Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 5 глава 5 стих)

παραδουναι aor. act. inf. от παραδιδωμι (#4140) передавать, отдавать, в юридическом смысле. Это похоже на проклятие со ссылкой на подверженность тела влиянию сатаны (SBT, 143; LAE, 303f; TLNT, 3:19-21; James Т. South, "A Critique of the 'Curse/Death' Interpretation of 1 Corinthians 5.1-8", NTS 39 [1993]: 540-44). Inf. как дополнение гл.: "я судил и принял решение" (ст. 3), или inf. в косвенном повелении (VANT, 382; Kistemaker). τοιουτον (#5525) асс. sing, подобный, ολεθρος (#3897) разрушение; предл. εις (#1659) указывает на цель передачи, разрушение. Это слово обо¬значает уничтожение и смерть, часто в связи с Божьим судом над грешниками (TDNT; SB, 3:358; J. Т. South, "A Critique...", NTS 39 [1993]: 543-44; CCFJ, 3:190-91). Некоторые видят в этом указание на физическое наказание, другие — на изгнание из христианской общины (Fee; Schrage; RWP; J.Т.South, "A Critique...", NTS 39 [1993]: 539-61). σωθη aor. conj. pass, от σωζω (#5392) избавлять, спасать. Conj. с ινα (#2671) выражает цель.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 5 глава 5 стих)

5:5 предать сатане «Предать» — сильное выражение, означающее судебный приговор. Оно приравнивается отлучению. Человек исторгается из христианского братства и благословения и выбрасывается в царство сатаны, в мир. См. пояснение к 1Тим 1:20. измождение плоти Имеется в виду высочайшая кара за грех, которая может привести к болезни и даже смерти. См. пояснения к 11:29−32; ср. Деян 5:1−11. дух… спасен Нераскаявшийся человек может сильно пострадать при Божьем суде, но не будет разлагать церковь, и скорее всего он будет спасен при таком наказании, чем если бы церковь терпела и принимала его. день Господа нашего Иисуса Христа Это время, когда Господь вернется с наградой для Своего народа. См. пояснение к 1:8.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 5 глава 5 стих)

5:5 Что он мог сделать? Предать такого человека сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. Комментаторы расходятся во мнениях о значении этого выражения. Некоторые считают, что оно описывает акт отлучения от поместной церкви. Вне Церкви — сфера господства сатаны (1Ин 5:19). Поэтому «предать сатане» означает просто отлучить от Церкви. Другие думают, что апостолам была дана особая власть предавать сатане, но сегодня верующие такой власти не имеют.

Расходятся взгляды и на то, что означает словосочетание «измождение плоти». Многие считают, что оно описывает физические страдания, которые пошлет Бог, чтобы разрушить в жизни человека власть грешных похотей и привычек. Другие полагают, что измождение плоти — это медленная смерть, которая даст человеку время раскаяться и получить избавление.

В любом случае мы должны помнить, что наказание верующих всегда должно способствовать восстановлению их общения с Господом. Само по себе отлучение — это никогда не конец, но всегда средство приближения конца. Окончательная его цель состоит в том, чтобы дух был спасен в день Господа Иисуса. Другими словами, здесь не содержится мысли о вечном проклятии человека. Господь наказывает его в этой жизни за совершенный им грех, но он будет спасен в день Господа Иисуса.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 5 глава 5 стих)

Стихи 1−6. I. Один из членов коринфской общины был виновен в блудодеянии, ст. 1. Об этом, к бесчестью и поношению их церкви, говорили повсюду. Мерзкие грехи в среде христиан быстро замечаются и подвергаются широкой огласке. Мы должны вести себя чрезвычайно осмотрительно, так как за нами наблюдает множество глаз. В данном случае имело место не обычное блудодеяние, но такое, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца свое го (ст. 1), то есть либо женился на ней еще при жизни своего отца, либо имел ее своей наложницей при живом отце или после его смерти. Нельзя сказать, что у язычников не было кровосмесительных браков, но они всегда вызывали возмущение всех честных и добропорядочных людей даже среди них. Они не могли говорить об этом без отвращения. И вот, такой мерзкий поступок совершил один из членов коринфской церкви. Самые лучшие церкви могут подвергнуться сильному разложению, когда в них проникает порок.

II. Павел очень сурово укоряет коринфян за их отношение к этому делу: И вы возгордились.., ст. 2.

1. Возможно, они гордились этим развращенным человеком. Быть может, он был образованным, знающим и поэтому весьма уважаемым, имел много приверженцев, хвалившихся им как своим лидером. Вместо того что бы скорбеть о его падении и испытывать чувство стыда за него, они продолжали восхвалять его и по-прежнему гордились им. Нередко следствием гордости или самодовольства бывает неумеренная привязанность к человеку, делающая нас слепыми к их недостаткам, так же как и к своим собственным. Только истинное смирение может заставить человека увидеть и признать свои ошибки. Гордые люди либо не замечают их, либо искусно маскируют, либо преподносят свои пороки как добродетели. Те, что восхищались дарами этого человека, виновного в грехе кровосмешения, могли проглядеть его ужасный проступок или не придать ему серьезного значения. Или 2. Возможно, возгордились члены церкви, принадлежавшие к оппозиционной партии. Они гордились собой, потому что стояли в истине, и унижали того, кто упал. Превозноситься над теми, кто впал в ошибку или грех, — великое зло. Мы должны оплакивать согрешивших, а не превозноситься над ними. Вероятно, это было результатом их разделений. Враждующая партия использовала это позорное падение в своих интересах и была рада такой возможности. Грехи наших братьев должны быть нашей скорбью. Более того, церковь должна оплакивать скандальное поведение отдельных членов и, если они не исправляются, изгнать их из своей среды.

III. Апостол дает коринфянам указание, как им следует поступить с этим человеком. Они должны отлучить его и предать сатане (ст. 3−5): А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, то есть он, благодаря откровению свыше и дару проницательности, которым наделил его Дух Святой, так хорошо представлял случившееся у них, что мог принять решение по поводу его, причем с авторитетом от Духа Святого. Он говорит это, для того чтобы они знали, что хотя он находится далеко от них, однако решение его не будет неправильным, что он может судить об этом деле так, как если бы присутствовал среди них. Апостол добавляет: ...сделавшего такое дело. Дело было не только в самом свершении ужасного греха, но и в некоторых отягчающих его обстоятельствах. Может быть, он был служитель, учитель или начальствующий среди них. Грех такого человека навлекал особое поношение на церковь и на звание христианина. Павел рассудил, что он должен быть предан сатане (ст. 5) и что это необходимо сделать во имя Господа нашего Иисуса Христа в собрании всей церкви, где и он сам будет присутствовать духом своим. Некоторые считают, что это следует понимать как обычное отлучение от церкви, что «предание сатане во измождение плоти» означает отречение от согрешившего, изгнание его из церкви, чтобы таким путем привести его к покаянию и умерщвлению плоти. Мир поделен между Христом и сатаной: кто, называясь христианином, живет в грехе, принадлежит другому господину и должен быть отдан ему путем отлучения, причем во имя Иисуса Христа. Это должно быть сделано, когда все соберутся вместе, на общем собрании. Чем более открыто совершается отлучение, тем оно торжественнее, а чем торжественнее, тем эффективнее воздействует на грешника, 1Тим 5:20. Другие считают, что апостол имел в виду не просто отлучение от церкви, а проявление сверхъестественной власти церкви предавать грешника, согрешившего позорным грехом, в руки сатаны, чтобы тот подверг его телесным болезням, причинил ему телесные мучения, что и означает измождение плоти. Такое измождение плоти представляет собой счастливую возможность для спасения духа. Церковное осуждение является доброжелательным по отношению к осуждаемому и преследует великую цель — его духовное вечное благо, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа, ст. 5. Однако при этом имеются в виду не только благие цели в отношении согрешившего. Ибо:

IV. Как намекает Павел, существует опасность осквернения от этого дела: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Дурной пример человека уважаемого, не рядового чрезвычайно вреден, так как его влияние распространяется очень широко. Вероятно, именно это имело место в данной церкви, см. 2Кор 12:21. Они не могли не знать этого, опыт всего мира подтверждает это: одна паршивая овца заражает все стадо. Малая закваска удивительно быстро вызывает брожение во всем тесте. Ради сохранения своей чистоты Церковь должна изгонять согрешивших грубыми, позорными грехами.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 5 глава 5 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа

Предати таковаго сатане во измождение плоти. Это не в том только смысле, — чтоб отлучить от Церкви, вне которой область сатанина (Деян 26:18), а в том, чтоб злой дух овладел телом его и измождил его. Плотской грех в плоти наказывается. Изможденная плоть ослабит узы греха и даст простор духу покаяться. Это врачевство, а не казнь. «Подобное было с блаженным Иовом, хотя не с одинаковою силою: там — для славнейших венцов, а здесь — для разрешения от грехов, дабы сатана наказал его злокачественными ранами или другою какою-нибудь болезнию. В другом месте он говорит: судими, от Господа наказуемся (1Кор 11:32); а здесь, желая сильнее тронуть грешника, предает его сатане, хотя и это зависит от воли Божией, чтобы наказана была плоть его. Так как похотные желания рождаются от чревоугодия и невоздержания плоти, то он и наказывает ее» (святой Златоуст).

Да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. «То есть дабы спасена была душа, не в том смысле, чтобы она спасалась одна, но разумея ту несомненную истину, что, когда она спасется, тогда и тело непременно будет участвовать в спасении. Тело сделалось смертным за грех души; потому, если душа станет праведною, то и тело опять удостоится великой славы. Таким образом эти слова означают более попечение и врачевание, нежели простое поражение, или напрасное и тщетное наказание, ибо польза больше наказания: это временное, а та вечная. И не просто сказал: «да дух спасется», но: «в» тот «день». Премудро и благовременно напоминает им об этом дне, дабы и они усерднее приступили к врачеванию, и он скорее принял врачевство, видя, что эти слова происходят не от гнева, но от заботливости попечительного отца. Для того он и сказал: «во измождение плоти»; здесь он предписал законы диаволу и не позволил ему простираться далее пределов, подобно как об Иове Бог сказал: токмо души его да не коснешися (Иов 1:12, 2:6)» (святой Златоуст).

См. также Толкование на 1Кор 5.3

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Предание сатане во измождение плоти между прочим означает и то, чтобы грешник наказан был разными телесными недугами, страданиями, ранами и болезнями неисцельными, дабы уцеломудрился, пришел в чувство и раскаялся и нехотя, будучи вынужден страданиями тела, и чего не хотел сделать, будучи здоров, то сделал от болезни и мучений плоти. Ибо Бог, когда согрешит душа, наказывает тело, чтоб она, пришедши в чувство, покаялась и спаслась. Когда же таковой, покаявшись и исправившись, причастится Святых Таин, тогда святыня божественного причащения великую явит в нем силу и власть, сокрушит грех и душу его очистит от склонности и похотения, какие имеет он ко греху. Ибо как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха.

Источник: Слова (Слово 33-е).

Ефрем Сирин (~306−373)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Предать таковаго сатане во измождение плоти, чтобы дух спасен был в день Господа нашего Иисуса Христа, то есть: чтобы был отлучен от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т.е. если не покается), по отлучении его, да увещаваются другие, чтобы не подражали ему.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Предание сатане на измождение плоти, да дух спасется, вероятно, состояло, как и ныне состоит, в том, что Бог попускает вселиться сатане в человека и мучить его внутреннею скорбию и теснотою, потому что апостол, прося принять опять в любовь преданного сатане, представляет причину: дабы он не был поглощен чрезмерною печалью (2Кор 2,7). А страшно тяжело в нас владычество сатаны! Опыт.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Он передал их сатане… для наказания, тех, которые до того, как были переданы, творили зло по собственной воле.

Источник: Апология против книг Руфина.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Из этого мы научаемся, что на отделяемых и отлучаемых от тела Церкви наступает диавол, обретая их лишенными благодати.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Евагрий Понтийский

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «мужу печальну засышут кости» (Притч 17:22). И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному [из удовольствий] мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись [в нас, этот бес] рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места [своего подвижничества]. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: «Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил» (Иов 30:24). Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, [принявшее его]. Этому бесу [Апостол] Павел предал коринфского беззаконника; поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: «Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2Кор 2:7−8). Впрочем, [Апостол] знал, что этот угнетающий людей дух [иногда] становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу «порождениями ехидны», говоря им: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3:7−9). Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего (Быт 12:10), стал [тем самым] сильнее этого беса.

Источник: О помыслах.

Севериан Габальский (?—~408)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Апостол делает это не для того, чтобы предать его власти сатаны или обрадовать сатану, но потому, что мы обычно приписываем сатане все трудное в жизни, например, болезни, печали, скорби и другие несчастья, как сам апостол говорит в одном месте: Дан мне жалом сатана удручать меня (2Кор 12:7). Таким же способом он и здесь приказывает предать его сатане — то есть жизненным трудностям.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Павел говорит об упомянутом выше оскверненном сатаной, чтобы дух был спасен в человеках Церкви в день суда: если не будет изгнан скверный из Церкви, не спасен будет дух Церкви в день суда. Заслужили это все по причине осквернения, и в день Господень нагими Духом Святым найденные, услышат от Господа Судии: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:23).

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа

Предать. Естественнее ставить это слово в зависимость от глагола: решил (ст. 3). Что касается Апостола, то он, в силу своей апостольской власти, уже решил преступника предать сатане. Собрание сочувствующих этому решению коринфян должно позаботиться о том, чтобы это решение пришло в исполнение, а в том, что такие сочувствующие найдутся — Апостол не сомневается. — Предать сатане. Это выражение встречается только еще в 1Тим (1:20). Одни толкователи видят в этом выражении обозначение простого отлучения от Церкви, но это толкование не обращает внимания на выражения: силою Господа… и во измождение плоти. Кроме того, упоминаемые в 1Тим лжеучители Именей и Филат были преданы сатане для того, чтобы научились не богохульствовать. Но разве отлучение от Церкви заставило бы их прекратить свои богохульства?! Другие, обращая внимание на выражение: во измождение плоти, видят в настоящем случае предание преступника сатане, для того чтобы этот последний, по свойственной ему злобе и жестокости, мучил грешника, при чем одни предполагают, что это предание сатане было тесно связано с отлучением, другие же не видят нужды делать такое предположение. Это последнее мнение нужно признать наиболее вероятным. Сатане в Св. Писании очень часто приписывается власть причинять людям физическое зло (напр. история Иова; Лк 13:16; 2Кор 12:7). Он пылает такою злобою к людям, что в благоприятном случае всегда нападает на них, мучит их, не разбирая, грешники ли это перед ним или праведники. Он не понимает даже, вредно это или полезно будет для его власти над миром… Наконец, телесные страдания, какие грешник должен был претерпеть от диавола (болезнь), должны были заставить его придти в себя и раскаяться. — Во измождение плоти (εις όλεθρον τη̃ς σαρκός). Одни видят здесь уничтожение плоти в нравственном смысле этого слова, т. е. подавление греховных стремлений, в силу боли и раскаяния, какие были бы вызваны в грешнике чрез исключение его из Церкви. Но с этим мнением нельзя согласиться, потому что это исключение могло повести человека и к ожесточению во грехе, и потом для такой идеи Апостол воспользовался бы другими, более подходящими выражениями (напр. упразднить — Рим 6:6; умертвить — Кол 3:5; распять — Гал 5:24). Другие видят в этом измождении плоти действительное ослабление тела, которое (ослабление) должно окончиться смертью. В таком смысле — в смысле живого тела — выражение плоть нередко употребляется у Ап. Павла (Флп 1:22; Гал 2:20) и, след., это толкование можно признать за правильное, тем более что пример подобного осуждения мы уже имеем в суде Ап. Петра над Ананией и Сапфирою (Деян 5:1 и сл.). Только там смерть преступников воспоследовала сразу по произнесении приговора, а здесь она должна была наступить после долгой болезни. — Чтобы дух был спасен… Ап. не говорит, что дух, эта высшая сторона человеческого существа, непременно будет спасен, т. е. войдет в общение с Божеством и будет блажен. Но во всяком случае для спасения духа то средство, какое избрал Апостол — именно измождение тела, где свил себе гнездо грех, — единственно пригодное!.. В день Господа… т. е. во время последнего суда над миром, который совершит Господь Иисус Христос при втором Своем явлении на земле. — Где принесет кровосмесник покаяние, которое послужит ему ко спасению? Здесь, на земле, пред смертью, потому что за гробом покаяние приносить уже поздно (см. притчу о богатом и Лазаре) [Ph. Bachmann, также понимая выражение εις όλεθρον της σαρκος как обозначение телесной смерти, указывает на слова Христа (Мф 18:6), в которых проводится мысль, что грешнику иногда лучше умереть, чтобы развитие его греховности приостановилось и осталась таким образом надежда на спасение…].

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор 5:1


Открыть окно