I. Он устанавливает это как общее правило: Только каждый поступай так, как Бог ему определил... Наше положение и наши обстоятельства в этом мире предопределены божественным провидением. Он предопределяет пределы обитания людей и Он направляет их шаги. Бог возвышает и понижает. И далее: ...и каждый, как Господь призвал... В каких бы условиях и обстоятельствах мы ни находились, когда Господь призвал нас, будем оставаться в них и приспосабливать свою жизнь к ним. В любых условиях можно жить по-христиански. В любом звании человек может жить так, чтобы сделать это звание почетным. Христианин должен довольствоваться своим уделом и на любом месте и в любом звании вести себя так, как подобает христианину. Апостол добавляет, что это главное правило, которое должно соблюдаться везде: ...так я повелеваю по всем церквам.
II. Затем он применяет это правило к конкретным случаям:
1. Обрезанные и необрезанные. Принадлежность человека к иудеям или к язычникам не имеет никакого значения (ст. 19): Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. Внешние обряды без внутреннего благочестия — ничто. Поэтому пусть каждый человек остается в том звании, в котором призван, ст. 20.
2. Рабы и свободные. Павел говорит: «Рабом ли ты призван, не смущайся... Не беспокойся об этом. Это не противоречит твоим обязанностям, твоему званию и твоим привилегиям как христианина. Но если можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (ст. 21). Положение свободного человека значительно лучше положения раба, оно имеет больше преимуществ. Но нашему примирению с Богом внешние условия жизни не могут ни препятствовать, ни способствовать. Наши утешение и счастье зависят не от нашего положения в мире, а от нашего положения во Христе. Наше материальное благоденствие не освобождает нас от обязанностей перед Христом, и наша бедность не лишает нас христианских привилегий. Призванный рабом является свободным во Христе и призванный свободным является рабом Христа. Он куплен дорогою ценою, поэтому не может быть рабом человека. Это не значит, что раб не должен больше служить своему господину или стараться угодить ему (это противоречит общему смыслу беседы Павла), но он не должен порабощать себя человеку так, чтобы пренебрегать волей Христа или уважать ее меньше, чем волю своего господина. Рабы Христа должны оказывать абсолютное подчинение только Ему Одному.
III. Павел подводит итог сказанному (ст. 24): В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Имеется в виду звание, в каком человек находился до своего обращения в христианство. Каждому следует смиренно оставаться в том положении, в котором он находится; и это будет не трудно осуществить, если мы будем ходить пред Богом. Присутствие Божие и Его благоволение к нам не зависят от внешних условий. Раб может в той же мере наслаждаться ими, как и свободный человек. Благоволение Божие не знает уз.
Обрезание ничтоже есть, и необрезание ничтоже есть, но соблюдение заповедей Божиих
«Ни обрезание не пособствует делу спасения, ни необрезание не вредит ему. Одно требуется — соблюдение заповедей» (Экумений). «И благо от исполнения заповедей вкушают равно и обрезанные, и необрезанные» (Фотий у Экумения). В послании к Римлянам Апостол учит, что пред Богом ценно обрезание сердца. Что здесь требует, есть одно с этим. Ибо обрезание сердца есть очищение его от страстей; а заповеди направлены против страстей, так что исполняющий их изгоняет страсти из сердца, или обрезывает его. В другом месте обрезанию и необрезанию противопоставляет Апостол веру, любовию споспешествуемую, а то еще и благодать Святого Духа. И это все совмещается в исполнении заповедей, как средство необходимое. Вера приводит к источникам благодати; напоившийся ею сильным становится к исполнению заповедей; а исполняя их, доходит до чистоты сердечной, или истинного его обрезания; чистое же сердце пламенеет любовию. Вот что нужно, а обрезание и необрезание — ничто, как и всякое другое внешнее состояние или положение.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих
Ибо обрезание то и необрезание ничто суть, но соблюдение заповедей Божиих.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих
«Обрезание ничто же есть, — говорит Апостол, — и необрезание ничто же есть» (1Кор 7:15); потому что ни то ни другое из сказанного не содействует спасению души и Божественному ведению. Посему, что же будет полезно и доставить человеку успех? Явно, что соблюдение Божиих заповедей.
Источник: Письма на разные темы. Комиту Фрументию.
Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих
Везде, говорит, вместе с верой требуется исполнение добродетели, а все прочее или мало или вовсе не требуется.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих
Обрезание хорошо не само по себе, но потому что это заповедь Божия, и необрезанная плоть есть создание Божие, а не награда необрезанных.
Источник: Фрагменты.