Апостол вспоминает, как змей хитростью своей прельстил Еву. Он сделал это, взывая к ее уму, или интеллекту.
Именно это и делали в Коринфе лжеучителя. Павел хотел, чтобы сердце «коринфской девы» было неразделенным и незапятнанным.
Обратите внимание, что Павел расценивает рассказ о Еве и змее как факт, а не миф.
1. Извинения, которые приносит апостол, за то что продолжает хвалить себя, ст. 1. Он с неохотой приступает к этому занятию: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!.. (ст. 1). Он часто называет самовосхваление неразумием, потому что так оно и есть в действительности. В его случае оно было необходимо. Но понимая, что другие могут посчитать это за неразумие, он просит, чтобы они снизошли к нему. Как для гордого человека противоестественно признавать собственную слабость, так для скромного противоестественно хвалить себя. Добродетельный человек не любит хорошо говорить сам о себе, но в некоторых случаях это вполне законно, а именно: тогда, когда это служит к пользе других или необходимо для собственной защиты, как было в случае с Павлом.
2. Апостол объясняет причины, почему он хвалился.
(1) Чтобы уберечь коринфян от разлагающего влияния лжеапостолов, ст. 2−3. Он ревновал о них ревностью Божией и опасался, что они ослабеют в вере, если будут внимать внушениям, подрывающим авторитет его служения, посредством которого они были приведены к Христу. Он обручил их единому мужу, то есть обратил их в христианство и желал представить их чистою девою, целомудренной, незапятнанной и верной, чтобы умы их не повредились лжеучениями, подобно тому как змей хитростью своею прельстил Еву. Эта благочестивая ревность апостола была смесью любви и страха. Верный служитель не может не опасаться и не беспокоиться за своих обращенных, чтобы они не потеряли то, что получили, или не отвратились от того, что приняли, особенно когда многие обольстители входят в мир.
(2) Чтобы защитить себя против лжеапостолов, поскольку они не могли в своей проповеди коринфянам претендовать на то, будто преподают им другого Христа, или другого Духа, или другое Евангелие, ст. 4. Если бы это было так, то у коринфян могли быть некоторые основания, для того чтобы снизойти или прислушаться к ним. Но зная, что существует только один Христос, один Дух и одно Евангелие, проповеданное им и принятое ими, как они могли быть настроены каким-то искусным обольстителем против Павла, первым обратившего их к истинной вере?
Боюся же, да не како, якоже змий Еву прелсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваша от простоты, яже о Христе
Обручив вас Христу, я стал за вас поручителем, что вы верны пребудете Ему. Между тем кругом искушения: и мысли ваши могут повредиться, и чистота нрава христианского попортиться. Боюсь, как бы вы не уклонились от правого пути. Враг, прельстивший Еву, не дремлет: тогда употребил он в орудие — змия, теперь действует чрез лжеучителей, чрез прелести мира и власти похотные. Долго ли вам увлечься?! — Еву обольстил он ложным обещанием чрезмерного величия и славы, тем же обольщает он и ныне, обещая подобные же чрезмерности, — чрезмерности ведения, чрезмерности сластей, чрезмерности счастия, — и все это представляет в таком привлекательном виде, так удободостижимым, что будто в руки дает. Между тем все это призрак и обман. Не разобрала этой призрачности Ева, и увлеклась. Можете не разобрать и вы, — и подобно ей увлечься. Вот и боюсь — боюсь, да не истлеют разумы ваша, — чтоб не повредились вы в здравомыслии и не испортили как правильного воззрения на дело спасения, так и понимания истинного образа следования путем его. От простоты, — или по причине простоты, которую стяжевает душа во Христе Иисусе. Ибо, видя все во Христе истинным, она забывает об обмане и прельщении, — и преисполняясь в Нем добротою, забывает о лукавстве и злохитрости, — и чрез то приобщается некоторым образом того неведения зла, которое качествовало в невинном состоянии. Этим вашим настроением, говорит, может воспользоваться враг и увлечь вас чрез свои орудия.— Или — от простоты, яже о Христе Иисусе, так надо понимать: да не истлеют разумы ваши, отклонившись от простоты, то есть бесхитростной и чистой веры, с какою надлежит вам пребывать во Христе Господе (Экумений).
«Смотри, какое благоразумие, — говорит святой Златоуст.— Они уже повредились, а он говорит: боюся, да не како повредитесь. Для чего так? — Чтобы не ввергнуть их в ожесточение. Он так говорит, что и не осуждает, и не умалчивает. Ибо и явно сказать (о такой великой беде), и совсем скрыть — равно не безопасно. Посему он соблюдает средину, говоря: да не како. Ибо так обыкновенно говорит, кто ни слишком осуждает, ни слишком доверяет, но держится средины между тем и другим. Так он и успокаивал их, и напоминанием об Еве приводил их в несказанный страх, и отнимал у них всякий повод к извинению. Ибо хотя змий был злобен (πανουργος), а Ева проста, впрочем, это не спасло ее от обвинения. Итак, смотрите, говорит Апостол, не подвергнитесь и вы тому же; тогда ничто не защитит вас».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе
Но боюсь, чтобы, как змей Еву прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змея и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе
Ибо, хотя погибаете вы, но боюсь я. Не открывает: вы будете повреждены, хотя они были уже повреждены, но выразил это неопределенно: боюсь, чтобы ваши умы не повредились. Ибо и тот обольстил обещанием лучшего; и лжеапостолы, восхваляя себя и говоря вам нечто великое, прельщают своею хитростью. Но как ни хитрость змия, ни простота Евы не были достаточны для ее прощения, так и вам оно не будет на этом основании даровано. Не сказал же, что Адам был прельщен, чтобы показать, что прельщаться свойственно женщинам И не сказал: чтобы вы не прельстились, но: чтобы ваши умы не повредились (по-славянски: не растлились), употребив образ растления; ибо слово «растление» употребляется по отношению к девам Чтобы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. То есть чтобы вы не прельстились вследствие своей простоты. Некоторые толкуют так: чтобы вы не уклонились от простой веры в жестокость внешних (неверующих), ибо это составляет величайшее растление.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе
Павел показывает причину, по которой понуждается выступать против правды о себе: славу, ему данную, разглашает не для похвалы себе, но для обличения тех, кто от имени Христа против Христа проповедовал и кто соблазнял коринфян.
Источник: На Послания к Коринфянами.