Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 6 глава 16 стих)

ουκ (#4024) отр. вводит вопрос, на который ожидается утвердительный ответ, κολλωμενος praes. med. part, от κολλαω (#3140) объединять, собирать вместе. Dir. med., соединяться. Это слово относится к сексуальным или близким интимным отношениям (Schrage). Part, в роли subst. πορνη (#4520) dat. sing., см. ст. 15. Dat. ассоциации. εν (#1651) пот. sing. n. от εις (#1651) один, εσονται fut. ind. med. (dep.) от ειμι (#1639) быть, φησιν praes. ind. act. от φημι (#5774) говорить (SB, 3:365-66). εις (#1659) σαρκα μιαν (#4922:1651) единая плоть. Предлог на месте praed. пот. используется под семитским влиянием (МН, 462; KVS, 63). Становиться единой плотью значит объединяться физически через сексуальные отношения (SBT, 62).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 6 глава 16 стих)

6:12−20 Верующий отпущен на свободу как омытый, освященный и оправданный навечно Божьей благодатью (ср. Рим 8:21,33; Гал 5:1,13). Коринфяне сделали с этой свободой то, что Павел просил не делать галатов: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13). Таким образом, в этом разделе Павел показал ошибочность рационалистического объяснения коринфских христиан того, что они свободны от греха, так как он покрыт Божьей благодатью.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 6 глава 16 стих)

6:16 При половом акте два тела становятся одним. Так было сказано на заре творения: «Два будут одна плоть» (Быт 2:24). Поскольку это так, то верующий, совокупляющийся с блудницей, делает члены Христовы членами блудницы. Двое становятся одним телом.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 6 глава 16 стих)

Стихи 12−20. Двенадцатый стих и начало тринадцатого, кажется, относятся к существовавшим среди первых христиан спорам о различении пищи, но в то же время они являются вступлением к последующему предостережению против блуда. Связь между этими двумя вопросами станет совершенно очевидной, если мы вспомним известное постановление апостолов (Деян 15:29), где объединены два запрета — на определенные виды пищи и на грех блуда. Некоторые из коринфян готовы были утверждать, в том числе и о блуде: Все мне позволительно... Павел решительно восстает против этого пагубного высокомерия: он говорит, что многие вещи, позволительные сами по себе, не всегда и не при всяких обстоятельствах бывают уместны и полезны. Христиане не должны считать, что им можно делать все, что позволительно само по себе, но должны делать только то, что принесет им пользу. Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в следовании принципу свободы и не оказаться рабами либо коварного обманщика, либо плотских наклонностей. Все мне позволительно, — говорит Павел, — но ничто не должно обладать мною, ст. 12. Существует свобода, дарованная нам Христом, в которой мы должны твердо стоять. Но апостол не хотел пользоваться этой свободой так широко, чтобы оказаться во власти плотских похотей. Хотя всякая пища была позволительна, однако он не хотел быть ни обжорой, ни пьяницей. И еще менее он был склонен злоупотреблять свободой для поощрения греха блудодеяния, которое дозволялось законами Коринфа, но было нарушением закона природы и совершенно не подобало христианам. Павел не хотел использовать этот принцип свободы и для поощрения неумеренности и невоздержанности в вопросе пищи и пития: «Хотя пища для чрева, и чрево для пищи... (ст. 13), но если она не полезна мне, и тем более если она вредна и может поработить меня, если я подвергаюсь опасности стать чревоугодником, то лучше я воздержусь. ...Но Бог уничтожит и то и другое. Придет время, когда человеческое тело не будет нуждаться в пище».

Заметьте: Ожидание того, что в будущей жизни мы не будем иметь физических потребностей, является хорошим доводом против порабощения им в настоящей жизни. Мне кажется, что именно в этом и состоит смысл аргумента Павла и что этот отрывок непосредственно связан с его предупреждением против греха блудодеяния. ...Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, ст. 13. Пища и чрево предназначены друг для друга, но тело не предназначено для блуда.

I. Тело же не для блуда, но для Господа. Это первый аргумент, используемый Павлом против этого греха, которым так славились язычники Коринфа, а обращенные из них в христианство продолжали относиться к нему слишком снисходительно. Тело не для блуда, оно было создано не для блуда, но для Господа, для служения Богу и для прославления Его. Члены тела должны быть отданы в рабы праведности на дела святые (Рим 6:19) и никогда не должны отдаваться в рабы не чистоте. Наше тело должно быть членом тела Христова и поэтому не может быть членом блудницы, ст. 15. И Господь для тела, то есть, как думают некоторые, Христос является Господином тела, Который владеет им и владычествует над ним, Он принимал на Себя наше тело и был при частником нашей природы, чтобы стать Главою Церкви и всей вселенной. Мы должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы не обращаться с телом, принадлежащим Христу, как со своей собственностью, и тем более не употреблять его для бесчестья Христа.

II. Некоторые понимают это выражение — Господь для тела — следующим образом: Господь для воскресения и прославления тела, согласно ст. 14, что является вторым аргументом против греха блуда. Нашим телам предназначена высокая честь: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (ст. 14), Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно слав ному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все, Флп 3:21. То, что Христос воскрес из мертвых, было большой честью для тела, и такой же чести удостоятся и наши тела, когда они будут воскрешены. Поэтому не будем осквернять тело грехом. Если мы сохраним его в чистоте, то оно, несмотря на свое уничиженное состояние теперь, станет подобно славному телу Христову.

III. Третий аргумент состоит в том, что нашим телам уже оказана честь: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (ст. 15). Если душа верою соединена со Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, со единено со Христом. ...Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! — говорит апостол. Разве это не является крайним бесчестьем для Христа и для нас самих, чтобы члены тела Христова сделать членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом), ст. 16−17. Он соединяется с Господом и становится одно с Ним, верою делается причастником Его Духа. Как может человек быть в таком тесном союзе со Христом, чтобы стать одним духом с Ним, и в то же время настолько сблизиться с блудницей, чтобы делаться одной плотью с ней? Может ли быть что-нибудь еще более несовместимое с нашим исповеданием Христа или с нашим родством с Ним? Поэтому неудивительно, что апостол предупреждает: «Бегайте блуда... (ст. 18), избегайте его, держитесь подальше от искушения, от объектов, провоцирующих его. Направляйте свои глаза и мысли на другие предметы». — Другие пороки можно победить в борьбе, а от этого можно только убежать, — так говорят многие отцы церкви.

IV. Четвертый аргумент: блуд это грех против нашего собственного тела. ...Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела, ст. 18. Всякий грех, то есть любой другой грех, любой внешний акт греха, кроме это го, есть вне тела, не затрагивает его. Ни пьянство, ни обжорство так не оскверняют тело, как блуд. Блуд считается нечистотой и скверной особого рода, потому что никакой грех не несет с собой столько позора, как блуд, особенно для христианина. Он грешит против своего тела, оскверняет и разрушает его. Он наносит ужасные оскорбления тому, что Спаситель возвеличил до высочайшей степени, приняв его, наше тело, на Себя. Не следует и без того уничиженные тела свои еще более унижать, совершая грех против них.

V. Пятый аргумент против блуда: тела христиан суть храмы живущего в них Святого Духа, Которого они имеют от Бога.., ст. 19. Тот, кто соединен со Христом, есть один дух с Ним. Он отдался Ему, посвятил и отделил себя для Его использования, поэтому Его Святой Дух владеет им, занимает его и обитает в нем. Это как нельзя более точное определение храма — места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему. Такими храмами Духа Святого являются истинные христиане. Следовательно, мы не принадлежим себе. Мы приобретены Богом и для Бога, более того, мы куплены дорогою ценою. Короче говоря, наши тела созданы для Бога и куплены для Него. Неужели мы будем осквернять Его храм, отдавая его в пользование блуднице? Храм Святого Духа должен сохраняться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Духа Святого, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них.

VI. Еще в качестве аргумента апостол приводит наш долг прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии, ст. 20. Он сотворил и тело и душу, и купил то и другое. Они должны храниться, как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Его. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бесславится. Поэтому избегайте блуда, более того, всякого греха. Используйте свои тела для славы и служения Господу и Творцу.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 6 глава 16 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 16−18 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела

Далее показывает, как с блудником действительно это бывает: «или не знаете, — говорит, — что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1Кор6:16) Откуда это известно? «Будут, — говорит, — два одна плоть». «А соединяющийся с Господом есть один дух» (1Кор6:17). Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются одним. И, смотри, как он опять с помощью самых имен ведет обличение, употребляя слова: блудница и Христос «Бегайте блуда». Не сказал: воздерживайтесь от прелюбодеяния, но: бегайте, т. е. тщательно старайтесь удаляться от этого порока. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор6:18). Это менее важно, нежели выше сказанное; но, говоря о блудниках, он со всех сторон обличает грех их и показывает важность вины их и великим и малым: первое сказано для более благоговейных, а последнее для более слабых. Мудрость Павла обнаруживается именно и в том, что он вразумляет представлением не только великого, но и малого, и постыдного и непристойного. Но, скажешь, разве убийца, корыстолюбец и грабитель не оскверняют своей руки? Это всякому известно: но так как нельзя было сказать, что нет никого хуже блудника, то он иначе изображает важность этого греха, объясняя, что от блуда все тело становится нечистым; оно оскверняется так, как бы упадало в грязный сосуд, наполненный нечистотой. Потому и у нас есть такой обычай: после дел корыстолюбия и хищения никто не заботится омыться, но прямо возвращается домой, а после прелюбодеяния идут омыться, как бы всецело сделавшись нечистыми: так совесть стыдится по преимуществу этого греха! Тяжек и тот и другой грех, и корыстолюбие и прелюбодеяние, и (тот и другой) ввергают в геенну; но, делая все предусмотрительно, Павел показывает важность прелюбодеяния всем, чем только мог.

Источник: Гомилия 18 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть с блудодейцею? Будета бо, рече, оба в плоть едину

«Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются единым» (святой Златоуст). Долженствующий быть одно со Христом, отторгается от Христа и делается одно с блудницею. По какому закону? — По закону первоначального учреждения брака. Но ведь и брачный делается одно с женою, почему же не укоряется? Брачные оба прибывают в порядке воли Божией и Христовой, оба Христовы. Блудница же не Христова есть, а служительница сатаны. Сочетающийся с нею, по действию хотя похож на брачных, но по силе противоположен им, и тело свое и себя отторгает он от Христа и чрез сочетание с блудницею ввергает себя в область, противную Ему, сатанинскую. Блаженный Феодорит пишет: «Не без основания сказанное о брачном сочетании Апостол приложил к блуду, потому что и то, и другое по сущности дела есть одно и то же, разность же показывает законность и незаконность дела. Посему говорит, что прилепляющийся к блуднице члены свои делает уды блудничи; а сочетавающийся с Господом члены свои делает уды Христовы. Итак, если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на самого Владыку, потому что его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи».

Христианское тело чисто и свято и сродно телу Христову, находясь в таинственном с ним сочетании. Блудная страсть, и тогда, как только зарождается и душу увлекает, делает уже тело мрачным и смрадным; когда же блуд совершается, — мрачность делается непроницаемою и смрадность неприступною. Но плотские этого не видят и не ощущают; это видят и ощущают люди духовные и ангелы. Есть много об этом сказаний. Если б снять с блудника грубую оболочку тела и оставить его таким, как он есть по душе, облеченной жизненною силою тела, то увиделась бы непроницаемо мрачная фигура человека, издающая невыносимый смрад. Между тем это же самое, столь мрачное и смрадное, было светло и благоуханно светлостию и благоуханием тела Христова, с которым состояло в живом соотношении. Будучи таким, оно было Господне, Им Себе усвоялось. Когда начинают склоняться на блужение, начинают мрачнеть и отторгаться от Господа. Само блужение совсем отторгает от Него, ибо мрачному и смрадному нельзя уже быть едино с Господом.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть

Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом (Быт 2:24).

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Макарий Великий (~300−391)

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть

Источник изливает чистую воду; но на дне его лежит тина. Если возмутит кто тину, — весь источник делается мутным. Так и душа, когда бывает возмущена, срастворяется с пороком. И сатана чем-то одним делается с душею; оба духа во время блуда или убийства составляют что-то одно. Посему-то «прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с блудодейцею». Впрочем, в иное время самостоятельная душа действует сама по себе, и раскаивается в своих поступках, плачет, молится, и приводит себе на память Бога. А если бы душа всегда погрязала в зле, то как могла бы делать это; потому что сатана, будучи жестокосерд, никак не хочет, чтобы люди обращались к покаянию? И жена по сопряжению с мужем едино с ним, но в иной час они разлучены между собою: потому что, нередко один из них умирает, а другой остается жив. Подобное сему бывает и при общении души с Духом Святым: душа делается с Ним единым духом. «Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем». Сие же бывает, когда человек поглощен самою благодатью.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 16.

Нил Синайский

Ст. 16−17 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом

Дела плотские: блуд, распутство и тому подобное, как дела мертвые, удобно гибнут и пропадают. Если же блудник, переменясь, приобретет воздержание, то плоть не называется уже плотью, потому что изменяется в духе, и человек называется духовным. Прилепившийся к блуднице называется плотию, а прилепившийся к Господу именуется духом (1Кор 6:16-17).

Источник: Письма на разные темы. Председателю Филагрию.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть

Показывает сказанное, то есть каким образом члены Христовы делаются членами блудницы. Чрез сообщение, говорит, мужчина делается едино с блудницею; потому и члены его, которые были членами Христовыми, становятся членами блудницы.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений († X в.)

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть

Тот, кто вверил себя не закону и божественному браку, но живет в блуде, должен иметь честный брак и непорочное ложе, ибо блудом и внутренней нечистотой он оскорбляет брак и жену. Тот, кто совершает это, грешит против собственного тела, согрешая против жены, которая есть единое тело с мужем.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть

Говорит это апостол, поскольку кто смешение со скверным совершает, одно составляет с тем, с кем смешивается. Блуд делает двоих одним: как по плоти, так и в бесчестии одно суть. Ибо сказано: и будут два одна плоть (Быт 2:24). Ясно и так, поскольку жена от мужа взята, оба одна плоть.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 16−18 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела

Апостолу могли возразить против высказанной им во 2-й половине 15-го стиха мысли следующее: «употребление тела христианином на грех любодеяния не есть еще отнятие его у Христа. Разве это не временное только и не внешнее злоупотребление телом?» На это возражение Ап. отвечает прежде всего ссылкою на Св. Писание, именно на кн. Быт II:24. Из этого места видно, что совокупление с блудницею или грех любодеяния не есть нечто временное и внешнее, а представляет собою настоящее соединение двух лиц в одно тело. Правда, в кн. Бытия идет речь о брачном половом соединении мужчины и женщины, которые в браке становятся одною плотью, согласно определению Божественному. Но, все-таки, эта характерная черта брачного соединения, по его естественной стороне, как соединения в одну плоть, могла бы быть перенесена и на незаконное, любодейное соединение мужчины с блудницею, так как и последнее основано также на вложенном от Бога в человека половом инстинкте. «Может быть — как бы говорит Апостол — любодеи и не хотят входить с блудницею в такое тесное соединение, но тем не менее они входят в таковое, потому что сила Божественного определения действует и там, где не желают его применения: половое общение ведет людей к теснейшему общению природы и делает из двух тел − одно». − А почему подобное общение нравственно невозможно для христианина, на это, по мысли Апостола, должно отвечать так: христианин при этом вступает в область, которая, по VI:9; V:11, находится вне области царства Божия. Кто соединяется с блудницею, тот отчуждает свое тело от подчинения Христу и ставить его в зависимость от противохристианской силы. Ап., впрочем, не делает такого умозаключения сам, потому что дело и без того было ясно. Вместо этого он говорит, что соединяющийся с Господом есть один дух (слово: с Господом в лучших изданиях — не читается). Соединение с Господом, т. е. со Христом, Ап. обозначает тем же термином, (κολλα̃σθαι), каким и совокупление с блудницею (ст. 16): это есть не что иное, как тесное, душу и тело обнимающее, общение между верующим и Христом. Это соединение, затем, по своему существу духовного характера, так как сила, усвояющая тело и душу христианина Христу, есть Дух (ср. VI:19), который является во Христе источником новой прославленной жизни в прославленном теле (ср. 2Кор III:18 и IV:14). Ап. намеренно, очевидно, не ограничивается в данном случае (ст. 17) указанием на то, что христианин вступает в тесное единение со Христом, а прибавляет: есть один дух. Он хочет сказать этим, что любодеяния потому должен избегать христианин, что оно представляет собою только грубочувственное, телесное соединение, не достигает того нравственного характера, какого достигает брачное половое общение, становящееся постепенно и общением духовным. Верующий же во Христа есть храм Духа и потому не может быть, так сказать, храмом плоти. И так, заключает Ап., бегайте блуда!

Чтобы еще более внушить отвращение к греху любодеяния, Ап. говорит, что всякий другой грех находится вне тела, а блудник грешит именно против собственного тела. Он придает, таким образом, особую важность греху любодеяния. Но в каком смысле следует понимать его слова об отношении грехов к телу? Одни толкователи говорят, что Ап. этим намекает на то, что грех любодеяния не так, как другие грехи, а чрезвычайно истощает тело человека. Но с таким пониманием согласиться нельзя, потому что то же действие обнаруживает на тело человека и пьянство. Другие (Годэ) различают в человеке два тела: внешнее, постоянно изменяющееся в своем составе, и внутреннее, вечное, которое собственно и должно быть воскрешено для будущей жизни: последнее и разумеет здесь Апостол… Однако нигде нет основания для такого различения. И почему пьянство, напр., не может так вредно отозваться и на этом внутреннем теле, как блуд? Проще будет передать мысль апостола так. Блуд есть такой страшный грех, который в отличие от других грехов, вредит именно человеческому телу тем, что ставит его под власть греховной силы, действующей в лишенной всякой сдержки чувственной страсти, − ставит именно чрез органическое соединение с представительницей этой греховной силы − блудницей. Можно, пожалуй, прибавить к этому, что никакой другой грех, исключая блуда, не вызывается прямо потребностью тела: тело, напр., не требует непременно для удовлетворения жажды вина − оно прекрасно может поддерживаться и водою; следов. пьянство является вовсе не результатом действия телесной потребности. Между тем блудное половое общение коренится в естественной потребности, лежащей в человеческом теле.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор 6:12


Открыть окно