Бог — это Бог Господа нашего Иисуса Христа; здесь имеются в виду Его отношения с Иисусом, Сыном Человеческим. Но в то же время Бог — это Отец Господа нашего Иисуса Христа, и здесь имеются в виду Его отношения с Христом, Сыном Божьим. Кроме того, Бог описывается как Отец милосердия и Бог всякого утешения. Вся милость, все утешение исходят именно от Него.
I. Объектом апостольского благодарения является благословенный Бог, единственный достойный славы, Которого он описывает с помощью ряда славных титулов.
1. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Бог является Отцом божественной природы Христа, имеющей вечное происхождение, и Отцом Его человеческой природы, получившей происхождение через зачатие во чреве девы. Он есть Отец Христа как Богочеловека и Искупителя нашего на основании завета; во Христе и через Христа как Посредника Он является также нашим Богом и нашим Отцом, Ин 20:1
7. В Ветхом Завете мы часто встречаемся с выражением Бог Авраама, Исаака и Иакова, означающим, что Бог имел с этими патриархами и их потомством отношения, основанные на заключенном с ними завете. В Новом Завете Бог именуется титулом Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, подразумевающем завет, заключенный Богом с Посредником и с Его духовным потомством, Гал 3:16.
2. Отец милосердия (англ. Отец милостей. — Прим. переводчика). Бог по Своей природе многомилостивый, и все милости происходят от Него: милость является поистине Его плодом, милость доставляет Ему наибольшее удовлетворение. Бог... любит миловать, Мих 7:18.
3. Бог всякого утешения — Он послал нам Утешителя, дал залог Духа в наши сердца, ст. 22. Все наши утешения приходят от Бога, и самые сладостные из наших утешений заключены в Нем Самом.
II. Причины благодарности апостола Богу.
1. Утешения Божии, полученные им и его сотрудниками, ибо Бог утешал их во всякой скорби их, ст. 4. В мире они имели скорби, но во Христе обретали мир. Их страдания, названные здесь страданиями Христовыми (ст. 5), умножались, но Христом умножалось и утешение их. Отметим:
(1) Мы тогда можем утешаться Божиими милостями, когда настроены воздавать Ему славу за них.
(2) Мы тогда лучше всего можем свидетельствовать о Боге и о Его благости, когда говорим на основании личного опыта, когда можем рассказать, что Он сделал для нашей души.
2. Польза, получаемая другими, ибо Бог хочет, чтоб и они могли утешать находящихся во всякой скорби (ст. 4), делясь своим познанием Божией благости и милости. Если страдания добрых христиан переносятся ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели, ст. 6. Заметим:
(1) Благодеяния, оказанные нам Богом, предназначены не только для нашего ободрения, но также для того, чтобы мы могли быть полезными для других.
(2) Если мы подражаем вере и терпению святых в их скорбях, то можем надеяться на участие в их утешениях в настоящее время, и в их будущем спасении.
«Отец милосердия и Бог всякого утешения». Что он желает показать этими словами? Мне кажется, что он показывает этим, что милосердие Его непостижимо, подобно тому, как непостижим Он Сам Так как непостижима Его сила, то таково же и все то, что относится к этой силе, по сказанному: «все, что восхотел Господь, сотворил» (Пс 134:6); а потом: «Богу же всё возможно» (Мф 19:26). Тот, Кому принадлежит неизмеримая сила, необходимо одарен неизмеримою также премудростью. Таким образом, если нет меры Его премудрости, то ужели мы можем измерить Его милосердие? Никоим образом; мы всегда должны мыслить, что то милосердие, которым все установлено, неизмеримо. Сверх того, о Его любви также говорится: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3:16); о судах же Его говорится: «судьбы Твои — бездна великая!» (Пс 35:7); а о милосердии: «Ты являешь милость тысячам» (Иер 32:18).
Источник: Толкование на пророка Исаию.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа — благословен и Его Единородный Сын. Ибо, когда мы представляем в уме Бога, тогда должны представлять и Отца, дабы нераздельно совершалось славословие Отца и Сына со Святым Духом. Ибо не одну славу имеет Отец, а Сын другую, но одну и ту же, равно как и Святой Дух. Поскольку Сын у Отца Единородный, и, когда прославляется Отец, вместе принимает славу и Сын. Поскольку слава Сына происходит из чести, воздаваемой Его Отцу. С другой стороны, когда прославляется Сын, то величественно бывает почитаем Отец столь благого Сына.
Источник: Огласительные слова для просвещаемых.
Ст. 3−4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих
Благословен Бог! Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от толикия смерти во Асии (1:10), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде (2:13) и в Македонии испытывавший внеуду брани, внутрьуду боязни, утешен был пришествием Титовым (7:5−6)! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях.
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа употреблено в таком же значении, как и Сам Господь сказал по воскресении: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17), то есть по домосроительству спасения нашего. «В словах сих ничего нет нового. Одного и того же Христа, по Его человечеству, Он есть Бог, а по Божеству Отец» (Феофилакт).
Отец щедрот и Бог всякия утехи, — Бог, Которого существо в том состоит, чтоб изливать одни щедроты и утешения: ибо Он любы есть (1Ин 4:16). Так Он все устроил в сущем и так все строит в бывающем, что, не выходи только тварь из воли Его и Его предначертаний, она всегда будет пить одни утешения из чаши щедрот Божиих. В настоящем порядке вещей и то, что приносит по видимому скорбь, есть несомненно дело щедрот Божиих и ведет к утешению. Апостол говорит как бы сими словами: Отец и Бог, «изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами» (Феодорит). Богодухновенным писателям обычно именовать Бога не одним именем, а различно, заимствуя сии наименования от Его бесконечных совершенств, свойств и действий. «Так, святой Давид не везде одинаково называет Бога и не от одних и тех же свойств производит имена Его; но когда рассуждает о войне и о победе, говорит: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (Пс 17:2); когда же воспоминает о избавлении от скорби и мрака, обдержавшего душу его, говорил: Господь просвещение мое и Спаситель мой (Пс 26:1). Иногда заимствует наименование Его от человеколюбия, иногда от правды Его, иногда от суда Его нелицеприятного, сообразно тем обстоятельствам, в которых он находился. Так и здесь святой Павел в начале послания своего называет Бога со стороны Его человеколюбия: Отец щедрот, Бог всякия утехи. То есть: великие являть щедроты и миловать преимущественно пред всем свойственно и сродно Богу» (святой Златоуст).
Утешаяй нас во всякой скорби нашей. «Апостол показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давид сказал: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс 93:19)» (Феодорит). «Не сказал: не попускающий нам впадать в скорби, но: утешающий нас в скорби. Потому что сие и силу Божию показывает, и терпение скорбящих укрепляет. То же сказал и пророк Давид: в скорби распространил мя еси (Пс 4:2). Не сказал: Ты не попустил мне впасть в скорбь, или: Ты тотчас рассеял скорбь; но сказал: в продолжении скорби Ты распространил меня, то есть великую дал прохладу и отдохновение, что самое сделал Бог и с тремя отроками. Ибо Он не возбранил ввергнуть их в пещь и, когда они были ввержены, не угасил пламени; но, когда пылала пещь, подал им прохладу. И сие Бог обыкновенно делает во всех случаях. Намекая на то, и Павел говорит: утешаяй нас во всякой скорби. Но сим он показывает еще нечто новое. Что же такое? — То, что Бог не однажды, не дважды, но всегда так поступает. Ибо не так поступает Бог, чтобы ныне утешал, а в другое время оставлял; но всегда и во всякое скорбное время подает утешение. Посему и сказал Апостол: утешаяй, а не: утешивый; и: во всякой скорби, не в той или другой, а во всякой» (святой Златоуст).
Яко возмощи нам утешати сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. — Яко возмощи Εις το δυνασθαι, чтобы мы могли. Для того, говорит, Бог утешает нас во всякой скорби, чтоб и мы могли утешать других. Мы — это или святой Павел со святым Тимофеем, или вообще все Апостолы. Бог избрал их быть как органами слова Своего, так и орудиями утешения скорбящих за сие слово. Но как от Апостолов утешение могло переходить на других скорбящих? — Одни говорят: примером утешения, даруемого Апостолами, другие скорбящие воодушевлялись к благодушному терпению, и надежда подобного утешения утешала их в скорбях; другие: по любви к Апостолам другие, смотря на их скорби, и сами скорбели; но когда они получали утешение, соутешались вместе с ними и они. И скорбь Апостолов была их скорбию, и утешение Апостолов — их утешением (Экумений, Феофилакт). То и другое, хотя может быть принимаемо, но не выражает вполне мысли Апостола. Тут утешение от Апостолов переходит на других без ведома самих Апостолов; а в слове святого Павла они представляются деятельно изливающими утешение в сердца других скорбящих. Будучи утешаемы Богом, они становятся преизливающимся источником утешения для скорбящих; утешением, каким Бог утешает их, они делятся с другими. Это же каким образом? — Чрез слово. Сердце, полное утешения, и слову сообщает утешительную силу, так что оно дышит одним утешением. Скорбевший знает, с какой стороны приходят томящие и убивающие приливы скорби, и знает также, какие помышления воздвигает в душе утешающий Бог в отражение сих приливов; почему всякую душу может так настроить, что она, и скорбящи, присно будет радоваться. Этим даром преизобиловали Апостолы; и как, будучи живы, утешали всех скорбящих, так в писаниях своих оставили нам наставления, какими руководясь, всякий скорбный найдет себе утешение.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Благословен Бог Иисуса, ради плоти, и Отец милосердия, ради усыновления. В словах: мир вам от Бога Отца нашего Иисуса Христа, — как бы содержится разъяснение того, что говорит теперь: Бог Иисуса Христа.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Ибо для нас Бог, а для Господа нашего Иисуса Христа — Отец. Этому различению нас научил и Владыка.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 1:3).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа
В первом послании обещал придти к ним, но так как не пришел, то предполагал, что очень опечалил их мыслью, будто предпочел им других. Итак, желая оправдаться и показать, что его задержали многие случившиеся с ним искушения, предлагает прекрасное объяснение в свою защиту. Благодарю, говорит, Бога, спасшего меня от опасностей; чрез это благодарение намекает на то, что были некоторые великие препятствия удерживавшие его, за освобождение от которых и благодарит. Поставь к слову Бог знак препинания, потом начинай: и Отец Господа. Если же и совместно будешь понимать это: Бог и Отец Господа, то ничего не будет нового, ибо Он есть одного и Того же Христа — по человечеству Бог, а по Божественности Отец.
Отец милосердия и Бог всякого утешения
То есть Он явил столь великие щедроты, что извел нас из самых врат смерти и удостоил нас всякого утешения в скорбях. У святых был обычай называть Бога по благодеяниям, получаемым от Него. Так, по случаю победы на войне Давид говорит: возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс 17:2), и еще: Господь крепость жизни моей (Пс 26:1); по случаю избавления от помрачения и затмения ума и от печали: Господь просвещение мое (Пс 29:1). Так и теперь Павел называет Бога Отцом щедрот и Богом утешения вследствие того, что с ним случилось. Заметь же его смиренномудрие: получив избавление от искушений за благовестие, он не говорит, что избавление по достоинству, но по щедротам Божиим.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Подобно тому, как только Бог свят и благ, освящая и делая нас благими, не становясь при этом тем, чем Он делает других, так только Он благословен, даруя благословение, но не принимая. Он есть Отец милосердия по сущности, будучи его источником, ибо Он таков не от приобретения добродетели, каковы те, кто стали милосердными. Он — мило- серд, как Отец небесный.
Источник: Фрагменты.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Павел постоянно и всем своим посланием свидетельствует о таинстве, говоря о Боге Отце и даре Его. Отец милосердия и Бог всякого утешения… От этих слов воспринял и цель своего послания апостол, ибо великое дает утешение тем людям, которые опечалились по причине полученного порицания и которые, услышав о том, что Бог не только есть Отец всего творения, но также есть Отец милосердия, обретают надежду на то, что, доселе порицаемые, они смогут найти милосердие Бога, обратившись. Зачем бы еще он говорил об Отце милосердия, как не для того, чтобы раскаявшиеся знали, что изменяются и вновь рождаются, и так, что не только отпущение имеют, но и восстановление прежнего достоинства? И о милосердии Бога говорит здесь Павел во множественном числе по причине различности допущенных грехов — дабы утешились. И все для того, чтобы не лишать обращенных надежды.
Источник: На Послания к Коринфянам
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Первое выражение — Бог — определяет отношение к Богу Христа по Его человечеству, а второе — Отец — по Божеству (Феофилакт Болг. ). — Отец милосердия или, иначе, источник милостей (ср.Рим 12:1). -Бог всякого утешения. Так называет здесь Ап. Бога потому, что далее намерен говорить о том, что Бог послал ему утешение в скорби.
Ст. 3−11 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас
Здесь содержится вступление в послание… Ап. благодарит Бога за то, что Он посылает ему и его спутникам утешение в скорбях, потому что это утешение дает им возможность обращаться с утешениями к другим христианам, также подвергающимся скорбям. Из скорбей своих, постигших его и его сотрудников, Ап. останавливается здесь на опасности, какой они подверглись недавно в Ефесе и от которой их избавил Бог отчасти и по молитвам коринфских христиан.
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента