Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 6 глава 13 стих)

βρωμα (#1109) пища, κοιλιςι (#3120) dat. sing, желудок. Dat. преимущества, και ταυτην και ταυτα оба (fem. относится к κοιλια) и эти вещи (acc.pl. относится к βρωματα). καταργησει fut. ind. act. от καταργεω (#2934) делать бесполезным, заканчивать с чем-л. При воскресении органы пищеварения видоизменятся, и физическое состояние воскресшего тела будет отличаться от физического состояния тела смертного (SBT, 54). σωμα (#5393) тело, физическое, имеется в виду не целиком человек с его личностью, а только физическое тело (SBT, 51-80). πορνειςι (#4518) dat. sing. блуд, незаконные сексуальные отношения, аморальность, проституция (LN, 1:771; TDNT; EDNT; NIDNTT, 1:499-501; ВВС). Dat. личной заинтересованности, κυριω dat. sing, от κυριος (#3261) Господь. Dat. личной заинтересованности или dat. владения, σωματι dat. sing. (#5393), dat. заинтересованности или преимущества. Господь — сторонник тела, в котором Он мог бы царить, используя его как орудие для службы Себе (Schrage).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 6 глава 13 стих)

6:12−20 Верующий отпущен на свободу как омытый, освященный и оправданный навечно Божьей благодатью (ср. Рим 8:21,33; Гал 5:1,13). Коринфяне сделали с этой свободой то, что Павел просил не делать галатов: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13). Таким образом, в этом разделе Павел показал ошибочность рационалистического объяснения коринфских христиан того, что они свободны от греха, так как он покрыт Божьей благодатью.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 6 глава 13 стих)

6:13 Третий принцип гласит: ценность того, что вполне законно для верующего, может быть преходяща. Павел говорит: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». Это значит, что чрево человека (или желудок) устроено так, что может принимать и переваривать пищу. Более того, Бог удивительным образом создал пищу такой, что ее может принять человеческий желудок. Однако мы не должны жить ради пищи, потому что ценность ее преходяща. Ей не следует отводить неподобающее место в жизни верующего. Не живите так, будто самое важное в жизни — потворствовать своему аппетиту.

То, что тело чудесно устроено Богом для приема и усвоения пищи, не вызывает сомнений; но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела.

Задумывая человеческое тело, Бог никогда не предназначал его для использования в низких или нечистых целях. Напротив, Он планировал использовать его для славы Господней и в благословенном служении Ему.

В этом стихе есть изумительная фраза, которую нельзя обойти вниманием. Не только тело для Господа; еще удивительнее та мысль, что и Господь для тела. Это означает, что Господь заинтересован в благополучии и правильном использовании наших тел.

Бог хочет, чтобы наши тела были предоставлены Ему в жертву живую, святую и благоугодную (Рим 12:1). Как сказал Эрдман, «без Господа тело никогда не достигло бы своего истинного достоинства и бессмертия». (Erdman, First Corinthians, p. 63.)


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 6 глава 13 стих)

Стихи 12−20. Двенадцатый стих и начало тринадцатого, кажется, относятся к существовавшим среди первых христиан спорам о различении пищи, но в то же время они являются вступлением к последующему предостережению против блуда. Связь между этими двумя вопросами станет совершенно очевидной, если мы вспомним известное постановление апостолов (Деян 15:29), где объединены два запрета — на определенные виды пищи и на грех блуда. Некоторые из коринфян готовы были утверждать, в том числе и о блуде: Все мне позволительно... Павел решительно восстает против этого пагубного высокомерия: он говорит, что многие вещи, позволительные сами по себе, не всегда и не при всяких обстоятельствах бывают уместны и полезны. Христиане не должны считать, что им можно делать все, что позволительно само по себе, но должны делать только то, что принесет им пользу. Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в следовании принципу свободы и не оказаться рабами либо коварного обманщика, либо плотских наклонностей. Все мне позволительно, — говорит Павел, — но ничто не должно обладать мною, ст. 12. Существует свобода, дарованная нам Христом, в которой мы должны твердо стоять. Но апостол не хотел пользоваться этой свободой так широко, чтобы оказаться во власти плотских похотей. Хотя всякая пища была позволительна, однако он не хотел быть ни обжорой, ни пьяницей. И еще менее он был склонен злоупотреблять свободой для поощрения греха блудодеяния, которое дозволялось законами Коринфа, но было нарушением закона природы и совершенно не подобало христианам. Павел не хотел использовать этот принцип свободы и для поощрения неумеренности и невоздержанности в вопросе пищи и пития: «Хотя пища для чрева, и чрево для пищи... (ст. 13), но если она не полезна мне, и тем более если она вредна и может поработить меня, если я подвергаюсь опасности стать чревоугодником, то лучше я воздержусь. ...Но Бог уничтожит и то и другое. Придет время, когда человеческое тело не будет нуждаться в пище».

Заметьте: Ожидание того, что в будущей жизни мы не будем иметь физических потребностей, является хорошим доводом против порабощения им в настоящей жизни. Мне кажется, что именно в этом и состоит смысл аргумента Павла и что этот отрывок непосредственно связан с его предупреждением против греха блудодеяния. ...Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, ст. 13. Пища и чрево предназначены друг для друга, но тело не предназначено для блуда.

I. Тело же не для блуда, но для Господа. Это первый аргумент, используемый Павлом против этого греха, которым так славились язычники Коринфа, а обращенные из них в христианство продолжали относиться к нему слишком снисходительно. Тело не для блуда, оно было создано не для блуда, но для Господа, для служения Богу и для прославления Его. Члены тела должны быть отданы в рабы праведности на дела святые (Рим 6:19) и никогда не должны отдаваться в рабы не чистоте. Наше тело должно быть членом тела Христова и поэтому не может быть членом блудницы, ст. 15. И Господь для тела, то есть, как думают некоторые, Христос является Господином тела, Который владеет им и владычествует над ним, Он принимал на Себя наше тело и был при частником нашей природы, чтобы стать Главою Церкви и всей вселенной. Мы должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы не обращаться с телом, принадлежащим Христу, как со своей собственностью, и тем более не употреблять его для бесчестья Христа.

II. Некоторые понимают это выражение — Господь для тела — следующим образом: Господь для воскресения и прославления тела, согласно ст. 14, что является вторым аргументом против греха блуда. Нашим телам предназначена высокая честь: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (ст. 14), Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно слав ному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все, Флп 3:21. То, что Христос воскрес из мертвых, было большой честью для тела, и такой же чести удостоятся и наши тела, когда они будут воскрешены. Поэтому не будем осквернять тело грехом. Если мы сохраним его в чистоте, то оно, несмотря на свое уничиженное состояние теперь, станет подобно славному телу Христову.

III. Третий аргумент состоит в том, что нашим телам уже оказана честь: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (ст. 15). Если душа верою соединена со Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, со единено со Христом. ...Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! — говорит апостол. Разве это не является крайним бесчестьем для Христа и для нас самих, чтобы члены тела Христова сделать членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом), ст. 16−17. Он соединяется с Господом и становится одно с Ним, верою делается причастником Его Духа. Как может человек быть в таком тесном союзе со Христом, чтобы стать одним духом с Ним, и в то же время настолько сблизиться с блудницей, чтобы делаться одной плотью с ней? Может ли быть что-нибудь еще более несовместимое с нашим исповеданием Христа или с нашим родством с Ним? Поэтому неудивительно, что апостол предупреждает: «Бегайте блуда... (ст. 18), избегайте его, держитесь подальше от искушения, от объектов, провоцирующих его. Направляйте свои глаза и мысли на другие предметы». — Другие пороки можно победить в борьбе, а от этого можно только убежать, — так говорят многие отцы церкви.

IV. Четвертый аргумент: блуд это грех против нашего собственного тела. ...Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела, ст. 18. Всякий грех, то есть любой другой грех, любой внешний акт греха, кроме это го, есть вне тела, не затрагивает его. Ни пьянство, ни обжорство так не оскверняют тело, как блуд. Блуд считается нечистотой и скверной особого рода, потому что никакой грех не несет с собой столько позора, как блуд, особенно для христианина. Он грешит против своего тела, оскверняет и разрушает его. Он наносит ужасные оскорбления тому, что Спаситель возвеличил до высочайшей степени, приняв его, наше тело, на Себя. Не следует и без того уничиженные тела свои еще более унижать, совершая грех против них.

V. Пятый аргумент против блуда: тела христиан суть храмы живущего в них Святого Духа, Которого они имеют от Бога.., ст. 19. Тот, кто соединен со Христом, есть один дух с Ним. Он отдался Ему, посвятил и отделил себя для Его использования, поэтому Его Святой Дух владеет им, занимает его и обитает в нем. Это как нельзя более точное определение храма — места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему. Такими храмами Духа Святого являются истинные христиане. Следовательно, мы не принадлежим себе. Мы приобретены Богом и для Бога, более того, мы куплены дорогою ценою. Короче говоря, наши тела созданы для Бога и куплены для Него. Неужели мы будем осквернять Его храм, отдавая его в пользование блуднице? Храм Святого Духа должен сохраняться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Духа Святого, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них.

VI. Еще в качестве аргумента апостол приводит наш долг прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии, ст. 20. Он сотворил и тело и душу, и купил то и другое. Они должны храниться, как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Его. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бесславится. Поэтому избегайте блуда, более того, всякого греха. Используйте свои тела для славы и служения Господу и Творцу.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 6 глава 13 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 13−14 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею

«Пища для чрева» (1Кор6:13). Чревом он называет здесь не желудок, а чревоугодие, как и в другом месте, когда говорит: «их бог — чрево» (Флп 3:19), разумея не член (тела), но пресыщение. А что это так, выслушай дальнейшие слова: «и чрево для пищи. Тело же не для блуда, но для Господа». Чрево также есть тело. Но Он делает два сочетания: брашна и чревоугодие, которое назвал чревом, Христос и тело. Что же значит: «пища для чрева»? Пища, говорит, имеет тесную связь с чревоугодием, и чревоугодие с пищей; потому оно не может вести нас ко Христу, но влечет к пище. Это — жестокая и дикая страсть; она порабощает и принуждает служить себе. Для чего же ты, человек, пристращаешься к пище? Вот чем оканчивается это служение и более не ведет ни к чему; оно, покоряя, как бы какой госпоже, удерживает в этом рабстве и ничего другого не производит, кроме одной этой суеты. Притом, взаимно соединяясь, они взаимно и разрушают себя, «чрево брашна и брашна чрево», совершая бесполезное круговращение, подобно как согнивающее тело порождает червей, а черви уничтожают это тело, или как волна поднимаясь опускается и не производит более ничего. Он говорит это не о пище и теле, а порицает страсть чревоугодия и неумеренность в пище, как показывают дальнейшие слова: «но Бог уничтожит и то и другое» разумеет не желудок, а неумеренное пожелание, не пищу, а пресыщение. Первого он не осуждает, но еще предписывает касательно его следующее правило: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим6:8). Он осуждает (порочное) действие и в заключение своей беседы исправляет его молитвой. А некоторые говорят, что в словах его заключается предсказание о состоянии в будущем веке, т. е. что там мы не будем ни есть, ни пить. Если же умеренное употребление пищи будет иметь конец, то тем более должно воздерживаться от неумеренности. Затем, чтобы кто не подумал, что он осуждает тело, чтобы не заключил, что он от части переносит осуждение на все целое, и не сказал, что тело по природе своей служит причиной прелюбодеяния, послушай, что он говорит далее: я, говорит, осуждаю не природу тела, а неумеренное сластолюбие души; потому и присовокупляет: «тело же не для блуда, но для Господа». Оно создано не для того, чтобы ты жил невоздержно и прелюбодействовал, равно как и чрево не для того, чтобы ты предавался чревоугодию, но чтобы оно служило Христу, как главе, а Он был Господь телу. Устыдимся же и устрашимся, что мы, удостоившись такой чести, соделавшись членами Его, главенствующего над нами, бесчестим себя такими пороками! Таким образом достаточно обличив чревоугодников, (апостол) далее удерживает их от этого порока надеждой в будущем: «Бог, — говорит, — воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор6:14).

Видишь ли опять мудрость апостола? Достоверность воскресения он всегда доказывает примером Христа, и особенно теперь. Если тело наше есть член Христов, а Христос воскрес, то и тело, без сомнения, последует за Главою. «Силою Своею». Так как он упомянул о предмете непостижимом и необъяснимом соображениями разума, то и приписывает воскресение Христово непостижимой силе Божией, не мало опровергая этим доказательством неверующих. О воскресении Христовом он не сказал: Бог и Господа воскресит, — потому что оно уже совершилось, — а как? «Бог воскресил Господа»; и доказывать это не было нужды. О нашем же воскресении, которого еще не было, сказал не так, но как? «Воскресит и нас силою Своею»; несомненным могуществом Виновника воскресения заграждает уста противников. А что он приписывает воскресение Христово Отцу, не смущайся этим. Такое выражение не означает, будто Христос бессилен, потому что сам Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2:19); и еще: «имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17−18). И Лука в Деяниях говорит: «которым и явил Себя живым» (Деян 1:3). Почему же Павел употребляет такое выражение? Потому, что свойственное Сыну приписывается Отцу и свойственное Отцу приписывается Сыну: «ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5:19). И весьма благовременно он упоминает здесь о воскресении; такими надеждами он обуздывает силу чревоугодия и как бы так говорит: ты ешь и пьешь невоздержно, — какой же конец этого? Никакого, кроме одного тления. Ты соединился со Христом, — какой конец этого? Великий и дивный: будущее воскресение, славное и превосходнейшее всякого описания.

Источник: Гомилия 17 на 1-е послание к Коринфянам

Климент Александрийский (~150−~215)

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Мы, кто ищет небесного хлеба, должны господствовать над чревом, которое под небом, и тем более над тем, что ему любезно, ибо Бог уничтожит и то и другое, говорит апостол.

Источник: Педагог.

Феофан Затворник (1815−1894)

Брашна чреву, и чрево брашном; Бог же и сие и сия упразднит. Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу

«Если хочешь пользоваться в этом (то есть в пище) свободою, то пользуйся, потому что для чрева созданы брашна. Но надлежит тебе знать, что этому будет конец, ибо за гробом излишни для людей брашна, и будущая жизнь не имеет ничего такого; в ней, по слову Господа, как ни женятся, ни посягают (Мф 22:30), так и не едят и не пьют. Слово же: упразднит Апостол употребил пророчественно» (Феодорит). Эта же мысль есть и у святого Златоуста. Вот слова Фотия у Экумения: «Если просто принимать брашна в значении пищи, а чрево в значении приемника съестного, то следующие за сим слова лучше принимать как пророчество о состоянии в будущем веке: Бог же и сие и сия упразднит, — как бы так: но они оба по воскресении будут упразднены, как не нужные; ибо тогда Бог преложит нас в нетление, так что ни в пище не будет нужды, ни в приемнике съестного — чреве. Смысл слов: брашна чреву и чрево брашном, будет такой: они друг друга возбуждают и раздражают и друг друга ищут. Аппетит чрева ищет яств, а яства, в свою очередь, возбуждают и раздражают аппетит Но Бог по воскресении сделает их ненужными. Итак, не следует слишком много заботиться о том, что имеет быть упразднено». Впереди пользование плотскими удовольствиями, а в числе их и пищею, ограничил Апостол их пользою и тем, чтоб не допускать себя до рабства им. Здесь, поставляя нынешнее наше состояние пред лицом будущего, выводит отсюда новое побуждение к воздержанию и умеренности. В будущем веке, говорит, не будет ни пищи, ни чрева; надо потому позаботиться истребить в душе всякое чревоугодие и пристрастие к яствам чрез строгое воздержание, иначе душа, перешедши в иной век с этими пристрастиями и не находя там ничего удовлетворяющего их, будет томиться и сама в себе носить ад. Если там совсем не будет ни чрева, ни яств, то, приготовляясь к той жизни, надобно в сей доводить их до последней степени малости. Как рационально потому поступают великие постники!

Какой взгляд на будущую жизнь открывает по сему слову блаженный Феодорит! Пищи не будет, чрева не будет, следовательно — и подчревных побуждений, следовательно — и брачных союзов, следовательно — и семейных отношений, следовательно — ничего житейского. Весь строй жизни там будет иной. Если цель жизни настоящей есть приготовление к будущей, то как разумно поступают те, которые отрешаются от всех порядков здешней жизни, чтобы перейти в другую никакими связями не связанными!

В немногих словах очень многое сказал Апостол против чувственных удовольствий вообще, особенно против чревоугодия, чтобы приготовить путь слову к обличению блуда, а воздержнику от чувственных сластей и чревоугодия проложить путь к победе над движениями похоти плотской.

Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу

Научив воздержной жизни, начинает теперь учить целомудрию. Побуждения к сохранению целомудрия можно бы вывести и из естественного достоинства человека; но апостол Павел, минуя естество, заимствует их из существа христианской веры.

Тело не блужению, но Господеви, и Господь телу. Господь — Глава, яко Бог и человек, из души и тела состоящий; мы таинственно члены Его, не душою только, но и телом; следовательно, Ему должны принадлежать и служить и душою, и телом. Вследствие сего и тело наше Господу должно принадлежать и служить вместе с душою.

Но как Господь телу? — Господь воплотился, чтобы входить в общение с нами, со всем нашим естеством, воспринятым от нас. И благоволит Он входить в такое общение таинственно, с душою Божеством и душою Своею, а с телом — Божеством и телом Своим. В сем отношении и Он благоволит телу нашему сообщиться, или быть и телу. Это место темновато. Чтобы сколько-нибудь его просветить, не следует в мыслях своих в нас тело отделять от души, а в Господе следует созерцать все Богочеловечество.

Святой Златоуст говорит: «Тело создано не для того, чтобы ты жил невоздержно и прелюбодействовал, равно как и чрево не для того, чтобы ты предавался чревоугодию, но чтобы оно служило Христу, как Главе, и Он был Господь телу. Устыдимся же и устрашимся, что мы, удостоившись такой чести, соделавшись членами Его, главенствующего над нами, бесчестим себя такими пороками». Феодорит пишет: «Апостол нередко называет Господа Главою нашею. Посему тело сопряжено с Ним, как с главою».

Блужение разумеется здесь не как отправление естества, а как злоупотребление естеством; потому трезвенная жизнь в браке не делает того, чтоб тело было не Господу, ибо оно при сем не выступает из воли Его и покорности Ему.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Иннокентий (Борисов) (1800−1857)

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Апостол Христов желает отвратить Коринфских учеников своих от плотских пороков, к коим так наклонна падшая природа наша, и кои с такою неимоверною силою свирепствовали в древнем мире языческом, несмотря на его возвышенную, по-видимому, образованность, и для сего указывает в сих словах на цель существования нашего человеческого тела. Чувственный человек смотрит на свое тело именно как на орудие чувственных, плотских наслаждений, и в сем поставляет цель его бытия; апостол внушает другое, говорит, что тело наше, хотя плотское, имеет цель не плотскую, а духовную, высокую, святую, некоторым образом — божественную; что оно предназначено окончательно не только для каких-либо плотских, преступных наслаждений, но вообще не для наших наслаждений, даже не для одного нашего духа, а для Виновника всяческих — Бога. ТелоГосподеви, — уже этого одного достаточно было бы, дабы вселить уважение к телу, заставить обращаться с ним, как с сосудом благодати, как с храмом Божества; но апостол сим не довольствуется, открывает достоинство тела человеческого еще с другой, высшей стороны, такой, которая выходит даже за пределы нашего постижения; он говорит, что и Господь (Сам Господь) телу, то есть как тело принадлежит, подобно некой собственности, Господу, так и Господь благоволит принадлежать телу, как Глава, как жизнь и свет человечества, Ему верного.

Сколько мыслей рождается при сем выражении таких, кои нельзя изобразить языком человеческим!.. И каждая из них должна служить побуждением блюсти свое тело в чистоте и святости.

Когда упразднит? Без сомнения тогда, когда будет упраздняться все ветхое — и ветхий мир, и ветхий человек.

Брашна чреву, и чрево брашном не будет — значит, будущее состояние восстановления человека будет еще выше его состояния в земном раю, ибо здесь заповедано: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси (Быт 2; 16), следовательно, брашна были чреву и чрево брашном, а там, в будущем состоянии, не будет ни того, ни другого.

С другой стороны, как чрево для брашен и брашно для чрева упразднятся, когда и на новой земле, под новым небом, побеждающим обещано вкушение от древа животного (Откр 2; 1) и манны сокровенныя? (Откр 2; 17).

Это древо животное, сия манна сокровенная есть, без сомнения, не другое что, как то брашно пребывающее в живот вечный (Ин 6; 27), которое и Сам Спаситель, еще быв на земли, обещал верующим; но сие пренебесное брашно есть — Он Сам!.. Для вкушения сего Божественного Брашна — не чрево, а душа чистая и святая.

Чрево для брашен и брашно для чрева упразднятся!.. Что же будет с теми, для коих, по выражению апостола, чрево есть бог? Что будет с низкими поклонниками студного кумира, когда сам кумир распадется в прах? Да помыслят они, в свободный час, о сем сами!.. Или пусть справятся в Послании апостольском; там ясно указан ужасный конец тех, имже бог чрево, и ихже слава в студе (Флп 3; 19).

Источник: Заметки.

Ефрем Сирин (~306−373)

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит. Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем; и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела: чтобы в тело вселился, чтобы в нем воплотился Господь — в этом высшая, окончательная и единственная цель человеческого тела. Дабы Господь и человек объединились, стали одним: Богочеловеческое соединение, причем Господь остается Господом, а тело остается телом по своей природе и сущности, хотя и в полном благодатном единстве с Господом. Поэтому путь тела твоего и моего — это путь тела Христова: обожение, обогочеловечение.

Источник: Подвижнические и богословские главы.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Пища для чрева, и чрево для пищи

Чревом называет чревоугодие, а не член нашего тела; пищей же — неумеренное употребление пищи. Итак, смысл слов такой: неумеренное употребление пищи находится в дружбе и родстве с чревоугодием, и наоборот. И то и другое не может привести нас к Христу, напротив, преданных себе пересылают взаимно одно к другому, — неумеренность к чревоугодию, а чревоугодие к неумеренности.

Но Бог уничтожит и то и другое

Не чрево, но чревоугодие, и не пищу, но неумеренность в пище. В слове уничтожит некоторые видят предсказание о состоянии будущего века, то есть что там не будет нужды ни в пище, ни в питии. Если же там и умеренное употребление пищи не будет иметь места, то тем паче упраздняет неумеренность и чревоугодие. Сказав, что вместе с упразднением пищи упразднится и чрево, выразил ту мысль, что вместе с насыщением прекращается желание большего. По словам же других, он запечатлел свое увещание молитвой о том, чтобы упразднились, то есть прекратились, и неумеренность и чревоугодие.

Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Из этих слов видно, что апостол говорит о чревоугодии по поводу речи о блуде. Ибо следовало бы сказать так: тело же не для брашен и не для чрева. Но он не так сказал, а как? не для блуда, показывая, что бывает следствием телесных наслаждений, именно — блуд. А смысл слов его такой: тело, говорит, не для того создано, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы повиновалось Христу, как главе своей, а Господь управлял им, как глава.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Что же Господь для тела? Подразумевается, что тело, посвященное бессмертию, предстанет воскресшему Господу и будет вознаграждено даром духовным по достоинству вождя своего, то есть мыслящей души.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 13−14 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею

Особенную осторожность нужно соблюдать там, где дело касается чистоты тела или целомудрия. Имея в виду слова Христа, что входящее в уста не сквернит человека (Мф XV:11), Ап. говорит, что в отношении к пище можно прилагать принцип «все мне позволительно», тем более что те отправления нашего тела, какие имеют связь с пищей, прекратятся в день воскресения и прославления тел человеческих: Бог уничтожит, сделает ненужными и эти отправления, и самую пищу! Не так дело обстоит по отношению ко всему телу человеческому. Это тело вовсе нельзя осквернять блудом, потому что оно назначено для Господа Иисуса Христа, чтобы Ему принадлежать и служить Ему орудием (ср. Рим VI:13; XII:1), как и Сам Христос стоит в отношении к телу, потому что пребывает в нем и прославит его со временем. В силу такого отношения ко Христу тело не погибнет. Как Бог воскресил Христа, так воскресит Он и это тело человеческое, бывшее во время земной жизни собственностью и освященным орудием Христа-Господа. — Нас воскресит. Следов., с этим телом Ап. отождествляет всю человеческую личность, для которой тело собственно составляет только орган действования. — Конечно, имея в виду такое непреходящее значение тела, мы должны относиться к нему с почтением, ничем его не унижать. — Здесь Ап. причисляет себя к тем, которые умрут и будут воскрешены, в других же случаях (напр. XV:52) он представляет себя дожившим до второго пришествия. Это служит свидетельством того, что день второго пришествия и для него был неизвестен.

См. также Толкование на 1Кор 6:12


Открыть окно