Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

Более естественно звучит перевод: “тогда будет похвала каждому от Бога”, но при этом цель артикля не достигается: каждый верующий должен получить особую похвалу. Смысл в том, что “каждый получит свою, личную похвалу от Бога”.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

ωστε (#6063) следовательно. Делает вывод из предыдущего, εως αν (#2401:323) с conj. пока, ελθη aor. conj. act. от ερχομαι (#2262) приходить. Conj. в indef. temp. прид. φωτισει fut. ind. act. от φωτιζω ел освящать, выносить на свет, φανερωσει fut. ind. act. от φανεροω (#5894) делать видимым, разоблачать, γενησεται fut. ind. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, быть, εκαστω dat. sing, от εκαστος (#1667) каждый. Dat. преимущества: "для каждого".


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

4:5 скрытое во мраке… сердечные намерения Речь идет о скрытых намерениях, мыслях и оценках, которые знает только Бог. Поскольку окончательные награды будут основываться не на внешнем служении, а на внутренней преданности (ср. 10:31), только Бог может воздать каждому по его заслугам. См. пояснения к 3:12−14.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

4:5 Учитывая это, мы должны быть чрезвычайно осторожны в оценке христианского служения. Мы склонны превозносить эффектное и сенсационное и недооценивать не привлекающую внимания, скромную работу. Безошибочная линия поведения такова: не судить никак прежде времени, а подождать, пока не придет Господь. Он может судить не только то, что на виду, но и движения сердца — не только то, что сделано, но и почему это сделано. Он обнаружит сердечные намерения, и нет нужды напоминать, что все сделанное для того, чтобы показать или прославить себя, не получит награды. Слова «каждому будет похвала от Бога» нельзя воспринимать как простое обещание, что каждого верующего в тот день похвалят за его служение.

Они означают, что каждый, кто заслуживает похвалу, получит ее от Бога, а не от людей.

В следующих восьми стихах апостол достаточно ясно указывает, что причина разделений, начавшихся в коринфской церкви, — гордость.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

Стихи 1−6. I. Павел претендует на уважение, подобающее ему как служителю, которого многим из них, по меньшей мере, очень недоставало: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (ст. 1), — хотя, возможно, некоторые из них слишком переоцени вали Павла, ставя его вождем своей партии и признавая себя его учениками. В своих мнениях о служителях, так же как и во всем другом, мы должны тщательно остерегаться крайностей. Что касается апостолов, то их:

1. Не следовало переоценивать, ибо они слуги, а не господа, управляющие, а не хозяева. Апостолы слуги Христовы и не более того, хотя и высшего ранга слуги, призванные заботиться о Его доме, давать пищу другим, назначать их на работу и управлять ими. Им были даны полномочия распространять не свои собственные идеи, а христианскую веру.

2. Но их нельзя и недооценивать, ибо хотя они были служители, но служители Христа. Они были не обычные домостроители, а домостроители тайн Божиих. Их не должно считать господами, но они заслуживают уважения и признательности за свое славное служение. Особенно:

II. Если они верно исполняют свой долг. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным, ст. 2. Домостроители должны держаться в семье Христовой порядков, установленных Христом. Они не должны принуждать других служителей работать на себя. Ничего не должны требовать от них, кроме того, что повелел их Учитель. Они не должны питать их соломой своих собственных измышлений, вместо здоровой пищи Христова учения. Они должны учить заповедям Божиим, а не учениям и заповедям человеческим. Должны быть преданными делу своего Господа и заботиться о Его чести.

Заметьте: Служители Христовы должны прилагать все свое старание к тому, чтобы оказаться верными, и если они имеют доброе свидетельство своей совести и одобрение Христа, то должны пренебречь мнениями и суждениями своих сотрудников: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди.., ст. 3. Хотя добрая репутация и уважение людей помогают служителю трудиться с большей пользой, однако тот, кто больше всего старается угодить человеку, вряд ли окажется верным служителем Христа, Гал 1:10. Кто хочет быть верен Христу, должен презирать суждения людей о себе. Он не должен обращать внимания на то (если Христос одобряет его), как судят о нем люди. Они могут судить его очень низко или очень строго, в то время как он исполнил свой долг. Какое счастье для верных служителей, что они имеют более справедливого и более беспристрастного Судию, чем их сотрудники. Самые лучшие из людей слишком склонны судить поспешно, строго и несправедливо, а Его суд всегда соответствует истине. Как утешительно, что люди не являются нашими окончательными судьями. Более того, и о себе самих мы не должны судить: «...я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, не могу обвинить себя в неверности, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Только Его суд может дать мне верную оценку. Я таков, каким Он признает и оценит меня».

Заметьте, наше доброе суждение о себе, оправдывание себя не сделает нас уверенными и спокойными. Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, 2Кор 10:18.

III. Павел не упускает возможности предостеречь коринфян против склонности к осуждению, против поспешных и строгих суждений о других: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.., ст. 5. Судить о тайных мотивах и причинах человеческих поступков или о сомнительных фактах, выносить суждение о будущем человека — все это несвоевременные и рискованные, опрометчивые суждения. Производить подобный суд — это значит присваивать себе права Бога. Какая дерзость, когда грешник торопится вынести суровое осуждение! Как несвоевременны и высокомерны его приговоры! Но есть Один, Который будет судить и тех, кто судит, и тех, кого судят, без предубеждения, пристрастия или лицеприятия. Это должно заставить нас строго судить самих себя и остерегаться осуждать других. Придет время, когда Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения — откроются дела тьмы, что сейчас совершаются в тайне, все скрытые наклонности и намерения человека, обнаружится сокровенный сердца человек. Придет день, который рассеет тьму и откроет лицо бездны, вынесет на свет тайные грехи человека и раскроет тайны его сердца. Ибо день покажет. Господь Иисус Христос обнаружит намерения сердца, всех сердец.

Заметьте, Господь Иисус должен знать сердечные намерения, иначе Он не смог бы обнаружить их. Мы должны очень внимательно следить за собой, как мы судим других, зная, что имеем дело с Судией, от Которого не можем укрыться. Когда Он придет судить, тогда каждому будет похвала от Бога. Каждому, то есть каждому человеку, имеющему право на нее, каждому, кто хорошо поступал. Христиане могут терпеливо переносить несправедливый суд, зная, что придет такой день, тем более если совесть свидетельствует им, что они искренни. Как ужасно оказаться в числе людей, осуждающих сейчас тех, которые потом получат похвалу от нашего всеобщего Судии.

IV. Апостол объясняет причину, почему он использовал в этом рассуждении свое собственное имя и имя Аполлоса. Он приложил это к себе и Аполлосу ради них. Он предпочел упоминать свое имя и имя верного своего сотрудника, а не кого-то другого из возглавлявших их партии, чтобы не вызвать недовольства среди них. Служители должны быть в высшей степени благоразумны, когда дают советы и наставления, но особенно, когда за что-то укоряют, чтобы не упустить свою цель. ...Чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим, ст. 6. Апостолов должно почитать не более как насаждающих и поливающих на ниве Божией, как домостроителей тайн Божиих и как служителей Христа. Мы должны быть очень осторожны, чтобы честь и власть, принадлежащие Господину, не передавать Его слугам. Мы не должны думать о них более, чем написано. Слово Божие является наилучшим правилом для суждения о людях. Судить верно о людях, не выше того, чем следует, есть средство для предотвращения споров и разногласий в церкви. Причиной подобных ссор обычно бывает гордость. Самомнение играет большую роль в неумеренных оценках наших учителей и нас самих. Но когда мы думаем скромно о самих себе и о наших учителях, не сверх того, что написано, то мы на верном пути к предотвращению споров и разногласий, делений на партии в церкви. Если мы помним, что все служители — это орудия, используемые Богом на Его ниве и строительстве, и что Он одарил их талантами и способностями, то никогда не будем превозносить одного перед другим.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 4 глава 5 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога

«Вы усматриваете видимое, а Богу явно и сокровенное. Но в настоящей жизни не все обнаруживает Он, в оной же все соделается явным. Посему ожидайте праведного суда. Ибо тогда увидите праведные приговоры» (Феодорит). Вы, говорит, взялись о нас судить не с той стороны, с какой следует, и погрешили. Но если б и с надлежащей стали судить, и тогда нельзя вам праведного произнести суждения, потому что не можете видеть, как зарождаются дела в сердце и как исходят оттуда въявь. И сам делающий не всегда это сознает, как должно; где же узнать это стороннему? — Так лучше будет, если вы перестанете судить совсем, чтоб не произносить суждений неправедных, обличающих неразумие. Темже прежде времене ничтоже судите. — Ничтоже судите, то есть не осуждайте ничего, никаких дел и ничьих, не произносите осудительных приговоров, или вообще приговоров судительных. Говорит: прежде времене; будто, когда придет время, им можно судить; но когда придет время, тогда судьею будет Господь, им же самим будет не до суда над другими. Следовательно, он тоже говорит, что никогда не судите.

Когда придет время суда, тогда Господь приведет во свете тайная тмы. Тайная тмы — дела, во тьме делаемые, которых сторонние люди теперь не видят; но тогда Господь выведет наружу и все их увидят. И не дела только скрытые выведет наружу, но и советы сердечныя объявит. Что человек сам с собою совещает сделать, того, кроме самого человека, никто знать не может. Сокрыто то завесою тела; а тогда Господь объявит сии советы, и все тоже увидят, что у кого было на сердце, когда он делал дела. И сам делающий себя увидит. Теперь он иного не видит, иное намеренно прикрывает и от себя; но тогда с неотразимою очевидностию все увидит. Окажется ли тогда кто из хулимых здесь достойным похвалы, — это очень вероятно. Но то несомненно, что многие хвалимые не выдержат пробы суда. И вот, когда таким образом, и все дела, теперь сокрываемые, выведены будут наружу, и все намерения сердечные, теперь естественно невидимые, объявлены будут, тогда будут налицо все данные для получения праведного о каждом определения. Бог и издаст его. И тогда похвала будет комуждо от Бога. Будет одному похвала, а другому укоризна; но Апостол выставляет эту одну часть, может быть потому, что коринфяне погрешали тем, что говорили, одни: тот-то лучше, другие: тот-то. Тогда окажется, говорит, кто лучше.

«Апостол говорит здесь о предпочтении такого-то такому-то и об осуждении других. Судить об этом безошибочно может один только Тот, Который будет судить сокровенные наши помышления и определять, какие из них достойны большего, какие меньшего наказания или награждения, а мы судим по внешности. Что из того, если некоторые по внешности кажутся добродетельными и удивительными? Не по внешности судит этот Судия, но обнаруживает и сокровенные намерения. Таким образом, по двум, или лучше, по трем причинам, суд наш не бывает правым: во-первых, потому, что, хотя бы мы ничего не знали за собою, мы не безвинны пред судом Обличающего грехи наши с точностию; во-вторых, потому, что большая часть дел остается для нас не открытою и не известною; в-третьих, потому, что многие из действий других кажутся нам добрыми, но совершаются не с добрым намерением. Для чего же вы говорите, что такой-то лучше такого-то? Ибо вот Апостол говорит, что ничесоже в себе свем, и однако ж — о сем не оправдаюся, то есть нельзя сказать, что я свободен от вины и осуждения. Если же мы и тогда, когда ничего не знаем за собою, не можем быть свободными от осуждения, и за самые добрые дела, когда совершаем их не с добрым намерением, подлежим наказанию, то представь, сколь неправы суды человеческие. Люди не могут видеть всего; это возможно только для одного недремлющего Ока; людей мы можем обмануть, но Его — никогда. Посему не говори: мрак и стены окружают меня; кто видит меня? Создавый наедине сердца наши (Пс 32:15) знает все; потому что и тма не помрачится от Него (Пс 138:12). Посему не говори: кто видит меня? Есть Тот, Который проникает до души же и духа, членов же и мозгов (Евр 4:12)» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога

Поелику же Он оправдывает меня в сознании или совести, то посему прежде времени не судите меня, пока приидет Господь, Который и осветит сокрытое, в тайне соделанное, и откроет намерения сердечныя, и тогда похвала будет каждому объявлена от Бога Судии.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

На слова: тем же прежде времене ничтоже судите.

Знаю, что иные хранят целомудрие, будучи заняты пожеланием вольности в чем-либо другом, а иные по естественному расположению склоняют помыслы к сему хранению, а иные из одного благочестия проводят жизнь благочестиво. Иные ради благоденствия молятся Богу. Иные, имея в виду сделать неправду, в прикрытие этой неправды употребляют несправедливость, а иные руководителем в стремлении к справедливости имеют свое сердце.

Посему, если я, человек малозначительный в уразумении, в состоянии постигать, что многие не на добродетели водрузили корни добра, но, нечто другое имея в виду, почтили доброе, то неизреченная Премудрость, несказанное Разумение, ведущее все прежде, нежели пришло оно в бытие, согласится ли произносить приговоры по ветвям, когда свойства корня противоположны? Не думаю сего.

Напротив того, подвергнув точному исследованию и корни, и начатки, и наклонности, и стремления души, произнесет приговор по собственному нелицеприятному суду. Сим, думаю, изъяснено предложенное тобою место у Апостола: тем же прежде времене ничтоже судите.

Явно же, что сказано сие или о делах неявных и неудобоисследуемых, или о яствах, вкушение или невкушение которых безразлично, о чем и в послании к Римлянам св. Павел говорил пространно. О делах же явных и сам он произносил суд, и предписал судить; за них и сам отлучал, и повелел отлучать от Церкви. А в отношении дел неявных повелел ждать, пока не придет Господь. Ибо ни с чем не сообразно присваивать достоинство Судии, без суда произносить приговор и не предоставлять оного правилу истины.

Источник: Письма. Книга II.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь

Видишь ли, что Павел, запрещая коринфянам судить других, вступается не за себя? Он всегда переносит на свое лицо, то, что касается других, и в своем лице поучает тому, чему намеревается научить.

Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения

Ныне, говорит, сокрыты дурные дела (они разумеются под выражением скрытое во мраке), и человек нечестивый и развратный часто кажется добродетельным. Но тогда Бог откроет все, обнаружит и самые намерения сердечные. Иной, например превозносит здесь кого-либо похвалами, — доброе дело, но его намерение, может быть, дурно, — может быть, он хвалит не с доброй целью. Другой, напротив, обличает здесь кого-либо, но не с тем, чтобы исправить, а с тем, чтобы обнаружить слабости ближнего. Но все подобные намерения сердца тогда будут открыты.

И тогда каждому будет похвала от Бога

Следовало бы сказать: или наказание, или похвала; но апостол обратил речь к лучшей стороне.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога

Кто-нибудь из тех, кто все исследует, скажет: почему апостол не сказал: «И тогда каждому будет похвала или порицание от Бога», а только похвала? Кто-нибудь объяснит это так, что Богу больше свойственно возвещать благоприятное, поэтому апостол умолчал об ином, как неподобающем Ему. Я же дерзнул бы сказать, что [наше] благое хвалит и одобряет Бог, а наше дурное — диавол, отец дурного.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога

Павел призывает их не судить, поскольку и сами судимые суть; и в противном случае впадут в двойной грех, как говорит Господь: Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1). Но дождитесь дня суда Божия, призывает апостол коринфян, как верных и хороших людей. Беззаконие для суда есть, если до оглашения решения судьи рабом вершится суд или приговор.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно