Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 7 глава 29 стих)

καιρος (#2789) время, период времени. συνεσταλμενος perf. pass. part, от συστελλω (#5319) сводить вместе, ограничивать, сокращать. Время сжалось, то есть его стало мало (RP). Perf. part, в перифр. обороте. Время сжимается, потому что мир умирает (VA, 484). το λοιπον (#3836:3370) наконец, следовательно. Это слово может быть вводным или прогрессивным (Blomqvist, 100-103; Thrall, 25-30). ινα (#2671) с praes. conj. в роли imper.: "пусть они будут" (Kistemaker; BD,195). εχοντες praes. act. part, от εχω (#2400) иметь. Part, с ως (#6055) выражает предполагаемое условие (RWP) или уступку: "как будто" (Kistemaкег). ωσιν praes. conj. act. от ειμι (#1639) быть.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 7 глава 29 стих)

7:25−40 Постановив, что как брак, так и безбрачие хороши и правильны перед Господом (ст. 1−9), и что безбрачие есть дар, который дает человеку много ощутимых преимуществ (ст. 7), Павел продолжает отвечать на вопросы письма, полученного от коринфян (см. пояснение к ст. 1). Павел дает 6 причин не вступать в брак, сохраняя безбрачие (девство): 1) давление со стороны мира (ст. 25−27); 2) проблемы плоти (ст. 28); 3) изменение мира (ст. 29−31); 4) семейные заботы (ст.32−35); 5) обязанность отцов (ст. 36−38) и 6)постоянство брака (ст. 39,40).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 7 глава 29 стих)

7:29 Павел хотел бы подчеркнуть, что, поскольку время уже коротко, даже эти законные отношения мы должны отставить на второй план, для того чтобы служить Господу. Пришествие Христа близится, и хотя мужьям и женам следует верно исполнять свои обязанности друг перед другом, они должны стараться предоставить Христу главное место в своей жизни.

Айэнсайд выражает это следующим образом:

«Каждый должен действовать осознавая тот факт, что время действительно уходит, возвращение Господа близится и нельзя допускать никакого стремления к личному комфорту, чтобы не помешать желанию посвятить себя исполнению воли Божьей». (Harry A. Ironside, First Epistle to the Corinthians, p. 123.)

В. Е. Вайн говорит:

«Смысл, конечно, заключается не в том, что женатому человеку следует уклоняться от приличествующего мужу поведения, но его отношения с женой должны быть полностью подчинены возвышенным отношениям с Господом... Который должен занимать главное место в его сердце; он не должен позволять естественным отношениям разрушить его повиновение Христу». (Vine, First Corinthians, p. 104.)


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 7 глава 29 стих)

Стихи 25−35. Продолжая свою беседу, апостол дает наставления относительно девства; здесь следует заметить:

I. Какое вступление делает Павел (ст. 25): «Относительно девства я не имею повеления Господня... Не имею определенного общего закона относительно безбрачия, данного Самим Господом, но даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным», то есть верным в апостольстве. Он был верен, поэтому его советы можно принимать как указания Христа. Хотя прежде Христос не давал никакого указания по вопросу безбрачия, теперь Он делает это через апостола Павла, получившего милость быть Ему верным.

Заметьте: Верностью в служении мы обязаны благодати и милости Христа.

II. Ввиду настоящей нужды, он принимает решение, что безбрачие предпочтительнее: ...за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так, то есть одиноким. Я признаю, говорит апостол, или: это мое мнение. Это сказано скромно, сдержанно, но с апостольским авторитетом. Это не просто мнение частного лица, но определение Духа Божиего, говорящего через апостола, хотя он и выражается так. Благоразумная сдержанность не вредит авторитету служителей. По настоящей нужде за лучшее признаю, — говорит он. Христиане в начальный период христианства испытывали большие преследования. Их гонители обращались с ними неимоверно жестоко. Ввиду этого Павел считает, что тем, кто остался одиноким, нецелесообразно, неблагоразумно менять свое состояние. Брачное состояние принесет больше забот и беспокойства (ст. 33−34) и поэтому сделает преследования за веру более тяжелыми, их будет труднее переносить.

III. Несмотря на вынесенное им определение, Павел старается убедить коринфян в том, что он не осуждает брак и не считает его противозаконным. Хотя он говорит: «Остался ли без жены? (одиноким, холостяком или вдовцом, девицей или вдовой) не ищи жены», — но он же и добавляет: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Твой долг — сохранить брак». Хотя таковые столкнутся с большими трудностями в случае преследований за веру, однако они не должны отказываться от своих семейных обязанностей, ради того чтобы избежать этих трудностей. Свой долг перед семьей необходимо исполнить, доверив Богу все остальное. А пренебрегать своим долгом — значит лишаться защиты Божией. Он добавляет: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти... Брак сам по себе не грех, но жениться в такое время означало подвергать себя большим неудобствам и скорбям, поэтому он считал благоразумным воздержаться от брака тем, кто мог это сделать. Но добавляет, что вовсе не хочет налагать на них безбрачие как бремя, поэтому говорит: ...а мне вас жаль.

IV. Пользуясь случаем, апостол дает общее правило для всех христиан — относиться со святым безразличием ко всему мирскому.

1. По отношению к родственникам: ...имеющие жен должны быть, как не имеющие; то есть не должны излишне привязываться к радостям семейной жизни, должны быть, как не имеющие жен. Они не знают, как скоро им придется расстаться с ними. Это относится и ко всяким другим родственным связям. Имеющие детей должны быть, как не имеющие. То, что сейчас составляет для вас самое большое утешение, может оказаться самым тяжелым крестом в скором времени.

2. По отношению к скорбям: Плачущие должны быть, как не плачущие. Мы не должны быть чрезмерно поглощены своей скорбью, не должны предаваться мирской печали, но сохранять святую радость в Боге среди всех скорбей. Даже в скорби сердце может быть наполнено радостью, и концом печали может стать радость. Вечером водворяется плач, а на утро радость. Когда мы достигнем неба, Бог отрет все слезы с наших очей; ожидая этого, мы должны сдерживать свою скорбь.

3. По отношению к мирским удовольствиям: Радующиеся должны быть, как не радующиеся, то есть не должны слишком радоваться о земных благах и предаваться наслаждениям этой жизни. Должны умерять свою радость о земном и освобождать свое сердце для более достойных, возвышенных радостей. Наш покой не в этом мире, и удел наш не в земных благах, поэтому мы не должны привязываться к ним своим сердцем и полагать в них свое утешение или удовлетворение.

4. По отношению к мирским приобретениям и занятиям: Покупающие должны быть, как не приобретающие. Приобретение вещей и обладание ими не должны чересчур занимать наши умы. Многих людей это полностью отвлекает от размышлений о лучшем, о высшем. Приобретение земли и испытание волов удержали от брачного ужина приглашенных на него, Лк 14:18. И если они не совсем отвлекают людей от главного в жизни, то очень мешают им серьезно относиться к нему, всем сердцем отдаваться ему. Из бегущих на ристалище тот, вероятнее всего, получит награду, кто воздерживается от излишних забот и волнений житейских.

5. В отношении мирских интересов вообще: И пользующиеся миром сим должны быть, как не пользующиеся.., ст. 31. Пользоваться миром можно, но нельзя злоупотреблять им. Мы злоупотребляем миром, когда не используем его для предназначенных Богом целей — для прославления Бога и для добрых дел людям. Мы злоупотребляем миром, когда, вместо того чтобы быть смазкой для колес нашего послушания, он становится горючим для разжигания наших похотей; когда, вместо того чтобы быть нам слугой, он становится нашим господином, нашим идолом и занимает то место в нашем сердце, которое должно принадлежать Богу. Если наше сердце сверх меры привязано к миру, то мы находимся в большой опасности злоупотребления им во всех перечисленных отношениях. Нам необходимо оберегать свое сердце от вторжения мира в него, чтобы удержаться от злоупотребления им, когда он находится в наших руках.

V. Павел усиливает данные им советы двумя доводами:

1. ...Время уже коротко.., ст. 29. Нам осталось жить в этом мире со всем недолго; очень короткое время мы будем пользоваться и наслаждаться этим ми ром. Он скоро пройдет. Он уже готов кануть в вечность. Поэтому не прилепляйтесь своими сердцами к мирским удовольствиям. Не отягощайте себя земными заботами и волнениями. Владейте тем, что вы вскоре должны будете оставить, и не допускайте, чтобы оно овладело вами.

2. ...Ибо проходит об раз мира сего (ст. 31) — облик, вид, внешность мира проходит. Это постоянно изменяющийся образ. Он находится в непрерывном движении. Все, что мы имеем, это все го лишь внешность мира, а не сам мир. Это только видимость, без чего-либо твердого, и эта видимость неустойчива, она быстро про ходит. Как неразумно увлекаться этими ускользающими, быстро проходящими, как сон, образами! Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то, Пс 38:7. Стоит ли привязываться к этому миру или слишком скорбеть о том, что промелькнет, как эпизод или как сцена?

VI. Апостол дополняет свой общий совет предупреждением против отягощения земны ми заботами: А я хочу, чтоб вы были без забот.., ст. 32. Быть беспечным нехорошо; разумная забота о земных интересах это наша обязанность, но быть чрезмерно поглощенным заботами, волнениями и переживаниями житейскими грех. Всякая забота, возбуждающая наш ум и отвлекающая его от поклонения Богу, есть злая забота, ибо мы должны служить Господу без развлечения (не отвлекаясь), ст. 35. Поклоняться Богу необходимо всей душой. Но как это возможно, если душа поглощена заботами о земном?

Заметьте: Мудрость христианина состоит в следующем: так упорядочить свои внешние дела, избрать такие условия жизни, чтобы не отвлекаться заботами и быть в состоянии служить Господу без развлечения, со свободным, спокойным умом. Это общий принцип, и апостол советует всем христианам подчиниться ему. В применении его следует руководствоваться христианским благоразумием. Наилучшими условиями жизни христианина являются условия, наилучшие для его души, лучше всего оберегающие его от за бот и сетей этого мира. На основании этого общего принципа апостол и решает вопрос, поставленный ему коринфянами: следует ли им жениться? Он отвечает так: оставаться неженатым означает иметь больше свободы от житейских забот и больше возможностей для служения Богу. Обычно, чем меньше мы имеем мирских забот, тем более свободны для служения Богу. Женатый заботится о мирском, как угодить жене.., ст. 33. ...Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу, ст. 34. А неженатые мужчины и женщины заботятся о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святыми и телом и духом, ст. 32,34. Павел не хочет сказать, что христиане, живущие в браке, не могут быть святы и телом, и душой. Но их постоянная забота — угождать друг другу. Вот поэтому апостол и советует неженатым и незамужним воздерживаться от брака, если ничто не обязывает их изменить свое положение. И этим же самым правилом должен руководствоваться человек при вступлении в брак, для него существует та же самая причина, то есть если неженатое состояние будет больше препятствовать ему в служении Богу, чем женатое. Каждый христианин должен избрать для себя такие условия жизни, которые наилучшим образом будут содействовать его служению Богу.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 7 глава 29 стих)

Кесарий Арелатский (470−543)

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие

Практикующие телесное бесплодие должны заботиться о плодоносности души, и неспособные плотью иметь детей должны стремиться иметь детей духовных. Все добрые дела суть наши дети; совершающие изо дня в день дела добрые не останутся без потомства духовного.

Источник: Проповеди.

Григорий Палама (~1296−1357)

Сие же глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут

Что означает: «Время — коротко»? — Кратка — жизнь, близка — смерть, тленен — сей мир, вечно пребывающ только иной (мир). Переплавляет же нас для оного мира незыблемое презрение здешнего мира, готовность для оного будущего века, жизнь, по возможности, далекая от укладов здешней жизни и ведомая по образу жизни оного века, и бежание, насколько есть силы, от вреда здешней жизни, по как при учащенных нападениях врагов на окрестности города, мы обладаем имением, как бы и не обладая им и большей частью времени бежим с него, и в безопасности пребываем внутри (городских стен), и если бы враг на время отступил, то на краткое время пользуемся возможностью выйти из города, но не злоупотребляем временем, зная что время для пользования дорого; так и сим миром пользоваться, но не злоупотреблять им — прекрасно увещевает Апостол: потому что он видит, что враги жестоко нападают и ожидается конец: ибо проходит, говорит он, образ мира сего; и поскольку этот мир не прочен, но как Апостол сказал, нынешнее есть не иное что, как — образ: и в действительности бывает и в то же время ничего нет, на краткое время показывается и тут же проходит; то если бы кто и желал удержать, никак не может этого сделать; это — как легкий облак, гонимый ветром в летнее время, который бросает быстро пробегающую тень. Оттуда — и самый совет, чтобы каждый из нас проявил явное душевное изволение и дал пример в осознании, данных Богом наставлений: потому что если бы кто и захотел удержать, как я сказал, однако все принадлежащее нынешнему веку не удержимо, и то по двум причинам: ибо не только век сей мимотечет, но и каждый из нас, пользующийся сим миром, бывает лишь на время и прежде чем чем-то в мире овладел, уходит из него. (И как бы шествуя каким-то путем, проходит всякий человек), и по пути этому происходит многоразличное движение, проходящее мимо него; и по необходимости происходит одно из двух: либо мимотекущее по пути ускользает от него, и то, чем он обладал, он уже не в силах удержать, либо — сам он, проходя, в конце концов уходит с сего пути жизни, и не может удержать того, что дает жизнь; потому что человек, будучи смертным, привязан к житейским делам, а и они — подвержены переменам

Источник: Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.

Феофан Затворник (1815−1894)

Сие же глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут

Сие же глаголю. Этими словами и внимания особого требует, и вместе показывает, что приступает к объяснению пункта, не совсем ясно высказанного, знать который, однако же, необходимо. Объясняет, что за скорбь и что за нужда. Чем? — Тем, что, говорит — время прекращено… преходит образ мира сего. Что же из того? Пусть время прекращается, пусть преходит образ мира, нам-то что? — То, что с этим будет сопряжено такое всех поражение, что все про все забудут: мужья про жен, жены про мужей, радостные про радость, печальные про печаль, и все пользующиеся какими-либо благами мира про эти блага. Как во время испуга все вытесняется из сознания и все его обнимает один испуг, так что испуганные, видя, не видят, слыша, — не слышат: так будет в это время. А оно — вот-вот, на дворе уже почти. Так когда тут до женитьбы?! Когда тут до утех каких и удовольствий! Не лучше ли наперед так себя расположить и подготовить, чтоб время то меньше нас поразило?

Что значит: время прекращено? — «Здешняя жизнь стремится к концу, близко окончание настоящего века» (Феофилакт). «Чтоб на предыдущие слова: скорбь имети будут таковии, не сказал кто: но будут иметь и удовольствия, Апостол отсекает чаяние удовольствия тем, что представляет время прекращенным. Все идет к разложению, царство Христово приблизилось, в него предлежит нам преселяться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно мгновенно и только увеличит скорбь» (Феофилакт). «Нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь (то есть глубже в жизнь сию входишь). Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость налагать на себя такое бремя, которое и приняв, должно нести так, как бы не приняв?» (святой Златоуст). Таким образом, словами: время прекращено, Апостол поставляет в такое же настроение, в какое поставляет и Господь, говоря: бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Сие же ведите, яко аще бе ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопать храма своего. Сего ради и вы будите готови; яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф 24:42−44). Блюдите, бдите, молитеся; не весте бо, когда время будет. Якоже человек, отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, вратарю повеле, да бдит. Бдите убо; не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу обрящет вы спяща (Мк 13:33−36). Память об этом, укоренившись и объяв сознание, паче же падши на чувство, изменяет взгляд на все сущее и бывающее до противоположности. Кто восчувствует, что есть сей час Господень, тот уже не остановится ни на чем земном, а весь перейдет в иной мир, в тот, где ни женятся, ни посягают, где упразднены будут и чрево, и брашна. Выбивает из памяти этот решительный момент то, что ждем-ждем, и все нет его. Но ведь, все же он будет, и будет так, как сказал Господь — внезапно. К тому же все одно — не он, так смерть вот-вот настанет; решение же для нас и при этом такое же, как и при том. Итак, все одно — нечто в каждое мгновение готово постигнуть нас такое, при чем решится участь наша на вечные веки.— Время прекращено есть прочее. Нечего тебе его растягивать на годы и десятки годов. Сократи его на одно мгновение, и с этою мыслию переходи от мгновения к мгновению, так до конца жизни. Стань в такое настроение, — тогда, и имея жену, будешь как не имеющий, то есть забудешь про все брачное, — а не только не станешь загадывать жениться, если не имеешь жены. «Что значит: яко неимущии? — То есть забудут про брачное ложе и не будут внимать женам, когда пристают с требованиями исполнить их безумные мирские желания» (Экумений). «Не будут к ним привязаны, не всю заботу будут обращать только на брачное и на жен» (Феофилакт).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие

Ибо время, то есть, или конец, или день кончины нашей, сокращено есть и приспело. Поэтому и имеющие жен, — да будут как не имеющие.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие

На слова: время прекращено есть прочее.

Ни один из апостольских законов не оставляет без награды исполняющего оный. Ни один из них не лишен пользы, как клевещут зломудренные манихеи, своей негодностью много превосходящие диавола. Время прекращено есть прочее, да имущии жены, яко же не имущии будут, — написал Апостол, запрещая не законное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие, а вместе с тем указывая и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходить спешно, то не надобно иметь к ней пристрастие, как к постоянной.

Источник: Письма. Книга I.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Ст. 29−31 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего

Мысль апостола та, что так как по принятии благодати Христовой всем земнородным открыт вход в вечное Царство Христово на небесах, то все должны деятельно стремиться к нему и не связываться никакими мирскими связями. Теперь, говорит, конец попечениям житейским, земным, пора думать о небе: Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие… и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего, то есть живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству.

Имеешь ты жену — живи с нею в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своею до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целию твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: имеющие жен должны быть, как не имеющие. Ты, купец, — покупай и продавай, но не делай своей торговли целию твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: покупающие (да будут), как не приобретающие. Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? — Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: пользующиеся миром сим, как не пользующиеся.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Севериан Габальский (?—~408)

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие

Если имеющим жен хорошо быть как не имеющим, то не лучше ли девство?

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие

Павел говорит о времени как о коротком сроке в свете неизбежного конца света… Поскольку конец мира близок, не следует заботиться ни о продолжении потомства, ни о принесенной через это пользе — чтобы быть прозорливыми и бодрствующими в делах божественных, укрепляться в соблюдении закона, в неминуемой битве выстоять. Ибо такое давление и тяготы настанут, каких никогда не бывало, и многие упадут в сети диавола, отчего никто из нас не желает, чтобы это произошло на его веку, боясь предсказанных Спасителем бедствий.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 29−31 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего

Время уже коротко. Не далеко уже отстоит тот момент, когда должен окончиться настоящий порядок вещей. Мы не знаем, сколько времени продолжится настоящий фазис жизни Церкви (ср. Мк XIII:32). В виду этого не должно погружаться сердцем и мыслью в земное; брак, радость, печаль, торговля и вообще пользование миром — все это скоропроходяще. Конечно, Ап. не лишает христиан всякой радости и не запрещает заботы о мирском, а только предостерегает от чрезмерности в том и другом. — Пользующиеся миром — это выражение обнимает и брак, и собственность, и торговлю, а также всякую политическую, научную и художественную деятельность. Все такие люди должны, по Апостолу, смотреть на то, что занимает их, как на временное, скоропроходящее, не привязываясь к нему всею силою души. — Можно ли это требование приложить и к христианам настоящего времени, пред которыми не стоит с такою рельефностью призрак близкого конца мира? Вполне возможно, потому что ни один человек не должен быть уверен в прочности результатов своей деятельности: и в науке, и в искусстве, и в политике все постоянно заменяется одно другим и, следов., в общем, чувства современного христианина не должны разниться от тех чувств, с какими работал в разных областях жизни и искусства христианин апостольского века. А как провести границу между пользованием и непользованием миром — об этом уже должен сказать христианину его нравственный такт.

См. также Толкование на 1Кор 7:25


Открыть окно