Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 4 глава 8 стих)

κεκορεσμενοι perf. pass. part, от коρεννυμι (#3016) насыщать, наполнять; pass. насыщаться, иметь достаточно. Используется иронически: "вы думаете, что обладаете уже всей духовной пищей, в какой нуждаетесь" (BAGD). Part, в перифр. обороте или в роли praed. adj. Perf. подчеркивает завершенное состояние или условие, επλουτησατε aor. ind. act. от πλουτεω (#4456) быть богатым. Inch, aor., "обогащаться", χωρις (#6006) с gen. без. εβασιλευσατε aor. ind. act. от βασιλευω (#996) править, царствовать. οφελον частица, происходящая от οφειλω (#054) владеть; выражает невозможное желание (BD, 181; MKG, 252; RG, 1003f). συμβασιλευσωμεν aor. conj. act. от συμβασιλευω (#996) править совместно, быть со-правителями. Conj. с ινα (#2671) выражает цель.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 4 глава 8 стих)

4:8 пресытились… обогатились… стали царствовать Здесь Павел строго укоряет коринфян, используя хвалебный сарказм, и говорит о том, что они в самодовольстве якобы достигли духовного величия. Они были подобны лаодикийцам (см. Откр 3:17). Ср. Флп 3:12; Тим. 4:8; Иак 1:12; 1Пет 5:4. царствовали И все же Павел действительно желал, чтобы наступило Тысячелетнее царство, в котором они все могли бы разделить славу Господа.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 4 глава 8 стих)

4:8 Коринфяне стали самоуверенными; они уже пресытились. Они гордились собой, потому что обладали многими духовными дарами, они уже обогатились. Они жили в роскоши, удобстве и обеспеченности. Они ни в чем не нуждались. Они вели себя так, словно уже царствовали, но делали это без апостолов. Павел утверждает, что желал бы, чтобы время царствования уже пришло, чтобы и он мог с ними царствовать! Между тем, как кто-то заметил, «жизнь — это время подготовки к царствованию». Христиане будут царствовать с Господом Иисусом Христом, когда Он вернется и установит Свое Царство на земле. А пока им дарована привилегия разделять с отвергнутым Спасителем Его позор. Г. П. Баркер предупреждает:

«Искать свой венец, пока Господь не получил Свой, — вероломно. И все же некоторые христиане в Коринфе именно это и делали. Сами апостолы несли поношение Христово. Но коринфские христиане были «богаты» и «благородны». Они стремились к приятному времяпрепровождению, тогда как их Господь испытывал тяготы». (H. P. Barker, Coming Twice, p. 80.)

На коронациях пэры никогда не надевали своих корон, пока не был увенчан короной суверен. Коринфяне изменили этот порядок; они уже царствовали, в то время как их Господь был все еще отвергнут!


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 4 глава 8 стих)

Стихи 7−13. В этом разделе апостол уже не намекает, а прямо предупреждает коринфян о том, чтобы они остерегались гордости и превозношения, чтобы не впадали в искушение презирать его, из-за того что их внешние обстоятельства были такими разными.

I. Он предостерегает их против гордости и самодовольства, объясняя им, что всеми своими отличиями они обязаны Богу: ...кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?.. (ст. 7). Здесь апостол обращается уже к служителям, возглавлявшим различные группировки. Чем им хвалиться, если все свои дары они получили от Бога? Они их получили и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Но это относится и к нам, это общий принцип: у нас нет оснований гордиться своими достижениями или свершениями; всем, что мы имеем или делаем, всем, что есть в нас доброго, мы обязаны щедрой и богатой благодати Божией. Для хвастовства совершенно не остается места. Тому, кто все получил, нечем хвалиться. Если мы будем сознавать свой долг перед божественной благодатью, то избежим высокомерия и самодовольства.

II. Указывая на необходимость смирения, Павел прибегает к довольно резкой иронии: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас... Вы имеете не только достаток, но изобилие духовных даров; более того, вы делаете их поводом для своей славы без нас, то есть в мое отсутствие, и не испытывая никакой нужды во мне». Этот постепенный переход от достатка к богатству и от богатства к царствованию показывал, как много коринфяне превозносились своим изобилием мудрости и духовных даров и как сильно это настроение распространилось среди них за время отсутствия апостола, так что они забыли, что многим были обязаны ему во всем этом. Обратите внимание: Гордость склонна переоценивать оказанные ей благодеяния и забывать о благодетеле, распоряжаться своими дарами и забывать о том, от кого они получены. Более того, она склонна преувеличивать их: «Вы стали царствовать, согласно вашему собственному мнению, — говорит апостол. — О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Желал бы я, чтобы вы действительно имели такую славу как христианская церковь, какую, без всяких на то оснований, вы приписываете себе. И я хотел бы разделять с вами эту славу, чтобы и нам с вами царствовать. Я не хотел бы быть в пренебрежении у вас, как это имеет место теперь, но быть уважаемым как служитель Христа как весьма полезный для вас слуга Его».

Заметьте: Кто думает о себе, что он очень хороший, кто слишком высокого мнения о себе, тот обычно плохо знает себя. Коринфяне могли бы царствовать, а вместе с ними и апостолы, если бы не надмевались своим воображаемым царствованием. Гордость является большим препятствием для нашего совершенствования. Кто думает, что уже достиг высот, что не только имеет достаток, но и богат и даже царствует, тот остановился в своем духовном росте и совершенствовании.

III. Павел описывает обстоятельства, как свои собственные, так и других апостолов, и сравнивает их с обстоятельствами коринфян.

1. Положение апостолов: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем (англ. зрелищем. — Прим. переводчика) для мира, для Ангелов и человеков. Павел и другие апостолы, его сотрудники, подвергались суровым испытаниям. Никто никогда в мире не переживал таких преследований и скорбей. Они каждый день умирали: ...нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти.., ст. 9. Павел намекает на кровавые зрелища в Римских амфитеатрах, где победа не гарантировала жизни победителю, даже если он расправлялся со своим противником, а лишь продлевала ее до следующего боя, в котором он должен был либо быть поглощенным, либо разорванным на куски дикими зверями, так что эти несчастные преступники вполне могли быть названы людьми, приговоренными к смерти. Апостолы называются последними посланниками, по аналогии с гладиаторами, которые сражались в заключение и подвергались наибольшей опасности, так как должны были сражаться обнаженными. Главная мысль Павла заключается в том, что апостолы постоянно подвергались смертельной опасности за свое верное служение Богу. Бог как бы выставлял их на зрелище, подобно тому как римский император выставлял своих борцов на арену, хотя и не с той же самой целью. Апостолы должны были доказать, явить силу Божией благодати, подтвердить истинность своей миссии и учения и распространить христианство в мире. Это были цели, достойные Бога, прекрасные цели, способные вдохновить на борьбу. Служение апостолов было настолько же почетно, насколько и опасно: «Ибо мы сделались позорищем для мира, для Ангелов, для человеков (ст. 9), представлением (зрелищем). Ангелы и люди — свидетели наших гонений, страданий, терпения и великодушия. Они видят, как мы страдаем за верность Иисусу Христу, как жестоки наши страдания и как терпеливо мы их переносим силой Божией благодати. Наше служение трудное, но почетное, оно опасное, но и славное. Мир не может не видеть и не удивляться нашей бесстрашной твердости и непобедимому терпению».

2. Павел сравнивает свое положение с положением коринфян: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии, ст. 10. Мы безумны Христа ради — таково всеобщее мнение, и мы согласны считаться таковыми. Мы согласны слыть в этом мире безумцами и быть презираемыми, ради того чтобы были явлены мудрость Божия и слава Евангелия».

Заметьте: Верные служители Христовы терпят поношения, ради того чтобы явить мудрость Божию и силу Его благодати. «А вы мудры во Христе. Вы имеете репутацию мудрых и образованных христиан и поэтому оцениваете себя довольно высоко. Мы презираемы, за то что преподаем простые истины Евангелия, причем языком тоже простым и ясным, а вас уважают за ваше образование и человеческую мудрость, которую некоторые принимают за мудрость во Христе. Мы немощны, а вы крепки. Мы страдаем ради Христа (именно это подразумевается под немощью во 2Кор 12:10), в то время как вы благоденствуете и процветаете».

Заметьте: Не все христиане в одинаковой мере подвергаются страданиям. Некоторые страдают больше, чем другие, хотя все участвуют в той же самой борьбе. Знаменосцы в армии рискуют больше остальных. И служители во время гонений становятся обычно первыми и самыми большими мучениками. Не всегда тот, кто считает себя или прослыл среди людей самым опытным христианином, является таковым на самом деле. Коринфяне могли мнить себя более мудрыми и сильными во Христе, чем апостолы, и иметь среди людей такую репутацию. Но как они ошибались!

IV. Павел описывает некоторые из переживаемых ими страданий: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.., ст. 11−12. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне, ст. 13. Они вынуждены были трудиться своими собственными руками, чтобы обеспечить свое существование, но так как большую часть времени они были заняты умственным трудом и у них не оставалось достаточно времени, чтобы позаботиться о своем материальном благополучии, то им нередко приходилось терпеть голод и жажду и наготу. Они скитались по миру, не имея постоянного жилища. Действительно, жалкое положение для премьер-министров Царства Спасителя не иметь ни дома, ни семьи, нуждаться в пище и одежде! Однако оно было не хуже положения Того, Кто не имел, где приклонить голову, Лк 9:58. Но любовь и преданность Христу помогали им преодолевать все эти трудности! Как горячо они любили Бога, как ревностно жаждали спасения душ! Это была добровольная бедность, бедность довольная. Служение Христу и спасение душ были для них достаточным вознаграждением за все те недостатки материальных благ, которые им приходилось испытывать. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. С ними обращались как с людьми недостойными того, чтобы жить. В первых веках на христиан смотрели как на источник всех общественных бедствий, и они нередко оказывались жертвами народной ярости или приносились в жертву для умиротворения гнева их богов. И к апостолам относились не лучше. Они пользовались репутацией самых худших и самих негодных людей, самых достойных того, чтобы быть принесенными в жертву богам. Более того, они были прахом, всеми попираемым. Плохо быть прахом, кем-то попираемым, но быть попираемым всеми — какая ужасная участь? Как много сходства у апостолов с их Учителем! Они восполняли недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь! (Кол 1:24). Они страдали ради Христа, и страдали по Его примеру. Он был беден и презрен в Своей жизни и в Своем служении. И каждый, кто хочет быть верным Христу, должен быть готов переносить бедность и презрение в этом мире.

Заметьте: Те, кого люди считают недостойными жизни и с кем обращаются, как с мусором, как с отбросами общества, для Бога могут быть очень дорогими и достойными чести.

V. Как вели себя апостолы в этих условиях и чем воздавали за такое злое обращение с ними: ...Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.., ст. 12−13. Они воздавали благословением за злословие, добрыми увещаниями — за грубые поношения и оскорбления, были терпеливы в самих жестоких гонениях.

Заметьте: Ученики Христа, и особенно Его служители, должны твердо держаться своей непорочности и тщательно хранить добрую совесть, с каким бы противодействием и трудностями они ни встречались в этом мире. Чего бы им ни приходилось претерпевать от людей, они должны следовать примеру своего Учителя и исполнять Его повеления и заповеди. Они должны быть довольны тем, что их презирают и поносят за Христа.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 4 глава 8 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Се сыти есте, се обогатистеся, без нас воцаристеся: и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали

Се — вот как, вы уже сыти и обогатились! Не успели вкусить начатка от плодов веры, уже и сыты; не успели малость некую стяжать из ведения христианского и христианских добродетелей, как уже и богатыми себя считаете? Это с чем сообразно? С другой стороны, обличает гордость: там обличал ее тем, что она себе присвояет то, что даровано; а здесь тем, что она всегда исходит от пагубного самопрельщения, от чувства самодовольства: враг надувает в голову мысль, будто того, что имеется, так много, что большего и желать нечего. Остается только наслаждаться и украшаться венцами похвал, или прямее, сплетать себе самовосхваления, и вследствие того выситься над другими, смотря на них свысока. Как такого рода настроение очень смешно в существе дела, то для разорения его Апостол и употребляет иронию. «Се сыти есте. Не напрасно Апостол употребил слово: се (вот как, вы уже и сыты), но самым временем доказывает, как неосновательно и безрассудно их мнение. Он иронически говорит им: так скоро вы дошли до конца! Это не могло быть по самому времени; совершенство — в будущем; довольствоваться малым, это — знак слабой души; при малом считать себя богатым свойственно душе болезненной и жалкой; благочестие ненасытимо; при начатках считать себя получившим все и только еще в начале дела — достигшим конца, свойственно детскому рассудку» (святой Златоуст).

Без нас воцаристеся. «Мы еще бедствуем, подвергаемся страданиям за проповедь, а вы уже и царством насладились» (Феодорит). Надо подразумевать здесь — будто. Вы так себя держите, будто уже воцарились, будто настало царство славы, розданы венцы, настало блаженное ликование. Но как же это без нас? Мы трудимся, терпим всякого рода лишения, а вы уже и в царство будто вступили! Выставляет Апостол нелепость того помышления гордых, что у них уже всего вдоволь, нечего более трудиться. Он говорит здесь: ныне время труда и потов; нелепо себя иметь таким, как будто уж и царство в руках держишь. Или такая может быть здесь мысль: мы трудились и над вами, и над теми, которых вы к себе подобрали, а вы в труд наш вошли и распоряжаетесь там себе самовластно, будто настоящие цари. К вам все уже обратились, мы же вытеснены из внимания, будто нас нет, и мы ничего не значим, хотя толки ваши нашими именами украшаются. Но первая мысль прямее.

И о дабы воцарилися есте! — «Ирония кончилась; Апостол выражает действительное свое к ним расположение, и говорит как бы: в этом отношении не только не завидую вам, но и желаю, чтобы вы сподобились такого блага» (Феодорит). «А чтобы и эти слова не показались ирониею, продолжает: да и мы быхом с вами царствовали. Тогда, говорит, и мы с вами получили бы это благо!» (святой Златоуст). Этим «выразил Апостол безмерность своего смирения. Христос истинно царствует; слуги Его суть причастники Его царства; но Апостол, в намерении скромностию своею смирить их (вожаков партий) гордыню, употребил такое выражение» (Феодорит). «Как бы так: ради вас и нам дастся царство; авось и мы не лишимся такого блага. Ибо учителям справедливо быть там, где ученики, — не отставая от них. Или так: и мы с вами царствовали бы в вас, то есть ваша слава — наша слава. Честь учителям, когда ученики стоят высоко» (Экумений и Феофилакт). Следующие слова заставляют дополнить: но ведь этому нельзя быть теперь. Желали бы мы, чтоб вы уже в царстве будто были, чтоб и нам с вами там же быть, но время не то. Теперь — время трудов, скорбей, смертей.

Мысль сего места темновата. Не видно, что хотел внушить ею Апостол.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать

И что значит полученное вами — в сравнении с тем, что получили Апостолы? Уже при малых дарах, полученных вами, вы насытились и обогатились и без нас, то есть при нас (в виду нас, при нашей жизни), царствуете. Хорошо бы вам царствовать с ними (Апостолами), дабы и нам, имеющим эти дары, с вами царствовать.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Марк Подвижник (IV—нач.V вв.)

Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать

Если покаяние есть прошение милости, то упражняющемуся в покаянии должно озаботиться о том, чтоб не услышать се, сыти есте, должно продолжать неотступное прошение, как не имеющему достаточно, потому что всяк просяй приемлет.

Источник: Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Том 5. Глава 33. Учение святых Отцов о тесном пути: Выписка из творений преподобного Марка Подвижника.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Вы уже пресытились, вы уже обогатились

Слова, внушенные негодованием. Так скоро, говорит, вы все приобрели! ни в чем не имеете нужды! уже насытились; в короткое время достигли совершенства и получили все богатство познания и дарований! Совершенство достигается в будущем веке, а вы, казалось бы, уже имеете его. В самом деле, ваше тщеславие показывает; будто вы взошли на самый верх совершенства. Сими словами выражает, что они весьма несовершенны, когда ведут себя таким образом.

Вы стали царствовать без нас

И это говорит в том же расположении духа, показывая их бессовестность как бы так: удостоившись таких даров, вы не хотите нас, трудившихся для вашего блага, допустить к общению в оных.

О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать

О, если бы, говорит, вы царствовали, то есть достигли совершенства! Потом, чтобы речь не показалась насмешкой, присовокупляет: чтобы и нам с вами царствовать, то есть получить те же самые блага. Ибо ваша слава — моя, потому что для всякого учителя вожделенно совершенство учеников его.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать

Ап. слишком негодует на безосновательное самопревозношение коринфян, и речь его принимает характер иронии. Павел и другие апостолы живут в скорбях, а коринфяне, напротив, почему-то уже торжествуют. — Вы уже пресытились. У коринфян исчезла уже нищета духовная, алкание правды, слезы раскаяния, какие должны всегда сопровождать духовное развитие христианина (Мф V:1−4). Их духовные потребности как будто вполне удовлетворены. — Обогатились — конечно, многочисленными духовными дарованиями, что возбудило в коринфянах большое самомнение. — Вы стали царствовать, т. е. как будто вошли уже в славное царство Христово. — Без нас, т. е. так, что мы в этом прославлении совсем не участвуем.

См. также Толкование на 1Кор 4:6


Открыть окно