Но кое-где поцелуй между мужчинами воспринимается как свидетельство гомосексуальных отношений. Поэтому не стоит настаивать на таком обычае там, где он может бросить тень на христианскую Церковь. В таких случаях лучше ограничиться святым рукопожатием.
Ч. Ходж пишет так:
«Этот совет не является незыблемым повелением, ибо суть его в том, чтобы христиане выражали взаимную любовь так, как прилично в соответствии со временем и обычаями их страны». (Там же, р. 312.)
Приветствия от всех святых должны были напомнить коринфянам об их причастности к вселенскому братству и указать им на то, что другие церкви ждут от них возрастания в вере и послушания Господу.
I. Прощальным пожеланием. Он прощается с коринфянами, от всего сердца желая им духовного благополучия. Для этого:
1. Он дает им ряд добрых наставлений.
(1) Усовершаться, или быть объединенными, в любви, что будет содействовать их созиданию как церкви.
(2) Утешаться во всех испытаниях и гонениях, какие могут постигнуть их за дело Христово, и в любых бедствиях и разочарованиях, могущих встретиться им в этом мире.
(3) Быть единомысленными, что будет очень содействовать их утешению, ибо чем терпимее мы к нашим братьям, тем больше покоя обретем своей собственной душе. Апостол хотел бы, чтобы они имели одни мнения и суждения, насколько это возможно; и хотя полное единомыслие недостижимо, тем не менее (4) Он увещевает их жить в мире, чтобы разделение в мнениях не вызывало охлаждения в любви, чтобы они жили в мире между собою. Он желает, чтобы были удалены всякие расколы между ними, чтобы не было среди них гнева и ссор, а для их предотвращения надо избегать раздоров, зависти, клевет, ябед и тому подобных врагов мира.
2. Он ободряет коринфян обещанием Божиего присутствия среди них: ...Бог любви и мира будет с вами, ст. 11. Отметьте:
(1) Бог есть Бог любви и мира. Он творец мира и сторонник согласия. Он возлюбил нас и желает быть в мире с нами, Он повелевает нам любить Его и примириться с Ним, а также любить друг друга и быть в мире между собою.
(2) Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Он возлюбит тех, кто любит мир, Он будет обитать с ними здесь, а они с Ним — в вечности. Здесь они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а там будут допущены в Его славное присутствие.
3. Он повелевает им приветствовать друг друга и передает приветствия от тех, кто был с ним, ст. 12. Он желает, чтобы они подтверждали свою взаимную любовь святым лобзанием, которое тогда было принято, а позже, во времена духовного упадка церкви, вышло из употребления, во избежание всяких поводов к нечистоте и распутству.
II. Апостольским благословением (ст. 13): Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Таким образом апостол заканчивает свое послание, и таким образом общепринято и надлежит заканчивать все богослужебные собрания. Это благословение подтверждает евангельское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой — три разные Личности, но в то же время Бог един и в Своем триединстве является источником всех благословений для человека. Это также указывает на наш долг — взирать очами веры на Отца, Сына и Духа Святого, то есть почитать эти три Лица Святой Троицы, во имя Которой мы крестимся и именем Которой благословляемся. Это благословение весьма торжественное, и мы должны приложить все усердие к тому, чтобы наследовать его. Благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа: благодать Христа как Искупителя; любовь Бога, пославшего Искупителя; общение Святого Духа, сообщающего нам благодать и любовь; именно общение Святого Духа делает нас участниками в благодати Христовой и в любви Божией. И мы не можем желать для своего счастья ничего большего, чем благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа. Аминь.
Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси
«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? — Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? — Мы храм Христов Уста — дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).
Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Приветствуйте друг друга лобзанием святым
Не притворным и коварным, подобно Иудиному. Поскольку для того мы и целуем друг друга, чтобы более воспламенить любовь, ибо чрез уста преимущественно пред другими членами соединяются души лобзающихся. Также и входя в дом, мы целованием выражаем свое единение. Или же, поскольку мы храм Божий, уста же — преддверие этого храма, то мы целуем это преддверие, ибо через него входит в нас Христос во время причащения.
Приветствуют вас все святые
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.
Источник: На Послания к Коринфянам
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Святое лобзание — это обычный в древности символ братского общения (ср. 1Пет 5:14).
Источник: Толковая Библия.
Cм. также Толкование на 2Кор 13:11
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента