I. Он упрекает их, за то что они не встали на его защиту, как должны были бы сделать, и таким образом вынудили его самого так много говорить в свое оправдание. В некотором смысле, они принудили его хвалиться, тогда как им бы надлежало хвалить его, ст. 11. Если бы они не пренебрегли своим долгом, то ему не пришлось бы так много говорить о себе. У коринфян были особые причины хорошо отзываться о Павле как о служителе, не имевшем ни в чем недостатка против высших Апостолов, потому что он дал им исчерпывающие доказательства своего апостольства, признаки Апостола оказались перед ними всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. Заметим:
1. Наш долг перед добрыми людьми — встать на защиту их репутации; тем более мы обязаны это делать по отношению к тем, через кого получили пользу, особенно, если эта польза духовная: мы должны признать, что они являются орудиями в руках Божиих для нашего блага, и защищать их, когда они подвергаются нападкам со стороны других.
2. Как бы высоко ни оценивали нас другие, мы сами должны думать о себе скромно. Пример этого мы видим в жизни великого апостола, который считал себя за ничто, хотя, в действительности, ни в чем не уступал высшим апостолам. Он был совершенно далек от искания славы от людей, хотя и призывал их защищать его доброе имя; далек от того, чтобы хвалиться собою, хотя и вынужден был защищать себя.
II. Он подробно останавливается на описании своего поведения и своих добрых намерений в отношении коринфян, откуда мы можем увидеть характер верного служителя Евангелия.
1. Он не хотел обременять их, он искал не имущества их, но их самих. Он говорит, что не был им в тягость в прошлом (ст. 13) и не будет отягощать их и тогда, когда придет к ним опять, ст. 14. Он щадил их кошельки и не домогался их денег: ...я ищу не вашего, а вас. Он искал не своего обогащения, а спасения их душ: он не стремился сделать их своей собственностью, а хотел приобрести их для Христа, рабом Которого был сам. Заметим: Кто ищет только прибыли от стада и не заботится об овцах, тот наемник, а не добрый пастырь.
2. Он с радостью готов издерживать свое и истощать себя ради них (ст. 15), то есть трудиться и терпеть убытки ради их блага. Он готов тратить свое время, свои силы и способности, чтобы служить им, более того, готов истощать себя, уподобляясь свече, которая сгорает, чтобы дать свет другим.
3. Павел не ослабевал в своей любви к коринфянам, несмотря на недостаток любви и благодарности к нему с их стороны; он с радостью трудился среди них, хотя, чрезвычайно любя их, он был менее любим ими, ст. 15. Это применимо и к другим ситуациям: если кто-то не исполняет своего долга в отношении нас, то из этого вовсе не следует, что мы должны пренебрегать своим долгом в отношении его.
4. Павел заботился не только о том, чтобы самому не обременять коринфян, но чтобы и ни один из его помощников не был в тягость им. Таков, кажется, смысл того, что мы читаем в ст. 16−18. Если, как мог кто-то возразить, Павел сам и не обременял их, но, будучи хитр, лукавством брал с них, то есть посылал к ним тех, кто обирал их а затем делился с апостолом: «Ничего подобного, — говорит Павел, — как я сам ничего не брал у вас, так и никто из посланных мною, ни Тит ни кто другой; мы действуем в одном духе и ходим одним путем». Они все были единодушны в том, чтобы делать все возможное со своей стороны для блага коринфян, ничем не обременяя их, чтобы содействовать успеху Евангелия среди них и, по возможности, облегчить им принятие его.
5. Павел был из тех, кто все делает к назиданию церкви, ст. 19. Его главной целью и намерением было делать добро, хорошо положить основание, а затем с усердием и тщательностью созидать на нем.
6. Павел не хотел уклоняться от своего долга из страха не угодить коринфянам, хотя и очень старался быть не в тягость им. Поэтому он решительно осуждает грех, несмотря на то что они могли найти его таким, каким не желали, ст. 20. Апостол перечисляет некоторые грехи, слишком распространенные среди верующих и заслуживающие самого строгого порицания: ...раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевета, ябеды, гордость и беспорядки. Хотя виновные в этих грехах едва переносят обличение в них, тем не менее верные служители не должны бояться обидеть грешника острым обличением, в публичной проповеди или в личной беседе.
7. Павел был угнетаем предчувствием того, что он обнаружит в коринфской церкви также и позорные грехи, в каких они не раскаялись как должно. Это будет для него причиной великого уничижения и плача. Примечания:
(1) Падения и ошибки верующих не могут не унижать верного служителя, и Бог иногда избирает этот путь, для того чтобы смирить искушаемых славой: Опасаюсь.., чтобы не уничижил меня у вас Бог мой...
(2) Мы имеем основания оплакивать тех, кто грешит и не кается, оплакивать многих, которые согрешили прежде и не покаялись.., ст. 21. Если они все еще не получили благодати покаяния, чтобы самим плакать и сокрушаться о своем состоянии, то их положение более чем плачевно, и те кто любит Бога и любит их, должны оплакивать их.
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете» (ст. 20). (Апостол) хочет сказать нечто важное и для них неприятное; потому и представляет оправдание, говоря: «все это к вашему назиданию», а присовокупляя: «опасаюсь», смягчает то, что намерен был сказать. Это уже показывает не высокомерие или учительскую власть, но отеческую попечительность, когда он страшится более, чем сами согрешившие, и с трепетом приступает к их исправлению. Но даже и так не нападает на них и говорит не прямо, а в виде сомнения: «чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю». Не сказал: «добродетельными», но: «какими не желаю», везде употребляя слова, выражающие дружескую любовь. И слово «найти» выражает нечто неожиданное, равно как и «вам не найти меня», поскольку то и другое — дело не произвольное, но необходимое, имеющее начало в вас самих Поэтому говорит: «чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете». Не сказал и здесь: «каковым я не хочу», но гораздо разительнее — «таким, каким не желаете». Это было уже в его воле, хотя не главным образом, однако же, в его воле. Он мог опять сказать: «каковым я не хочу», и тем показать свою любовь; но не хочет, чтобы ослабевал слушатель; притом и речь его в таком случае была бы гораздо строже. А теперь он и им сильнее дал почувствовать, и себя показал более кротким. Так свойственно действовать его благоразумию — чтобы и рана была глубже, и удар легче. Потом, ввиду того, что сказанное было неясно, он раскрывает это, говоря: «чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков». Таким образом, что надлежало сказать в начале, он говорит в конце, потому что они восставали против него. Итак, не желая подать вида, что главным образом ищет своего, говорит сначала вообще.
Действительно, все вышеуказанное — клеветы, обвинения, разногласия — порождено было завистью. Зависть, как вредный корень, порождала раздражение, осуждение, высокомерие, и все прочее, а чрез них и сама еще более возрастала.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас, и аз обрящуся вам, яковаже не хощете: да не како (будут) рвения, зависти, ярости, рети, клеветы, шептания, кичения, нестроения
Пишу все затем, чтоб вы упорядочились и чтобы, когда упорядочитесь, я нашел вас во всем исправными, какими мне и желательно найти вас, и чтоб вы встретили во мне одну ласковость, одобрение и похваление вас. Боясь, чтоб не случилось противного, напоминаю вам, чего бы не желал я встретить среди вас. «Это уже показывает не высокомерие или учительскую власть, но отеческую попечительность, когда он страшится более, нежели сами согрешившие, и с трепетом приступает к исправлению их. Но и в таком случае не нападает на них, и говорит не прямо, но в виде сомнения: еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас. Не сказал: добродетельными, но: яцех же хощу, везде употребляя слова, выражающие дружелюбие. И слово: обрящу выражает нечто неожиданное им, равно как и обрящу вам: то и другое, говорит, от самих вас зависит» (святой Златоуст). «Боюся, говорит. Видишь отеческую заботу? Другие согрешили, а Павел боится. Еда како пришел: не утверждает, но будто ничего не знающий боится, как бы не встретить чего неисправного у них. Не яцех же хощу обрящу вас, то есть расстроенными и повредившимися (в нраве и мыслях), а вследствие того и сам буду в необходимости показаться вам таким, якова же не хощете, то есть строгим наказателем тех, которые окажутся неисцельно больными» (Экумений). «Он мог бы сказать: каковым я сам не хочу обрестись у вас, и тем показать свою любовь, но не хочет, чтобы ослабевал слушатель; притом и речь его в таком случае была бы гораздо строже. А теперь он и им сильнее дал почувствовать, и себя явил более кротким. Ибо благоразумию свойственно действовать так, чтобы и рана была глубже, и удар легче» (святой Златоуст).
Чего же именно не хотел бы он встретить у них? — Разлада и дел похотных. О разладе говорит в этом стихе, о похотных делах в следующем.
Да не како (будут) рвения, ερεις, споры, рвения поставить на своем, усилия переговорить всех, под чем всегда кроется презорство не только к мнениям других, но и к ним самим: знать никого не хочу;— зависти, ζηλοι, завиствование, извращенное соревнование, — первая дщерь самомнения и гордости, когда, не имея сил стать наравне или перевысить других, ресседаются от досады, зачем те таковы и так у них все идет успешно; ярости, θυμοι, серчания, вспышки гнева и раздражения, при столкновениях с другими не в свою пользу, находящие и отходящие, потому что случайное разгорячение самолюбия препобеждается симпатическим строем сердца; но есть опасность, что частые серчания могут превратиться в постоянное, которое есть злая ненависть; — рети, εριθειαι, ретивости, «когда кто вызывает другого на состязание в каком-либо деле» (Феофилакт), или из всех сил напрягается перегнать других и оставить их позади себя, причем, конечно, не делается строгого разбора в средствах и мало обращается внимания на то, будет ли от этого какое благо себе или другим: — клеветы, καταλαλιαι, оглаголания; не осуждение только, которое тайно в сердце строится, но и разглашение языком худа про других, без уверенности в истине того, а по одной догадке, нередко же и по злонамеренной лжи; шептания, ψιθυρισμοι, робкая клевета, которая, не смея говорить открыто, нашептывает худое о других на ухо людям более влиятельным, которые могут, если поверят, сделать что-либо неприятное тому, о ком речь: тут уместнее — ложная клевета (Феофилакт); кичения, φυσιωσεις, — надутость, спесивость, высокосердость, когда, не разбирая, есть ли какие достоинства, высятся над другими и презорливо к ним относятся, не скрывая даже того: это мыльный пузырь; — нестроения, ακαταστασιαι, неустройства, расстройства, когда все не на своем месте, — прямое следствие всего предыдущего. Святой Златоуст все эти недобрые деяния производит из одной зависти, говоря: «Все сие: клеветы, обвинения, разногласия, порождено было завистию; зависть, как вредный корень, произращала раздражение, осуждение, высокоумие, а чрез них и сама возрастала».
В первом послании, начиная обличение коринфян, Апостол говорит: рвения в вас суть (1Кор 1:11). Из-за каких-то пустых соображений начали они разделяться на партии, становясь под знамена немногих выдававшихся среди них личностей: отсюда пошли распри, противодействия и нестроения (1Кор 1:10). Вразумив их как следует в первом послании и узнав от Тита, что его вразумление не осталось без влияния, предполагая, однако ж, что, может быть, и еще есть остатки того нестроения, снова убеждает, чтоб подобного ничего, даже и следов, не осталось среди их, пригрозив наперед, что он не будет смотреть на это снисходительно.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков
Но боюсь, чтобы я, когда прийду, не нашел вас не такими, какими желаю, — чтобы не было раздоров, зависти и пр.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете
Видишь ли, какое отеческое попечение? Другие согрешили, а Павел устрашается, и не прямо высказывает свою мысль, но с сомнением. Чтобы мне, по пришествии моем, говорит он, не найти вас такими, какими не желаю, развращенными; и по необходимости — чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете, то есть отмстителем и наказывающим.
Чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков
Ему следовало поставить на первом месте гордость, потому что они кичились над ним, но чтобы не показаться ищущим своего, он сначала говорит о том, что имеет общее значение; ибо от зависти и клеветы происходит все остальное, и в свою очередь всем остальным возжигается зависть. Ябедами называется, когда кто-либо заводит тяжбу с другим о чем-нибудь; гордостью называет высокомерные и надменные обычаи, или то, когда самомнение становится как бы природой кого-либо, ибо, кичась над ним, они почитали лжеапостолов.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.