Но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Есть два толкования этого места. Некоторые считают, что Павел говорит: «Если ты можешь освободиться, приложи все усилия, чтобы воспользоваться этой возможностью». По мнению других, апостол говорит, что если раб и может стать свободным, христианство не требует, чтобы он добивался этой свободы. Ему лучше использовать свое рабство для свидетельства о Господе Иисусе. Большинство людей предпочло бы первое толкование (и, вероятно, обоснованно), но они не должны игнорировать тот факт, что второе более точно соответствует примеру, который подал нам Сам Господь Иисус Христос.
I. Он устанавливает это как общее правило: Только каждый поступай так, как Бог ему определил... Наше положение и наши обстоятельства в этом мире предопределены божественным провидением. Он предопределяет пределы обитания людей и Он направляет их шаги. Бог возвышает и понижает. И далее: ...и каждый, как Господь призвал... В каких бы условиях и обстоятельствах мы ни находились, когда Господь призвал нас, будем оставаться в них и приспосабливать свою жизнь к ним. В любых условиях можно жить по-христиански. В любом звании человек может жить так, чтобы сделать это звание почетным. Христианин должен довольствоваться своим уделом и на любом месте и в любом звании вести себя так, как подобает христианину. Апостол добавляет, что это главное правило, которое должно соблюдаться везде: ...так я повелеваю по всем церквам.
II. Затем он применяет это правило к конкретным случаям:
1. Обрезанные и необрезанные. Принадлежность человека к иудеям или к язычникам не имеет никакого значения (ст. 19): Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. Внешние обряды без внутреннего благочестия — ничто. Поэтому пусть каждый человек остается в том звании, в котором призван, ст. 20.
2. Рабы и свободные. Павел говорит: «Рабом ли ты призван, не смущайся... Не беспокойся об этом. Это не противоречит твоим обязанностям, твоему званию и твоим привилегиям как христианина. Но если можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (ст. 21). Положение свободного человека значительно лучше положения раба, оно имеет больше преимуществ. Но нашему примирению с Богом внешние условия жизни не могут ни препятствовать, ни способствовать. Наши утешение и счастье зависят не от нашего положения в мире, а от нашего положения во Христе. Наше материальное благоденствие не освобождает нас от обязанностей перед Христом, и наша бедность не лишает нас христианских привилегий. Призванный рабом является свободным во Христе и призванный свободным является рабом Христа. Он куплен дорогою ценою, поэтому не может быть рабом человека. Это не значит, что раб не должен больше служить своему господину или стараться угодить ему (это противоречит общему смыслу беседы Павла), но он не должен порабощать себя человеку так, чтобы пренебрегать волей Христа или уважать ее меньше, чем волю своего господина. Рабы Христа должны оказывать абсолютное подчинение только Ему Одному.
III. Павел подводит итог сказанному (ст. 24): В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Имеется в виду звание, в каком человек находился до своего обращения в христианство. Каждому следует смиренно оставаться в том положении, в котором он находится; и это будет не трудно осуществить, если мы будем ходить пред Богом. Присутствие Божие и Его благоволение к нам не зависят от внешних условий. Раб может в той же мере наслаждаться ими, как и свободный человек. Благоволение Божие не знает уз.
Источник: Беседы на 1-е послание к Коринфянам
«Раб ли призван был еси? да не печалишися». Видишь, как здесь (апостол) показывает, что рабство есть пустой звук, когда при нем будет добродетель? «Но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе», то есть, тем более оставайся в рабстве. Почему? «Призванный бо о Господе раб, свободник Господен есть» (1Кор 7:22). Видишь ли, что рабство (остается) только по имени, на деле же свобода? Но для чего попустил (верующему) оставаться рабом? Чтобы ты познал превосходство свободы. Как сохранение тел трех отроков невредимыми среди печи было гораздо более удивительным при оставлении печи (разженною), чем при погашении ее, так гораздо большим и удивительным свидетельством о свободе служит продолжение рабства, чем уничтожение его. Поэтому (апостол) говорит: «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе», то есть оставайся рабом, потому что обладаешь истиннейшей свободой.
Источник: Восемь слов на книгу Бытия. Слово пятое.
Раб ли призван был еси, да не нерадиши, но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе
Да не нерадиши, — μη σοι μελετω, — греки говорят: τι με μελει? какое мне дело? И Апостол хочет сказать: какое дело, что ты раб? И внимания на это не обращай, и думать об этом не думай (Фотий у Экумения). Больше поработи себе — μαλλον χρησαι, «лучше пользуйся рабством» (Фотий у Экумения), — лучше оставайся в рабстве, и в этом состоянии приняв веру, и преуспевай в ней.
Святой Златоуст говорит на сие место: «Вот как он смотрит на рабство. Как обрезание нисколько не приносит пользы и необрезание нисколько не вредит, так равно и рабство и свобода. Но дабы показать это как можно яснее, он говорит: но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (χρησαι), то есть тем более служи. Для чего же он повелевает оставаться рабом тому, кто может сделаться свободным? — Для того, чтобы показать, что рабство не только не вредит, но еще доставляет пользу. Знаю, что некоторые утверждают будто слова: больше поработи себе, сказаны о свободе, и объясняют их так: если можешь сделаться свободным, то освободись. Но такая мысль была бы совершенно противна намерению Павла; утешая раба и доказывая ему, что рабство не причиняет никакого вреда, он не стал бы повелевать ему искать свободы, ибо тогда иной мог бы сказать: а если я не могу сделаться свободным, то терплю унижение и вред? Итак Павел не то разумеет, а хочет показать, как я сказал прежде, что освобождающийся от рабства не получает никакой пользы; хотя бы, говорит, в твоей власти было сделаться свободным, ты лучше оставайся рабом». Феодорит пишет: «Благодать не знает различия между рабством и господством. Посему не бегай рабства, будто недостойного веры; но если и возможно получить свободу, оставайся в рабстве, и ожидай воздаяния. Убеждает не избегать рабства под предлогом благочестия».
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Также, если рабом призван ты, пусть это тебя не заботит Если можешь еще также сделаться свободным, и выйти, и проповедывать Евангелие, и претерпеть преследование за него, — это тебе полезно будет, — будь свободен.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Никто не ропщи в христианстве: Господь всем дал чрезвычайно много, никого не изобидел. Вы, рабы, не печальтесь: хоть вы рабы для земли, но не рабы для неба.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Благодать не знает различия между рабством и владычеством. Поэтому не избегай рабства как недостойного веры, но, даже если возможно получить свободу, оставайся в рабстве и ожидай воздаяния. Этот преувеличенный образ речи апостол употребил неслучайно, но убеждая не избегать рабства под предлогом богочестия.
Источник: Толкования на послания апостола Павла.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Того дела и той заботы, которыми я укрепляюсь, я раб — поскольку знаю, что сказано: кто кем побежден, тот того и раб (2Пет 2:19). Кто же меня от сего наипозорнейшего рабства избавит, если не Тот, Кто сказал: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36) ?
Источник: Гомилии на Книгу Исхода.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
И раб пусть не печалится из-за рабства, и свободный пусть не гордится, ибо у Бога нет никакого различия.
Источник: Фрагменты.
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Павел учит, что хорошо служащий плотскому господину из страха Божия станет достойным свободы… Кто нерадив в добрых делах плотского господина, тот и учение Христово оскорбляет, и не добьется расположения Бога, и не стяжает себе награду перед Богом. А кто в этих земных делах хорошо служит, тому похвала от Господа. Как сказал Господь: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен (Лк 16:10).
Источник: На Послания к Коринфянам
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся
Второй пример того, что Евангелие не стремится уничтожить существующие внешние отношения между людьми, представляет взгляд апостола на допустимость рабства для христианина. Казалось, не было столь противоречащего христианскому духу — христианской святости, достоинству и свободе — учреждения, как рабство, однако Ап. увещевает рабов, обратившихся в христианство, не смущаться этим несоответствием. Даже в том случае, если раб может освободиться от рабства, он лучше сделает, если с еще большею ревностью станет служить своему господину. Так, по нашему мнению, основанному притом на авторитете древних церковных толкователей, под руководством которых перевели 2-ю половину рассматриваемого стиха славянские переводчики, следует понимать слова: μα̃λλον χρη̃σαι, которые неясно переданы в русском переводе выражением: лучшим воспользуйся. Ап. смотрит на пребывание в рабстве, как на подвиг, который принимает на себя христианин Христианин-раб должен помнить, что призван был ко Христу рабом, что Христос нашел его достойным Своего общения, несмотря на его рабское состояние, — и потому он не должен стремиться менять это положение на другое [Godet полагает, что Ап. имеет в виду как раз другое и, по его мнению, это место следует перевести так: но если ты мог бы стать свободным, то лучше сделай употребление из этой возможности (а в рабстве не оставайся). Преимущественно убедительное значение, по Godet, должно иметь то соображение, что Ап. не мог дать рабу-христианину такого «неразумного» совета. Свобода — благо, которым человек в известном отношении уподобляется Богу, и отказываться от свободы добровольно — это значит вредить самому себе… Но эти соображения недостаточно убедительны. Нужно помнить, что Евангелие не хотело изменять социальных отношений и стремилось преобразовать внутреннее состояние человека. Только сделав человека свободным внутри, можно было положить конец и внешнему его рабству].
См. также Толкование на 1Кор 7:10