Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 1 глава 6 стих)

θλιβομεθα praes. ind. pass, от θλιβω (#2567) pass, быть огорченным, страдать от давления (см. ст. 4). υπερ с gen., "имея в виду" (IBG, 65). Указывает на то, к чему некто стремится (BD, 121). της υμων παρακλησεως ваше утешение (#4155), obj. gen. ενεργουμενης praes. med./pass. part, от ενεργεω (#1919) быть действенным; pass, выражает результат работы: быть результативным (Furnish). Med. возможно, лучше понимать это как "то, что дает себя почувствовать", "производит эффект" (Plummer; Barrett), υπομονη (#5705) dat. sing, подчинение, терпение, выносливость. Имеется в виду умение человека сносить невзгоды, которые постигли его против его воли. В классическом греч. используется также для обозначения способности растения выжить в трудных и неблагоприятных уеловиях. Позже употреблялось для описания способности человека умереть за бога, в которого он верит (NTW, 59f; TDNT; RAC, 9:243-94; TLNT). ων gen.pl. от δς (#4005) rel. pron. gen. pl. gen. вместо асс. по аттракции к антецеденту ("такое же страдание"), και (#2779) также, πασχομεν praes. ind. act. от πασχω (#4248) страдать. Praes. указывает на длительное или повторяющееся страдание.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 1 глава 6 стих)

1:6 Павел говорит о том, что тело Христа участвует в наших страданиях, что дает нам божественное укрепление терпения (1Кор 12:26). Все верующие должны это понимать и избегать чувства жалости к самому себе при страданиях за Него и делиться друг с другом словами о небесном утешении в этой жизни. утешения См. пояснение к ст. 3. спасения Имеется ввиду постоянное упование коринфян на окончательное и полное спасение, когда они будут прославлены (см. Рим 13:11). Желание Павла — страдать и быть утешаемым по благодати Божьей и силе Духа, а затем утешать и укреплять коринфян в их уповании.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 1 глава 6 стих)

1:6 Апостол видел, что и его горести, и его утешение приводят к добру. И то, и другое освящено крестом. Если он скорбел, это приводило к утешению и спасению святых — не к спасению их душ, а к силе, которая пребывает с ними во всех их испытаниях. Пример пережитого Павлом умножит их силы и мужество и приведет к мысли, что если Бог дал благодать для страданий ему, то может дать благодать и им. Когда Семюэл Рузерфорд обнаруживал, что находится глубоко в «погребе бед», что с ним часто случалось, он начинал смотреть по сторонам в поисках «лучших вин» Господа. Может быть, он научился этому у Павла, который, кажется, всегда был способен сквозь слезы разглядеть радугу.

Утешение, полученное апостолом, наполнит коринфян утешением и вдохновит их претерпевать те же преследования, какие претерпел и он. Только те, кто прошел через глубокие испытания, знают, как сказать нужные слова другим, призванным пройти через то же самое. Мать, потерявшая единственного ребенка, может лучше утешить другую мать, сокрушаемую душевной болью. А лучше всего утешить тех, кто потерял своих любимых, может Отец, потерявший единственного Сына.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 1 глава 6 стих)

Стихи 3−6. После вступления Павел начинает с повествования о благости Божией, проявленной к нему и его сотрудникам в их многочисленных скорбях, ст. 3−6; он говорит об этом в форме благодарения Богу, чтобы содействовать Его прославлению. Бог должен быть прославляем во всем и прежде всего. Заметьте:

I. Объектом апостольского благодарения является благословенный Бог, единственный достойный славы, Которого он описывает с помощью ряда славных титулов.

1. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Бог является Отцом божественной природы Христа, имеющей вечное происхождение, и Отцом Его человеческой природы, получившей происхождение через зачатие во чреве девы. Он есть Отец Христа как Богочеловека и Искупителя нашего на основании завета; во Христе и через Христа как Посредника Он является также нашим Богом и нашим Отцом, Ин 20:1

7. В Ветхом Завете мы часто встречаемся с выражением Бог Авраама, Исаака и Иакова, означающим, что Бог имел с этими патриархами и их потомством отношения, основанные на заключенном с ними завете. В Новом Завете Бог именуется титулом Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, подразумевающем завет, заключенный Богом с Посредником и с Его духовным потомством, Гал 3:16.

2. Отец милосердия (англ. Отец милостей. — Прим. переводчика). Бог по Своей природе многомилостивый, и все милости происходят от Него: милость является поистине Его плодом, милость доставляет Ему наибольшее удовлетворение. Бог... любит миловать, Мих 7:18.

3. Бог всякого утешения — Он послал нам Утешителя, дал залог Духа в наши сердца, ст. 22. Все наши утешения приходят от Бога, и самые сладостные из наших утешений заключены в Нем Самом.

II. Причины благодарности апостола Богу.

1. Утешения Божии, полученные им и его сотрудниками, ибо Бог утешал их во всякой скорби их, ст. 4. В мире они имели скорби, но во Христе обретали мир. Их страдания, названные здесь страданиями Христовыми (ст. 5), умножались, но Христом умножалось и утешение их. Отметим:

(1) Мы тогда можем утешаться Божиими милостями, когда настроены воздавать Ему славу за них.

(2) Мы тогда лучше всего можем свидетельствовать о Боге и о Его благости, когда говорим на основании личного опыта, когда можем рассказать, что Он сделал для нашей души.

2. Польза, получаемая другими, ибо Бог хочет, чтоб и они могли утешать находящихся во всякой скорби (ст. 4), делясь своим познанием Божией благости и милости. Если страдания добрых христиан переносятся ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели, ст. 6. Заметим:

(1) Благодеяния, оказанные нам Богом, предназначены не только для нашего ободрения, но также для того, чтобы мы могли быть полезными для других.

(2) Если мы подражаем вере и терпению святых в их скорбях, то можем надеяться на участие в их утешениях в настоящее время, и в их будущем спасении.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 1 глава 6 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

Предложив одно и главное побуждение к утешению (именно общение со Христом), (апостол) присовокупляет еще другое, именно то, что (скорби, претерпеваемые апостолами) содействуют к устроению спасения самих наставляемых в вере. «Итак, не падайте духом, — говорит он, — не смущайтесь, и не предавайтесь страху оттого, что мы терпим скорби; напротив это-то самое и должно исполнять вас бодростью и упованием. В самом деле, если бы мы не подвергались скорбям, это привело бы всех нас к погибели. Как же и почему? Потому что, если бы мы по малодушию и из опасения бедствий не стали вам проповедывать слово, чтобы научить вас истинному знанию, то спасение ваше подверглось бы крайней опасности». Видишь ли опять силу и твердость Павла? Чем они смущались, тем он утешает их. «Чем тягостнее, — говорит, — становятся наши гонения, тем более должна в вас умножаться добрая надежда, потому что тем более открывается и средств к вашему спасению, случаев к утешению. В самом деле, что может принести вам столько утешения, как те великие блага, которые вы получаете от нашей проповеди?» Потом, чтобы не подумали, что он всю похвалу в этом случае приписывает только себе одному, посмотри, как он и их делает общниками тех же похвал. Сказав: «Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения», он присовокупляет: «которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим». Яснее то же самое выражает он ниже, говоря: «вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении», здесь же пока выразил это, обобщая свою речь словами: «тех же страданий». Смысл его слов таков: «Не мы одни были виновниками вашего спасения, но и вы сами. Как мы, проповедуя, терпим скорби, так и вы, принимая наше слово, то же самое терпите: мы, чтобы передать вам то, что сами получили, а вы, чтобы принять передаваемое и не потерять». С чем можно сравнить такое смиренномудрие Павла, когда он и столь далеко отстоящих от него в добродетели поставляет на одной с собой степени терпения? Именно он говорит: «которое совершается перенесением тех же страданий», то есть, не тем только устрояется спасение ваше, что веруете, но и тем, что вы так же страдаете и терпите, как и мы.

Как ратоборец, хотя возбуждает удивление и тогда, когда только показывается зрителям, и дает видеть свою телесную крепость и искусство, которым он владеет; но несравненно более покрывается славою тогда, когда борется со врагом, выдерживает удары его и ему самому наносит удары, — потому что тогда особенно обнаруживается его сила и высказывается на деле высота его искусства, — так и спасение ваше тогда особенно действуется, т. е. делается явным, возрастает и возвышается, когда бывает соединено с терпением, страданиями и мужественным перенесением всех зол. Таким образом, действительная сила спасения состоит не в том, чтобы не делать зла, но в том, чтобы (самим мужественно) терпеть зло. И не сказал: «которое совершаем», но: «которое совершается», показывая тем, что наряду с их собственным рвением много совершила и благодать, действующая в них.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 6−7 Аще ли же скорбим, о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем

Таким образом, говорит, выходит, что страждем ли мы, ради вас страждем, утешаемся ли, ради вас утешаемся. Это прямая мысль обоих текстов, и она сама собою понятна. Но святой Павел излагает ее пространно, с некоторыми соприкосновенностями. Это — ради вас, Апостол выражает — о вашем утешении и спасении. Он говорил все об утешении, и представляется, будто оно главное, а тут привнесено спасение. Как утешение Христа есть плод страданий апостольских, это прямо выходит из предыдущего. Поколику страждем, говорилось впереди, потолику утешаемся; утешаемся же для того, чтоб имели мы возможность утешать и других скорбящих. Отсюда очевидно, что страдают Апостолы, чтоб самим исполниться утешения и потом переливать его в душу других находящихся во всякой скорби, то есть и страдают, и утешаются для утешения других. Но как тут спасение? — Оно-то главное и есть. Ибо Апостолы страдали за проповедь Евангелия, а Евангелие есть благовестие о единственном для нас образе спасения, приемля которое верою, внемлющие благовестию спасались. Ревность о сем спасении и воодушевляла Апостолов в трудах проповеди и в перенесении всех скорбей. Она шла впереди; она привлекала и утешения. Равно и верующие, приемля благовестие от Апостолов, вступали в путь спасения; но вместе с сим вступлением подвергались и скорбям, а скорбя по сей причине, сподоблялись утешения от Апостолов, скорбящих за Евангелие и спасение их, — так что такая неразрывная связь страданий и утешений в Апостолах и верующих существует ради содевающегося в одних чрез других спасения. Только в порядке спасения так бывает, что страдания сами из себя источают и утешение. Это, как выше говорилось, потому, что верующих и спасающихся страдания вводят в сопричастие страданиям Христовым, в сочетание с Самим Христом, из Коего, как в блаженной славе состоящего, тотчас же изливается и утешение. Главное, следовательно, и в Апостолах, и в верующих — содевание спасения. Утешение его содевает и, отнимая разрушительное действие у скорбей, не дает им препятствовать устроению спасения.

Блаженный Феодорит пишет: «Для вас (мы, Апостолы) подпадаем всякого рода искушениям (скорбям). Ибо, если бы не захотели мы преподать вам спасительную проповедь, никто не причинил бы нам страданий. Но поелику промышляем о вашем спасении, то от противников приемлем приражение к нам горестей, а от Владыки Бога пользуемся утешением. А таким образом, ради вас имеем то и другое. Приобщитесь же с нами того и другого, как усвояющие себе все наше».

Это усвоение всего Апостольского было уже в них в действии. Веру приняли; по вере начали содевать спасение; ради же того и другого начали и страдать. Посему Апостол и говорит: страждем о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем. Уверовали, отстали от языческих богов, устранились от языческих обычаев, отчуждились от порядков языческой плотской жизни, стали странниками среди своих; и за это подвергались неприятностям, лишениям, притеснениям. Они спасение содевали; но как нельзя было не раздражить тем других, то это содевание спасения сопровождалось терпением страданий. Апостол говорит: техже страданий, в смысле: таких же страданий, то есть за то же дело, за какое и мы страждем, за содевание спасения. Он не увещание какое пишет, а излагает дело, как оно есть. Мы страдаем, неся вам спасение благовестием; вы страдаете, приняв благовестие. Это и есть свидетельство, что спасение содевается в вас. Если же спасение, то и утешение, ибо они неразлучны. Святой Златоуст говорит: «Не мы одни (Апостолы) виновники вашего спасения, но и вы сами. Ибо как мы, проповедуя, терпим скорби, так и вы, принимая наше слово, то же самое терпите: мы, чтобы передать вам то, что сами получили; а вы, чтобы принять даемое и не потерять. Не тем только устрояется спасение ваше, что вы веруете, но и тем, что вы также страдаете и терпите, как и мы. Из сего видно, что действительная сила спасения не в том только состоит, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло».

Не излишне обратить внимание и на слово: действующемся. Совне — страдания; под прикрытием, их внутри действуется спасение. Кем и как? — Как будто помимо и без ведома спасаемых. Они только страждут и на то силы напрягают, чтобы терпеть; а там — внутри — само собою действуется спасение. Но хотя и само собою, все же без действующего ему нельзя действоваться. Кто же сей? — Благодать Божия, о Христе Иисусе Господе нашем, Который как благоволил Сам пострадать, так и спасение всех устрояет под гнетом страданий. Святой Златоуст замечает на сие слово: «Не сказал: действующем, но действующемся, показывая тем, что их ревности много содействовала благодать, действующая в них».

И упование наше известно о вас. Страждете, сказал, как и мы, содевая свое спасение. Но хотя вы и бесчисленные терпите бедствия, однако мы надеемся, что вы не отпадете даже и тогда, когда вас будут гнать. Мы не только не имеем подозрения, чтобы вы смутились нашими страданиями, но и уповаем, что вы пребудете тверды и тогда, когда сами подвергнетесь опасностям» (святой Златоуст).

утешаемся о вашем утешении и спасении: ведяще, зане якоже общницы есте страстем, такожде и утешению

Там во свидетельство того, что Апостолы страждут за утешение и спасение верующих, приводит он страдания сих последних. Страдания сии удостоверяли, что спасение действуется; со спасением же неразлучно утешение. Но что спасение в них действовалось, — это от Апостолов, благовествующих и страждущих за благовестие. Здесь и то, что утешаются ради их же утешения и спасения, посредствуется страданиями их. Мы страдаем за благовестие, вы страдаете за принятие благовестия. Скорбно было бы нам видеть, что вы страдаете будто по нашей вине. Но это не сокрушает нас. Почему? — По несомненному совпадению в нас с страданиями и утешений. Ибо как в нас, так должно быть и в вас. Наши страдания источают нам утешение Христом Господом и Спасителем нашим. Несомненно, то же должно быть и в вас: ибо Христос Господь тот же и для вас, как и для нас; потому что и вы Его дело делаете как и мы. Ведая сие, мы не смущаемся вашими страданиями, сопровождающими принятие нашего благовестия, ведяще, что вы как общницы есте страстем, такожде и утешению.

Но это бывало после, впереди же вот что: Господь среди самых страданий преисполнял Апостолов всяким утешением. Испытывая это и зная, что верующие тоже, несомненно, подвергнутся страданиям, Апостолы наперед сказывали им все — и то, что непременно подвергнутся страданиям, и то, что в самых страданиях получат утешение. Зная это, и верующие мужественно встречали страдания и, перенося их терпеливо, утверждались во спасении и сподоблялись утешения. Не предупреди их о всем Апостолы, не вступили бы они в борьбу, а следовательно, и на путь спасения и утешения. А как бы Апостолы стали предупреждать, не испытывая сами утешений в страданиях? И выходит, что Бог посылал им утешение ради утешения и спасения верующих. Ибо то уже был неизбежный путь: веровать, и по уверовании страдать. Страдания отталкивали бы от веры, если бы не источали утешения. Они и источали, но чтобы поверить тому, нужны были опыты. Опыты сии и являл Бог в лице Апостолов, которые с дерзновением потом и удостоверяли всех: будете страдать, не смущайтесь; в самых страданиях получите утешение. Так с нами всегда бывает, так и с вами будет: общники страстем нашим — общники и утешения нашего.

Но можно слова: утешаемся о вашем утешении и: общники страстем — общники утешению понимать так, что это бывает по сочувствию. Видят верующие Апостолов страждущими, и себе страждут; видят утешенными, и себе утешаются; и еще более утверждаются в деле спасения. Так святой Златоуст: «Наше утешение обращается вам в успокоение, даже и тогда, когда бы нам не случилось утешать вас словами. Если малую только получим отраду, то и сего довольно к утешению вашему. И хотя бы нам одним случилось получить утешение, и это уже утешит вас. Потому что как страдания наши вы принимаете, как свои собственные, так и всякое утешение наше вы должны считать своим собственным. Ибо как в скорбях наших вы участвуете, почему же не будете участвовать в радостях? Нет; как тогда, как преследуют нас, вы скорбите, как бы сами вы терпели гонение, так мы уверены, что и тогда, когда мы получаем утешение, вы принимаете оное так, как бы вы сами им наслаждались».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

Ведь, если мы скорбим, то ради вашего утешения и спасения скорбим, дабы вы, смотря на нас, подражали нам, и дабы была у вас сила к перенесению тех же страданий, кои и мы, более чем вы, терпим.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения

Вы, говорит, не должны смущаться о том, что я терплю скорби, потому что мы подвергаемся скорбям для вашего спасения и утешения. Мы могли бы провести жизнь в безопасности, если бы не проповедовали; но теперь, когда проповедуем, чтобы спасти вас и утешить души ваши чрез проповедь и происходящие отсюда блага, подвергаемся скорбям. Итак, мы претерпеваем скорби для вашего спасения, но вы не должны смущаться.

которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

Совершается, говорит, сие спасение не только чрез наше терпение, но и чрез ваше; то есть не я один соделываю спасение ваше, но и вы сами. Ибо, как я, проповедуя, терплю скорби, так и вы, принимая проповедь, терпите те же самые страдания, какие терплю я. Свидетельствует пред ними о их великой добродетели тем, что они приняли проповедь с искушениями.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

Если апостолы скорбят, то тем более остальные.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим

В общем итоге здесь говорится следующее: поскольку те терпели страдания от преследования со стороны неверующих, подвергались беззакониям и избиению, таковые вновь с помощью Бога освобождаются в утешение верующим, дабы они не отступились от веры через камень преткновения, поскольку во искушение в вере для верующих были беззакония в отношении апостолов, что также согласуется с написанным у пророка Захарии: порази пастыря, и рассеются овцы (Зах 13:7). Как бы верующие ни верили в будущее спасение, все же поначалу даже сами тягости смущают новообращенных: поскольку они думают об обетовании Господа как о пустом, если увидят проповедника, поверженного силой.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 6−7 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении

По более удостоверенному чтению место это должно иметь такой вид: «если скорбим — то из-за вашего утешения и спасения; если утешаемся, то из-за вашего утешения, которое двойственно в терпеливом перенесении тех же страданий, какие испытываем и мы, и надежда наша в отношении вас тверда, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении». Это чтение принято и Тишендорфом (VІІІ-е изд. ) и Весткот-Гортом. — Из-за вашего утешения. Страдания, какие переносят Апостолы, служат к утешению и укреплению верующих. Но каким образом? Когда верующие также подвергаются страданиям, то Апостолы, уже испытанные страданиями, могут их утешать и ободрять. - Из-за вашего утешения, которое действенно… т. е. чтобы дать вам утешение, которое проявляет свое действие или влияние в терпеливом перенесении страданий… Тех же страданий. Ап. имеет в виду возможность таких страданий для Коринфян в будущем, как показывает и следующее выражение: надежда наша в отношении вас тверда. — Зная… т. е. так, как мы знаем. — Участвуете в страданиях наших. Христианин принимает участие в страданиях и утешениях, какие пали на долю Апостолов. Он не только сочувствует радости и печали Апостолов, но и сам переживает то и другое.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 1:3


Открыть окно