Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 10 глава 7 стих)

κατα προσωπον (#2848: 4725) судя по лицу; то есть "перед вашим лицом", βλεπετε praes. ind. act. или, скорее, praes. imper. act. от βλεπω (#1063) смотреть. "Смотрите на то, что перед вашими глазами", "смотрите на очевидные факты" (Hughes), ει τις (#1623:5516) если кто-нибудь. Используется с ind. для введения вечно истинного условия, πεποιθεν perf. ind. act. от πειθω (#4275) со знач. praes., иметь доверие, то есть быть убежденным, доверять, εαυτφ dat. sing, от εαυτου (#1571) себя самого; возвратное pron. "Доверять или уповать внутри себя". Χριστου ειναι (#5986: 1639) быть во Христе. Praed. gen. используется с inf. в косвенной речи: "уверенность в своей принадлежности Христу" (RWP). ειναι praes. inf. act. от ειμι (#1639) быть, λογιζεσθω praes. imper. med. (dep.) от λογιζομαι (#3357) думать, считать, подводить итоги, εαυτου (#1571) для себя. Пусть они подумают еще раз (Meyer). Об оппонентах Павла в Коринфе см. Hughes; C.K.Barrett, "Paul's Opponents in Second Corinthians", NTS 17 (1971): 233-24; OPSC; DPL, 644-53.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 10 глава 7 стих)

10:7 личность… смотрите Лучше было бы перевести греч. глагол «смотреть» в повелительном наклонении: «Смотрите на очевидное, наблюдайте факты, рассматривайте данные». В свете того, что они знали о нем (ср. 1Кор 9:12), как могли некоторые коринфяне поверить, что Павел является лжеапостолом, а лжеучителя — истинными апостолами? В отличие от Павла лжеучителя не основывали церквей и не переносили преследований из-за Христа. Павел мог призвать свидетелей — и даже Ананию — о случившемся по дороге в Дамаск. У лжеапостолов не было никаких свидетелей о придуманных встречах с прославленным Христом. Кто уверен в себе, что он Христов Утверждение Апостолов о принадлежности ко Христу можно рассмотреть в 4 аспектах: 1) что они христиане, 2) что они знали Христа во время Его земной жизни, 3) что они имеют от Него апостольское поручение или 4) что они имеют особое знание о Нем. Их утверждение о том, что все или кое-что истинно в отношении их самих, подразумевает, что они отрицали такую истинность в отношении Павла. мы Христовы Павел пока не оспаривает утверждения лжеапостолов (что он сделает позднее в 11:13−15). Он просто говорит о том, что он также может претендовать на принадлежность ко Христу. Чтобы принять чью-то сторону в споре, коринфянам нужно только рассмотреть объективные сведения, к чему он и призвал их в начале этого стиха.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 10 глава 7 стих)

10:7 Первое предложение можно интерпретировать как вопрос: «На личность ли смотрите?» — то есть только на внешнее. Можно — как утверждение факта: «Вы смотрите только на поверхностное». Или же как повеление: «Смотрите, как обстоит дело». Все три варианта встречаются в разных переводах.

Если мы примем это предложение за утверждение, то из него ясно, что коринфяне были склонны судить человека по тому, обладал ли он внушительным видом, впечатляющим красноречием или великой силой логики.

Внешняя видимость оказывала на них больше влияния, чем внутренняя действительность.

Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Возможно, здесь Павел имеет в виду тех, кто говорил: «Я Христов» (1Кор 1:12), видимо, подразумевая, что остальные такими не являются. Он отвечает, что ни у кого нет исключительных прав на Христа. Он принадлежит Господу Иисусу точно так же, как и они. Кто бы ни были эти христиане, исключающие других, Павел не отрицает, что они принадлежат Христу. Поэтому вряд ли он говорит здесь о лжеапостолах и лукавых делателях, которые принимают вид апостолов Христовых (2Кор 11:13). Кажется, в этом письме Павел разбирается с разными противниками; некоторые из них спасены, а некоторые — нет.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 10 глава 7 стих)

Стихи 7−11. В этих стихах апостол продолжает рассуждать по данному вопросу с коринфянами, в духе противодействия тем, кто презирал его, обвинял и жестко высказывался о нем: «На личность ли смотрите..? — говорит апостол, ст. 7. Можно ли оценить человека или что-то другое по такому критерию, годится ли он, для того чтобы судить между мною и моими врагами?» Внешность Павла была незначительна, и многими он был пренебрегаем; он не был выдающимся человеком, какими были, вероятно, некоторые из его соперников. Но это был ложный критерий для оценки истинного достоинства человека. Кое-кто, видимо, хвастался своими преимуществами и имел очень внушительную внешность. Однако внешность бывает крайне обманчива. Человек, не познавший Христа, может показаться знающим или иметь добродетельный вид, не имея в своем сердце принципа благодати. Относительно себя апостол заявляет:

I. О своей принадлежности Христу: ...Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы, ст. 7. Из этих слов можно заключить, что враги Павла хвалились своей принадлежностью Христу как Его служители и рабы. Апостол убеждает коринфян следующим образом: «Предположим, что это так, допустим, что они говорят правду (позволим себе отметить, что в честных рассуждениях мы должны допускать все, с чем разумно можно согласиться, и не должны считать, что люди, отличающиеся от нас, не могут принадлежать Христу, как мы), допустим, что они Христовы, как они хвалятся, но тогда они должны допустить, что и мы Христовы». Примечание:

1. Делая самые великодушные допущения в отношении тех, кто отличается от нас, мы не должны отсекать от Христа себя или отрицать нашу принадлежность Ему. Ибо 2. Во Христе для многих есть место, и люди, сильно отличающиеся друг от друга, тем не менее могут быть одно в Нем. При всей нашей уверенности в принадлежности Христу мы должны помнить, что отличающиеся от нас тоже могут принадлежать Христу, и поэтому к ним надо относиться соответствующим образом; это поможет нам избежать разделений. Мы не должны думать, что дети Божии это мы, что никто, кроме нас, не принадлежит Христу. От осуждающих и презирающих нас мы можем защищать себя тем, что, как бы слабы мы ни были, тем не менее мы принадлежим Христу, как и они: исповедуем ту же веру, живем по тем же правилам, строим на том же основании и надеемся на то же наследство.

II. О своей власти как апостола Христова. Он уже упоминал об этом раньше (ст. 6) и теперь говорит, что мог бы более хвалиться ею, поскольку воистину Господь дал ему эту власть, и это было более, чем то, на что его враги могли бы законно претендовать. И при этом апостол не остался бы в стыде, ст. 8. Относительно этого заметим:

1. Характер этой власти: она была дана ему к созиданию, а не расстройству. Такова, в сущности, цель всякой власти, как гражданской, так и духовной; такой же была цель и той сверхъестественной власти, какой обладал апостол, а также всякого церковного взыскания.

2. Осторожность, с какой апостол говорит о своей власти, заявляя, что его целью не было устрашать их грозными словами и гневными посланиями, ст. 9. Этим самым он, по-видимому, хотел опровергнуть возражение, которое могло быть выдвинуто против него, ст. 10. Он заявляет, что вовсе не намеревается устрашать тех, кто послушен Христу, или писать в посланиях то, что не способен осуществить на деле против непослушных. Он хочет, чтобы его противники знали (ст. 11): что, употребив дарованную ему апостольскую власть, он докажет ее реальную силу.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 10 глава 7 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 7−8 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде

Что особенно достойно удивления в Павле при всем другом — это то, что, будучи поставлен в большую необходимость хвалить себя, он достигает двоякой цели: т. е., и себя хвалит, и вместе такою похвалою самому себе не делается обременителен для других. Это можно видеть особенно в послании к Галатам И там, коснувшись того же предмета, он заботится, — что особенно трудно, и требует большого благоразумия, — о том и о другом, т. е., и скромность соблюдает, и говорит о себе нечто великое. Но смотри, с каким величием и здесь делает это: «На личность ли смотрите?». Замечай и здесь благоразумие. Обличивши тех, кто обольстил их (коринфян), он не останавливает на них своего слова, но переходит от обольстивших и к обольстившимся. Так поступает он и всегда — обличает не только виновников заблуждения, но и введенных в заблуждение. Если бы он не подверг ответственности и этих последних, то их не так бы легко исправило сказанное другим; они даже возгордились бы, как не подвергшиеся обвинению. Поэтому и их обличает. И не это только достойно удивления (в Павле), но и то, что он употребляет обличения, какие приличны тем и другим. Послушай, что говорит (вдавшимся в обман): «На личность ли смотрите?». Не малое, но очень большое обвинение! Почему? Потому что род человеческий очень легко впадает в обман. Смысл же слов его таков: «Вы судите по наружности, по плотским, по телесным (отношениям)». Что значит «по наружности»? Если кто богат, если кто надмевается, если кого окружает толпа льстецов, если кто хвалит сам себя, ищет пустой славы, если кто лицемерно притворяется добродетельным, не имея в себе добродетели — это и означают слова: «На личность ли смотрите?». «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». (Апостол) не хочет вдруг показать себя строгим, но мало-помалу усиливает и возвышает (речь). И смотри, какая здесь резкость в выражении и многознаменательность. Выражением: «сам по себе» он хочет сказать следующее: «Пусть не ожидает узнать от нас, т. е. из нашего ему выговора, но пусть судит о том сам по себе, что как он Христов, так и мы, — не потому, чтобы он был так Христов, как и тот, но «что, как он Христов, так и я Христов В этом мы одинаковы, и нельзя сказать, что он Христов, а я принадлежу кому-то другому». Но, показав это равенство, выставляет на вид и преимущество, говоря: «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал мне к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» (ст. 8). Посмотри, как он смягчает речь свою, намереваясь сказать о себе нечто великое.

Действительно, ничто так не противно для многих из слушателей, как похвала самому себе. Поэтому, устраняя неприятность, (апостол) и говорит: «если бы я и более стал хвалиться». Не сказал: «если кто уверен в себе, что он Христов, пусть рассудит, что он далеко еще отстоит от нас, потому что я получил от Господа столь великую власть, что могу наказать и предать смерти, кого хочу». А что сказал? «Если бы я и более стал». Хотя и выразить нельзя, сколь великую имел он (власть), но в словах своих он уменьшает ее. Не сказал также: «хвалюсь», но: «если бы стал хвалиться», — «если захочу (похвалиться)». А таким образом соблюдает вместе и скромность, и показывает свое преимущество. «Ибо если бы я и более стал, — говорит, — хвалиться властью, которую Господь дал» мне. Опять все приписывает Богу, и дар делает общим, говоря: «к созиданию, а не к расстройству». Видишь ли, как он опять успокаивает зависть, какую мог бы возбудить похвалою себе, и привлекает к себе слушателя, указывая на пользу, для которой получил он власть? А как же он говорит: «ниспровергаем замыслы»? Это особенно является одним из видов созидания — уничтожать препятствия, обличать гнилое, и утверждать одно истинное. «К созиданию». «Итак, для того получили мы власть, чтобы созидать. Если же кто будет упорствовать, сопротивляться и не подавать никакой надежды на исправление, то употребим и другую силу: низложим и ниспровергнем его». Поэтому и присовокупляет: «не остался бы в стыде», т. е., «не оказался бы ни лжецом, ни тщеславным».

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Яже ли пред лицем, зрите? Аще кто надеется себе Христова быти, да помышляет паки от себе, зане, якоже он Христов, такожде и мы Христовы

По видимости ли только судите? — Увидели, что я непоказен, слаб здоровьем, говорю тихо, — и поверили тем клеветникам, что я ничего не значу и по благодатному порядку дел. Да если б смотреть на меня только как на христианина, и тогда не следовало бы ни тем как говорить о мне, ни вам верить речам их. Ведай всяк, что как он Христов, так и я; и как он, будучи Христовым, старается действовать по христианской совести, как раб Христов, так по себе пусть судит и о мне, что и я так же забочусь во всем быть верным Христу, Его волю исполнять, в Его славу во всем действовать. Возьми это во внимание всяк, и не будешь криво понимать меня и дела мои. Так говорю, не указывая еще на особое мое назначение, которое лично получил от Самого Христа Господа и которым порицатели мои похвалиться никак не могут. Но об этом в следующем стихе.

Святой Златоуст глубже входит при этом в намерения святого Павла и говорит: «При всем другом достойно особенного удивления в Павле еще и то, что, будучи поставлен в большую необходимость хвалить себя, достигает двоякой цели: то есть и себя хвалит, и вместе такою похвалою самому себе не делается обременителен для других. Трудно и требует большого благоразумия — и соблюсти скромность, и сказать о себе нечто великое. И смотри, с каким величием делает он сие здесь: — Яже ли, говорит, пред лицем зрите? — Обличивши тех, кои обольстили коринфян, он не останавливает на них своего слова, но переходит от них и к обольстившимся. Так поступает он и всегда, — обличает не только виновников заблуждения, но и введенных ими в заблуждение. Ибо если бы и сих не подверг ответственности, то их не так бы удобно исправило сказанное другим, даже они возгордились бы, как не подвергшиеся обличению. Посему и их обличает. И не сие только достойно удивления в Павле, но и то особенно, что употребляет обличения, какие приличны тем и другим.— Послушай, что говорит вдавшимся в обман: яже ли пред лицем зрите? Не малое, но очень важное обличение! Почему? — Потому что род человеческий очень легко впадает в обман. Смысл же слов его таков: ужели вы судите по наружности? По плотским, по телесным отношениям? — Что значит: по наружности? — Если кто богат, если кто величается, если кого окружают многие ласкатели, если кто хвалит себя, ищет пустой славы, если кто лицемерно притворяется добродетельным, не имея в себе добродетели (тот у вас и велик, и достоин внимания); ибо это значат слова: яже ли пред лицем зрите? — Аще кто надеется себе Христова быти, да помышляет паки от себе, зане якоже он Христов, такожде и мы Христовы. Апостол не хочет вдруг показать себя строгим, но мало-помалу возвышает и усиливает речь. И смотри, как от себя сказанное им делается особенно чувствительным и многознаменательным. Ибо — от себе значит, да не ожидает узнать от нас, то есть из нашего ему выговора, но пусть судит о том сам по себе, что как он Христов, так и мы. Не сказал: столько же Христов, сколько и он, но как он Христов, так и я Христов В этом мы одинаковы. Ибо нельзя сказать, что он Христов, а я принадлежу кому другому. Но, показавши сие равенство, выставляет на вид и преимущество, говоря»: Аще бо и лишше что похвалюся о власти нашей, юже даде нам Господь в созидание, а не на разорение ваше, не постыжуся (ст. 8).

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Геннадий Константинопольский (~400−471)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

Это следует понимать как порицание: судите об истине не по делам, а по тому, что просто и очевидно лежит на поверхности.

Источник: Фрагменты.

Ефрем Сирин (~306−373)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

Итак, смотрите на человека и человека по лицу, то есть между нами и между теми. Ведь, если кто убежден в себе, что он Христов, тот пусть считает и нас по крайней мере таким, каким себя самого, что, как он Христов, так и мы.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

На личность ли смотрите

Не только устрашает обольстителей, но и порицает обольщаемых, поэтому говорит: узнавайте по делам, кто надменен, кто богат, кто прикрывается личиной добродетели.

Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

Ложные апостолы величались, что они Христовы и будто бы самовидцы Слова. По себе сказал вместо: пусть не ожидает нашего против него обличения, но сам размышляет, что именно потому, что он Христов, он не имеет никакого преимущества пред нами. Ибо я тоже не могу быть апостолом кого-либо другого, хотя бы и он был Христов Но здесь он выразил уступку, поскольку еще прежде показал, насколько он выше.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

Теперь хочет рассмотреть с коринфянами то, что явно, и о чем он скажет; ибо здесь есть вещи, открытые для рассуждения. Ибо говорит: Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Он это тем говорит, чью гордыню затрагивает и кто о себе ошибочно судил с завышенной оценкой, и ниже должного оценивал апостола, и воображал, будто и не нуждается в его наставлениях.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

Павел здесь прямо восстает против притязания иудействующих ставить себя самих в особенное, исключительное, отношение ко Христу. Эти Христовы были вовсе не те Коринфяне, которые ставили партию Христовых в противовес партиям Петровых, Павловых и Аполлосовых (1Кор гл.1). Апостол говорит об этих новых «Христовых» не как о партии, противной другим партиям, а как только о личных противниках его, Павла, которому они отказывали в той близости ко Христу, какую приписывали только себе самим. Очевидно, это были иудействующие проповедники, явившиеся в Коринф из Иерусалима для того, чтобы помешать успеху проповеди Апостола Павла в Коринфе. Они хвалились тем, что посланы были от «матери церквей» — от церкви Иерусалимской, и знакомы с самыми ближайшими учениками Христа. — На личность ли смотрите? Вопросительная форма выражения в настоящем месте не дает определенной и ясной мысли, которую можно бы поставить в тесную связь с следующим далее вразумлением. Поэтому новейшие толкователи предпочитают принимать эту фразу за выражение повеления и переводят так: «обратите, однако, внимание на то, что лежит пред вашими очами»! Апостол далее с 8-го стиха будет говорить подробно о том, на что именно нужно Коринфянам обратить свое внимание.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 10:1


Открыть окно