I. О том, что такие грешники не наследуют Царства Божиего, он говорит им как об очевидной истине, они не могли не знать о ней. Самый слабый среди них должен хорошо знать, что неправедные Царства Божия не наследуют.., ст. 9. Павел перечисляет некоторые виды грехов: против первой и второй заповедей (идолослужители), против седьмой (блудники, прелюбодеи, малакии и мужеложники), против восьмой (воры и хищники), против девятой (злоречивые) и против десятой (лихоимцы и пьяницы) — как те, что легко приводят к нарушению и всех остальных заповедей. Кто хоть сколько-нибудь знаком с религией, должен знать, что небо предназначено не для таковых. Отбросы земли никак не подходят для заполнения небесных обителей. Делающие дела диавола не могут ожидать от Бога никакого другого возмездия, кроме смерти, праведного возмездия за грех Рим 6:23.
II. Однако Павел предупреждает коринфян против самообмана: Не обманывайтесь. Хотя они не могут не знать вышеупомянутой истины, но, к сожалению, весьма склонны пренебрегать ею. Люди очень любят обольщать себя, думая, что Бог таков же, как они, что они могут жить в грехе и, тем не менее, умереть во Христе; про водить свою жизнь как дети диавола и направляться к небу вместе с детьми Божиими. Но это страшное заблуждение. Мы не можем надеяться, что, посеяв в плоть, по жнем жизнь вечную.
III. Павел напоминает коринфянам об изменениях, произведенных в них Евангелием и благодатью Божией: И такими были некоторые из вас... (ст. 11), то есть такими отъявленными грешниками, каких он перечислил выше.
Заметьте: Некоторые, прославившиеся своими добродетелями после обращения, прежде были известны своими пороками. Какие славные изменения производит благодать Божия! Самых низких из людей она превращает в святых, в детей Божиих. Такими были некоторые из вас, но теперь вы не такие. Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Греховное состояние человека до его обращения не является препятствием для его возрождения и примирения с Богом. Кровь Христа и баня возрождения очищают от всякой вины и всякой скверны. Здесь имеет место риторическое изменение естественного порядка: Вы освятились и оправдались. Освящение упоминается прежде оправдания. Но имя Христа, Кем мы оправдываемся, стоит перед именем Духа Святого, Которым мы освящаемся. Наше оправдание обязано заслугам Христа, а наше освящение — работе Духа Святого, но они действуют вместе (параллельно). Никто не может быть очищен от вины греха и примириться с Богом через Иисуса Христа, если он не освящается одновременно Духом Божиим. Всех оправданных перед Богом благодать Его делает святыми.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
«И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились» (1Кор6:11). Сильно он укоряет их этими словами; подумайте, говорит, от каких зол Бог избавил вас, какое явил вам доказательство своего человеколюбия; и не ограничил Своего милосердия одним избавлением от зол, но простер Свое благодеяние еще далее: сделал вас чистыми. Да и только ли? Нет, — еще и освятил; и это не все, — и оправдал. Освободиться от грехов — уже великий дар; но Он еще обогатил вас бесчисленными благами; притом именем Господа нашего Иисуса Христа, не таким-то и таким-то, но и Духом Бога нашего.
Источник: Гомилия 16 на 1-е послание к Коринфянам
И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего
Были некоторые таковы, а теперь верно ни они, ни другие — не таковы. Ибо если б и теперь были таковы, не пощадил бы их Апостол и не стал прикрывать. И святой Златоуст говорит, что «Апостол произнес вышепомянутую угрозу не потому, чтобы знал за коринфянами все эти грехи, но чтобы сделать всех бдительными и осторожными». Для поддержания бдительности над собою к угрозам он прилагает теперь напоминание о полученных ими духовных благах при вступлении их в лоно Церкви. Он как бы говорит им: «Подумайте, от каких зол Бог избавил вас, какое явил вам доказательство Своего человеколюбия; и не ограничил Своего милосердия одним избавлением от зол, но простер Свое благодеяние еще далее: сделал вас чистыми. И только ли? — Нет, но и освятил; и это не все, но и оправдал. Омыться от грехов — уже великий дар, но Он еще обогатил нас бесчисленными благами. Итак, возлюбленные, зная это и представляя величие дарованных нам благ, будем жить благочестиво, соблюдая себя чистыми от всех исчисленных грехов» (святой Златоуст). И это внушение Апостола похоже на то, которое он высказал, заповедав очищать ветхий квас. Там он сказал: у вас пасха на столе; будьте безквасны, опресночны, не допуская в себе никакой примеси греха и страстей. Здесь говорит то же: омылись, освятились, оправдались; не падайте опять в нечистоту, не теряйте оправдания и освящения, то же что: будьте безквасны, опресночны. Сказать: омыстеся, освятистеся и оправдистеся, значит сказать то же что: пасха на столе. Ибо пасха означала исхождение из Египта, избавление от рабства и вступление в свободу независимого народа. Омыться, освятиться и оправдаться есть — избавиться от рабства греху, выйти из Египта страстей и области сатанины и вступить в духовную свободу сынов царствия, ходящих в воле Царя правды. Памятовать о всем этом и значит памятовать, что у нас пасха на столе, ибо все сие дается о имени Господа нашего Иисуса Христа, Агнца нашего пасхального, благодатию Святого Духа.
Омыстеся, то есть первородный грех и все наши произвольные грехи прощены: эти нечистоты смыты в водах крещения чрез приобщение крови Господа, на кресте грехи наши пригвоздившего. Освятистеся, то есть в прощенных и обезвиненных вас вселена благодать Святого Духа, положившая в вас зачаток новой, святой жизни и освятившая вас. В ваших мыслях, желаниях и чувствах все стало свято, и в сердце вашем властвует одна ревность навсегда быть святыми, как вышли из купели.— Оправдистеся, то есть сказанное настроение ваше и составляет вашу внутреннюю правоту, непорочность пред лицем Бога и ангелов и пред судом вашей совести. Именем Господа все сие дается, ибо дается по вере в Него и чрез приобщение Его смерти и животу. Сила же, производящая сие, есть благодать Святого Духа.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
И из вас такими когда-то некоторые были, но омылись, освятились и оправдались. Итак, да не возобновляется это снова в вас.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
Павел говорит, что они изменились к лучшему: не то чтобы вообще избавились от греха (что в этой жизни невозможно), но перестали подчиняться желанию греха (что в добропорядочной жизни возможно).
Источник: Против Юлиана.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
Размыслите, говорит, от каких зол освободил вас и какие блага даровал вам Бог. И вы подвержены были всем выше исчисленным порокам, но Он очистил вас от них, и не только очистил, но и освятил. Каким образом? Оправдав вас; сначала омыл вас, потом, оправдав, освятил, не именем того или другого учителя, но именем Христа и Святым Духом. То есть Троица даровала вам эти блага; ибо сказав, что Бог освятил именем Христа и Святым Духом, выражает не другое что-нибудь, но именно Троицу.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
Все эти дары чистоты известны как принимаемые при крещении, что есть основа веры евангельской. В этом верующий омывается от всех грехов, оправдывается именем Бога и через Святой Дух Бога нашего усыновляется. Тем самым апостол напоминает коринфянам, сколько и какую благодать получили следующие истинной традиции; позднее они лишили себя этой благодати, отступив в мыслях по наущению лжеучителей от правила крещения. Павел стремится призвать таких из коринфян обратно к первоначальному образу мыслей, так чтобы они могли вернуть себе однажды полученное.
Источник: На Послания к Коринфянам
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего
Апостол только что старался подействовать на коринфян тем, что угрожал им возможностью лишиться права на вход в Царство Небесное. Теперь он старается оживить в них сознание их христианского достоинства, которое обязывает их быть чистыми и праведными. Коринфяне должны помнить, что они уже вступили в новую жизнь путем крещения. − Некоторые. Этим Ап. хочет сказать, что далеко не все коринфяне вели до обращения в христианство нечестивый образ жизни. − Но омылись. Это, несомненно, обозначает собою таинство крещения, (средний залог здесь поставленный в греч. тексте указывает на то, что крещение было актом личного, сознательного решения каждого верующего). − Но освятились, но оправдались. Эти оба выражения разъясняют то, что человек получает в таинстве крещения. Крещение, — хочет сказать Ап. — не было простым символом. Нет, оно сопровождалось освящением, т. е. при крещении был ниспослан верующим Св. Дух, с получением Которого верующие начали новую, благодатную жизнь (ср. Деян II:38; 2Кор I:21, 22; Еф I:13), а затем в крещении верующим было дано и оправдание, т. е. они стали праведными, усвоив себе праведность Христову. Ап. здесь ставит сначала освящение, а потом оправдание потому, что ему нужно было противопоставить настоящее состояние верующих прежнему их состоянию. В другом случае он поступает наоборот (ср. I:30). − Именем Господа. Такую силу получает акт крещения от того, что оно совершается во имя Господа Иисуса Христа, т. е. с призыванием Его имени, по Его велению, Его силою и на основании того, что Его искупительная жертва за все человечество принята Богом, и Духом Бога нашего, т. е. в крещении низводится на крещаемого Дух Божий − начало новой жизни (таинство миропомазания, соединенное с крещением). − Здесь видно как будто отступление от известной из Евангелия формулы крещения: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Мф XXVIII:18). Но, во-первых, Ап. здесь, очевидно не дает и не хотел дать формулы крещения, а во-вторых и здесь есть указание на три лица Божества — это именно: 1) Господь Иисус Христос, 2) Дух и 3) Бог наш, т. е. Бог Отец.
См. также Толкование на 1Кор 6:1