I. О своей принадлежности Христу: ...Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы, ст. 7. Из этих слов можно заключить, что враги Павла хвалились своей принадлежностью Христу как Его служители и рабы. Апостол убеждает коринфян следующим образом: «Предположим, что это так, допустим, что они говорят правду (позволим себе отметить, что в честных рассуждениях мы должны допускать все, с чем разумно можно согласиться, и не должны считать, что люди, отличающиеся от нас, не могут принадлежать Христу, как мы), допустим, что они Христовы, как они хвалятся, но тогда они должны допустить, что и мы Христовы». Примечание:
1. Делая самые великодушные допущения в отношении тех, кто отличается от нас, мы не должны отсекать от Христа себя или отрицать нашу принадлежность Ему. Ибо 2. Во Христе для многих есть место, и люди, сильно отличающиеся друг от друга, тем не менее могут быть одно в Нем. При всей нашей уверенности в принадлежности Христу мы должны помнить, что отличающиеся от нас тоже могут принадлежать Христу, и поэтому к ним надо относиться соответствующим образом; это поможет нам избежать разделений. Мы не должны думать, что дети Божии это мы, что никто, кроме нас, не принадлежит Христу. От осуждающих и презирающих нас мы можем защищать себя тем, что, как бы слабы мы ни были, тем не менее мы принадлежим Христу, как и они: исповедуем ту же веру, живем по тем же правилам, строим на том же основании и надеемся на то же наследство.
II. О своей власти как апостола Христова. Он уже упоминал об этом раньше (ст. 6) и теперь говорит, что мог бы более хвалиться ею, поскольку воистину Господь дал ему эту власть, и это было более, чем то, на что его враги могли бы законно претендовать. И при этом апостол не остался бы в стыде, ст. 8. Относительно этого заметим:
1. Характер этой власти: она была дана ему к созиданию, а не расстройству. Такова, в сущности, цель всякой власти, как гражданской, так и духовной; такой же была цель и той сверхъестественной власти, какой обладал апостол, а также всякого церковного взыскания.
2. Осторожность, с какой апостол говорит о своей власти, заявляя, что его целью не было устрашать их грозными словами и гневными посланиями, ст. 9. Этим самым он, по-видимому, хотел опровергнуть возражение, которое могло быть выдвинуто против него, ст. 10. Он заявляет, что вовсе не намеревается устрашать тех, кто послушен Христу, или писать в посланиях то, что не способен осуществить на деле против непослушных. Он хочет, чтобы его противники знали (ст. 11): что, употребив дарованную ему апостольскую власть, он докажет ее реальную силу.
Сие да помышляет таковый, яко яцы же есмы словом посланий, отстояще, таковии и ту суще есмы делом
Не буду распространяться. Пусть знает таковый, верно, тот же, кто выдумал такие речи, а в лице его и все держащиеся его стороны, — пусть знает, что я и лично делом такой же строгий, каким кажусь в послании — словом. «Мы в состоянии обнаружить величие апостольского достоинства и показать, что дела соответствуют писаниям» (Феодорит). «Говорящие так пусть знают, что мы, и в присутствии, и в отсутствии, всегда одинаковы. Каковы отсутствуя, в слове и посланиях, таковы и присутствуя, на деле. То есть не только угрожаем, отсутствуя, но сильны, и присутствуя, в дело привести то, чем угрожаем» (Экумений). Мощное и отрезвляющее слово!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично
Тем самым апостол доказывает, что он не иной на расстоянии, чем в личном присутствии, поскольку не был притворщиком. Ибо от Господа воспринял власть. Кому же не дана власть, на расстоянии может быть смел, а в личном присутствии малодушен. Оттого апостол не краснеет, когда порицает; ибо высказывается так из уверенности в своей власти.
Источник: На Послания к Коринфянам
такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично
Апостол отстраняет упрек просто, не приводя каких либо исторических доказательств. Очевидно, он надеется дать доказательства своей энергии уже по приходе в Коринф.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 10:8