Если имеются в виду беспорядки в Ефесе, то Павел говорит о том, как они внезапно прекратились и он спасся (Деян 20:1). Апостол знает, что тот самый Бог, Который избавил его в прошлом, может избавлять его изо дня в день и будет избавлять до того последнего великого дня, когда он, наконец, освободится от всех бед и преследований мира сего.
1. Каковы были их скорби (ст. 8): Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей... Церковь должна знать о страданиях своих служителей. Трудно сказать, какие именно скорби в Асии имеет здесь в виду апостол, то ли мятеж, поднятый Димитрием в Ефесе, о котором повествуется в Деян 19, то ли борьбу со зверями, о чем упоминается в первом послании (1Кор 15 гл.), или какие-то другие скорби, ибо он часто подвергался смертельной опасности. В любом случае это были, очевидно, большие скорби. Они были отягчены чрезмерно, до крайней степени; перенести такую скорбь было выше обычных человеческих сил, или выше сил рядового христианина, так что они не надеялись остаться в живых (ст. 8) и думали, что будут либо убиты, либо дойдут до полного истощения и умрут.
2. Что они делали в этих скорбях: Они надеялись на Бога. Для того они и были доведены до крайности, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога.., ст. 9. Бог часто приводит Своих детей в бедственное положение, с тем чтобы заставить их возлагать свои надежды и упование на Его всемогущество. Наша крайняя нужда — это благоприятная возможность для Бога. На горе увидите Бога; мы можем твердо уповать на Бога, воскрешающего мертвых, ст. 9. Воскрешение мертвых является доказательством всемогущества Божиего. Кто может воскрешать, Тот может сделать все и заслуживает того, чтобы уповать на Него во всякое время.
3. Как они получали избавление — своевременно и неизменно. Их надежды и упование оказались нетщетными, да и никто из уповающих на Бога никогда не будет постыжен. Бог избавил их и избавляет, ст. 10. Получив помощь от Бога, я до сего дня стою.., Деян 26:22.
4. Какую пользу извлекли они из этого избавления: ...на Которого надеемся, что и еще избавит (ст. 10), что Бог будет избавлять их всегда и сохранит для Своего Небесного Царствия. Отметим: Прошлый опыт является большим ободрением для веры и надежды и обязывает нас доверять Богу и в будущем. Мы позорим свой жизненный опыт, если, сталкиваясь с новыми затруднениями, не доверяем Богу, Который избавлял нас в прошлом. Давид, даже будучи молодым человеком и имея еще совсем небольшой опыт, рассуждал таким же образом, как и апостол, 1Цар 17:37.
5. Чего апостол желал от коринфян в связи с этим: содействия их молитвы за них (ст. 11), чтобы они объединились в общей молитве за них. Примечание: Наше упование на Бога не исключает применения любых правильных, предназначенных Богом средств, одним из них является молитва. Мы должны молиться за себя и друг за друга. Если мы помогаем друг другу молитвами, то можем надеяться, что у многих будет повод возблагодарить Бога за услышанные молитвы. Наш долг — помогать друг другу не только в молитве, но и в благодарении и восхвалении Бога и таким образом воздавать Ему должным образом за полученные благословения.
Иже от толикия смерти избавил ны есть, и избавляет, наньже и уповахом, яко и еще избавит
Мы, говорит, были в такой крайности, что смерть наша была дело решенное. Избавив нас от такой крайности, Бог избавил нас от смерти; мы явились — яко от смерти живые, как похороненные восстали из гробов. «От толикия смерти избавил, говорит. Не сказал: от толиких опасностей, как для того, чтобы показать сим непреодолимую силу искушений, так и для того, чтобы еще более уверить в истине своего учения, которое предлагал прежде. Поелику воскресение мертвых есть еще дело будущее, то он показывает здесь, что оно и каждодневно бывает. Ибо когда Бог человека отчаявшегося и к смертным вратам адовым приблизившегося исторгает оттуда, то что другое делает Он, как не воскрешает мертвого, изымая из самых уст смерти впадшего в оные? Посему-то при неожиданном освобождении какого-нибудь человека из отчаянного состояния у многих вошло в обычай говорить: на сем человеке мы видели воскресение мертвых» (святой Златоуст). У нас говорят: из мертвых воскрес.
И избавляет. То говорил о великой скорби, бывшей во Асии; а это говорит о скорбях, от которых только что избыл, и туге сердечной, испытанной в Троаде, и о тех внешних бранях и внутренних болезнях, кои беспокоили его в Македонии. Скорби продолжаются; по следам их идет и избавляющая от них милость Божия. Рука Божия, держащая меня и защищающая, никогда не отъемлется. Чувствую это и исповедую.
Наньже и уповахом, яко и еще избавит. — Уповахом — возуповахом, несомненное имеем упование, непоколебимо веруя, что всегда так будет, пока суждено нам Богом жить и действовать во славу Его, насаждая на земле Евангельскую веру; так будет, что Бог будет нас избавлять от всяких крайностей. Мы будто обречены на страдания и скорби. Это мы знаем и ничего другого не ожидаем впереди; но это нас не смущает и не останавливает: ибо сколько несомненны для нас беды и скорби, столько же несомненно и избавление от них. Одно ожидание покрывается другим; и покой духа нашего пребывает твердым. Апостол говорит как бы: «Нам непрестанно должно подвизаться в продолжение всей жизни; впереди еще много будет искушений, и в оных опять не будем оставлены, а получим помощь и споборство свыше» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит
Эта вера в Бога имела своим результатом спасение Павла и Тимофея. — Избавляет. Следов., и в Македонии Павел и Тимофей продолжают подвергаться таким опасностям, какой подверглись в Асии.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 1:3