Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 7 глава 10 стих)

γεγαμηκοσιν perf. act. part, от γαμε(0(#π38) жениться. Perf. подчеркивает состояние или условие (см. Рим. 3:21). Part, в роли subst. Dat. как косвенное дополнение. παραγγελλω (#4133) praes. ind. act. давать приказ, повелевать, наставлять. И Павел, и верующие Коринфа знали слова Иисуса, и Павел дает им дополнительное наставление, ожидая от них повиновения, так как он получает откровения от Господа и передает их церквям (Grosheide). χωρισθηναι aor.pass. inf. от χωριζω (#6004) отделять, делить; pass, может иметь значение позволять себе быть в разводе, то есть "разводиться" (Jerome Murphy-O'Connor, "The Divorced Woman in 1 Corinthians 7:10-11", JBL 100 [1981]: 602; Schrage; BAGD; BD, 165). Если жена просит развода, муж отпускает ее. Если же, наоборот, неверующий муж просит развода, веруюгцая жена должна отпустить его (Bengel). Inf. в косвенной речи.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 7 глава 10 стих)

7:10 не я… а Господь То, что Павел пишет верующим, уже объяснил Иисус во время Своего земного служения (Мф 5:31,32; 19:5−8; ср. Быт 2:24; Мал 2:16).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 7 глава 10 стих)

7:10 Два следующих стиха адресованы вступившим в брак, где оба супруга — верующие. «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь», — это означает, что Павел учит здесь тому, чему ранее учил Господь Иисус, когда был на земле. Христос уже дал ясные заповеди по этому поводу. Например, Он запретил развод, за исключением тех случаев, когда его причиной является неверность (Мф 5:32; Мф 19:9). Павел дает здесь общее наставление: жене не разводиться с мужем.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 7 глава 10 стих)

Стихи 10−16. В этом разделе апостол дает коринфянам указания относительно их поведения в случаях, довольно часто встречавшихся в те времена, особенно среди обращенных из иудеев, а именно: следовало ли им сохранять брачные отношения с неверующими. Закон Моисея разрешал развод; в истории израильского народа был известный случай, когда иудеям было повелено отпустить своих языческих жен, Езд 10:3. Это могло внести сомнения в умы многих: что должны делать обратившиеся в христианство — отправлять своих неверующих супругов или оставлять их? Апостол дает относительно этого следующие указания:

I. В общем, он говорит им, что брак, согласно повелению Христа, заключается на всю жизнь, поэтому вступившие в брак не должны помышлять о разводе. ...Жена не должна разводиться с мужем (ст. 10), и муж не должен оставлять жены своей, ст. 11. Это не я повелеваю, — говорит апостол, — а Господь. Сам Господь запретил такие разводы, Мф 5:32; Мф 19:9; Mк 10:11; Лк 16:18. Никакая причина, кроме единственной, указанной Иисусом Христом, не может служить основанием для развода. Поэтому апостол советует женщине, разводящейся с мужем, по своему добровольному решению или решению мужа, оставаться безбрачною и искать примирения с мужем, чтобы снова соединиться с ним. Супругам вообще не должно ссориться, а если ссора все-таки произошла, то им следует быстро примириться. Они соединены друг с другом на всю жизнь. Они не могут сбросить это бремя, но должны подставлять под него свои плечи и, сколько могут, облегчать его друг для друга.

II. Этот общий совет апостол теперь применяет к случаю, когда один из супругов неверующий (ст. 12): Прочим же я говорю, а не Господь.., то есть Господь не высказывался по этому поводу, как Он это сделал по поводу развода. Но это не значит, что апостол говорит без авторитета от Господа или что он сам принял решение по этому вопросу, без вдохновения от Духа Святого. В конце главы он высказывает совершенно противоположное заявление (ст. 40): ...а думаю, и я имею Духа Божия. После такого вступления следует сам совет:

1. Если неверующие муж или жена согласны жить с верующими женой или мужем, то последние не должны разводиться, ст. 12−13. Призвание христианина обязывает его не разрушать брак, а укреплять его. Однако если неверующий хочет развестись, то в таком случае брат или сестра не связаны (ст. 15), то есть не обязаны рабски привязываться или прилепляться к тому, кто без уважительной причины оставляет их, или не обязаны оставаться безбрачными, если, после того как все средства к примирению были испробованы, оставивший свою семью заключил другой брак или впал в прелюбодеяние. В таком случае оставленный супруг (или супруга) имеет право вступить в повторный брак. Некоторые считают, что злонамеренное оставление мужа или жены так же нарушает брачное обязательство, как и смерть. Ибо как могут двое оставаться одной плотью, когда один из них злонамеренно оставляет или прогоняет другого? Что же касается виновного в разводе, то он остается связанным брачным договором, поэтому апостол говорит (ст. 11): Если жена разведется с мужем, то должна оставаться безбрачною. Но оставленному супругу или супруге предоставляется больше свободы, он может вступить в повторный брак (как я предполагаю, при условии, если были предприняты все возможные средства разубедить желающего развестись и другие обстоятельства вынуждают к этому). Совершенно неразумно оставаться связанными, когда нормальная супружеская жизнь становится невозможной по вине одного из супругов, в таком случае брак превращается в настоящее рабство. Однако при всей свободе, какую христиане имеют в таких случаях, они не имеют права разводиться только потому, что муж или жена неверующие; если неверующий супруг согласен жить с верующим, то брачные отношения должны сохраняться.

2. Чем руководствовался Павел, давая такой совет.

(1) Брачные отношения освящаются святостью одного из супругов (ст. 14): Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)... Супружеские отношения являются святыми для верующего. Для чистого все чисто.., Тит 1:15. Брак есть Божие установление; согласно Его предназначению, это пожизненный договор. Если бы жизнь с неверующим оскверняла верующего, делала его неугодным в глазах Божиих, тогда бы брак потерял свой смысл и цель. Но апостол говорит им, что хотя они и соединены браком с неверующими, тем не менее если сами они святы, то и брак для них свят, и супружеская жизнь, даже с неверующей половиной, освящается. Если один из супругов становится святым, то никакие супружеские обязанности не могут осквернить его и сделать неугодным Богу, хотя второй из супругов и остается неверующим. Неверующий муж освящается благодаря верующей жене, а неверующая жена благодаря верующему мужу. Двое одна плоть. ...Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы, ст. 14. Дети, рожденные супругами, один из которых христианин, должны рассматриваться как принадлежащие к церкви, а не к миру.

(2) Другая причина заключается в том, что Бог призвал христиан к миру, cт. 15. Христианство обязывает нас поступать миролюбиво во всех взаимоотношениях, как в родственных, так и в общественных. Мы должны, если возможно с нашей стороны, быть в мире со всеми людьми (Рим 12:18), и тем более содействовать миру и благоденствию своих ближайших родственников, тех, с кем мы составляем одну плоть, даже и неверующих. Состоящие в брачных узах должны усердно стремиться, насколько это возможно, сделать друг друга счастливыми.

(3) Третья причина состоит в том, что, возможно, верующий супруг станет орудием в руках Божиих в деле спасения неверующего (ст. 16): Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Заметьте: Прямая обязанность имеющих близких родственников — искать их спасения. «Не разводитесь. Вы теперь призваны к новым обязанностям. Супружеские отношения обязывают нас к самой большой любви; эти отношения пожизненные.

Как может христианин оставить свою неверующую половину, если ему представляется возможность дать самое славное доказательство любви? Приложите все старание к тому, чтобы обратить своего родственника. Стремитесь спасти душу. Это не невозможно. Даже если вероятность успеха не велика, спасение души является таким добрым и великим служением, что надо воспользоваться и самой малой возможностью».

Заметьте: Одно наличие возможности успеха уже является достаточным мотивом, для того чтобы побудить нас приложить все старания к спасению наших родственников. Почему я знаю, что не спасу его (или ее) душу? Эти слова должны побудить христианина попытаться спасти своего неверующего супруга (или супругу).


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 7 глава 10 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 10−11 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь» (1Кор7:10). Намереваясь повторить заповедь, ясно предписанную Христом, касательно того, что не должно разводитъся с женою, разве в случае прелюбодеяния, говорит: «не я». Сказанное выше не было ясно высказано (Христом), хотя и согласно с Его учением; а это Он изложил ясно; таково различие выражений: я и не я. А чтобы ты не принял слов (апостола) за человеческие, он присовокупляет: «думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор7:40). Что же это за заповедь, возвещенная Господом бракосочетавшимся: «жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1Кор7:10−11)? Так как случается, что супруги разлучаются или по воздержанию, или по другим причинам, или по неудовольствию, то он говорит: лучше, если бы этого совсем не было; если же это уже случилось, то пусть жена остается с мужем, хотя и не для совокупления, а для того, чтобы не знать никакого другого мужа.

Источник: Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 10−11 А оженившимся завещаваю, не аз, но Господь, жене от мужа не разлучатися: аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем своим; и мужу жены не отпущати

«Намереваясь повторить заповедь, ясно предписанную Господом, касательно того, что не должно разводиться с женой, разве в случае прелюбодеяния, говорит: завещаваю не аз. Ибо сказанное выше не было ясно высказано Господом, хотя оно и согласно с Его учением, а это Он изложил ясно; таково различие выражений: аз и не аз. Не принимай, однако же, и слов Апостола за человеческие, ибо он говорит: мнюся бо и аз Духа Божия имети (40 стих)» (святой Златоуст). В чем же заповедь? — Жене от мужа не разлучатися, и мужу жены не отпущати. Господь мужей преимущественно имел в виду, заповедуя им не отпускать жен, разве словесе любодейна (Мф 5:32). А Апостол эту заповедь наипаче обращает к женам Верно, в Коринфе женщины пользовались большими правами, а мужья давали себе большую свободу. Последних он уже довольно остепенил строгим судом над кровосмесником, применив потом строгость сию и ко всем блудникам и прелюбодеям. Теперь смиряет жен, чтобы не быстро приступали к разлучениям. Почему говорит: аще разлучится жена, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем своим, — смирится — помирится. Он не поминает о причинах разлучения, следовательно — какая бы ни была причина. Это сказал он к одной жене; но как во всей речи его муж и жена у него во всем идут в равенстве, то надо полагать, что это ограничение относится также и к мужу, то есть что и он, если оставляет жену, пусть остается безбрачным, или да смирится с женою. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол старается сохранить брачные узы нерасторгаемыми. Ибо, предписывая разлучающемуся воздержание, тем самым удерживает от расторжения брака. Воспрещая сочетаваться с другим, понуждает ту и другую сторону возвратиться к прежнему браку». Ограничивает их свободу, чтоб они, хотя бы и были причины к разлучению, охотнее употребляли все средства к примирению, нежели спешили разводом. Тут не исключается и слово любодейное, разумеется — под условием искреннего раскаяния со стороны согрешившей. Что в первое время это дело так понималось, можно заключить из слов Ермы, который в заповеди 4-й говорит, что если муж, зная, что жена неверна, остается с нею, то грешит; но равно грешит и если не примет ее, когда она раскаивается и дает слово быть верной.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем

Вступившим же в брак (тем, кои соединены браком) повелевает Господь Сам: жене от мужа не отделяться.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь

Поскольку Господь в ясных словах дал закон не разводиться, разве только по причине прелюбодеяния (Мф 5:32), то апостол говорит: не я, но Господь. Прежде же сказанное не было буквально узаконено Господом. Впрочем, и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: думаю, и я имею Духа Божия (1Кор 7:40).

Жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей

Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем

Апостол напомнил евангельское установление, ибо Господь в Священном Евангелии сказал: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф 5:32).

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем

Апостол не сказал бы этого о разводящихся ради отречения [от мира] и посвящения себя Христу.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−11 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей

Здесь, очевидно, Ап. имеет в виду супругов-христиан, для которых только и имели значение повеления Христа. — Не я повелеваю, а Господь. Христос Спаситель, действительно, дал такое повеление. Оно сохранилось в евангелиях (см. Мф V:32; XIX:9; Мк X:11; Лк XVI:18). В то время, конечно, верующие могли ознакомиться с этим повелением из устной проповеди проповедников Евангелия. — Но зачем Ап. делает различие между своими повелениями (ст. 12) и повелениями Господа? Не умаляет ли он чрез это значение своих апостольских предписаний? Можно думать, что Ап. хотел этим различить прямые, определенные повеления Господа, которые христиане должны исполнять без всяких рассуждений, от своих собственных указаний, которые имели значение только для Церквей, основанных самим Ап. Павлом. Притом, он считал нужным, предлагая свои указания, обосновывать их так или иначе (ср. ст. 14 и 16), чего не требовалось при изложении повеления Господа. — Жене не разводиться с мужем. Ап. пропускает здесь сделанное Христом прибавление: «кроме вины любодеяния» (Мф V:32), потому что он не хотел допустить, чтобы в среде христиан было возможно это любодеяние. — Почему он прежде обращается к жене? Потому что от жены, как от существа более слабого и зависимого, скорее всего могло исходить заявление о желании получить развод. (Ап. имеет в виду здесь обычай Греции, а не Иудеи) [В Иудее жена не имела права начинать дело о разводе]. — Должна оставаться безбрачною. Ап. учит этим сознавать важность брачного союза. Его нельзя легкомысленно заключать и потом столь же легкомысленно разрывать, чтобы заключить новый. Вторичного брака для разведенной жены — а также, конечно, и для разведшегося с своею женою мужа — Ап. не дозволяет: или будь безбрачной, неси все лишения, соединенные с разводом, или вернись к мужу — вот только два исхода для разведшейся с мужем женщины. О невинной стороне, которая остается одинокой после ухода виновного супруга, Ап. ничего не говорит и тем самым дает ей возможность вступить в новый брак. Таким образом, государство в силу своих особых соображений, применяясь к состоянию человеческих нравов (ср. Мф XIII:8 Моисей по жестокосердию евреев позволил развод), может разрешить вступать в брак и виновной в деле развода стороне, но это установление будет уже чисто государственным, а не церковным. Церковь не может благословлять такие браки, совершая их во имя Господа, и все снисхождения, какие делаются в этом отношении, противоречат прямому повелению Господа, как это повеление излагает Ап. Павел в 11 стихе.

Ст. 10−24 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

Таким образом Ап. разрешил главный вопрос — относительно того, вступать или не вступать в брак. Теперь он решает вопросы, связанные с главным — и прежде всего вопрос о дозволительности развода. По его представлению, разводиться — грешно, даже и в том случае, если та сторона, которую желают оставить, принадлежит к обществу язычников. Только если супруг-язычник пожелает развода, христианин не должен противиться этому. При этом Ап. дает добавочные указания (ст. 17−24), как вообще христианин должен смотреть на свое внешнее состояние — на обрезание, если он был раньше евреем, на рабство, если он обратился к вере, будучи рабом.


Открыть окно