«Утешайтесь» может означать «мужайтесь» или «будьте научены». Павел передал им серьезные наставления. Теперь он говорит: «Примите мои наставления с добрым сердцем и поступайте, как я научил вас».
«Будьте единомысленны». Для Христиан единственный путь к единомыслию — мыслить, как Христос. Для того чтобы думать, как думает Он, они должны подчинить Ему все свои помышления и рассуждения.
Будьте «мирны». Из стиха 12:20 очевидно, что среди них были ссоры и распри. Это всегда происходит там, где к закону подходят слишком буквально. Поэтому Павел предлагает им вначале наказать виновных, а потом жить в мире с братьями-христианами.
Если они будут так поступать, Бог любви и мира будет с ними. Конечно, в каком-то смысле Бог всегда с теми, кто верует в Него. Но имеется в виду, что Он будет особо близок к ним и дорог им, если они будут послушны этим наставлениям.
I. Прощальным пожеланием. Он прощается с коринфянами, от всего сердца желая им духовного благополучия. Для этого:
1. Он дает им ряд добрых наставлений.
(1) Усовершаться, или быть объединенными, в любви, что будет содействовать их созиданию как церкви.
(2) Утешаться во всех испытаниях и гонениях, какие могут постигнуть их за дело Христово, и в любых бедствиях и разочарованиях, могущих встретиться им в этом мире.
(3) Быть единомысленными, что будет очень содействовать их утешению, ибо чем терпимее мы к нашим братьям, тем больше покоя обретем своей собственной душе. Апостол хотел бы, чтобы они имели одни мнения и суждения, насколько это возможно; и хотя полное единомыслие недостижимо, тем не менее (4) Он увещевает их жить в мире, чтобы разделение в мнениях не вызывало охлаждения в любви, чтобы они жили в мире между собою. Он желает, чтобы были удалены всякие расколы между ними, чтобы не было среди них гнева и ссор, а для их предотвращения надо избегать раздоров, зависти, клевет, ябед и тому подобных врагов мира.
2. Он ободряет коринфян обещанием Божиего присутствия среди них: ...Бог любви и мира будет с вами, ст. 11. Отметьте:
(1) Бог есть Бог любви и мира. Он творец мира и сторонник согласия. Он возлюбил нас и желает быть в мире с нами, Он повелевает нам любить Его и примириться с Ним, а также любить друг друга и быть в мире между собою.
(2) Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Он возлюбит тех, кто любит мир, Он будет обитать с ними здесь, а они с Ним — в вечности. Здесь они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а там будут допущены в Его славное присутствие.
3. Он повелевает им приветствовать друг друга и передает приветствия от тех, кто был с ним, ст. 12. Он желает, чтобы они подтверждали свою взаимную любовь святым лобзанием, которое тогда было принято, а позже, во времена духовного упадка церкви, вышло из употребления, во избежание всяких поводов к нечистоте и распутству.
II. Апостольским благословением (ст. 13): Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Таким образом апостол заканчивает свое послание, и таким образом общепринято и надлежит заканчивать все богослужебные собрания. Это благословение подтверждает евангельское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой — три разные Личности, но в то же время Бог един и в Своем триединстве является источником всех благословений для человека. Это также указывает на наш долг — взирать очами веры на Отца, Сына и Духа Святого, то есть почитать эти три Лица Святой Троицы, во имя Которой мы крестимся и именем Которой благословляемся. Это благословение весьма торжественное, и мы должны приложить все усердие к тому, чтобы наследовать его. Благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа: благодать Христа как Искупителя; любовь Бога, пославшего Искупителя; общение Святого Духа, сообщающего нам благодать и любовь; именно общение Святого Духа делает нас участниками в благодати Христовой и в любви Божией. И мы не можем желать для своего счастья ничего большего, чем благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа. Аминь.
Ст. 11−12 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (ст. 11). Что значит: «Впрочем, братия, радуйтесь»? Ты опечалил, устрашил, поверг в скорбь, заставил трепетать и бояться; как же велишь радоваться? «По этому самому, — говорит, — и велю радоваться. В самом деле, если вы, со своей стороны, будете соответствовать тому, что я обязан сделать, со своей стороны, то не будет препятствия к радости. А с моей стороны все сделано: я долготерпел, медлил, не отлучал вас, убеждал, увещевал, устрашал, угрожал, чтобы как-нибудь произвести в вас плоды покаяния. Теперь вам должно сделать свое дело, — и радость ваша не помрачится».
«Усовершайтесь». Что же значит — «Усовершайтесь»? Будьте совершенны и восполните, чего не достает.
«Утешайтесь». Так как искушений было много, и опасности были велики, то ищите утешения друг в друге, и в нас, и в собственном исправлении. Если радость ваша происходит от (чистой) совести, и если вы совершенны, то ничего не достает к вашему благодушию и утешению, потому что ничто не доставляет столько утешения, как чистая совесть, хотя бы вы окружены были бесчисленными искушениями.
«Будьте единомысленны, мирны». Об этом просил он и в начале первого послания. Случается, что люди имеют одни и те же мысли, однако не имеют мира, например, — когда в догматах веры согласны, а друг против друга враждуют. Напротив, Павел здесь требует того и другого (и единомыслия и согласия).
«И Бог любви и мира будет с вами». Не только увещевает и советует иметь мир, но и молит о том Бога; и подлинно, здесь он или молит, или предсказывает будущее, а вернее, то и другое вместе. «Если, — говорит он, — будете так поступать, то есть, одно и то же мудрствовать и иметь мир между собою, то и Бог будет с вами, потому что Бог есть Бог любви и мира, Он этому радуется, и об этом веселится. Отсюда — от любви Его — и в вас будет мир. Отсюда — избавление от всех зол. Эта любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с небом, она сделала людей ангелами. Возлюбим же ее и мы, потому что она — матерь бесчисленных благ. Ею мы спасены, через нее нам дарованы все неизреченные блага». Затем, возводя их к любви, (апостол) говорит: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (ст. 12). Что значит — «святым»? Не притворным, не коварным, каким Иуда облобызал Христа. Для того и дано лобзание, чтобы возбуждать любовь, чтобы воспламенять искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как дети отцов, и отцы детей, или еще и больше, — потому что эта (любовь) — от природы, а наша — от благодати. Чрез лобзание соединяются между собою души. Вот почему, и возвращаясь из путешествий, мы целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Поцелуй уст особенно выражает расположение души нашей.
Сказавши же: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым», (апостол) присовокупил: «Приветствуют вас все святые», и этим подавая им радостную надежду. Это он написал вместо лобзания, соединяя их между собою этим взаимным приветствием, потому что от тех же уст происходит и лобзание и слова. Видишь ли, как он соединяет между собою всех — удаленных по плоти и близких, первых — посредством писания, а последних — посредством лобзания?
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте: и Бог любве и мира будет с вами
«Что значит прочее же, братие, радуйтеся? Ты опечалил, устрашил, поверг в скорбь, заставил трепетать: как же велишь радоваться? — Посему самому, говорит он, и повелеваю радоваться. Ибо если вы с своей стороны будете соответствовать тому, что я обязан сделать с своей стороны, то не будет препятствия к радости. А с моей стороны все сделано: я долго терпел, медлил, не отлучал вас, убеждал, увещевал, устрашал, угрожал, чтобы как-нибудь произвести в вас плоды покаяния. Теперь вам должно сделать свое дело, и радость ваша не помрачится» (святой Златоуст). Если исправятся, значит вступят на путь добродетели; «преуспевающим же в добродетели свойственно духовное веселие» (Феодорит), независимо от внешнего благосостояния. Может быть, и потому говорит: радуйтеся, что не все были неисправны, и потому не всех страшила угроза. Ко всем же исправным очень идет: радуйтеся. Радуйтеся, что вы христиане, уверовали в Господа, получили отпущение грехов, благодать Духа приняли, освящающую вас и на всякое добро укрепляющую, и имеете несомненную надежду, что, пребыв верными Господу, наследуете вечноблаженное царство небесное. Как не радоваться, приняв все сие к сердцу?!
Совершайтеся. «Будьте совершенны, и восполните, чего не достает» (святой Златоуст). Се цель жизни! Вступившему во двор Христов, в стадо Его, нельзя не радоваться, смотря на то, что получает и что имеет надежду еще получить. Но, вступивши в такой чин жизни, нельзя спать. Много дано, большее несравненно дастся. Но первое есть безусловный дар, второе — подусловный. Надо привнесть труд, обращая его на то, чтоб отрезать несовершенное и прилагать одно к другому совершенное. Это и есть совершенствование себя самого.
Утешайтеся. «Так как искушений много и опасности велики, то ищите утешения друг в друге и в нас, и в собственном исправлении. Ибо если радость ваша от чистой совести и если вы совершенны, то ничего не достает к вашему благодушию и утешению, ибо ничто не доставляет столько утешения, как чистая совесть, хотя бы вы окружены были бесчисленными искушениями» (святой Златоуст).
Тожде мудрствуйте: «теснее связуйтесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей» (Феодорит). «О сем просил он и в начале первого послания» (святой Златоуст). Может быть, это главное в последних кратких наставлениях. Ибо они из пустого увлечения какими-то личностями начали было расходиться между собою и группироваться в партии. Первое послание отрезвило их. Они решились исправиться. Надо было запечатлеть это решение, что и делает здесь Апостол.
Мир имейте. «Случается, что люди тоже мудрствуют, однако же не имеют мира; например, когда в догматах веры согласны, но друг против друга враждуют. Напротив, Апостол Павел требует здесь и единомыслия, и согласия» (святой Златоуст).— Мир имейте. Ειρηνευετε, мирствуйте, может иметь и всеобъемлющее значение, то есть и в себе мирствовать, и с Богом, а не только с другими. Феодорит так и пишет: «Мир имейте и с нами, и друг с другом, а прежде всего со спасшим вас Богом».
И Бог любве и мира будет с вами. «Ибо видя сии преспеяния, Бог сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник всего» (Феодорит). «Не только увещевает и советует иметь мир, но и молит о том Бога. Ибо он или молит здесь (то есть да будет с вами Бог мира), или предсказывает будущее (то есть что будет с вами за показанные доброты); а вернее, то и другое вместе. Если, говорит, будете так поступать, то есть тожде мудрствовать и мир иметь между собою, то и Бог будет с вами. Потому что Бог есть Бог любви и мира. Сему Он радуется (то есть любви и миру), и о сем веселится. Отсюда — от любви Его и в вас будет мир. Отсюда избавление от всех зол. Сия любовь спасла вселенную; она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с небом, она соделала людей ангелами. Возлюбим же ее и мы, ибо любовь есть матерь бесчисленных благ. Ею мы спасены, чрез нее получили неизглаголанные блага» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 11−12 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Впрочем, радуйтесь, после того как я опечалил вас первым посланием моим, — и усовершайтесь в том, чего недоставало вам, — и утешение приимите, поелику плакали, — и будьте единомысленны, поелику уклонялись друг от друга. И Бог любви и мира будет с вами: да любите в Нем тех, коих за прегрешения их вы отвергли и отлучили от себя. Миром приветствуйте тех, от коих, по недостоинству их, вы отклоняли речь уст ваших.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами
Впрочем, братия, радуйтесь
Я, говорит, сделал свое дело; вам осталось поступить соответственно мне. Ибо, если вы исправите свою жизнь, то приобретете неувядаемую радость в совести, хотя я и опечалил вас словами.
Усовершайтесь
То есть будьте совершенными и в учении и в жизни, и восполните то, чего недостает вам
Утешайтесь
Поскольку было много искушений и опасностей, то он говорит им: ищите утешения в себе самих, друг в друге и в собственном изменении на лучшее; ибо совесть благая есть великое утешение.
Будьте единомысленны, мирны
Об этом он просил их, как находящихся в несогласии, и в первом своем послании (1Кор 1:10). Единомыслие относится к догматам, а согласием (мирны), — понятие, противоположное раздору, — называются отношения людей друг к другу. Поэтому Павел требует того и другого.
И Бог любви и мира будет с вами
Не только убеждает их, но и молится о них. Или же в словах сих заключается не молитва, а предсказание того, что, если вы взаимно будете сохранять мир, то Бог будет с вами. Бог называется Богом любви или потому, что Он есть источник ее, или потому, что Он обильно являет ее в нас, или же потому, что где любовь, там и Он и является ее Господом. Также Богом мир называется или потому, что есть источник его, или потому, что примирил небесное с земным, или же потому, что Он Господь его, как собственности.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами
Радость будет от исправления, отчего и сможет прийти совершенство. Но прежде будет утешение, способствующее тому, чтобы в надежде на будущее они оставили преходящее услаждение. Будьте единомысленны — это Павел говорит по причине старых разногласий, чтобы теперь пришли к общему чувству. Будьте мирны. Если придут к согласию, будут жить в мире. И Бог любви и мира будет с вами. Бог мира есть Христос, Который сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27). Ибо Сам есть и Бог любви, поскольку также говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Ин 13:34). Ибо иной мир Бога, иной мир мира. Ведь человеки от мира, злые и лживые, имеют мир, но к их проклятию. Мир Христа — мир, свободный от грехов, ибо вероломства бежит, обман презирает, злодеяния отражает. Так Богу угоден друг, а диаволу — враг. А кто имеет мир, получит также и любовь, и Бог обоих будет охранять его вечно.
Источник: На Послания к Коринфянам
Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами
Впрочем -правильнее: что касается остального, о чем я хотел бы вам сказать… Бог любви и мира, -т. е. раздающий любовь и мир.
Ст. 11−13 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь
Апостол заключает свое послание пожеланием Коринфянам радости, единомыслия и просит передать приветствие от всех святых.
Источник: Толковая Библия.