Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 10 глава 1 стих)

αυτος δεεγω "теперь я сам". Павел теперь привлекает внимание к личному вопросу (EGT). В защиту подлинности глав с 10 по 13 см. Hughes, παρακαλω praes. ind. act. от παρακαλεω (#4151) молить, πραυτης (#4559) кротость. Обозначает кроткое, мягкое отношение, которое в частности выражается в терпеливой реакции на оскорбление, без коварства и желания отомстить (R. Leivestad", The Meekness and Gentleness of Christ, II Cor. 10:1", NTS 12 [1966]: 159; NTW, 103f; TDNT; TLNT; Windisch). επιεικεια (#2117) снисходительность, кротость, гуманность. По отношению к властям обозначает терпимость, справедливость, равноправие. Может также обозначать кротость и терпение, с которым человек способен переносить несправедливость, несчастья и жестокое обращение, без ненависти или коварства, уповая на Бога, несмотря ни на что (Leivestad, 158; TDNT; Trench, Synonyms, 153-57; NTW, 38f; TLNT). Эти слова означают, что Павел лично знал Иисуса и говорит о Его характере (JNP, 108f; Martin), προσωπον (#2848:4725) лицо; здесь: "лицом к лицу", "лично" (Hughes), ταπεινος (#5424) низкий, униженный. Здесь используется в отр. значении: "удрученный", выражает депрессию, когда на самом деле надо бы проявить храбрость (Hodge), απων praes. act. part. от απειμι (#582) отсутствовать. Praes. выражает одновременное действие. Уступительное part., "даже хоть я и отсутствую", или temp., "когда я отсутствую", θαρρω praes. ind. act. от θαρρεω (#2509) доверять, быть смелым.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 10 глава 1 стих)

10:1 — 13:13 Резкое изменение интонации после гл. 1−9 объясняется связью между гл. 10−13 и 1−9. Некоторые утверждают, что главы 10−13 первоначально были частью «сурового послания» (2:4) и хронологически должны идти перед гл. 1−9. Однако гл. 10−13 не могли быть написаны перед гл. 1−9, поскольку в них упоминается посещение Тита как событие прошлого (12:18; ср. 8:6). Кроме того, в гл. 10−13 нигде не упоминается обидчик Павла, вызывающее поведение которого стало причиной «сурового послания» (2:5−8). Другие соглашаются с тем, что гл. 10−13 идут после гл. 1−9, но полагают, что они составляют отдельное письмо. Они считают, что Павел, отослав коринфянам гл. 1−9, получил известие о новых бедах и написал ответ гл. 10−13. Другой вариант этой точки зрения — Павел сделал перерыв при написании 2Кор после гл. 1−9, услышав дурные вести из Коринфа, а затем написал гл. 10−13. Эта точка зрения сохраняет единство 2Кор , однако в гл. 10−13 Павел нигде не упоминает о получении каких-либо известий из Коринфа. Наилучшим представляется мнение о том, что 2Кор является единым посланием, в котором гл. 1−9 обращены к покаявшемуся большинству (ср. 2:6), а гл. 10−13 — к меньшинству, все еще находящемуся под влиянием лжеучителей. Это подтверждается следующим: 1) нет исторических доказательств (древнегреч. рукописей, трудов Отцов церкви или ранних переводов) тому, что гл. 10−13 когда-либо имели хождение в качестве отдельного письма, во всех греч. источниках они идут вслед за гл. 1−9; 2) Разница в интонации между гл. 10−13 и 1−9 преувеличена (ср. 11:11; 12:14 с 6:11; 7:2) и 3) гл. 10−13 дают логическое заключение гл. 1−9, поскольку Павел готовит коринфян к своему обещанному посещению (1:15,16; 2:1−3).


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 10 глава 1 стих)

10:1 В стихах 1−6 апостол отвечает обвиняющим его в том, что он использует методы мирских людей. Во-первых, он представляет себя просто: я же, Павел. Во-вторых, он просит святых, а не действует как диктатор. В-третьих, он основывает свой призыв на кротости и снисхождении Христовом. Конечно, он думает о пути Господа Иисуса, когда Тот был на земле Человеком. Кстати, это один из немногих случаев, когда Павел ссылается на земную жизнь Спасителя. Обыкновенно апостол говорит о Христе как о вознесенном, прославленном, сидящем одесную Бога.

Далее, описывая себя, Павел говорит: «...который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен...»

Это явно сказано с иронией. Критикующие Павла говорили, что, находясь вместе с людьми, Павел был несмел, а заочно был отважен как лев. О его отваге, говорили они, свидетельствует тот властный тон, в котором написаны его письма.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 10 глава 1 стих)

Стихи 1−6. Здесь мы можем заметить:

I. В какой кроткой и смиренной манере Павел обращается к коринфянам, как он не желал, чтобы они вынуждали его прибегать к строгости.

1. Он обращается к ним очень мягко и смиренно: Я, Павел.., умоляю вас (англ. — Прим. переводчика), ст. 1. Здесь, в отличие от введения к посланию, Павел говорит только от своего имени, поскольку лжеапостолы выступали, в основном, именно против него. Среди самых жестоких нападок апостол проявляет кротость и смирение, по примеру кротости и снисхождения Христова, и желает, чтобы этот великий пример оказал такое же действие и на коринфян. Примечание: Когда мы испытываем искушение нагрубить или быть резкими с кем-либо, то должны вспомнить о кротости и снисхождении Христа, явленных во дни плоти Его во всех поступках и действиях Его благодати по отношению к бедным душам. С каким смирением великий апостол говорит о себе: Я же, Павел, который лично между вами скромен! Так презрительно отзывались о нем его враги, и он готов признать эту оценку; в то время как другие были невысокого мнения о нем и насмехались над ним, он еще ниже ставил сам себя и говорил о себе с большим смирением. Примечание: Мы должны сознавать свои собственные слабости и думать о себе скромно, даже тогда, когда люди укоряют нас за них.

2. Апостол не хочет прибегать к строгости, ст. 2. Он просит их не давать ему никакого повода для проявления к ним той твердой смелости, то есть власти, какую он думал употребить против несправедливо обвинявших его в том, будто он поступает по плоти, то есть руководствуется в своем поведении, в своих действиях как служителя плотскими соображениями или мирскими интересами. Павел совершенно отвергал это, это противоречило духу и цели Евангелия и было очень далеко от намерений и планов апостола. Основываясь на этом:

II. Он утверждает свою власть проповедовать и власть наказывать провинившихся.

1. Власть проповедовать, ст. 3,5. Заметим здесь:

(1) Дело служителя — борьба, но не по плоти, так как это борьба духовная с духовными врагами и во имя духовных целей. И хотя служители ходят во плоти, то есть живут в теле и причастны к обычным житейским делам, как и прочие, однако в своем служении и борьбе они не должны руководствоваться плотскими нормами и стремиться угодить плоти; плоть должна быть распята с ее страстями и похотями; ее следует умерщвлять и подавлять.

(2) Оружием в этой борьбе являются Евангельское учение и церковная дисциплина; это не плотские оружия. Евангельский метод заключается в применении не внешнего насилия, а силы убеждения, силы истины и кроткой мудрости. Это хороший аргумент против преследования за убеждения совести: совесть подотчетна только Богу, и людей надо приводить к Богу и к исполнению их долга путем убеждения, а не силой оружия. Итак, оружия воинствования нашего сильные, очевидность истины убедительна и неоспорима. Они сильны Богом, потому что принадлежат Ему, являются Его установлениями и сопровождаются Его благословением, что обрекает всякое противодействие победоносному Евангелию на поражение. Мы можем заметить здесь:

[1] Какое сопротивление Евангелию воздвигают силы греха и сатаны в сердце человека. Невежество, предрассудки, похоти — это сатанинские твердыни в душах одних; в других — пустые фантазии, плотские рассуждения, высокое самомнение, превозношение, восстающее против познания Божия. Такими путями сатана старается удержать человека от веры и послушания Евангелию и сохранить обладание человеческим сердцем как своим собственным домом или имением. Но заметим далее:

[2] Какую победу одерживает слово Божие. Эти твердыни разрушаются Евангелием как средством и силой благодати Божией как главного действующего фактора. Примечание: Обращение души есть победа над сатаной в этой душе.

2. Власть апостола наказывать (причем сверхординарным образом) всякое непослушание, ст. 6. Он был премьер-министром в Царстве Христа и главнокомандующим в Его армии и был готов (имел власть и право) наказать всякое непослушание, то есть наказать согрешивших примерным и сверхординарным образом. Апостол говорит не о личном мщении, но о наказании за непослушание Евангелию и за неправильное поведение членов церкви путем наложения церковного взыскания. Примечание: Хотя апостол был кроток и снисходителен, однако он не был намерен отказываться от своей власти, поэтому заявляет, что когда похвалит тех, чье послушание исполнится, или обнаружится, то будет готов строго наказать других.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 10 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 1−2 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти

Кончив все, что надлежало сказать о милостыне, показав, что он более любит коринфян, чем они его любят, и вспомянув о своем терпении и искушениях, (апостол) благовременно переходит теперь к обличительной речи, в которой указывает на лжеапостолов, обращается (к коринфянам) с угрозами, и говорит в защиту себя самого. То же делает он и во всем послании, и, сознавая это, часто сам себя поправляет, как, например в словах: «Неужели нам снова знакомиться с вами?» (3:1); далее: «Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами» (5:12), затем: «Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня [к сему] принудили» (12:11), и многие другие в том же роде употребляет оговорки. И не погрешит тот, кто назовет это послание похвальным словом Павла: так пространно рассуждает он и о дарах благодати (Божией) и о своем терпении! Так как среди коринфян были такие, которые много думали о себе, и, ставя себя выше апостола, говорили о нем, что он только величается, а ничего не значит и ничему здравому не учит (что и было особенным признаком их развращения), то смотри, как он начинает обличать их. «Я же, Павел». Замечаешь ли, сколько тут веса, сколько достоинства? Хочет же сказать он следующее: «Прошу вас, не заставьте и не допустите меня употребить власть мою против тех, которые унижают нас и думают, что мы живем по плоти». Это выражено здесь сильнее, нежели сказанное в угрозу им в первом его послании: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?»; «Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились»; «приду к вам … и испытаю не слова возгордившихся, а силу» (1Кор 4:21, 18, 19). И здесь выражает он то и другое: и власть свою, и любомудрие, и терпение, когда с такою заботливостью просит не доводить его до необходимости придти и показать над ними грозную власть свою, т. е., поразить их, истязать и подвергнуть крайнему наказанию. Это именно дает он понять словами: «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти». Но обратимся опять к первым словам: «Я же, Павел». Много силы и веса в этих словах. Подобные выражения употребляет он и в других местах, например: «Вот, я, Павел, говорю вам» (Гал 5:2); или еще: «как я, Павел старец» (Флм 1:9); или в другом месте: «ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим 16:2). Так и здесь: «Я же, Павел». Важно уже и то, что он сам просит; но гораздо важнее присовокупляемое: «кротостью и снисхождением Христовым». Желая сильнее пристыдить их, но упоминает о кротости и снисходительности, и тем придает своему прошению еще большую силу. Он говорит как бы так: «Устыдитесь самой кротости Христовой, которою умоляю вас». Сказал же это с намерением вместе показать, что, хотя они и тысячекратно вынуждают его к строгости, но сам он более склонен к кротости, и не наказывает их не потому, чтобы не имел силы, но потому, что кроток, и потому, что так делал Христос «Который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен». Что он хочет сказать этим? Или говорит иронически собственными их словами, так как они говорили о Павле, что когда он лично присутствует, то не заслуживает никакого уважения, ничтожен и достоин презрения, а в отсутствии гордится, ведет себя величаво, нападает на нас и угрожает. На это намекает он и далее, говоря: «Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна» (ст. 10). Итак, или говорит иронически, показывая великое огорчение: «Я человек смиренный и ничего не значащий при личном свидании, как они говорят, а в отсутствии высокий», — или, если и говорит о себе с важностью, то не по высокоумию, а по доверию к ним. «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти». Замечаешь ли, какое негодование выражается в этих словах, и какое ясное обличение? «Прошу вас, — говорит, — не заставляйте меня доказывать, что я, и лично находясь у вас, силен и имею власть. Так как некоторые у вас говорили, что я, не находясь у вас, — выражаясь их же словами, — дерзок и величав, то прошу, не заставьте меня употребить мою силу». Такой именно смысл имею слова: «твердой смелости». И не сказал: «которую я приготовил», но — «которую думаю употребить». «Я еще не решился на это, а вы сами подаете мне повод; но, несмотря и на это, я не желаю». А так поступал он, не себя только защищая, но и Евангелие. Если же и тогда, когда нужно защитить проповедь (евангельскую), он не является строгим, но уступает, выжидает, и просит не доводить его до такой необходимости, то тем более никогда не поступил бы строго, защищая себя самого.

«Итак, сделайте мне милость, — говорит, — не вынуждайте меня показать вам, что и при личном свидании могу поступить смело, с кем должно, т. е., подвергнуть истязанию и наказанию». Видишь ли, как он был не честолюбив, не делал ничего из тщеславия, как, и при необходимости (поступать строго), называет строгость смелостью? «Прошу, — говорит, — чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых». Главный долг учителя — не тотчас наказывать, но исправлять, и всегда выжидать и быть медленному в наказаниях. Кто же эти «некоторые», которым он угрожает? «Помышляющие о нас, — говорит, — что мы поступаем по плоти. Они клеветали (на Павла), будто бы он лицемерен, лукав и горд.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Сам же аз Павел молю вы кротостию и тихостию Христовою, иже в лице убо смирен в вас, не сый же у вас дерзаю в вас

Сам же аз Павел. Этим связывает он свою речь с предыдущею. Он говорит как бы: что до послов моих, я все вам сказал; что же касается до меня, то я вам вот что вынужден сказать. Это выражение сам же аз Павел — полно важности. Святой Златоуст говорит: «Примечаешь ли, сколько тут веса? Сколько достоинства? Много силы и веса в сих словах. Подобные выражения употребляет он и в других местах, например: се аз Павел глаголю вам (Гал 5:2). И опять: таков сый, якоже Павел старец (молю) (Флм 1:9). Так и здесь: сам же аз Павел («как бы так: я Апостол, учитель вселенной» Экумений). Молю вы. «Важно уже то, что он сам просит, но гораздо важнее присовокупляемое: кротостию и тихостию Христовою. Ибо, желая более пристыдить их, упоминает о кротости и снисходительности, и тем еще большую силу придает своему прошению. Он говорит как бы так: устыдитесь кротости Христовой, коею умоляю вас. Сказал же сие, дабы вместе показать, что хотя они и тысячекратно вынуждают его к строгости, однако же он сам более склонен к кротости и не наказывает их не потому, чтобы не имел силы, но потому, что кроток, и потому, что так делал Христос— Иже в лице убо смирен, не сый же у вас дерзаю в вас. Что он хочет сказать сим? — Или говорит иронически собственными их словами, ибо они говорили о святом Павле, что когда лично бывает у них, тогда не важничает, а в отсутствие от них гордится, ведет себя величаво, нападает на них и угрожает. На сие намекает Апостол и далее, говоря: яко послания убо, рече, тяжки и крепки, а пришествие тела немощно, и слово уничиженно (2Кор 10:10). Итак, или говорит иронически, выражая великое огорчение: я человек смиренный и ничего не значащий при личном свидании, как они говорят, а в отсутствие — высокий; или, хотя и говорит о себе с важностию (аз Павел!), но не по высокоумию, а по надежде на них».— «Или истинно сие говорит о себе, что я, лично бывая у вас, смирен и кроток у вас, ныне же, хотя и великое нечто говорю о себе, делаю это не по высокоумию, а по дерзновению моему к вам» (Феофилакт); «полагаясь на любовь вашу, дерзаю писать так» (Экумений).

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 1−2 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти

Поелику же были некоторые, кои торговали дарами Божиими и так как злословили по поводу производившихся Павлом сборов, говоря, что, под именем святых, он собирает для себя: то начинает писать и против таковых (хулителей), представляя доказательства и удостоверения Коринфянам, дабы те, кои сохранились от нападений (отступничества) преследователей, не потерпели вреда от хулений лжеапостолов.

Умоляю вас, говорит, милосердием Божиим и кротостию Христовою, которую до настоящего времени видите во мне, который в лице-то, то есть, хотя телом далек я от вас, однако прошу вас, чтобы не ложно на вас полагался я. Ибо если вы не поколебались от речей хулителей наших, то я смело выступаю против тех, кои думают, что мы как бы по плоти ходим: то есть, кроме всего того, что клевещут на нас, говорят также, что дары те мы собираем для себя самих

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым

Кончив речь о милостыне, теперь начинает говорить со строгостью против лжеапостолов и порицавших его как скудного умом и безрассудно хвастливого, и намеревается отстаивать себя, быв вынужден к сему, чтобы не потеряла уважения проповедь. Указывает и на дела свои, и на данную Богом благодать. Поэтому тот не погрешит, кто назовет это послание похвальным словом Павлу. Начальные слова, направленные против тех, кои называли его бессильным и самохвалом, содержат как бы такой смысл: прошу вас сам я, Павел — учитель вселенной (ибо слова: я же, Павел, означают достоинство и выражают как бы следующее: вот, я сам, Павел, говорю вам и прошу вас, чтобы не заставили меня порицатели мои употребить власть мою против них). Много значит и то, что апостол просит, а он еще вводит в посредство кротость Христову, говоря как бы так: устыдитесь кротости Христовой, которой умоляю вас. Вместе с тем показывает, почему щадит их, именно подражая снисхождению Спасителя Христа, а не потому, чтобы не имел силы. Итак, не вынуждайте меня отступить от кротости, которую до того люблю, что представляю и вам в посредничество. Который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен. Или говорит иронически, пользуясь словами порицавших его: ибо они говорили, что, когда лично бывает у них, то не стоит никакого уважения, напротив, малозначителен, достоин презрения, а когда находится в отсутствии от них, то надмевается, ведет себя величаво и угрожает. Или истинно говорил о себе, что он, когда находится у них, бывает смирен и кроток, и если говорит теперь с важностью, то делает это не по высокоумию, но по надежде на них.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым

Теперь Павел говорит о том, что таков заочно, каков и лично. Ибо не был он кроток перед лестью и притворством или подвластен чему, настолько ревностно исполняв свой труд, что иногда отказывался и от дозволенного, чтобы не впасть в соблазн (о чем говорит и в другом послании 1Кор 6:12−13)… Для того, когда сам заочно отважен, он упоминает кротость и снисхождение Христово, чтобы не показаться в личном присутствии по причине мужей коринфских суровее, чем показал себя в послании; и чтобы до сих пор не исправившие себя, готовясь к встрече, смягчили свой нрав и апостол нашел бы их под давлением прежней своей суровости сделавшимися более дисциплинированными и возрадовался бы за них. Осведомленность коринфян и уверенность в его суровости Павел обозначил, поскольку они приписывались ему на основании послания. Ведь в Первом послании апостол выглядит суровым и чрезвычайно жестким, и оттого [теперь] увещевает их, как бы ему и вновь не пришлось прибегнуть к прежней суровости, какой они не ожидали и не желали.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым

Я, Павел, .. убеждаю вас… т. е. я лично убеждаю вас. Очень может быть, что этим Апостол хотел сказать, что далее он будет говорить уже не от лица всех своих сотрудников (ср. 2Кор 1:1), а только сам от себя. — Между вами скромен. К этому побуждала Павла жалость, какую он не мог не чувствовать, когда грешники предстояли ему лицом к лицу. За глаза он метал против них громы своего справедливого гнева, а при личном с ними обращении не мог не обнаружить к ним сострадания, которое его противники истолковывали как слабость его характера, как сознание своего низшего положения в лике Апостолов.

Ст. 1−7 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится. На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы

С Х-й по ХІІІ-ю главу Апостол защищает пред Коринфянами свое апостольское достоинство и увещевает их к исправлению своей жизни. Во введении Апостол опровергает высказывавшееся в Коринфе и будто бы Павел заочно смел, а по прибытии в Коринф держится весьма скромно. Нет, он имеет достаточно энергии, чтобы покарать всякое непослушание, и только из жалости он не применяет к делу своего апостольского авторитета. Апостол так же близок ко Христу, как и те, кто называет себя Христовыми, и следовательно имеет всю власть и силу истинного Апостола Христова.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно