Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 9 глава 20 стих)

εγενομην aor. ind. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, τοις Ιουδαιοις (#3836; 2681) индивидуальное использование артикля: "иудеи, с которыми я имел дело" (BD, 137). Dat. отношения, этический dat., или dat. преимущества (Schrage). υπο (#5679) с асс. под. Закон, о котором идет речь, — это Тора, Пятикнижие и дополнения к нему, написанные иудейскими рабби (MS, 135).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 9 глава 20 стих)

9:20 был как иудей В рамках Слова Божьего и своей христианской совести он настолько принимал социально-культурные традиции иудеев, насколько это было необходимо для успешного свидетельства иудеям (ср. Рим 9:3; 10:1; 11:14). Он не был связан обрядами и обычаями иудаизма. Все ограничения закона были устранены, за исключением закона любви (ср. Рим 9:3; 10:1; 11:14). Отдельные случаи соблюдения иудейских постановлений мы находим в Деян 16:3; 18:18; 21:20−26.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 9 глава 20 стих)

9:20 Для иудеев он был как иудей, чтобы приобрести иудеев. Это не может означать, что он вновь подчинил себя закону Моисееву ради спасения иудеев. Истинный смысл этого стиха проявляется в тех действиях, которые предпринял Павел в связи с обрезанием Тимофея и Тита. В случае с Титом нашлись люди, которые настаивали, что без обрезания он не может спастись. Осознавая, что они выступают против Евангелия благодати Божьей, Павел был категорически против обрезания Тита (Гал 2:3). Но в случае с Тимофеем такие вопросы, кажется, не возникали.

Поэтому апостол охотно признал, что Тимофею следует подвергнуться обрезанию, если это поможет шире распространить Евангелие (Деян 16:3).

Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных. (В некоторых греческих манускриптах здесь добавлено объяснение: «хотя сам я не подчиняюсь закону».) Подзаконные — это иудеи. Но в первой части стиха Павел уже говорил о том, что имел дело с иудеями. Почему же он тогда повторяется? Зачастую это объясняют тем, что когда он говорит об иудеях в первой части стиха, он подразумевает их национальные обычаи, тогда как здесь он касается их религиозной жизни.

Здесь необходимо краткое пояснение. Как иудей, Павел был рожден под законом. Он старался добиться Божьего благоволения, исполняя закон, но обнаружил, что был неспособен его исполнить. Закон лишь показал ему, какой он безнадежный грешник, и полностью осудил его. Постепенно он понял, что закон — не путь спасения, а метод, посредством которого Бог показывает человеку его греховность и нужду в Спасителе. Затем Павел доверился Господу Иисусу Христу и, сделав это, освободился от осуждающего гласа закона. Наказание за нарушенный им закон претерпел Господь Иисус на кресте Голгофы.

После обращения апостол понял, что закон — это не путь спасения и не правила, согласно которым должны жить спасенные. Верующий живет не под законом, а под благодатью. Это не значит, что он может идти и делать все, что хочет. Здесь, скорее, имеется в виду, что истинный смысл благодати Божьей сохранит его даже от желания делать противозаконное. В христианине обитает Дух Божий, поднимающий его на новый уровень поведения. Теперь он хочет свято жить не из страха наказания за нарушение закона, а из любви к Христу, Который умер за него и воскрес. Под законом действия человека мотивировались страхом, а под благодатью им движет любовь. Любовь — мотив гораздо более высокий, чем страх. Люди сделают по любви то, чего никогда не сделают из страха.

Арнот говорит:

«Бог держит души в послушании тем же методом, каким Он держит планеты на их орбитах, — отпуская на свободу. Не видно никакой цепи, на которую были бы посажены эти сияющие миры, чтобы не разлетались от центра. Их крепко держит невидимый принцип. И именно такая невидимая связь любви — любви к Господу, Который искупил их, — удерживает искупленных людей, чтобы они жили трезво, праведно и благочестиво». (William Arnot, The Church in the House, pp. 467−468.)

Помня об этом, давайте вернемся к последней части стиха 20. Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных. Когда Павел находился среди иудеев, он вел себя как иудей там, где это не имело нравственного значения. Например, он ел то же, что иудеи, и воздерживался от свинины, есть которую им было запрещено.

Наверное, Павел воздерживался и от работы в день субботний, осознавая, что, поступая так, может привлечь больше людей, готовых слушать Евангелие.

Апостол Павел был рожден свыше в Господе Иисусе, и закон, как правило жизни, уже не тяготел над ним. Он лишь приспосабливался к обычаям, привычкам и предрассудкам людей для того, чтобы привести их к Господу.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 9 глава 20 стих)

Стихи 19−23. Беря повод из предыдущего рассуждения, апостол упоминает несколько других примеров того, как он отвергал себя и отказывался от своей свободы ради блага других.

I. Он заявляет о своей свободе (ст. 19): Будучи свободен от всех... Он был свободным человекам, римским гражданином. Никому не был рабом, ни от кого не зависел материально, но всем поработил себя, чтобы больше приобрести Он вел себя, как раб, трудился для своего обеспечения, как раб. Он старался угождать, как раб угождает своему господину. Он во многих случаях вел себя, как если бы не имел никаких прав, и делал это для того, чтобы больше приобрести, то есть иметь больше обращенных в христианство. Он делал себя рабом, чтобы они могли стать свободными.

II. Он перечисляет несколько примеров того, как он делал себя рабом всех. Он приспосабливался ко всем категориям людей.

1. Для иудеев и подзаконных был как иудей и как подзаконный, чтобы приобрести их. Он покорялся закону, чтобы достичь подзаконных и расположить их сердца к Христу.

2. Для чуждых закона как чуждый закона.., то есть для язычников, как обращенных, так и не обращенных в христианство. В вопросах несущественных, не имеющих принципиального значения, он мог приспосабливаться к их обычаям и нравам ради их блага. Он мог рассуждать с философами на их собственном языке. Среди обращенных язычников он вел себя как человек, свободный от иудейских законов, хотя и не как беззаконник, но как подзаконный Христу. Он не нарушал законов Христа из угождения или потворства какому-либо человеку, однако был снисходительным и приспосабливался ко всем людям, когда это могло быть сделано законно, ради приобретения хотя бы некоторых из них. Будучи апостолом язычников, Павел мог, казалось бы, не считаться с иудеями, и тем не менее ради их блага, желая приобрести хотя бы некоторых из них для Христа, он, пренебрегая своим правом действовать иначе, сообразовывался с их обычаями и законами в некоторых случаях. Он не был щепетильным до мелочей.

3. Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных.., ст. 22. Павел не презирал и не осуждал их, но становился таким же, как они, как один из них, воздерживаясь ради них от пользования своей свободой и остерегаясь, чтобы не поставить камня преткновения на их пути. Он воздерживался от нее всякий раз, когда они могли, по слабости разумения истины или по силе своих предрассудков, впасть в грех или отступить от истины Евангелия и возвратиться в язычество из-за его свободного поведения. Он отрекся от себя ради них, ради того чтобы приобрести их души. Короче для всех он сделался всем, что бы спасти (всеми законными средствами) по крайней мере некоторых. Он не мог грешить против Бога во имя спасения своего ближнего, но с радостью готов был отказаться от себя. Права Божии он не мог предать, но от своих отказаться мог, и очень часто поступал именно так ради блага других.

III. Он приводит причину такого образа действий (ст. 23): Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его, то есть для чести Христа, Кому принадлежит Евангелие, и для спасения душ, для которых оно предназначено, чтобы и они стали причастниками всех его привилегий вместе с апостолом.

Заметьте: Сердце, горящее ревностью о Боге и жаждущее спасения людей, не будет защищать и отстаивать свои права и привилегии во вред этим целям. А кто пользуется своей властью в благовестии не к созиданию, а к разрушению дела Божиего, тот злоупотребляет ею.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 9 глава 20 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Бых Иудеем, яко Иудей, да Иудеи приобрящу; подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу

Все чины иудейские, в законе предписанные иудеям, через веру в Господа теряют свою обязательную силу и поступают в разряд вещей безразличных, которыми можно пользоваться свободно, смотря по обстоятельствам, имея в виду одно богоугождение. Так действовал и святой Павел в видах благопоспешения Евангелию. Когда бывал среди иудеев, поступал во всем внешнем как иудей, не придавая в совести какого-либо религиозного для себя значения всему, что делал. Если б он являлся в среде их, особясь от них в вещах, цены нравственной не имеющих, и между тем любимых иудеями, то оттолкнул бы их от себя, и тем пресек вход слову своему в ушеса их. Евангелие чрез то теряло бы последователей. Посему, говорит, бых Иудеем, яко Иудей, да Иудеи приобрящу. Где и когда? — Повсюду и всегда был таков, и в Иерусалиме, и в других местах, когда вращался среди иудеев. Сюда относятся, например, обрезание Тимофея в Лаиконии, хождение в синагоги по субботам, как в Филиппах, и слушание там закона и молитв, и другое подобное. Святой Златоуст говорит: «Как это было? — Он обрезывал для того, чтобы уничтожить обрезание. Посему не сказал: бых иудей, но яко Иудей, так как это было с предусмотрительною целию.— Что говоришь ты? Проповедник вселенной, восходивший до самых небес и сеявший такою благодатию, мог ли он внезапно так низойти? — Да; ибо и это есть также восхождение. Не на то только смотри, что он нисходит, но и на то, что, нисходя, восстановляет лежавшего внизу и возводит его с собою».

Подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу. Слова эти можно принять за повторение предыдущего. Там указал на иудея вообще, а здесь означил, с какой более стороны смотрит на него, именно со стороны ревности его по закону. Или здесь разумеет он других людей, подклонившихся под закон, кроме иудеев, то есть прозелитов полных, и отчасти и неполных, или тех из уверовавших в Господа, которые при вере в Него полагали необходимым и закона во всем держаться и держались. И таковых надлежало приобретать, ибо они в духе далеки были от Христа. Большой нужды нет доискиваться точности в значении сих слов, ибо не в них сила речи. Святой Златоуст говорит: «Эти слова суть или изъяснение сказанного прежде, или означают что-нибудь другое. Иудеями он называет тех, которые были такими издревле и с самого начала (по роду и крови), а подзаконными — прозелитов, или тех, которые приняли веру, но еще держались закона ибо они не были иудеями, но были под законом.— Когда же Апостол был под законом (в отношении к этим)? — Когда остригся, когда приносил жертву. (Апостол Иаков советовал святому Павлу исполнить нечто по закону иудейскому, ради уверовавших, но ревновавших о законе. Деян 21:18−26). Он делал это не потому, чтобы переменил свой образ мыслей, — это было бы порочное дело, — но по любви и снисхождению к другим, дабы обратить действительных иудеев, он сам был, яко Иудей, не действительно, а только по видимому, не на самом деле будучи таким, а только поступая так без истинного расположения. Ибо мог ли он искренно делать это, когда старался обратить и других, когда делал все, чтобы освободить и других от такого унижения».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных

С Иудеями, посвященный, я вошел в храм, дабы Иудеев приобрести (Деян 21:26).

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Ст. 20−21 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона

Если бы не был я точно уверен, что недостатки нашего языка восполнит твое благоразумие, то, думаю, не стал бы и писать этого письма. Что же желаешь ты узнать? По какой причине Апостол сказал: бых Иудеем яко Иудей, да Иудеи приобрящу: беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу, да приобрящу беззаконных? Слова сии требуют особенно точного исследования, пока не соделается ясною сокрытая в них истина. Да будет же сказано сие вкратце.

Бых Иудеем яко Иудей, когда совершил очищение и принес жертву во святилище (Деян 21:26), и, обрезав Тимофея, послал его учителем к Иудеям, обрезанием упраздняя обрезание, почему и не сказал: «Иудей», но — яко Иудей. Беззаконным яко беззаконен, — когда, говоря Афинянам, не из пророков и не из Закона предлагал им слово, но от жертвенника их заимствовал выражение, убеждая их собственными их учениями; почему не сказал: «беззаконен», но — яко беззаконен. А сие: не сый беззаконник Богу, но законник Христу, Апостол сказал потому, что в отношении к единой Сущности нет различия, каким именем назван Бог; и, желая показать это в другом месте, он сказал: ядый Господеви яст и благодарит Бога (Рим 14:6). Или, если почитаешь сие объяснение натянутым, — этими словами Апостола, как думаю, показывается следующее. Именно, что Апостол жил не только по тому закону, который иными приписывается Отцу и приспособлен и применен более к младенческому возрасту — по состоянию учащихся, а не по достоинству Законодателя — но и по небесному, и совершенному Христову закону. То есть он не был беззаконником по закону Ветхозаветному, но вместе с тем был и законником по Евангелию, был не вне закона, но вместе был и в благодати, был не неизведавшим молока, но вместе и изведавшим твердую пищу; не только не пренебрег упражнениями на ристалище, но даже отличился на олимпийских состязаниях; не только не прелюбодействовал, чего требовал закон, но и не смотрел на жену нескромно, чего требует Евангелие; не только не совершал убийства из страха, но и преодолевал гнев из любви; как сохранивший закон древний, не был он беззаконником Богу, а как сохранивший закон новый, был законником Христу.

Сказал же сие Апостол не потому, что закон приписывал Отцу, а Евангелие — Христу, но потому что имел в виду предположение и мнение большинства. Ибо все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну, и принадлежащее Сыну принадлежит и Отцу.

Источник: Письма. Книга I.

Августин (354−430)

для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных

Человек, ухаживающий за больным, и сам становится больным, не потому что ему кажется, что поднялась температура, а потому что, сочувствуя, он думает о том, какой бы заботы он пожелал, если бы сам был болен.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев

Например, когда обрезал Тимофея (Деян 16:3). Не сказал: иудей, но: как иудей, чтобы показать, что дело это было с особенной целью.

Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных

Разумеем прозелитов, или тех из. иудеев, которые уверовали, но еще держались закона. Было это тогда, когда он остриг голову (Деян 18:18), когда принес жертву по обряду очищения (Деян 21:26). Делал же это с особенной целью и для видимости, чтобы исправить тех, которые делали это по убеждению.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных

Выглядит как притворство, чтобы всем было все, как это принято у льстецов, однако это не так. Ибо человек Божий есть врач духовный, ведающий все причины и раны, с великим старанием окружает страдающих своим вниманием и сочувствием, ибо мы всегда имеем что-то общее со всеми людьми. Для Иудеев он был как Иудей. Ибо из-за соблазна их обрезал Тимофея и очистившись вошел во Храм, чтобы не принять обвинения в святотатстве. Сделал то, что уже следовало прекратить, но по закону делал. Ибо соглашался, что закон и пророки — от Бога, и от них показал предвосхищение Христа обещанного, чтобы добиться согласия подзаконных.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 20−22 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых

Здесь Ап. раскрывает мысль о своем подчинении другим (я всем поработил себя). — Для иудеев… для подзаконных. Первое выражение обозначает народность иудейскую, а второе обнимает всех, исполнявших закон, как иудеев, так и иудейских прозелитов из язычников. — Как иудей… как подзаконный. Ап. разумеет здесь те уступки, какие он делал, вступая в общение с людьми, привыкшими смотреть на закон Моисеев как на обязательный для каждого иудея и смущавшимися всяким нарушением этого закона. В виду этого Ап. Павел совершил обрезание над Тимофеем (Деян XVI:3), дал обет в Кенхрее (Деян XVIII:18) и совершил над собою обряд назорейского очищения по предложению Ап. Иакова (Деян XXI:26). — Для чуждых закона как чуждый закона. Ап. ставит себя на ряду с христианами из язычников, для которых не было обязательно соблюдение закона Моисеева. Хотя он был иудей родом, но сознавал себя, как христианин, освобожденным от исполнения предписаний закона, которые не могли представлять собою вечной ценности, как общенравственный закон. Но вместе с этим он не был чужд закона перед Богом т. е. в своей внутренней жизни был подчинен истинному закону, воле Божией. — Подзаконен Христу. Этими словами Ап. разъясняет, что он подчинился высшему закону Божию чрез то, что сначала подчинился Христу. Во Христе он получил и закон, руководящий его внутреннею жизнью. — Таким образом Ап. различает три ступени жизни: 1) жизнь без закона, когда человек руководится в своей деятельности только природными склонностями, 2) жизнь под законом, когда закон является для человека чем-то внешним и принуждает его к послушанию и 3) жизнь в законе или жизнь христианина, когда человеческая воля составляет единое с божественным законом, находясь под действием духа Христова. — Немощные — это недостаточно утвержденные в вере христиане, о которых шла речь в VIII главе. Приобрести их — значило: не дать уклониться снова в иудейство или язычество, что могло бы случиться, если бы Апостол для них не ограничивал своей свободы, не был как немощный. — Сделался всем — лучше: всяким — и иудеем, и подзаконным и т. д. — Конечно, Апостолом руководили при этом не какие-либо личные цели, а одна любовь. Но во всяком случае эта способность Апостола приспособляться к чужим мнениям могла подать повод обвинять его в оппортюнизме, и его, действительно, обвиняют в этом. Справедливо ли? Есть оппортюнизм двоякого рода. Некоторые из современных богословов, видя, что обществу трудно поверить в чудеса, описываемые в Библии, стараются представить веру в чудеса как совершенно излишнюю для истинного благочестия: сущность Евангелия — говорят они — не в чудесах! Понятно, что такая уступка духу времени совершенно не может быть оправдана, потому что она изменяет самое понятие о христианстве, как религии, засвидетельствовавшей о себе знамениями и чудесами (Евр II:4). Бывает также, что проповедники христианской нравственности вычеркивают из своей программы все, более строгие требования Евангелия, чтобы привлечь к себе людей из среды образованного общества, а иногда жертвуют догмою христианства, церковною дисциплиною, которую считают обязательною только для простого народа. Такой оппортюнизм причиняет существенный вред истинному христианству, потому что он поощряет неверие, нравственную распущенность и привязанность к наслаждениям чувственным. Христианство в таких случаях является полуистиною, только воображаемою силою и, в лучшем случае, только окольным путем в Царство Небесное. Но есть оппортюнизм совершенно другого рода. Иной проповедник Евангелия обладает способностью глубоко проникать в тайны чужой души. Любящим взором он видит все, что волнует и смущает чужую душу, и вот, когда ему приходится обращаться со словом увещевания к такой душе, он идет на уступки, смягчая суровость своих обличений, хотя и не жертвует при этом существенными требованиями Евангелия и догмою. Таков и оппортюнизм Ап. Павла. Это не иное что, как проявление его высокого смирения и самопожертвования на пользу ближнего. Терпимость этого оппортюнизма не безгранична: он не допускает, чтобы каждый мог спастись по-своему (изречение Фридриха Великого), и это вполне доказал Ап. Павел, когда он выступил с резким обличением против Ап. Петра, который своими уступками иудействующим в Антиохии мог совершенно погубить то дело, которое там путем долгих усилий удалось сделать Ап. Павлу (см. Гал II:14).

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор 9:15


Открыть окно