1. Что писал им не с целью постыжения их, а для их вразумления (ст. 14): Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
Заметьте: Обличая в грехе, мы должны заботиться не только об исправлении грешника, но также и о его репутации. Мы должны различать между грешником и его грехом, тщательно остерегаться всякого проявления неприязни к нему, не выставлять его на позор перед всем миром. Выговоры, сделанные с целью разоблачить грешника, обычно только ожесточают его сердце, тогда как доброжелательное предостережение, в духе кротости, может исправить его. Когда увещания служителя делаются с отцовской любовью, тогда есть надежда, что они будут приняты и приведут к исправлению; бичевать же человека, подобно палачу, — это значит возбуждать в нем упрямство. А подвергать его общественному позору — значит провоцировать в нем бесстыдство.
2. Павел объясняет, на каком основании он претендует на отцовское отношение к ним и называет их своими сыновьями. У них могли быть и другие воспитатели и учителя, но он был для них отцом: ...я родил вас во Христе Иисусе благовествованием, cт. 15. Через его служение они сделались христианами. Он положил основание их церкви, другие же строили на нем. Он отвратил их от языческого идолопоклонства к вере в Евангелие и к поклонению живому и истинному Богу. Он был орудием Божиим в их возрождении и поэтому с полным правом претендовал на то, чтобы называться их отцом.
Заметьте: Между верными служителями и теми, кто через их благовествование родился во Христе, обычно возникает добрая привязанность, как и должно быть всегда. Они должны любить друг друга, как родители и дети.
3. Павел настоятельно советует им: Посему, умоляю вас: подражайте мне, как я Христу, ст. 16. Об этом он говорит также и в 1Кор 11:1: «Будьте подражателями мне, как я Христу. Подражайте мне в той же мере, в какой я подражаю Христу. Я хочу, чтобы вы были не моими учениками, а Его». Служители должны жить так, чтобы члены их церкви могли копировать их жизнь. Они должны наставлять своей жизнью так же хорошо, как и словами; должны идти впереди них на пути к небу, а не довольствоваться одними указаниями.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
«Ибо, хотя у вас тысячи, говорит, наставников во Христе, но не много отцов» (1Кор 4:15). Здесь он указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви; не укоряет их, присовокупив: «во Христе», но утешает, назвав не льстецами, но наставниками тех, которые принимают на себя заботы и труды; также выразил и свое попечение. Потому не сказал: не много учителей, но: не много отцов. Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много они получили от него пользы, но согласившись, что и другие учители много потрудились для них, — а таково свойство наставника, — преизбыток любви усвояет себе, так как это свойство отца. И не говорит только, что никто так не любит их, как он, — это было бы недоказательно, — но указывает и на самое дело. Какое? «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Во Христе Иисусе: я, говорит, не приписываю этого себе самому. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. «Ибо печать, — говорит, — моего апостольства — вы» (1Кор 9:2); и еще: «я насадил» (1Кор 3:6); а здесь: «я родил». Не сказал: я возвестил слово, но: «я родил», употребив выражение близкое к природе, так как он старался об одном, как бы выразить любовь, которую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Сказав им: «как детей», и желая показать, что это не слово лести, он указывает на дело.
Источник: Гомилия 13 на 1-е послание к Коринфянам
Аще бо и многи пестуны имате, о Христе, но не многи отцы; о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих
«Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им Евангельское учение» (Феодорит).
Пестуны суть учители, которые назидали их после святого Павла. Здесь разумеется Аполлос и свои коринфские наставники. При словах: чада возлюбленная иной мог подумать: «Что же? другие разве нас не любят? — Апостол отвечает будто: любят, но не так, как я. Они пестуны — педагоги, а я отец. Как в рассуждении детей отец — один, а пестунов бывает много, и против любви одного отца многого не достает в расположении тех многих, так и в рассуждении вас» (Феофилакт). «Апостол указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви. Он не укоряет других учителей, присовокупив: о Христе, и назвав их не льстецами, а пестунами, в означение, что они имели об них заботы и трудились ради их; но выразил и превосходство своей любви, и своего о них попечения, сказав: не многи отцы.— Таким образом, он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много получили они от него пользы, но, согласившись, что и другие учители много потрудились для них, — ибо таково свойство пестунов, — преизбыток любви усвояет себе, ибо таково свойство отца. И не говорит только, что никто не любит их так, как он, — это было бы не доказательство, — но указывает и на самое дело. Какое? — О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих.— О Христе Иисусе: я не приписываю, говорит, этого самому себе. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. Ниже скажет: печать моего Апостолства вы есте (1Кор 9:2); выше сказал: аз насадих (3, 6); а здесь говорит: аз — родих. Не сказал: я возвестил слово, но: аз родих, употребив выражение, близкое к природе, ибо он старался об одном, как бы выразить любовь, какую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитывали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Так, сказав им: якоже чада, и желая показать, что это не слово лести, он указал на дело» (святой Златоуст).
Рождены коринфяне, то есть стали христианами, не чрез одно благовествование, но благовествование положило начало сему рождению и освещало все производство дела; потому и стоит одно. Бывает же рождение о Христе так: благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым или Христом.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Знаете, ведь, что чрез Евангелие я вас родил.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов
Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они — наставники, а я — отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова во Христе приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.
Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Ибо отцом является тот, кто первоначально посеял христианство в душе, а наставником — тот, кто после него воспринимает ребенка и воспитывает его.
Источник: Фрагменты.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
Этими словами апостол Павел показывает коринфянам, что никто не сможет любить их такой любовью, какой любит их сам
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 15−16 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу
Тысячи наставников. Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. — Я родил вас. Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). — Посему… Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Кор 4:6