Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 10 глава 15 стих)

αμετρα (#280) n.pl. adv. неумеренно (см. ст. 13). καυχωμενοι praes. med. (dep.) part, от καυχαομαι (#3016) хвалиться (см. ст. 8). αλλοτρος (#259) другой, принадлежащий другому (RWP). κοπος (#3160) работа, εχοντες praes. act. part, от εχω (#2400) иметь. Сопутств. part, αυξανομενης praes.pass.part, (temp.) от αυξανω (#889) растить;pass, расти, возрастать. Gen. abs., "по мере того, как возрастает ваша вера1' (Вагrett). Praes. выражает одновременное действие. μεγαλυνθηναι aor. pass. inf. от μεγαλυνω (#3486) расширять, увеличивать. Inf. используется в косвенной речи, объясняя, что является ελπιδα (RWP). κανονα асс. sing, от κανων (см. ст. 13). εις περισσειαν (#4353) с избытком; то есть до высшей возможной степени (Lietzmann). Павел ожидал в Коринфе блестящего и славного триумфа (Windisch).


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 10 глава 15 стих)

10:15 увеличить… удел наш Когда кризис в Коринфе миновал и вера коринфян укрепилась, Павел смог с их помощью распространить свое служение в другие местности.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 10 глава 15 стих)

10:15 Апостол твердо решил не хвалиться тем, что не было непосредственным результатом его собственного служения Христу. Именно в этом были повинны иудаисты: они хвалились чужим трудом. Они пытались украсть овец Павла, опорочить его самого, противоречили его учению и брали на себя ложный авторитет.

Павел надеялся, что когда вера коринфян возрастет и он сможет продвигаться дальше, их вера найдет выражение в практической помощи, которая даст ему, как апостолу Божьему, возможность идти и в другие области. Так, расширяя свое служение, он будет последовательно придерживаться своих принципов. Коринфские проблемы так занимали его время, что это мешало ему исполнять свою миссию в других регионах.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 10 глава 15 стих)

Стихи 12−18. I. Апостол отказывается оправдывать себя или действовать по правилам лжеапостолов, ст. 12. Он прямо заявляет, что они избрали неверный метод выставления самих себя, измеряя себя самими собою и сравнивая себя с собою неразумно. Они были довольны и горды собой и своими успехами и не замечали тех, кто превосходил их дарами и благодатью, силой и властью; это сделало их высокомерными и надменными. Примечание: Если мы будем сравнивать себя с тем, кто превосходит нас, то это поможет нам оставаться смиренными; мы должны быть довольны и благодарны за те дары, какие имеем, но никогда не должны гордиться ими, как если бы никто не мог сравниться с нами или превзойти нас. Апостол не хотел быть в числе тщеславных людей, и мы должны принять твердое решение не быть таковыми.

II. Павел устанавливает для себя более совершенное правило, а именно: Мы не без меры хвалиться будем, той меры, какую назначил нам Бог.., ст. 13. Это может означать либо то, что он не хотел хвалиться сверх того, чем Бог в действительности одарил его, большей благодатью или большими добродетелями, большей силой или властью; либо то, скорее всего, что он не хотел превышать свои полномочия и преступать границы, предписанные ему, как это делали лжеапостолы, хвалясь чужими трудами. Павел твердо держался своего собственного удела, в пределах тех стран, какие определил ему Бог. Его задачей как апостола была проповедь Евангелия повсюду, особенно среди язычников, поэтому он не ограничивался одним местом, однако соблюдал указания Божиего провидения и Духа Святого относительно конкретных мест, куда ему идти и где ему оставаться.

III. Он действовал согласно правилу: Мы не напрягаем себя сверх меры, ст. 14. В частности, он придерживался этого правила в Коринфе, как в проповедовании, так и в применении своей власти, ибо пришел туда по повелению Божиему и многих привел там к Христу; поэтому, хвалясь ими, он поступал не вопреки своему правилу, так как хвалился не чужими трудами.., ст. 15.

IV. Он заявляет, что действуя по этому правилу, он добился успехов. Он надеялся, что вера коринфян возрастает и что Евангелие будет принято и в соседних с ними местах, вплоть до самых отдаленных районов Ахаии. И при всем этом он не превышал свои полномочия и не вторгался в чужую сферу.

V. Он останавливает себя, как если бы слишком много хвалился собою. Несправедливые обвинения и упреки его врагов заставили его оправдываться; неправильный метод, принятый ими, дал ему возможность упомянуть о лучшем правиле, какого он держался; однако он боялся хвалиться, то есть приписывать себе какую-то славу, поэтому он предлагает два увещания, достойные нашего внимания:

1. Хвалящийся хвались о Господе, ст. 17. Если мы способны установить добрые правила для своего поведения, действовать согласно им, достигать успеха соблюдая их, то вся слава и хвала должна быть приписываема Богу. Служители должны быть особенно осторожны, чтобы не возгордиться своими успехами, но всю славу за свой труд и за успехи в нем воздавать Богу.

2. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, ст. 18. Из всех видов лести наихудшей является лесть самому себе, и самовосхваление не лучше, чем самообман. В самом лучшем случае, самовосхваление не есть слава и часто бывает таким же безумием, как и гордость. Поэтому, вместо того чтобы хвалиться собою, нужно стараться заслужить Божие одобрение, оно будет для нас наилучшей похвалой.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 10 глава 15 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 15−18 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь

«Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» (ст. 15, 16). В этих словах (апостол) высказывает сильное обвинение (своим порицателям), что они и хвалились без меры, и хвалились чужим, и что, хотя весь труд принадлежал апостолам, они хвалились их трудами. «Но мы, — говорит (апостол), — доказали это делами. Итак, не будем подражать им; а станем напротив говорить то, о чем свидетельствуют самые дела. И что говорю: «достигли и до вас»? Имею надежду, что с возрастанием веры вашей, — не прямо утверждает, но, следуя своему обыкновению, говорит, — надеюсь, что, когда вы возрастете в вере, — удел наш и далее распространится, и будем проповедовать Евангелие дальним. Мы пойдем и далее, — говорит он, — чтобы проповедовать и потрудиться, а не тщеславиться тем, над чем трудились другие». Прилично назвал он труд свой правилом (уделом) и мерою, как вступивший в обладание вселенною, и получивший прекрасное наследие, показывая тем, что все это есть дело Божие. «Итак, — говорит, — имея таковые дела и ожидая еще больших, мы не тщеславимся, подобно тем, которые ничего не имеют, и ничего не приписываем себе, но все (приписываем) Богу». Поэтому и присовокупляет: «Хвалящийся хвались о Господе» (ст. 17). «И то (чтобы хвалиться), — говорит он, — дается нам от Бога: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (ст. 18). Не сказал: «мы (достойны похвалы)», но — «кого хвалит Господь». Видишь ли, с каким смирением говорит он? А если далее он начинает говорить о себе возвышеннее — не удивляйся. И в этом видно благоразумие Павлово. Если бы он всегда стал говорить о себе со смирением, то так не устрашил бы их, и не освободил бы учеников своих от заблуждения. Бывает, что и тот, кто не во время скромен, причиняет вред; и напротив, тот, кто во время говорит о себе нечто удивительное, приносит пользу. Так поступал и он. Действительно, опасность была немалая, если бы ученики поверили какому-нибудь дурному слуху о Павле. И не потому это, чтобы Павел искал славы человеческой; если бы он ее искал, то не стал бы молчать столь долгое время о великих и дивных событиях, случившихся с ним за четырнадцать лет; равно как не стал бы так медлить и неохотно говорить об этом, когда была даже нужда. Очевидно, что и тогда он не сказал бы этого, если бы не видел крайней нужды.

Итак, не славы человеческой искал он, когда говорил это, но заботился об учениках. Так как на него клеветали, что он самохвал, величается только на словах, а делами ничего не может доказать, то он находит необходимым наконец сказать о бывших ему откровениях. Хотя он мог бы убедить их и самыми делами, когда говорил это, однако ограничивается одними словесными угрозами, так как он особенно был чужд тщеславия, что показывает вся его жизнь, и прежняя и последующая. Потому-то он так внезапно и обратился к вере во Христа, и своим обращением изумил иудеев, и презрел все почести, какими пользовался у них, хотя был главою и представителем их. Но ни о чем этом он не подумал, как скоро нашел истину, а (всю славу) променял на обиды и бесчестие от них. Он имел в виду спасение многих (людей), и предпочитал это всему. Да и мог ли гоняться за славою человеческою тот, кто и геенну и царство, и бесчисленные миры считал ни за что в сравнении с любовью ко Христу? Без сомнения, не мог. Напротив, он весьма смиренен, когда только можно; и сам выставляет на показ прежнюю свою жизнь, называя себя хулителем, гонителем и обидчиком (1Тим 1:13). Ученик его Лука многое о нем повествует, очевидно, узнав от него самого, рассказывавшего о прежней своей жизни не меньше, чем и о последующей.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Не в безмерная хвалящеся в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере вашей, в вас величатися по правилу нашему изобилно

Не так, говорит, как те, лжеапостолы, — зашли в чужие труды и хвалятся без меры, — своим хвалимся, и в такой мере, в какой дано нам сделать дело. «В этих словах Апостол показывает важность вины их, что они хвалились без меры, и хвалились чужим, и когда весь труд принадлежит Апостолам, они труды их приписывали себе. Но мы, говорит, говорим то, о чем свидетельствуют самые дела, что доказали делами. И что я говорю: до вас достигохом? Имею надежду, что растущей вере вашей, — не прямо утверждает, но, следуя своему обыкновению, говорит: надеюсь, что, когда вы возрастете в вере, удел наш и далее распространится, и мы будем проповедовать Евангелие дальним. Ибо пойдем и далее, говорит, проповедовать и трудиться, а не тщеславиться тем, над чем трудились другие. Прилично назвал он труд свой правилом (уделом) и мерою, как вступивший в обладание вселенною и получивший прекрасное наследие, показывая сим, что все это есть дело Божие. Итак, имея таковые дела и надеясь еще больших, мы не тщеславимся, подобно тем, которые ничего не имеют, и ничего не приписываем себе, но все приписываем Богу» (святой Златоуст).

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 15−16 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе

Не хвалимся и чужими трудами, то есть проповедью других евангелистов, или не хвалимся пред теми, кои не знают нас; но надежду имеем в душах наших, поелику возрастающею со дня на день видим веру вашу, так что опять в вас приходится нам величаться этим, и мера законного удела нашего доходит до изобилия, так что дается нам и далее вас благовествовать, — не тем, коим было уже возвещено Евангелие, чтобы не хвалиться нам готовым в чужом уделе.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 15−16 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе

Показывает, что те хвалятся трудами апостолов и хвалятся без меры, то есть чрезмерно и чужими трудами. Мы же не так, но, достигши до вас, мы смело говорим, что достигли до вас. При этом мы надеемся, без сомнения, на Бога (ибо Павел не думал выставлять на вид себя), — что, достаточно научив и умножив веру вашу, возвеличимся в вас. Ибо учитель возвеличивается тогда, когда умножает подвиги учеников и с избытком увеличивает свой удел, то есть расширяет ту меру удела, которую он получил. Итак, на что мы надеемся? На то, что и далее вас будем проповедовать Евангелие и, может быть, и сверх того похвалимся, если принесем им пользу. Как домостроитель вселенной и архитектор, он повсюду называет удел и меру, и чтобы показать, что все это принадлежит Богу, Который определяет этот удел и эту меру, приводит и следующее место.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш

Здесь Павел прямо говорит о том, что сам положил основу этим трудам Оттого с такой уверенностью к ним говорит, ибо не от кого другого они восприняли веру, как об этом говорит в другом послании: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор 4:15). Ибо не без меры хвалится тот, кто хвалится своими трудами… Не чужими трудами. Само собой разумеется, что муж разумный не на то полагается и не в том на славу надеется, что в чужих трудах заключаются. Оттого и апостол не смеет идти туда, где приняли веру уже трудами других проповедников.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 15−16 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе

Апостол смотрит на Коринф именно как на свой, отведенный ему Богом, удел. Он здесь распространил Евангелие, он же станет и утверждать Коринфян в вере, а потом прострет свою деятельность и дальше — не в Рим, конечно, где Церковь уже была основана другими, — а в Испанию (ср. Рим 15:24).

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 10:12


Открыть окно