Хотелось бы закончить словами Р. К. Х. Ленски:
«Завершает это Послание образ великого апостола, простирающего руки к коринфянам и произносящего новозаветное благословение, полное глубокого смысла. Затем голос Павла умолкает. Но слова благословения остаются в наших сердцах». (R. C. H. Lenski, The Interpretation of St. Paul's First and Second Epistles to the Corinthians, p. 1341.)
I. Прощальным пожеланием. Он прощается с коринфянами, от всего сердца желая им духовного благополучия. Для этого:
1. Он дает им ряд добрых наставлений.
(1) Усовершаться, или быть объединенными, в любви, что будет содействовать их созиданию как церкви.
(2) Утешаться во всех испытаниях и гонениях, какие могут постигнуть их за дело Христово, и в любых бедствиях и разочарованиях, могущих встретиться им в этом мире.
(3) Быть единомысленными, что будет очень содействовать их утешению, ибо чем терпимее мы к нашим братьям, тем больше покоя обретем своей собственной душе. Апостол хотел бы, чтобы они имели одни мнения и суждения, насколько это возможно; и хотя полное единомыслие недостижимо, тем не менее (4) Он увещевает их жить в мире, чтобы разделение в мнениях не вызывало охлаждения в любви, чтобы они жили в мире между собою. Он желает, чтобы были удалены всякие расколы между ними, чтобы не было среди них гнева и ссор, а для их предотвращения надо избегать раздоров, зависти, клевет, ябед и тому подобных врагов мира.
2. Он ободряет коринфян обещанием Божиего присутствия среди них: ...Бог любви и мира будет с вами, ст. 11. Отметьте:
(1) Бог есть Бог любви и мира. Он творец мира и сторонник согласия. Он возлюбил нас и желает быть в мире с нами, Он повелевает нам любить Его и примириться с Ним, а также любить друг друга и быть в мире между собою.
(2) Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Он возлюбит тех, кто любит мир, Он будет обитать с ними здесь, а они с Ним — в вечности. Здесь они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а там будут допущены в Его славное присутствие.
3. Он повелевает им приветствовать друг друга и передает приветствия от тех, кто был с ним, ст. 12. Он желает, чтобы они подтверждали свою взаимную любовь святым лобзанием, которое тогда было принято, а позже, во времена духовного упадка церкви, вышло из употребления, во избежание всяких поводов к нечистоте и распутству.
II. Апостольским благословением (ст. 13): Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Таким образом апостол заканчивает свое послание, и таким образом общепринято и надлежит заканчивать все богослужебные собрания. Это благословение подтверждает евангельское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой — три разные Личности, но в то же время Бог един и в Своем триединстве является источником всех благословений для человека. Это также указывает на наш долг — взирать очами веры на Отца, Сына и Духа Святого, то есть почитать эти три Лица Святой Троицы, во имя Которой мы крестимся и именем Которой благословляемся. Это благословение весьма торжественное, и мы должны приложить все усердие к тому, чтобы наследовать его. Благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа: благодать Христа как Искупителя; любовь Бога, пославшего Искупителя; общение Святого Духа, сообщающего нам благодать и любовь; именно общение Святого Духа делает нас участниками в благодати Христовой и в любви Божией. И мы не можем желать для своего счастья ничего большего, чем благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа. Аминь.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Таким образом, соединив их между собою и приветствиями, и лобзаниями, опять заключает слово молитвою, а чрез нее всемерно старается соединить их и с Богом. Где теперь утверждающие, что Святый Дух не единосущен Отцу и Сыну потому, что о Нем не упоминается в начале посланий? Вот теперь (апостол) наименовал и Его вместе с Отцом и Сыном. Кроме того, должно сказать и то, что (апостол) в послании к колосянам, сказав: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего» (Кол 1:2), умолчал о Сыне, и не прибавил, как в прочих посланиях: «и Господа Иисуса Христа». Ужели поэтому и Сын будет не единосущен (Отцу)? Но утверждать это есть крайнее безумие. Напротив, то самое и показывает Его единосущие, что Павел в различных местах различно упоминает (о лицах). А что сказанное мною не одна догадка, — послушай, как он упоминает о Сыне и о Духе, а умалчивает об Отце. Так в (первом) послании к Коринфянам говорит: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор 6:11). Итак, скажи, неужели они не крестились во имя Отца? Тогда они и не омылись, и не освятились. Но они крестились (во имя Отца), так как действительно крестились. Почему же не сказал, что омылись именем Отца? Потому, что для него безразлично — один раз упомянуть об одной ипостаси, в другой раз — о другой. То же найдешь и во многих местах посланий. Так в послании к Римлянам говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим» (Рим 12:1), хотя щедроты принадлежат и Сыну. И в другом месте: «умоляю вас… любовью Духа» (Рим 15:30), хотя любовь принадлежит и Отцу. Почему же он не упомянул о Сыне, когда говорит о щедротах, и об Отце, когда говорит о любви? Он умолчал об этом, как для всех явном и несомненном. Найдешь также и то, что (апостол) и самые дары приписывает (лицам Св. Троицы) в обратном порядке. Так, сказав здесь: «благодать Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа», в другом месте общение приписывает Сыну, а любовь Духу, говоря: «умоляю вас… любовью Духа», а в (первом) послании к Коринфянам: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его» (1Кор 1:9). Так все, принадлежащее Троице, нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святаго Духа. Так (апостол) сказал: «благодать вам от Бога Отца»; а в другом месте, исчисливши многие виды благодати, присоединил: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор 12:11). Говорю же это не потому, что смешиваю ипостаси, — нет! — напротив, знаю как то, чем они различаются и разделяются, так и единство их сущности.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Если одна благодать, одна любовь, одно общение от Отца, Сына и Святого Духа, то, конечно же, одно и действие их. А где одно действие, там не может быть разделена и сила, не может быть различена и сущность.
Источник: О Святом Духе.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Спасение всех и каждого совершается действом Пресвятой Троицы нераздельным. Разные действия в производстве нашего спасения Слово Божие именует разными именами и относит их когда к одному, когда к другому, когда к третьему Лицу Пресвятой Троицы, чем показывает, что не распределяет их по Лицам так, чтобы одно принадлежало исключительно одному, другое другому. Так и здесь «не в означение раздельности выразился так Апостол, и не иное уделил Христу Господу, иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так в первом послании, приписав действо Отцу (1Кор 12:6), чрез несколько слов приписывает оное Духу (11). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом (Мф 28:19), но научая, что иной порядок имен не означает инаковости естества, или силы, или разности достоинств» (Феодорит). «Так все, принадлежащее, Троице нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святого Духа. Говорю сие, не как смешивающий Ипостаси; нимало: напротив, знаю как то, чем они различаются и разделяются, так и единство их сущности» (святой Златоуст).
«Будем и мы и догматы сии содержать со всею точностию и привлекать к себе любовь Божию. Ибо Он прежде возлюбил нас, когда мы еще ненавидели Его; и примирил с Собою, когда мы еще были врагами Его; и теперь хочет любить нас, уже любящих Его; будем же постоянно любить Его, чтобы и Он любил нас. И если, пользуясь любовию сильных людей, для всех бываем страшны, то тем паче, когда будем в любви у Бога. Если из любви к Нему нужно будет отдать имущество, тело свое, даже самую душу, не пощадим сего. Ибо недостаточно свидетельствовать любовь свою к Нему только на словах, нужно показать ее и делами. Ибо Он Сам явил Свою любовь к нам не словами только, но и делами. Покажи и ты сие на самом деле и твори угодное Ему. В таком случае сам же ты опять получишь пользу, потому что Он ни в чем нашем не нуждается. То и служит особенным доказательством искренней любви Его к нам, что, не нуждаясь в нашей любви, все делает для того, чтобы мы Его любили. Посему и Моисей сказал: что бо ищет Господь Бог у вас, точию еже любити Его, и готову быти еже ходити во след Его (Втор 10:12). Посему когда повелевает тебе любить Его, тогда наипаче показывает, что любит тебя. Ибо никогда не бывает столько надежно наше спасение, как когда любим Его» (святой Златоуст).
«Будем молиться и мы, чтобы сподобиться апостольского благословения и улучить обетованные блага по благодати и человеколюбию Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу, со Святым Духом, слава и велелепие, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь» (Феодорит).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа и проч. Вдумайся в сказанное, и ты найдешь, что Святая и Поклоняемая Троица обитает в человеке, очищенном помощью свыше при его собственном добродетельном образе жизни; говорю же «обитает» не Своим существом — потому что никакая тварь не может вместить существо Божие, — но согласно способности человека, угождающего Богу, вместить и приять в себе степень Его благодати.
Источник: Собрание рукописей типа I. Слово 52.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Соединив всех, он, по своему обыкновению, молит, да будет на них благодать Сына, через которую Он спас нас, — не делами нашими, но благодатью, Сам потерпев заклание за нас. И затем, как бы будучи спрошен — откуда эта благодать Сына? отвечает: из любви Отца. Что же производит она? Общение Святого Духа, то есть причастие и приобщение Его, в силу коего мы освящаемся, — сделавшись, вследствие вселения в нас Утешителя, причастными Его, и сами становимся духом, не по природе, но чрез общение. Какое же основание имеют отвергающие Духа по той причине, что Павел не упомянул о Нем в начале посланий? Здесь он упоминает и сполна перечисляет Троицу, Которая да сохранит нас твердо держащимися догматов и провождающими непорочную жизнь, дабы мы были совершенными рабами в Троице совершенного Бога, Которому слава во веки веков. Аминь.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Благодать Господа Иисуса [означает или то, что] она спасает их без дел, или осеняет милостью.
Источник: Фрагменты.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Таково единство Троицы и единство могущества, поскольку есть совершенство всего спасения. Любовь есть Бога Отца, которая послала Иисуса Спасителя, Чьей благодатью мы спасены. И чтобы эту благодать спасения мы восприняли, Он подал общение Духа Святого: ибо Он возлюбленных Богом и спасенных милостью Христа охраняет, чтобы совершенство Трех исполнялось в спасении человека.
Источник: На Послания к Коринфянам
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Апостол перечисляет лица Святой Троицы ее в обычном порядке, показывая этим самым, что все Они равны между Собою (блаж. Феодорит).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 13:11