Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

Здесь Павел возможно говорит, что он, Аполлос и Бог сотрудничают в труде служения. Однако лучше считать, что имеет место эллипсис ( опущены слова “друг с другом” ), и воспринимать падеж как род.п. принадлежности ( то есть “мы соработники [друг с другом], принадлежащие Богу” ). Контекстуально это вполне очевидно: Павел и Аполлос – ничто, а Бог есть тот, ктопроизводит спасение и освящение ( ст. 5-7 ). Синтаксически, существуют идругие примеры существительных с приставкой συν-, при которых подразумевается слово в род.п. сообщества, в то время как другое слов в род.п. выполняет иную роль ( См. также нечто подобное в Деян. 21:30, а именно, субъектный род.п. после существительного с приставкой συν-. ); ср., например, Рим. 11:17 ( “причастники [с верующими Иудеями] корня” ); 1 Кор. 1:20; 9:23; Еф. 3:6; 1 Пет. 3:7159. Таким образом,похоже, что апостол утверждает: он и Аполлос являются не Божьими коллегами, но всего лишь Его слугами.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

συνεργος (#5301) сотрудник. Это слово с gen. может означать "сотрудники Бога" или "сотрудники на службе Богу". В данном контексте Павел говорит, что все работники на службе Богу равны (Victor Paul Furnish, "Fellow Workers, in God's Service", JBL 80 [1961]: 364-70; TDNT; GGBB, 130; DPL, 183-88). γεωργιον (#1176) обработанное поле, вспаханная земля. О сельскохозяйственном сравнении см. ΖΡΕΒ, 1:7178; IDB, 1:56-59; OCD, 29-30; ABD, 1:9598. οικοδομη(#3869) строение (BDG; TDNT). Вероятно, Павел имеет в виду множество зданий и храмов Коринфа. Об архитектуре и строительстве см. TDNT; ΖΡΕΒ, 1:28797; RAC, 1:1265-78; Acts 18:1.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

3:9 мы Павел, Аполлос, Петр и все служители — равноправные работники на ниве, но духовная жизнь на этом поле взращивается только по благодати и могуществу Бога. Божие строение Павел использует образы из земледелия и архитектуры (ст. 10−17).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

3:9 Все ответственны перед Богом. Его служители — соработники, вместе трудящиеся на Божьей вспаханной ниве, или, говоря иначе, вместе трудящиеся над Божьим строением. Эрдман передает эту мысль так: «Мы все соработники, принадлежащие Богу и работающие друг с другом». (Charles R. Erdman, The First Epistle of Paul to the Corinthians, p. 40.)


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

Стихи 5−10. Здесь апостол наставляет их, как им исцелиться от этих нездоровых настроений и устранить беспорядки, вызванные ими.

I. Он напоминает им, что служители, из-за кого они спорили, были всего лишь служителями: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь, ст. 5. Они лишь служители, просто инструменты, употребляемые Богом всякой благодати.

Заметьте: Мы не должны ни боготворить служителей, ни ставить их на место Бога. Апостолы не были авторами христианской веры, хотя и были уполномочены открывать и распространять ее. Они исполняли эту задачу в той мере, поскольку каждому дал Господь. Все дары и сила, проявлявшиеся в служении апостолов, были получены ими от Бога. Они были даны им, для того чтобы доказать божественное происхождение их служения и проповедуемого ими учения. Павел насадил, а Аполлос поливал.., ст. 6. Они оба были полезны один для одной цели, а второй — для другой. Бог употребляет разные инструменты, приспосабливая их для различного вида работ, для разных целей. Павел был хорошим сеятелем, Аполлос поливал посеянное им, но возрастил Бог. Успех служения полностью зависит от Божиего благословения: Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий, ст. 7. Даже служение апостолов есть ничто само по себе, лишено всякой силы и успеха, если Бог не возрастит. Павел и Аполлос, по их собственному мнению, были ничто, а Бог все во всем.

II. Он указывает им на единодушие служителей Христа: Насаждающий же и поливающий суть одно... (ст. 8), они служат одному Господину, наделены одним и тем же откровением, делают одно и то же дело и в полном согласии друг с другом, хотя стараниями фракционистов могут оказаться в оппозиции друг к другу.

Заметьте: Все верные служители Христа едины в великом деле и в великой цели своего служения. Они могут иметь расхождения по второстепенным вопросам, между ними могут быть разномыслия и споры, но все они единодушны в великом деле прославления Бога и спасения душ, в распространении истинного христианства в мире. Все они могут ожидать славной награды за свою верность, в соответствии с нею: ...каждый получит свою награду по своему труду. Кто хорошо работает, тот хорошо и ест. Самые верные служители получат самую большую награду. Они соработники у Бога.., ст. 9. Они участвуют в Его деле. Они трудятся вместе с Богом, в целях прославления Его и спасения душ. И Тот, Кто знает их труд, позаботится о том, чтобы их труд не оказался тщетным. Люди могут унижать одного служителя или пренебрегать им и превозносить другого без всяких оснований для этого; они могут осуждать, когда надо похвалить, и превозносить того, кого следовало бы избегать и пренебрегать им. Бог же судит по истине. Он всегда вознаграждает Своих служителей в соответствии с их усердием и верностью. Будучи наняты для труда на Его ниве и в Его строительстве, они всегда у Него на глазах, и можно быть уверенными, что Он внимательно наблюдает за ними: «...вы Божия нива, Божие строение и, следовательно, не Павловы и не Аполлосовы. Вы принадлежите ни тому и ни другому, но Богу. Вы не наша нива, но Божия. Мы работаем под Его контролем, с Ним и для Него. Все, что мы сделали среди вас, мы делали для Бога». Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем... Павел называет себя мудрым строителем, что означает двойную честь. Быть строителем Божиего строения безмерно почетно, но он был к тому же еще и мудрым строителем. Люди могут участвовать в служении, к которому они непригодны или недостаточно квалифицированы, не в такой мере, как Павел. Но хотя Павел и называет себя мудрым строителем, однако не с тем, чтобы удовлетворить свою собственную гордость, а для того чтобы возвеличить Божию благодать. Он был мудрым строителем, но сделала его таковым Божия благодать. Заметим: Нет ничего предосудительного, если христианин отмечает то доброе, что он имеет, для прославления благодати Божией. Духовная гордость отвратительна; гордиться — значит употреблять Божие благоволение для удовлетворения своего тщеславия, делать идола из себя самого. Но отмечать Божие благоволение, с тем чтобы возбудить в себе чувство благодарности Ему, и говорить о нем с целью прославления Его — это всего лишь должное выражение нашего почтения и уважения к Нему. Служители не должны гордиться своими дарами или полученной благодатью; но чем лучше они подготовлены к служению и чем больше успеха имеют в нем, тем больше они должны благодарить Бога за Его благость: Я положил основание, а другой строит на нем. Именно Павел заложил основание церкви в Коринфе. Он родил их во Христе Иисусе благовествованием, 1Кор 4:15. Он не хотел умалять заслуг тех, кто подвизался среди них, но и себя не хотел лишать заслуженной им чести и уважения.

Заметьте: Верные служители могут и должны заботиться о собственной репутации. От нее во многом зависит польза их служения. ...Но каждый смотри, как строит. Это уместное предупреждение: на хорошем основании могут быть воздвигнуты весьма посредственные сооружения. Очень легко допустить здесь ошибку, поэтому надо проявлять большую осторожность не только при закладке фундамента, чтобы он был надежным и правильным, но и при последующем строительстве на нем. На основании должно строиться только то, что оно выдержит и что одного и того же качества с ним. Золото и мусор нельзя смешивать вместе. Служители Христа должны предельно внимательно следить за тем, чтобы на основании божественного откровения не возводить свои собственные фантазии и ошибочные теории. Они должны проповедовать чистое учение своего Господа, то, что находится в совершенном соответствии с ним.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 3 глава 9 стих)

Кесарий Арелатский (470−543)

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение

Соработники у Бога — это те, кто, видя, как яд гордости проникает в сердце брата, тут же, не медля, пытаются спасти его целительным смирением.

Источник: Проповеди.

Феофан Затворник (1815−1894)

Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте

Показывает причину, почему труд ценится. Потому что мы сотрудники Божии. Ему угодно было избрать нас в орудия соделания спасения вашего и других; Он и ценил труд наш, ибо чрез него исполняется Его отеческое хотение спасать. «Мы, учащие, говорит, есмы сотрудники Божии, содействующие намерению Его, спасти всех хотящего; но не мы содеватели или дарователи самого спасения. Ни презирать нас не следует, яко сотрудников Божиих, ни нам возноситься: ибо все Божие» (Феофилакт).

Мы, соработники Богу, а вы — Божие тяжание — γεωργιον, — Божия нива, но не праздно стоящая, а возделываемая, вы — земледелище. Божия нива есть и Богу принадлежащая, и Богом возделываемая.— К этому сравнению, прежде начатому, прилагает новое — со зданием. Вы Божие здание, — οικοδομη, — не конченное и праздно стоящее, но здание, в процессе созидания, вы — созидаемое Богом здание.— Отсюда следует: итак, вы должны все свое к Богу относить, и Божиими себя считать, а не Павловыми или Аполлосовыми. «Если вы — Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, ибо нива называется именем не земледельца, а господина ее. Божие здание есте. Также и здание принадлежит не строителю, а господину… Если вы — здание, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет здания. Если вы — нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия» (святой Златоуст).

Это разъяснение значения святых Апостолов должно было отрезвить и заправлявших толками, и тех, кои увлекались ими. Они, верно, представляли себе Апостолов философами, которые сами изобретали свою философию и свое имя давали и философии, и последователям; Апостол показал, что такое понятие неприложимо к ним, и тем разорил основу, на которой утверждались толки. Это похоже на прежнее: Еда Павел распятся по вас?

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение

Божии, ведь, (ибо) мы сотрудники и все мы к одному стремимся — угодить чрез вас Богу.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо мы соработники у Бога

Мы учители — соработники Божии, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами; ибо все Божие.

А вы Божия нива, Божие строение

Сказав выше: я насадил, продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание: то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собой, а не в разделении.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение

Три раза упоминает здесь Ап. имя Божие. Этим он хочет показать, что Бог один только может быть судией работников. — Соработники у Бога — правильнее: соработники Бога, т. е. трудимся с Богом в одном деле (ср. ст. 6-й). — Нива представляется у апостола еще возделываемою, а строение — еще продолжающимся.

См. также Толкование на 1Кор 3:5


Открыть окно