Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 8 глава 6 стих)

εις θεος (#1651:2536) один Бог, с последующим ο πατηρ (#3836:4252) Отец, в аппозиции. εξ ου от Которого; указывает на происхождениё. εις (#1659) αυτον (#899) для Него, указывает на будущую цель (Schrage). εις κυριος (#1659:3251) один Господь, с последующими словами в аппозиции 'Ιησους Χριστος (#2652:5986). Господь, титул, обозначавший божественность Иисуса Христа. Собрание доказательств того, что иудеи во времена Христа использовали этот термин для обозначения Бога, см. в Joseph A. Fitzmyer, "Der semitische Hintergrund des neutesamentlichen Kyriostitels", Jesus Christus in Historie und Theologie, 267-98; см. также R.A.Horsley, "The Background of the Confessional Formula in 1 Kor 8:6", ZNW 69 (1978): 130-35. δι' ου(#1328: 4005) через которого, указывает на действующее лицо, ημεις δι' αυτου "мы через Него". Подобно всем людям, сотворенным Христом, мы будем также и спасены Им (Grosheide).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 8 глава 6 стих)

8:6 один Бог Отец… один Господь Иисус Христос Непреложное и ясное утверждение о полном единстве Бога Отца и Бога Сына (ср. Еф 4:4−6).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 8 глава 6 стих)

8:6 Верующие знают, что есть один истинный Бог Отец, из Которого все, и мы для Него. Это означает, что Бог, наш Отец — Источник, или Создатель, всего и что мы были созданы для Него. Другими словами, Он — цель нашего существования. Мы знаем также, что есть один Господь, а именно Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Выражение «Которым все» описывает Господа Иисуса как Посредника или Сотрудника Божьего, тогда как выражение «и мы Им» указывает на то, что благодаря Его посредничеству мы были созданы и спасены.

Когда Павел говорит, что есть один Бог Отец и один Господь Иисус Христос, он не хочет этим сказать, что Господь Иисус Христос — не Бог. Он просто указывает на роли, исполняемые двумя Лицами Божества в творении и искуплении соответственно.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 8 глава 6 стих)

Стихи 4−6. В этом отрывке апостол показывает ничтожество идолов: Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто.., то есть идола в мире не существует или что идол в мире ничего не может сделать. Смысл этого выражения, в общем, заключается в том, что языческие идолы не имели в себе ничего божественного, поэтому Ветхий Завет называет их ложью и суетой. Это были мнимые божества, они не могли осквернить творение Божие и сделать его непригодным для употребления в пищу детьми Божиими или служителями Его. ...И что нет иного Бога, кроме Единого. Языческие идолы — не боги, их не следует признавать и почитать как богов, ибо нет никакого другого Бога, кроме Единого. Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так-как есть много богов и господ много, — но это все ложные боги. Священное Писание обычно называет их Ваалами. Все это были так называемые боги, а не действительные, не настоящие.

Ибо 1. Но у нас один Бог, — говорит апостол, — из Которого все, и мы для Него... Мы, христиане, лучше просвещены, мы прекрасно знаем, что существует только один Бог, Источник всякого бытия, Начало всего, Творец, Хранитель и Правитель всего мира, от Него все произошло, и все существует для Него. Все Его, и все, включая нас, — для Него.

2. ...И один Господь Иисус Христос, один Посредник между Богом и человеком. Не много посредников, как воображают язычники, а только один, через Кого весь мир был сотворен и Кем он держится и существует, Кому мы обязаны всеми нашими надеждами и счастьем. Он есть единственный Господь, все языческие господа являются лишь воображаемыми господами. Это великая привилегия христиан знать истинного Бога и истинного Посредника между Богом и человеком.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 8 глава 6 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

И един Дух Святой, в Котором все. Словами: из Него (εξ ου), Им (δι ου) и в Нем (εν ω), не естества разделяем (иначе не переставлялись бы предлоги или не переменялся бы порядок имен), но отличаем личные свойства единого и несоединенного естества. А это видно из того, что различаемые опять сводятся воедино, если не без внимания прочтешь у того же Апостола следующие слова: «Ибо все из Него, и Им, и к Нему» (εις αυτον): «Ему слава во веки, аминь» (Рим 11:36). «Отец есть Отец и безначален», потому что ни от кого не имеет начала. Сын есть Сын и не безначален, потому что от Отца. Но если начало будешь понимать относительно времени, то Сын и безначален, потому что Творец времен не под временем. Дух есть истинно Дух Святой, происходящий от Отца, но не как Сын (ουχ υϊκως); потому что происходит не рожденно (γεννητως), но исходно (εκορευτως); если для ясности надо употребить новое слово. Между тем ни Отец не лишен нерожденности, потому что родил; ни Сын — рождения, потому что от Нерожденного (ибо как им лишиться?); ни Дух Святой не изменяется или в Отца, или в Сына, потому что исходит и потому что Бог, хотя и не так кажется безбожным. Ибо личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы перемещалось и переносилось? Те, которые нерожденность и рожденность признают за естества одноименных богов, может быть и Адама, и Сифа, из коих один не от плоти (как творение Божие), а другой от Адама и Евы, станут признавать чуждыми друг другу по естеству. Итак, один Бог в Трех, и Три едины, как сказали мы.

Источник: Слова. Слово 39.

Кирилл Александрийский (376−444)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Как Един Бог и Отец, из Которого все, так Един Господь Иисус Христос, Которым все.

Источник: Послания.

Кирилл Иерусалимский

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

[Веруй во Единого Господа Иисуса Христа]. Мы говорим «во Единого», чтобы ты не подумал, что есть другой. Мы говорим «во Единого», дабы ты не распространил нечестиво на многих сынов Его многоименные действия.

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Павел говорит: Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое (Кол 1:16). Разве он, говоря Им, отрицал, что все создано через Него? Нет, не отрицал, а утверждал. В другом месте он говорит: Один Господь Иисус Христос, Которым все (1Кор 8:6). Итак, когда он говорит, что Им все создано, то есть через Того, Кем все создано, то слова эти — Им и через Него — имеют одинаковую силу, обозначая одно и то же, но не разное. Сказано и иначе: Все Им и для Него создано (Кол 1:16). Писание свидетельствует о том, что все три выражения — Им, через Него, для Него — обозначают одно во Христе.

Источник: О Святом Духе.

Феофан Затворник (1815−1894)

Но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него; и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем

Но нам, — не в той мысли, что у тех много, а у нас один, придавая какое-либо значение тем многим, а так: по-нашему, по нашей вере истинной, един Бог; только и есть, что един Бог. «Еллины, объятые мглою неведения, заблуждаются, признавая многих, и притом не существующих богов, а мы ведаем единого Бога Отца и единого Господа Иисуса Христа» (Феодорит).

Един Бог Отец, из Негоже вся, — и един Господь Иисус Христос, Имже вся. Един Бог, един Господь. Поелику Бог и Господь суть наименования Божеского естества, то Апостол этим утверждает единосущие Отца и Сына. К Отцу говорит: из Негоже вся — εξ ου, — не из естества Его, а от силы Его творческой, — то же, что от Него. К Сыну же: Имже вся, — δι ου, чрез Которого, не как чрез орудие, а как самодействующею, всемогущею силою, как в Евангелии от Иоанна: вся Тем быша (1, 3) — то же, что от Него.— И из Негоже, и чрез Негоже одно и то же значат: от Него же. Этим утверждается единодейственность Бога Отца и Господа Иисуса Христа.— Что творит Отец, то в то же время творит и Сын.— О нас говорит, — в отношении к Отцу: и мы у Него, — εισ αυτον, — в Него, то есть к тому предназначены, чтобы быть в общении с Ним, в Нем наша цель, и верховное благо. А в отношении к Господу Иисусу Христу: и мы Тем, — δι αυτου, — то есть чрез Него приходим к Богу, воссоединяемся с Ним по отпадении и последнего своего назначения достигаем. Вот что говорит святой Златоуст на это важное место: «Самые названия (то есть Бог и Господь), употребленные Апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали Сыну название Господь, а Отцу название Бог. В Писании часто употребляется одно вместо другого, например когда говорится: рече Господь Господеви моему (Пс 109:1); и еще: сего ради помаза тя Боже Бог твой (Пс 44:8); и еще: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог (Рим 9:5). И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом, и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: но нам един Бог, напрасно прибавил бы слово: Отец, для означения существа нерожденного, ибо для этого достаточно было бы сказать слово: Бог, если бы оно принадлежало Ему одному.— Не только это, но и еще нечто можно сказать. Бог (Отец), скажешь, назван единым (Богом) ; следовательно, имя Бога не свойственно Сыну. Но смотри, и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван единым Господом; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Посему, какое значение имеет слово един по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется единым Господом, не препятствует Отцу быть Господом, и таким же Господом, как Сын; так и то, что Отец называется единым же Богом, не препятствует Сыну быть Богом, и таким же Богом, как Отец». Вот слова Феодорита: «Здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше, показав, что наименованию: Бог, наименование: Господь равносильно (в словах: бози мнози и господие мнози), теперь Апостол разделил сии наименования и одно положил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян (то есть возводя их к познанию равенства Отца и Сына).— И ветхозаветное Писание показывает именования сии соединенными. Ибо сказано: Аз есмь Господь Бог твой (Исх 20:2): и слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); и: Господи Боже мой возвеличился еси зело (Пс 103:1), и многое подобное. Посему истинный Бог, без сомнения, и Господь; и истинный Господь, без сомнения, и Бог. Сверх того, нет иного Бога Отца, потому что един Бог Отец, и нет иного Господа Иисуса Христа, потому что един Господь Иисус Христос— А слова: и мы у Него, значат: к Нему должны мы обращаться, на Него взирать, Его непрестанно песнословить. Слова же: и мы Тем, дают разуметь не создание, а спасение, потому что сотворено Им все, а мы, уверовавшие, улучили Им спасение». Но святой Златоуст оба выражения: мы у Него и: мы Тем, одинаково относит ко спасению, как из Негоже вся, и Имже вся — к сотворению: «Словами: из Негоже вся он указывает на сотворение и приведение из небытия в бытие; а словами: и мы у Него указывает на веру и соединение наше с Ним, как он говорит и выше: из Негоже вы есте о Христе Иисусе (1, 30). Мы от Бога двояким образом: по бытию и по вере, которая также есть сотворение.— То же надобно разуметь и о Христе, ибо через Него род человеческий приведен и из небытия в бытие, и от заблуждения к истине, — что и выразил Апостол в словах: Имже вся и мы Тем».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Дионисий Ареопагит

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Все по справедливости восходит и возводится к [Богоначалию], благодаря Которому, из Которого, Которым, в Котором и у Которого все существует, составлено, пребывает, содержится, восполняется и возвращается.

Источник: О божественных именах.

Августин (354−430)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Истинно, что не только сотворенное и приобретшее форму, но все, что могло быть сотворено и могло принять форму, создал Ты, из Которого все. Истинно, что все, получившее форму из бесформенного, было сначала бесформенным, а затем приобрело форму.

Источник: Исповедь.


Из Которого означает «из Отца», Которым означает «Сыном», Им означает «Духом Святым». Совершенно очевидно, что Отец, Сын и Дух Святой суть один Бог.

Источник: О Троице.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Здесь достойна удивления апостольская мудрость. Ибо, показав в сказанном выше, что наименование «Господь» равносильно наименованию «Бог», теперь апостол разделил эти наименования и одно приложил к Отцу, а другое к Сыну.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Ибо воистину нет иного Отца, кроме Единого. Так и Сын не есть иной Бог, кроме Единого. Если Единым Господом называется Сын, то и Отец не менее Господь, и, стало быть, раз Единым Богом называется Отец, и Сын не менее есть Бог.

Источник: Фрагменты.

Евагрий Понтийский

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Однако здесь мы задаем вопрос: почему, сказав один Бог, Апостол не удовлетворяется этим высказыванием (ведь, как говорили мы, слова «один» и «единый», употребляемые в отношении Бога, являют естество Его), но присовокупляет «Отец» и упоминает о «Христе»? — Я думаю, что Павел, избранный сосуд (Деян 9:15), счел недостаточным только провозглашать Отца как Бога, Сына как Бога и Святого Духа также как Бога — что он выразил фразой один Бог, но присовокуплением «Отец» он обозначил Того, из Которого все, упоминанием «Господь» указал на Слово, через Которого все, а добавлением «Иисус Христос» возвестил Вочеловечение Слова, представил страдание Его и показал воскресение Его. Наводит нас на таковые мысли выражение «Иисус Христос».

Источник: Послание о вере.

Амвросиаст (IV в.)

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Все, ибо из Него есть, что ни есть. Ибо сказано: …и мы для Него. Отделил нас от прочих, которые хотя и от Него, но не для Него, поскольку до сих пор не уверовали.

…Ибо все от Отца, но через Сына созданы. Но когда говорит: и мы Им, — указывает на нас, преображенных Им, Которым созданы были… Ибо, созданные Им с прочими, после замешательства ума и незнания, мы Им познали тайну единого Бога.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно