Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 6 глава 19 стих)

ουκ (#4024) отр. вводит вопрос, на который ожидается утвердительный ответ, ναος (#3724) храм, обитель Бога, внутреннее святилище (Lenski). Указание либо на Иерусалимский храм, либо на храм Афродиты возле Коринфа (SBT, 78). Praed. пот. ου gen. sing, от δς (#4005) кто, который, что; (#4005) rel. pron. gen. по аттракции, εστε praes. ind.-act. от ειμι 1Μ1639) быть; с gen; в знач. "принадлежащий к" (МТ, 231).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 6 глава 19 стих)

6:12−20 Верующий отпущен на свободу как омытый, освященный и оправданный навечно Божьей благодатью (ср. Рим 8:21,33; Гал 5:1,13). Коринфяне сделали с этой свободой то, что Павел просил не делать галатов: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13). Таким образом, в этом разделе Павел показал ошибочность рационалистического объяснения коринфских христиан того, что они свободны от греха, так как он покрыт Божьей благодатью.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 6 глава 19 стих)

6:19 И вновь Павел напоминает коринфянам, что их призвание свято и величественно. Неужели они забыли, что их тела — храм Святого Духа? В Писании содержится важная истина: в каждом верующем обитает Дух Божий.

Как мы можем даже подумать о том, чтобы тело, в котором обитает Святой Дух, использовать в греховных целях? Не только тело наше — храм Духа Святого, но и мы не свои. Мы не имеем права распоряжаться своим телом так, как нам заблагорассудится. В конечном счете оно принадлежит не нам, а Господу.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 6 глава 19 стих)

Стихи 12−20. Двенадцатый стих и начало тринадцатого, кажется, относятся к существовавшим среди первых христиан спорам о различении пищи, но в то же время они являются вступлением к последующему предостережению против блуда. Связь между этими двумя вопросами станет совершенно очевидной, если мы вспомним известное постановление апостолов (Деян 15:29), где объединены два запрета — на определенные виды пищи и на грех блуда. Некоторые из коринфян готовы были утверждать, в том числе и о блуде: Все мне позволительно... Павел решительно восстает против этого пагубного высокомерия: он говорит, что многие вещи, позволительные сами по себе, не всегда и не при всяких обстоятельствах бывают уместны и полезны. Христиане не должны считать, что им можно делать все, что позволительно само по себе, но должны делать только то, что принесет им пользу. Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в следовании принципу свободы и не оказаться рабами либо коварного обманщика, либо плотских наклонностей. Все мне позволительно, — говорит Павел, — но ничто не должно обладать мною, ст. 12. Существует свобода, дарованная нам Христом, в которой мы должны твердо стоять. Но апостол не хотел пользоваться этой свободой так широко, чтобы оказаться во власти плотских похотей. Хотя всякая пища была позволительна, однако он не хотел быть ни обжорой, ни пьяницей. И еще менее он был склонен злоупотреблять свободой для поощрения греха блудодеяния, которое дозволялось законами Коринфа, но было нарушением закона природы и совершенно не подобало христианам. Павел не хотел использовать этот принцип свободы и для поощрения неумеренности и невоздержанности в вопросе пищи и пития: «Хотя пища для чрева, и чрево для пищи... (ст. 13), но если она не полезна мне, и тем более если она вредна и может поработить меня, если я подвергаюсь опасности стать чревоугодником, то лучше я воздержусь. ...Но Бог уничтожит и то и другое. Придет время, когда человеческое тело не будет нуждаться в пище».

Заметьте: Ожидание того, что в будущей жизни мы не будем иметь физических потребностей, является хорошим доводом против порабощения им в настоящей жизни. Мне кажется, что именно в этом и состоит смысл аргумента Павла и что этот отрывок непосредственно связан с его предупреждением против греха блудодеяния. ...Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, ст. 13. Пища и чрево предназначены друг для друга, но тело не предназначено для блуда.

I. Тело же не для блуда, но для Господа. Это первый аргумент, используемый Павлом против этого греха, которым так славились язычники Коринфа, а обращенные из них в христианство продолжали относиться к нему слишком снисходительно. Тело не для блуда, оно было создано не для блуда, но для Господа, для служения Богу и для прославления Его. Члены тела должны быть отданы в рабы праведности на дела святые (Рим 6:19) и никогда не должны отдаваться в рабы не чистоте. Наше тело должно быть членом тела Христова и поэтому не может быть членом блудницы, ст. 15. И Господь для тела, то есть, как думают некоторые, Христос является Господином тела, Который владеет им и владычествует над ним, Он принимал на Себя наше тело и был при частником нашей природы, чтобы стать Главою Церкви и всей вселенной. Мы должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы не обращаться с телом, принадлежащим Христу, как со своей собственностью, и тем более не употреблять его для бесчестья Христа.

II. Некоторые понимают это выражение — Господь для тела — следующим образом: Господь для воскресения и прославления тела, согласно ст. 14, что является вторым аргументом против греха блуда. Нашим телам предназначена высокая честь: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (ст. 14), Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно слав ному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все, Флп 3:21. То, что Христос воскрес из мертвых, было большой честью для тела, и такой же чести удостоятся и наши тела, когда они будут воскрешены. Поэтому не будем осквернять тело грехом. Если мы сохраним его в чистоте, то оно, несмотря на свое уничиженное состояние теперь, станет подобно славному телу Христову.

III. Третий аргумент состоит в том, что нашим телам уже оказана честь: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (ст. 15). Если душа верою соединена со Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, со единено со Христом. ...Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! — говорит апостол. Разве это не является крайним бесчестьем для Христа и для нас самих, чтобы члены тела Христова сделать членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом), ст. 16−17. Он соединяется с Господом и становится одно с Ним, верою делается причастником Его Духа. Как может человек быть в таком тесном союзе со Христом, чтобы стать одним духом с Ним, и в то же время настолько сблизиться с блудницей, чтобы делаться одной плотью с ней? Может ли быть что-нибудь еще более несовместимое с нашим исповеданием Христа или с нашим родством с Ним? Поэтому неудивительно, что апостол предупреждает: «Бегайте блуда... (ст. 18), избегайте его, держитесь подальше от искушения, от объектов, провоцирующих его. Направляйте свои глаза и мысли на другие предметы». — Другие пороки можно победить в борьбе, а от этого можно только убежать, — так говорят многие отцы церкви.

IV. Четвертый аргумент: блуд это грех против нашего собственного тела. ...Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела, ст. 18. Всякий грех, то есть любой другой грех, любой внешний акт греха, кроме это го, есть вне тела, не затрагивает его. Ни пьянство, ни обжорство так не оскверняют тело, как блуд. Блуд считается нечистотой и скверной особого рода, потому что никакой грех не несет с собой столько позора, как блуд, особенно для христианина. Он грешит против своего тела, оскверняет и разрушает его. Он наносит ужасные оскорбления тому, что Спаситель возвеличил до высочайшей степени, приняв его, наше тело, на Себя. Не следует и без того уничиженные тела свои еще более унижать, совершая грех против них.

V. Пятый аргумент против блуда: тела христиан суть храмы живущего в них Святого Духа, Которого они имеют от Бога.., ст. 19. Тот, кто соединен со Христом, есть один дух с Ним. Он отдался Ему, посвятил и отделил себя для Его использования, поэтому Его Святой Дух владеет им, занимает его и обитает в нем. Это как нельзя более точное определение храма — места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему. Такими храмами Духа Святого являются истинные христиане. Следовательно, мы не принадлежим себе. Мы приобретены Богом и для Бога, более того, мы куплены дорогою ценою. Короче говоря, наши тела созданы для Бога и куплены для Него. Неужели мы будем осквернять Его храм, отдавая его в пользование блуднице? Храм Святого Духа должен сохраняться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Духа Святого, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них.

VI. Еще в качестве аргумента апостол приводит наш долг прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии, ст. 20. Он сотворил и тело и душу, и купил то и другое. Они должны храниться, как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Его. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бесславится. Поэтому избегайте блуда, более того, всякого греха. Используйте свои тела для славы и служения Господу и Творцу.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 6 глава 19 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 19−20 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1Кор6:19). Не просто он сказал: Духа, но: живущего в вас, чтобы утешить слушателей, и в пояснение этих слов присовокупил: «Которого имеете вы от Бога»; указал Виновника, чтобы и возвысить их и устрашить величием дара и милостью Подателя. «И вы не свои». Это не только служит к обличению, но и побуждает к добродетели. Как, говорит, можешь ты делать, что хочешь? Ты не властен над собою. Говоря это, он не отвергает свободной воли, как словами: Все мне позволительно, но не все полезно, он не отнимает у нас свободы, так и здесь, выражаясь: «вы не свои», он не нарушает свободной воли, но отклоняет от порока и показывает попечение о нас Владыки. Потому и присовокупляет: «ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор6:20). Но если я сам не свой, то как ты требуешь от меня исполнения обязанностей? Как, продолжая речь, говоришь еще: «посему прославляйте Бога» в теле вашем и в духе вашем, «которые суть Божии»?

Что же значит: «вы не свои»? И что он хочет внушить чрез это? Утвердить нас, чтобы мы не грешили и не следовали неуместным похотям души. У нас бывает много неуместных пожеланий, но мы должны воздерживаться, и можем; а если бы мы не могли, то и увещание было бы излишне. Смотри, как он утверждает нас. Сказав: «вы не свои», не говорит далее: а подчинены необходимости, но: «куплены дорогою ценою». Почему же он так говорит? Здесь, иной быть может скажет, следовало бы показать, что у нас есть Владыка. Но это у нас общее с язычниками; а «куплены дорогою ценою» принадлежит исключительно нам Он напоминает о величии благодеяния и образе нашего спасения, показывая, что мы искуплены тогда, как были чуждыми Ему, и не просто, но ценою. «Посему прославляйте», являйте Бога в теле вашем и в духе. Внушает не только телом не совершать прелюбодеяния, но и в духе души не помышлять ничего порочного и не удалять благодати. «Которые суть Божии» (1Кор6:20). После слова: вашем, присовокупляет: «которые суть Божии», постоянно напоминая нам, что все у нас Владычне — и тело, и душа, и дух. Некоторые говорят, что под духом он разумеет здесь духовное дарование; когда оно бывает у нас, то Бог прославляется; а бывает оно тогда, когда мы имеем чистое сердце. Божиими же назвал он их не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что когда они сделались чуждыми Ему, Он вторично приобрел их ценою крови Сына. Смотри, как он относит все ко Христу, как возводит нас на небо. Вы, говорит, члены Христа, вы — храм Духа; не будьте же членами блудницы; вы бесчестите не свое тело, потому что это тело — не ваше, а Христово. Этими словами показывает человеколюбие (Христа), Который сделал наше тело Своим, и вместе пресекает нашу порочную власть (над ним). Если у вас, говорит, тело не ваше, то вы не имеете права бесчестить тело другого, особенно когда оно принадлежит Владыке, или осквернять храм Духа. Если вошедший в дом частного человека и произведший в нем бесчинство подвергается великому наказанию, то, подумай, какому мучению подвергнется делающий храм Царя вертепом разбойника!

Источник: Гомилия 18 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? Куплени бо есте ценою (ст. 20).

Выше говорил, что тело Господеви, и что телеса наша удове Христовы суть; теперь говорит, что телеса — храм Духа. Надо полагать, что телеса наши иначе суть удове Христовы и иначе храм Духа. Ибо Христос с телом есть; Дух же бестелесен. Потому, хотя непостижимо для нас, как, — но телу нашему возможно иметь соотношение к телу Господню; с Духом же Божиим телу можно иметь соотношение не прямо, а чрез дух человека. Тело — жилище духа человеческого. Дух Божий нисходит в дух человека и обитает в нем, а чрез него и в теле.— Егоже имате от Бога. Христиане все духоносцы. В миропомазании приемлют они печать дара Духа Святаго, и с тех пор помазание имут от Святаго Духа. Это делает их и христианами; в этом обручение и наследия царства небесного. Итак что же? Сказавши: телеса ваша удове Христовы суть, он навел: вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Но что же из того навести, что телеса наши храм Святаго Духа суть? Апостол об этом умалчивает, давая то разуметь самим читавшим и читающим его послание. В других местах он говорил: не оскорбляйте Духа Святаго, не угашайте Духа. Подобно сему разумеется и здесь. Храм Духа Святаго — телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчел, так эти нечистоты отгоняют Духа (Феофилакт).

И несте свои: куплени бо есте ценою. Это еще особое побуждение к беганию любодеяния. Вы не свои, куплены. Следовательно, не можете распоряжаться собою, как ни захотите. Как рабы господам, так вы должны во всем быть покорны купившему вас Владыке и из воли Его не выступать. Но Ему не угодно, чтоб вы любодейничали и телом своим помыкали, как вздумается. Оно Его, как и душа ваша. Святой Златоуст говорит: «Несте свои. Это не только служит к обличению, но и побуждает к добродетели. Как, говорит, можешь ты делать, что хочешь? Ты не властен над собою. Выражаясь: несте свои, он не отнимает свободы, но отклоняет от порока и показывает попечение о нас Господа. Он хочет утвердить нас, чтобы мы не грешили и не следовали порочным похотям души. У нас много бывает порочных пожеланий, но мы должны воздерживаться, потому что мы не свои, а куплены ценою. Он напоминает о величии благодеяния и образе нашего спасения, показывая, что мы искуплены тогда, когда были чуждыми Ему, и не просто, но ценою». Очевидно, ценою крови Единородного Сына Божия. «За вас излита Владычняя кровь; под Ним и состоите, и должны жить по Его законам» (Феодорит). «Так дорого искуплены вы из области сатаны; не бросайтесь же опять в нее чрез любодеяние» (Экумений).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши члены суть Христовы, — а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши храм суть Духа Святого, Который обитает в вас, — дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин 14:23).

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога

Устрашает еще более, — и величием дара, то есть Духа, и достоинством сообщившего дар, то есть Бога. Вы, говорит, храм, и притом святой: ибо вы — храм Святого Духа. Не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Евагрий Понтийский

Вы суть храм живущего в вас Святого Духа. А всякий храм есть храм Бога. Если же мы есть храм Святого Духа, то Святой Дух есть Бог. Правда, говорится о «храме Соломоновом», но он называется так по имени построившего его. А если и в этом смысле мы называемся «храмами Святого Духа», то и тогда Святой Дух есть Бог. Ведь устроивший все есть Бог (Евр 3,4). И так как мы есть «храм Святого Духа», поскольку Он обитает и Ему воздается поклонение в нас, то мы исповедуем Его Богом. Ибо Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Мф 4,10; Втор 6,13).

Источник: Послание о вере.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

С точки зрения платоников, тело это тюрьма; с точки зрения Павла, оно — храм Божий, потому что оно во Христе.

Источник: О душе.

Севериан Габальский (?—~408)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

Согрешая блудом против тела, вы грешите против храма Божия, и этот грех изгоняет Дух Святой.

Источник: Фрагменты.

Анонимный комментарий

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

Церковь поистине есть благословенная мать, воспитывающая всех чад, а также тело и сердце, в которых обитает Господь. И из-за того, что Дух находится в [человеке], поистине [тело] — храм, а [сердце] алтарь, ибо Господь наш пребывает там, как написано: Тела ваши суть храм Господа (1Кор 6:19) и «в вашем внутреннем человеке пребывает Христос» .

Источник: Книга ступеней.

Амвросиаст (IV в.)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

Выше Павел о храме Бога говорил, здесь же — о храме Святого Духа, ибо, в сущности, Дух Святой есть Бог. Это затем говорит, чтобы тела наши незапятнанными мы берегли, дабы мог в них жить Дух Святой.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 19−20 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии

Ап. удивляется, ужели коринфяне позабыли о том высоком назначении, какое имеет их тело? В самом деле, блудник отнимает у своего тела честь быть храмом Св. Духа! этот грех тем непростительнее, что и тело-то уже больше не принадлежит человеку самому по себе: оно куплено за известную (дорогую) цену (принесение в жертву Сына Божия). Поэтому мы должны в своем теле воздать славу его владетелю — Богу — славу, состоящую в достойном и святом употреблении отданного нам в пользование этого дара Божия. «Ты не имеешь власти над плотью для удовлетворения порочных пожеланий, а имеешь эту власть только для исполнения заповедей Божиих» (Иоанн Злат.).


Открыть окно