Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 7 глава 14 стих)

ηγιασται perf. ind. pass, от αγιαζω (#39) отделять, освящать, выделять для службы Богу, посвящать. Он был выделен для службы Богу как страж, охраняющий Его избранных (Hodge). Пока поддерживается брак, остается потенциал для спасения (Fee). Perf. обозначает длительное со¬стояние (Grosheide). εν τη γυναικι (#1877: 1222) со своей женой; то есть через близкую связь с ней (Grosheide). επειαρα (#2075:726) иначе, если бы все было наоборот... (Lightfoot, Notes), ακαθαρτος (#176) нечистый, оскверненный.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 7 глава 14 стих)

7:14 освящается Речь идет не о спасании, иначе о супругах не говорилось бы как о неверующих. Освящение связано с понятием брака и семьи, а не с личной духовностью, и означает, что неспасенный супруг имеет временные благословения, потому что другой принадлежит Богу. Через одного христианина, состоящего в браке, проливается благословение на его супруга(у), могущее привести к спасению обоих. дети… святы Христианам не следует разводиться с неверующими из страха, что от неверующих могут оскверниться их дети. Бог обещает обратное. Дети — нечисты, если неспасенными являются оба родителя, а наличие даже одного верующего родителя открывает для детей благословение и дает им защиту. Наличие даже одного христианина среди родителей защитит детей от злого духовного воздействия и они получат многие благословения, а зачастую и спасение.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 7 глава 14 стих)

7:14 Действительно, присутствие верующего в нехристианском доме имеет освящающее значение. Как говорилось выше, освящать — значит отделять. Это не значит, что жена спасает неверующего мужа, не значит это и то, что она делает его святым. Здесь, скорее, имеется в виду, что он занимает привилегированное положение. Ему повезло, что у него есть жена-христианка, которая молится о нем. Через ее жизнь и свидетельство Бог оказывает Свое влияние на этот дом. С человеческой точки зрения, у мужчины, жена которого — благочестивая христианка, вероятность спасения больше, чем у того, чья жена неверующая. Как говорит Вайн, «он испытывает духовное воздействие, несущее возможность подлинного обращения». (W. E. Vine, First Corinthians, p. 24.) Это верно и по отношению к неверующей жене и мужу-христианину. В этом случае освящается неверующая жена.

Затем апостол прибавляет: «Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Мы уже отмечали, что в ВЗ детей надлежало оставить так же, как и жену-язычницу. Теперь Павел объясняет, что, по благодати Божьей, дети, рожденные в браке, где один из супругов верующий, а другой нет, — святы.

В данном стихе слова «святы» и «освящается» — однокоренные. Это не значит, что сами дети сделались святыми, то есть что они обязательно живут чисто и непорочно. Нет, это значит, что им дарована привилегия. По крайней мере, один из их родителей любит Господа и может рассказать им евангельскую историю. Возможность того, что они спасутся, велика. Им выпала честь жить в доме, где в одном из родителей обитает Дух Божий. В этом смысле они освящены. Этот стих также выражает уверенность в том, что можно иметь детей, когда один из родителей христианин, а другой нет. Бог признает такой брак, и дети не будут незаконнорожденными.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 7 глава 14 стих)

Стихи 10−16. В этом разделе апостол дает коринфянам указания относительно их поведения в случаях, довольно часто встречавшихся в те времена, особенно среди обращенных из иудеев, а именно: следовало ли им сохранять брачные отношения с неверующими. Закон Моисея разрешал развод; в истории израильского народа был известный случай, когда иудеям было повелено отпустить своих языческих жен, Езд 10:3. Это могло внести сомнения в умы многих: что должны делать обратившиеся в христианство — отправлять своих неверующих супругов или оставлять их? Апостол дает относительно этого следующие указания:

I. В общем, он говорит им, что брак, согласно повелению Христа, заключается на всю жизнь, поэтому вступившие в брак не должны помышлять о разводе. ...Жена не должна разводиться с мужем (ст. 10), и муж не должен оставлять жены своей, ст. 11. Это не я повелеваю, — говорит апостол, — а Господь. Сам Господь запретил такие разводы, Мф 5:32; Мф 19:9; Mк 10:11; Лк 16:18. Никакая причина, кроме единственной, указанной Иисусом Христом, не может служить основанием для развода. Поэтому апостол советует женщине, разводящейся с мужем, по своему добровольному решению или решению мужа, оставаться безбрачною и искать примирения с мужем, чтобы снова соединиться с ним. Супругам вообще не должно ссориться, а если ссора все-таки произошла, то им следует быстро примириться. Они соединены друг с другом на всю жизнь. Они не могут сбросить это бремя, но должны подставлять под него свои плечи и, сколько могут, облегчать его друг для друга.

II. Этот общий совет апостол теперь применяет к случаю, когда один из супругов неверующий (ст. 12): Прочим же я говорю, а не Господь.., то есть Господь не высказывался по этому поводу, как Он это сделал по поводу развода. Но это не значит, что апостол говорит без авторитета от Господа или что он сам принял решение по этому вопросу, без вдохновения от Духа Святого. В конце главы он высказывает совершенно противоположное заявление (ст. 40): ...а думаю, и я имею Духа Божия. После такого вступления следует сам совет:

1. Если неверующие муж или жена согласны жить с верующими женой или мужем, то последние не должны разводиться, ст. 12−13. Призвание христианина обязывает его не разрушать брак, а укреплять его. Однако если неверующий хочет развестись, то в таком случае брат или сестра не связаны (ст. 15), то есть не обязаны рабски привязываться или прилепляться к тому, кто без уважительной причины оставляет их, или не обязаны оставаться безбрачными, если, после того как все средства к примирению были испробованы, оставивший свою семью заключил другой брак или впал в прелюбодеяние. В таком случае оставленный супруг (или супруга) имеет право вступить в повторный брак. Некоторые считают, что злонамеренное оставление мужа или жены так же нарушает брачное обязательство, как и смерть. Ибо как могут двое оставаться одной плотью, когда один из них злонамеренно оставляет или прогоняет другого? Что же касается виновного в разводе, то он остается связанным брачным договором, поэтому апостол говорит (ст. 11): Если жена разведется с мужем, то должна оставаться безбрачною. Но оставленному супругу или супруге предоставляется больше свободы, он может вступить в повторный брак (как я предполагаю, при условии, если были предприняты все возможные средства разубедить желающего развестись и другие обстоятельства вынуждают к этому). Совершенно неразумно оставаться связанными, когда нормальная супружеская жизнь становится невозможной по вине одного из супругов, в таком случае брак превращается в настоящее рабство. Однако при всей свободе, какую христиане имеют в таких случаях, они не имеют права разводиться только потому, что муж или жена неверующие; если неверующий супруг согласен жить с верующим, то брачные отношения должны сохраняться.

2. Чем руководствовался Павел, давая такой совет.

(1) Брачные отношения освящаются святостью одного из супругов (ст. 14): Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)... Супружеские отношения являются святыми для верующего. Для чистого все чисто.., Тит 1:15. Брак есть Божие установление; согласно Его предназначению, это пожизненный договор. Если бы жизнь с неверующим оскверняла верующего, делала его неугодным в глазах Божиих, тогда бы брак потерял свой смысл и цель. Но апостол говорит им, что хотя они и соединены браком с неверующими, тем не менее если сами они святы, то и брак для них свят, и супружеская жизнь, даже с неверующей половиной, освящается. Если один из супругов становится святым, то никакие супружеские обязанности не могут осквернить его и сделать неугодным Богу, хотя второй из супругов и остается неверующим. Неверующий муж освящается благодаря верующей жене, а неверующая жена благодаря верующему мужу. Двое одна плоть. ...Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы, ст. 14. Дети, рожденные супругами, один из которых христианин, должны рассматриваться как принадлежащие к церкви, а не к миру.

(2) Другая причина заключается в том, что Бог призвал христиан к миру, cт. 15. Христианство обязывает нас поступать миролюбиво во всех взаимоотношениях, как в родственных, так и в общественных. Мы должны, если возможно с нашей стороны, быть в мире со всеми людьми (Рим 12:18), и тем более содействовать миру и благоденствию своих ближайших родственников, тех, с кем мы составляем одну плоть, даже и неверующих. Состоящие в брачных узах должны усердно стремиться, насколько это возможно, сделать друг друга счастливыми.

(3) Третья причина состоит в том, что, возможно, верующий супруг станет орудием в руках Божиих в деле спасения неверующего (ст. 16): Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Заметьте: Прямая обязанность имеющих близких родственников — искать их спасения. «Не разводитесь. Вы теперь призваны к новым обязанностям. Супружеские отношения обязывают нас к самой большой любви; эти отношения пожизненные.

Как может христианин оставить свою неверующую половину, если ему представляется возможность дать самое славное доказательство любви? Приложите все старание к тому, чтобы обратить своего родственника. Стремитесь спасти душу. Это не невозможно. Даже если вероятность успеха не велика, спасение души является таким добрым и великим служением, что надо воспользоваться и самой малой возможностью».

Заметьте: Одно наличие возможности успеха уже является достаточным мотивом, для того чтобы побудить нас приложить все старания к спасению наших родственников. Почему я знаю, что не спасу его (или ее) душу? Эти слова должны побудить христианина попытаться спасти своего неверующего супруга (или супругу).


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 7 глава 14 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Святится бо муж неверен о жене верне, и святится жена неверна о мужи верне: иначе бо чада ваша нечиста были бы, ныне же свята суть

Это место не совсем понятно. Как святятся неверные супруги ради верных? Благодатного освящения конечно разуметь здесь нельзя, ибо к сему освящению один путь — вера и принятие таинств крещения и миропомазания. Неверный муж и неверная жена, желая жить с верною женою и с верным мужем, несмотря на веру во Христа Господа, хотя показывают скрытное благорасположение, или благоволительное снисхождение к сей вере, но в этом можно предполагать только зародыш будущей личной веры и вследствие ее имеющего быть освящения, но не самое освящение. Как же понять: святится? — Надо понимать: святится муж, яко муж, и жена, яко жена, то есть в брачном отношении. Иначе сказать: брак твой, верная жена, с мужем неверным не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак (святится — ηγιασται освятился уже) и мужа твоего в брачном отношении. То же да содержит в уме и муж верный, у которого жена остается неверною. Цель у Апостола успокоить смущение совести от непонимания, как поступать, и та еще, чтоб предотвратить разделения и распадения семейств, могущие много наделать шума и вредно повлиять на дело проповеди, и особенно та, что коль скоро муж и жена неверные не отвращаются от жены и мужа верных, то есть надежда, что и они со временем обратятся, как ниже он говорит о сем прямо.

Святой Златоуст говорит: «Так сказал Апостол для того, дабы жена (верная) не опасалась сделаться нечистою от сожития с таким мужем (неверным, и обратно). Напротив, чистота жены верной превозмогает нечистоту мужа неверного, равно как и чистота верного мужа превозмогает нечистоту неверной жены. Идолослужитель нечист, но жена его от этого не нечиста. Если б она участвовала с ним в том, в чем он нечист, то есть в нечестии, то и сама стала бы нечистою; а теперь в ином нечист идолослужитель, а в ином участвует с ним жена, в чем он не нечист, ибо в браке и совокуплении они взаимно участвуют. Притом здесь есть надежда, что жена неверного обратит его, ибо она для него своя. Притом с неверным она живет не просто, а по его желанию. Итак, есть ли, скажи мне, какой вред от того, что они остаются в соединении, когда и благочестие сохраняется в целости, и остается благая надежда на обращение неверного, и избегаются поводы к напрасным ссорам? Святится муж неверен. Как, неужели язычник свят? — Нет он не сказал: свят, но святится о жене, сказал это не для того, чтобы признать язычника святым, а для того, чтобы как можно более успокоить жену и в муже возбудить желание истины. Нечистота заключается не в телах сочетавшихся, а в произволении и помыслах». Феодорит полагает, что в видах успокоения совести и сохранения мира семейного «Апостол употребил усиленный образ речи, убеждая не оставлять сожительства». В подобном же смысле и дети от таковых браков святы. Не в том смысле святы, как святы христиане, ибо дети и от христиан освященных рождаются в таком состоянии, что требуют освящения таинствами, — но в том, что не суть нечистые, незаконнорожденные, непотребные дети. Святой Златоуст говорит: «Святы, то есть не нечисты. Называет их святыми для того, чтобы таким названием еще сильнее отогнать опасение супругов».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Если же верующий муж подумает, что незаконен будет брак его ради неверующей супруги, то да знает, что свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери; подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то следовательно дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты; но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Анастасий Синаит (~640−701)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Божественный апостол изрек это не о неженатых, но о тех, которые сочетались браком друг с другом и родили детей еще до того, как один из двоих уверовал. Он законоположил это для того, чтобы если один [из супругов] крещен, а другой нет, то уверовавший не желал бы разлучиться [с еще неверующим], не принуждал бы [его к крещению] и не добивался бы этого.

Источник: Вопросы и ответы.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим

То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо апостол не сказал: бывает свят, но: освящается, то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. 6:16); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж — нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В этом общении не оказывается никакой нечистоты. Ибо оно есть законный брак. Посему-то верующая половина и не делается нечистой.

Иначе дети ваши были бы нечисты

Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты.

А теперь святы

То есть не нечисты. Излишним выражением святы апостол изгоняет страх подобного подозрения.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Да будут муж и жена одной плотью, подобно вину и воде . И как верующий муж передает жене-язычнице освящение, или наоборот, верующая жена — неверующему мужу, так неверующий передает осквернение верующей жене или неверующая жена верующему мужу… Поэтому человеку хорошо до брака тщательно поразмыслить не только об этом, но и о будущем и, все взвесив, или не жениться [вовсе], или жениться в Господе.

Источник: Фрагменты.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Дети верующих в определенном смысле были предназначены к святости и спасению, и залогом этой надежды Павел видел браки, которые, как он хотел, должны продолжаться.

Источник: О душе.

Севериан Габальский (?—~408)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Святы дети чистые и не оскверненные неверием. Ибо в них скорее побеждает вера родителей, чем неверие.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы

Причина, по которой Апостол дозволяет такие смешанные браки, заключается в освящающей силе христианской религии, которая (сила) же только не дает возможности неверующей стороне запятнать верующую, но даже оказывает известное освящающее действие на неверующего супруга. — Освящается(ηγίασται) — точнее: «освящен» или «посвящен». Нехристианская сторона уже освящена в христианской чрез свое согласие жить с христианскою. Это согласие есть тоже, что вера в отношении верующего ко Христу. Нехристианин-супруг уже посвящен Богу чрез внутреннее и внешнее общение с супругою-христианкою [По Ph. Bachmann'y здесь речь идет о святости супруга язычника для Церкви, т. е. для всех других членов Церкви, которые смотрят на такого человека как на своего, не боятся оскверниться, напр., за трапезою его присутствием]. — Чтобы доказать действительность такого освящения и посвящения Ап. ссылается на общеизвестный в Церкви факт: дети ваши святы. Ап. хочет этим сказать следующее. Если мать-христианка признает, что дети ее святы, хотя отец их язычник, то тем более она должна верить в освящающее значение свое по отношению к мужу-язычнику. Дети имеют на себе прирожденную нечистоту, они не могут еще выразить и согласия своего оставаться с матерью-христианкою, однако же они действительно святы (άγια сильнее выражения ηγίασται), действительно освящены и посвящены Богу в силу внутреннего общения с родителем или родительницей-христианами. Тем более могут быть освящены взрослые люди, неверующие во Христа супруги, в силу своего общения с супругами христианами. — По всему вероятию, Ап. имеет здесь в виду таинство крещения, которое, по свидетельству Оригена (comment. in epiet. ad. Kor. t. V:9), было совершаемо при Апостолах и над детьми. Впрочем, он здесь приписывает детям святость не в силу совершаемого над ними крещения, но самое это крещение, по контексту речи, являлось для него знамением и фактическим доказательством того святого состояния, в котором находились дети христиан. Так евреи не потому становились потомками Авраама, что принимали обрезание, но самое их происхождение от Авраама давало им право на получение обрезания. Все дело заключается здесь в тесном внутреннем общении детей с родителями христианами, благодаря которому они состоят в благодатном союзе со Христом.

См. также Толкование на 1Кор 7:10


Открыть окно