I. Он устанавливает это как общее правило: Только каждый поступай так, как Бог ему определил... Наше положение и наши обстоятельства в этом мире предопределены божественным провидением. Он предопределяет пределы обитания людей и Он направляет их шаги. Бог возвышает и понижает. И далее: ...и каждый, как Господь призвал... В каких бы условиях и обстоятельствах мы ни находились, когда Господь призвал нас, будем оставаться в них и приспосабливать свою жизнь к ним. В любых условиях можно жить по-христиански. В любом звании человек может жить так, чтобы сделать это звание почетным. Христианин должен довольствоваться своим уделом и на любом месте и в любом звании вести себя так, как подобает христианину. Апостол добавляет, что это главное правило, которое должно соблюдаться везде: ...так я повелеваю по всем церквам.
II. Затем он применяет это правило к конкретным случаям:
1. Обрезанные и необрезанные. Принадлежность человека к иудеям или к язычникам не имеет никакого значения (ст. 19): Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. Внешние обряды без внутреннего благочестия — ничто. Поэтому пусть каждый человек остается в том звании, в котором призван, ст. 20.
2. Рабы и свободные. Павел говорит: «Рабом ли ты призван, не смущайся... Не беспокойся об этом. Это не противоречит твоим обязанностям, твоему званию и твоим привилегиям как христианина. Но если можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (ст. 21). Положение свободного человека значительно лучше положения раба, оно имеет больше преимуществ. Но нашему примирению с Богом внешние условия жизни не могут ни препятствовать, ни способствовать. Наши утешение и счастье зависят не от нашего положения в мире, а от нашего положения во Христе. Наше материальное благоденствие не освобождает нас от обязанностей перед Христом, и наша бедность не лишает нас христианских привилегий. Призванный рабом является свободным во Христе и призванный свободным является рабом Христа. Он куплен дорогою ценою, поэтому не может быть рабом человека. Это не значит, что раб не должен больше служить своему господину или стараться угодить ему (это противоречит общему смыслу беседы Павла), но он не должен порабощать себя человеку так, чтобы пренебрегать волей Христа или уважать ее меньше, чем волю своего господина. Рабы Христа должны оказывать абсолютное подчинение только Ему Одному.
III. Павел подводит итог сказанному (ст. 24): В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Имеется в виду звание, в каком человек находился до своего обращения в христианство. Каждому следует смиренно оставаться в том положении, в котором он находится; и это будет не трудно осуществить, если мы будем ходить пред Богом. Присутствие Божие и Его благоволение к нам не зависят от внешних условий. Раб может в той же мере наслаждаться ими, как и свободный человек. Благоволение Божие не знает уз.
В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом
Но и сам апостол с особым тщанием соблюдает то, к чему призывает других.
Источник: О крещении.
Кийждо в немже призван бысть, братие, в том да пребывает пред Богом
Опять, в третий раз, повторяет то же. Здесь — и в заключение, и в предотвращение недоразумения, могшего у иных родиться по поводу слов: не будите раби человеком. Не в том, говорит, смысле сказал я это, чтоб вы бежали от господ. Нет, закон, прежде изреченный, — пребывать в том же состоянии, в каком кто призван, остается и при этом неизменным. «Предыдущими словами, — пишет Феофилакт, — Апостол не то внушает, чтобы рабы бежали от господ. Да не будет! Что не это внушает, видно из настоящих слов: кийждо в немже призван бысть, в том да пребывает; то есть хоть и в рабстве призван, оставайся в нем. Слово же: пред Богом, приложил он, чтоб, с другой стороны, и от Бога не отступать из-за покорности господам, беззаконное повелевающим. То и другое он устраняет: и то, чтобы, под предлогом угождения Богу, не отбегать от господ, и то, чтобы от Бога не отступать, покоряясь господам более, чем должно».
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Поелику же это равнозначительно, то и сказал поэтому, что каждый в каком звании призван, в том пусть остается
Павел повторяет сказанное выше для придания своему предписанию большей значимости.
Источник: На Послания к Коринфянам
Поелику же это равнозначительно, то и сказал поэтому, что каждый в каком звании призван, в том пусть остается
Это — заключение к мыслям, изложенным с 17 по 23-й стих. — Перед Богом, Христианин, оставаясь в прежнем внешнем положении и по принятии веры, должен при этом ставить себя пред лицо Божие, исправляя свои, может быть, и низкие обязанности, из угождения Богу. Исполнение и таких обязанностей становится чрез это равным богослужению.
См. также Толкование на 1Кор 7:10