I. Объектом апостольского благодарения является благословенный Бог, единственный достойный славы, Которого он описывает с помощью ряда славных титулов.
1. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Бог является Отцом божественной природы Христа, имеющей вечное происхождение, и Отцом Его человеческой природы, получившей происхождение через зачатие во чреве девы. Он есть Отец Христа как Богочеловека и Искупителя нашего на основании завета; во Христе и через Христа как Посредника Он является также нашим Богом и нашим Отцом, Ин 20:1
7. В Ветхом Завете мы часто встречаемся с выражением Бог Авраама, Исаака и Иакова, означающим, что Бог имел с этими патриархами и их потомством отношения, основанные на заключенном с ними завете. В Новом Завете Бог именуется титулом Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, подразумевающем завет, заключенный Богом с Посредником и с Его духовным потомством, Гал 3:16.
2. Отец милосердия (англ. Отец милостей. — Прим. переводчика). Бог по Своей природе многомилостивый, и все милости происходят от Него: милость является поистине Его плодом, милость доставляет Ему наибольшее удовлетворение. Бог... любит миловать, Мих 7:18.
3. Бог всякого утешения — Он послал нам Утешителя, дал залог Духа в наши сердца, ст. 22. Все наши утешения приходят от Бога, и самые сладостные из наших утешений заключены в Нем Самом.
II. Причины благодарности апостола Богу.
1. Утешения Божии, полученные им и его сотрудниками, ибо Бог утешал их во всякой скорби их, ст. 4. В мире они имели скорби, но во Христе обретали мир. Их страдания, названные здесь страданиями Христовыми (ст. 5), умножались, но Христом умножалось и утешение их. Отметим:
(1) Мы тогда можем утешаться Божиими милостями, когда настроены воздавать Ему славу за них.
(2) Мы тогда лучше всего можем свидетельствовать о Боге и о Его благости, когда говорим на основании личного опыта, когда можем рассказать, что Он сделал для нашей души.
2. Польза, получаемая другими, ибо Бог хочет, чтоб и они могли утешать находящихся во всякой скорби (ст. 4), делясь своим познанием Божией благости и милости. Если страдания добрых христиан переносятся ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели, ст. 6. Заметим:
(1) Благодеяния, оказанные нам Богом, предназначены не только для нашего ободрения, но также для того, чтобы мы могли быть полезными для других.
(2) Если мы подражаем вере и терпению святых в их скорбях, то можем надеяться на участие в их утешениях в настоящее время, и в их будущем спасении.
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Что имеет в виду Господь, говоря, что Царство внутри нас есть? Что иное, как не веселие свыше, которое порождает в душах Святой Дух? Ибо оно есть словно образ, залог и признак вечной радости, которою насладятся души святых в грядущем веке. Итак, Господь утешает нас действием Духа во всякой скорби нашей, дабы мы спасли и передали духовные блага и Его дары. Ибо сказано: утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби.
Источник: О христианском образе жизни.
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Утешающий нас во всех скорбях наших, — или посредством учеников, кои умножались у них, — или посредством сил и чудес, кои совершал чрез них: дабы нам прочих, находящихся в скорби, утешать словом, которое слышат от нас, и терпением в страданиях, которое видят в нас, — теми молитвами, то есть: ради тех молений, кои мы воссылаем Богу за вас, дабы вы в состоянии были терпеть, как и мы.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Утешение Божие апостолам во всякой скорби их было так велико, с таким избытком изливаемо была в сердца их, что они способны были и других утешить во всякой скорби, как бы она ни была велика, — теми же отраднейшими и всерадостными истинами, какие сообщены им были от Бога. Кто в настоящее время обладает такою способностию утешать других, не говорю, во всякой скорби (потому что ныне в иной скорби скорбящие не станут и слушать утешителя), а хотя в некоторых, не совсем сильных скорбях? Кто обладает сам такою полнотою Божественного утешения, чтобы в избытке его разлиться в утешении других? Весьма немногие, и немногие оттого именно, что редко кто из утешителей сам обладает даром Божественного утешения; а чтобы обладать им, нужно заслужить его у Бога.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
утешающий нас во всякой скорби нашей
Не сказал: не перестающий удручать нас, но — утешающий нас во время скорбей; ибо если Он и попускает удручать нас, то для того, чтобы мы чрез терпение стяжали награду; когда же видит, что мы изнемогаем, то утешает нас; и это делает всегда. Поэтому не сказал, что Он однажды утешил, но утешающий, то есть всегда; и не в той или другой скорби, но во всякой.
чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Не потому, говорит, Бог утешает нас, что мы достойны утешения, но для того, чтобы по образу утешения, испытанного мной, я мог утешить и других, находящихся в искушениях. Поэтому и вы, видя меня так утешенного, не унывайте, пребывая в скорбях. Чрез это же указывает и на дело апостолов, на то, что они поставлены для того, чтобы других поощрять и возбуждать, а не как лжеапостолы, которые, пребывая в неге и сидя дома, пренебрегают нуждающимися в утешении и поощрении.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Апостол заранее провозглашает это, поскольку через утешение он намеревался призвать осужденных за грех.
Источник: Фрагменты.
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Два вида утешения различает Павел: первое, которым утешаются те, кто вопреки праву претерпевает скорбь во имя Христа, в освобождение; второе распространяется на тех, которые, скорбя по причине грехов своих, утешение получают, ибо надежду на исправление от грехов им обещают именно те, кто, будучи утешены Господом, уже вырваны из объятий скорби.
Источник: На Послания к Коринфянам
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Нас. Ап. имеет здесь в виду Тимофея и, быть может, своих сотрудников. — Утешающий, т. е. не один и не два раза, а постоянно посылающий нам утешения (Злат. ). — Во всякой скорби нашей -точнее: «при всей нашей скорби». Все страдания Ап. рассматриваются здесь как одно целое. — Чтобы и мы могли утешать… Испытавший сам на себе что-либо может понять и испытанное другими людьми. — Находящихся во всякой скорби, т. е. удрученных всякою скорбью, со всех сторон обуреваемых напастями. — Утешением, которым… т. е. сообщая о тех неожиданных милостях, какие получил Ап. и его спутники от Бога.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 1:3