этим, что некоторых из тех обманщиков рекомендовали им другие и они рекомендательными письмами напутствовали их к другим.

Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 3:1).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас

Неужели нам снова знакомиться с вами

Поскольку сказал о себе много великого, то говорит: не скажет ли кто: что это, Павел? говоря сие о себе, ты сам выхваляешь себя. Отстраняет это возражение следующими словами.

Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

Говорит это с силой, делая речь свою более выразительной. Намекает же на лжеапостолов, которые, не имея в своих делах ничего, что могло бы сделать их известными, сочиняли одобрительные письма, представляли их кому хотели и таким образом рекомендовали и приводили себя в известность. Слова его, высказываемые с силой, имеют такой смысл: ужели кто скажет, что мы должны представить вам одобрительные письма, чтобы придти чрез них в известность у вас, или же представлять такие письма от вас к другим? Затем с чувством присовокупляет.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Дидим Слепец (~312−398)

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас

Павел слегка укоряет коринфян за то, что они все еще не разумеют апостольского величия.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас

Нам, т. е. мне и Тимофею. — Как для некоторых. Здесь Ап. вероятно имеет в виду своих противников — иудействующих, которые могли найти себе рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить таковые же от Коринфян.

Ст. 1−5 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации: Коринфская церковь, им основанная, — лучшая для него рекомендация. — Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти успехи — дело помощи Божией ему, Павлу.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно