Затем, как бы в скобках, он поясняет им, что Христос открыл Себя ему в силе. Нет ничего бессильного в том невероятном преображении, которое произошло в их жизни после того, как они уверовали в Евангелие.
I. Апостол угрожает, что по приходе своем в Коринф будет очень строг с упорными грешниками, поскольку он уже посылал им два послания с предостережениями и увещаниями, чтобы они исправились. Из этого мы видим, что:
1. Апостол позаботился предварить свои строгие меры, он не спешил применять строгость, но увещевал их не один раз. Слова апостола (ст. 1) — В третий уже раз иду к вам... — относятся к его первому и второму посланиям, где он предостерегал их, как если бы сам находился среди них, хотя, в действительности, он отсутствовал, ст. 2. Именно так некоторые понимают эти стихи. Согласно этой интерпретации, два послания Коринфянам были теми свидетелями, которых он имел в виду в первом стихе; при этом он ссылается, скорее всего, не на закон Моисея по вопросу разбирательства преступлений судьями (Втор 17:6; Втор 19:15), а на предписание Христа о том, как следует поступать с согрешившим, прежде чем принимать к нему строгие меры, Мф 18:16. Мы должны идти сами или кого-нибудь послать, чтобы снова и снова сказать нашему брату о его проступке. Апостол говорил об этом коринфянам раньше, в своем первом послании, и теперь говорит им, или пишет прежде согрешившим и всем прочим, чтобы предостеречь их всех, прежде чем прийти лично в третий раз и применить строгость против согрешивших. Другие предполагают, что апостол дважды планировал путешествие в Коринф, но провидение воспрепятствовало ему, и теперь он сообщает им о новом намерении прийти к ним. Как бы то ни было, очевидно, что Павел вел учет того, как он стремился и какие предпринимал усилия, чтобы оказать помощь коринфянам; мы можем быть уверены, что и на небе ведется подобный учет, и мы должны будем дать отчет в оный день за оказанную нам духовную помощь, за то, как мы воспользовались ею.
2. Само предостережение: ...когда опять приду, не пощажу грешников, упорствующих и нераскаявшихся в своих преступлениях. Он уже говорил коринфянам о своем опасении, что Бог уничижит его у них, если он найдет среди них согрешивших прежде и не покаявшихся, а теперь заявляет, что не пощадит таковых, но наложит на них церковное взыскание, в те времена, вероятно, сопровождавшееся видимыми проявлениями Божиего гнева. Хотя Божия благодать долго терпит грешников, однако не всегда будет терпеть их, и в конце концов Он придет и не пощадит тех, кто упорствовал и остался нераскаянным грешником, несмотря на все Его средства к их исправлению и восстановлению.
II. Апостол объясняет причину, почему он будет так строг с ними, чтобы дать им доказательство, которого они искали (ст. 3), что Христос говорит в нем. Доказательства его апостольства были необходимы для чести, утверждения и успеха Евангелия, проповедуемого им, и поэтому те, кто не признавал его, должны быть справедливо и строго осуждены. Намерение лжеучителей состояло именно в том, чтобы заставить коринфян усомниться в апостольстве Павла, хотя они имели для этого не слабые, а сильные доказательства (ст. 3), несмотря на его незначительность, с мирской точки зрения, и презрительное отношение к нему со стороны некоторых. Как Сам Христос был распят в немощи, то есть, будучи распятым, казался слабым и презренным, но жив силою Божиею, то есть являет силу Божию в Своем воскресении и жизни, так и апостол, каким бы немощным и презренным он не представлялся в глазах этого мира, он, будучи орудием в руках Божиих, проявлял силу Божию, в частности силу Его благодати в обращении мира в христианство. И поэтому тем, кто ищет доказательства на то, Христос ли говорит в нем, Павел предлагает искать этого доказательства в испытании своего собственного христианства (ст. 5): Испытывайте самих себя, в вере ли вы?.. Он хочет сказать, что если бы они могли доказать истинность своего христианства, то это было бы доказательством его апостольства; ибо если они в вере, если в них пребывает Иисус Христос, то это доказывает, что и в нем говорит Христос, потому что именно через его служение они уверовали. Павел был для них не только наставником, но и отцом. Он возродил их посредством Евангелия Христова. Могло ли его служение сопровождаться божественной силой, если бы он не получил его свыше? Поэтому если они смогут доказать о себе, что они то, чем должны быть, то есть не отвержены Христом, то Павел надеется, они узнают, что он то, чем быть должен, ст. 6. То, что апостол говорит здесь об обязанности коринфян испытывать самих себя, является великим долгом всех, называющих себя христианами, — исследовать свое духовное состояние. Мы должны испытывать, в вере ли мы, потому что в этом вопросе очень легко можно обмануться, а такое заблуждение крайне опасно. Поэтому мы должны испытывать самих себя, задавать себе вопрос, живет ли во мне Христос; Христос в нас, разве только мы не то, чем должны быть; так что мы либо истинные христиане, либо великие обманщики; позор тому, кто не знает самого себя, не знает своего собственного сердца!
Понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас
Приводит причину, почему не пощадит, и показывает, что сами они заставляют его так, а не иначе поступить. Он говорит как бы им: так сами вы поставили вопрос, что мне, если не исправитесь, неизбежно не пощадить вас, а явить на вас данную мне апостольскую власть и силу Христову, во мне действующую. У вас начали говорить о мне: немощен он телом, и слово его не сильно, наводя таким образом и на самое учение, мною преподаваемое, будто и оно не Христово. Итак, поелику так у вас поговаривают о мне, то не яви я у вас строгости апостольской, вы в самом деле утвердитесь в таких мыслях, а это крайне повредит делу Евангелия и вашему спасению. Итак, одно из двух: или исправляйтесь, или я должен буду не пощадить вас, властно только отсекая непокоривых от Церкви или поражая их и прямою какою карою, как поразил слепотою волхва Елиму в Кипре.— И увидите вы тогда осязательно, что во мне и говорит и действует Христос Господь.
Святой Златоуст говорит на это место: «Поелику вы хотите испытать, обитает ли во мне Христос, требуете от меня доказательств и потому смеетесь надо мною, как над человеком низким и презренным, не имеющим в себе силы Христовой, то узнаете, что я не лишен оной, если подадите к тому случай, чего, впрочем, не желаю. Говорит так, выражая свое негодование и желая дать почувствовать сие тем, которые его презирали. Я не хочу, говорит он, показать над вами такого опыта. Если же сами вы подадите случай и захотите вызвать меня на то, то узнаете сие на самом деле».
Иже в вас не изнемогает, но может в вас. Там сказал: я должен буду показать над вами силу и власть Христову, потому что вы желаете видеть опытное удостоверение, что Он во мне говорит и действует. Итак, вы увидите во мне силу Христа, — Иже в вас не изнемогает, но может в вас, который не мощен есть в вас, — ουκ ασθενει, но немощен есть, — αλλα δυναται. Указывает на испытанную коринфянами силу Христову, и притом, что она продолжает еще явною быть среди их. Цель же, для чего это прибавил Апостол, или та, чтобы усилить у них страх, как бы говоря: а как Христос мощен, вы это знаете, испытали и испытываете. Потому, подразумевается, поостерегитесь раздражать силу Его на кару себе. Или та, чтобы пристыдить их, внушая, что им и не следовало подвергать его такому опыту, потому что если Христос мощен есть в них, то не по чьему посредству, как самого святого Павла. Если Христос мощен в вас, говорит как бы он, то не стыдно ли вам искушать глаголющего и действующего во мне Христа, когда вы познали Христа и вступили с Ним в общение чрез меня?
Вот мнения об этом наших толковников. Святой Златоуст говорит: «Апостол переносит здесь речь от себя ко Христу, дабы угрозы сделать более страшными. Слова его имеют такой смысл: если и сделаю, что накажу согрешающих, то разве я буду наказывать их? — Накажет Христос, Который во мне живет. Христову же силу вы знаете. Он не изнемогает, но может в вас. Для чего Апостол прибавил — в вас, когда Христос везде силен? Захочет ли наказать неверных или кого другого, Он все может. Что же значит сие прибавление? — Апостол или хочет сильнее пристыдить их тем, что они сами уже испытали, или выражает то, что Христос и теперь показывает силу в них». Фотий у Экумения пишет: «Искусить хотите, Христос ли говорит во мне, смотря на меня, как на такого, который пусть от Христа, хотите искусить глаголющего во мне Христа, между тем как явно знаете силу Его во мне. Самое это покушение — искусить во мне силу Христову — есть грех. Ибо искушать это, особенно после таких (проявлений ее), есть дело неблагодарных, неверных и непостоянных. Таким образом, очевидно, что эти слова суть слова грозящего, — угрожательные». Феофилакт говорит: «Конечно, они прежде испытали силу Христову. Итак, Апостол говорит им, из того, какие имели вы опыты (благодатные), знаете, конечно, что Христос в вас не немощен, а силен».— Каких же еще, дополним сию речь, вам опытов силы Его?
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас
Или доказательства (опытного) ищете в том, что имеете Христа, Который в вас не безсилен? Ибо силен Он в вас, если восхотите призвать Его на помощь к себе в то время, когда станут возникать в вас помышления худые и похоти плоти. А что Он силен в вас, о сем уже свидетельствуют дары Духа, кои даны некоторым из всех вас.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне
С великим негодованием говорит он это презиравшим его, как человека слабого и достойного презрения. Он говорит как бы так: поскольку вы желаете испытать, пребывает ли во мне Христос, и смеетесь надо мной, как над человеком слабым и не имеющим в себе Христа, то вы поистине узнаете это, если не исправитесь. Он показывает, что слова, которые говорит он, духовны и должно бояться его угрозы, как бы ее высказал Сам Христос Не для того хотел наказать их, чтобы доставить им опыт и знание, но что вы, говорит, неисцельно согрешаете. Если я, говорит, принужден буду наказать вас, то вы узнаете на самом деле то, что стараетесь узнать.
Он не бессилен для вас, но силен в вас
Почему прибавляет для вас, когда Христос повсюду силен? Потому, вероятно, что они прежде уже испытали Его силу. Таким образом он выражает такую мысль: поскольку вы прежде видели опыты, то уже вполне знаете, что Он не бессилен для вас, но силен, то есть имеет силу. Или же слова эти имеют такой смысл: Он показывает над вами Свою силу в этой жизни, когда вы можете исправиться, — поражает вас теперь, чтобы помиловать в день Суда; на неверных же покажет Свою силу в самый день Суда. Вместе с тем он показывает, что хотя и накажет, но накажет не сам, а Христос
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас
Ищут доказательства Христа, говорящего через апостола, тогда как не выполняют предписаний и желают проверить, осмелится ли он воздать им за это.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас
Пусть Коринфяне не думают, что Апостол угрожает им, совершенно не имея силы привести в исполнение свои угрозы. Нет, в нем говорит Сам Христос, а Христос уже показал среди них Свою силу или покажет.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 13:1