Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 3 глава 6 стих)

εφυτευσα aor. ind. act. от φυτευω (#5885) сажать. Указывает на основание Коринфской церкви (Schrage; см. Fujita, "The Metaphor of Plant in Jewish Literature of the Intertestamental Period", JJS 7 [1976]: 30-45). εποτισεν aor. ind. act. отποτιζω (#4540) поить, поливать, ηυξανεν impf. ind. act. отαυξανω (#889) растить. Impf. указывает на длительные результаты благословения Божьего, которое коснулось работы Павла и Аполлоса (RWP).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 3 глава 6 стих)

3:5−7 Кто Павел? кто Аполлос? Смиренная, но точная оценка роли служителей. дал Господь… возрастил Бог… Бог возращающий Лишь один Господь может дать веру духовно непросвещенным и мертвым. Спасение — дело благодати Божьей для Его избранных (см. пояснения к Рим 9:15−19; Еф 2:8,9).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 3 глава 6 стих)

3:6 Используя пример из области земледелия, Павел показывает, что слуга, в конечном счете, очень ограничен в действиях. Павел мог насадить, Аполлос мог поливать, но только Бог мог возрастить. Так и сегодня некоторые из нас могут проповедовать слово, все могут молиться за неспасенных друзей и родственников, но настоящую работу по спасению производит только Господь.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 3 глава 6 стих)

Стихи 5−10. Здесь апостол наставляет их, как им исцелиться от этих нездоровых настроений и устранить беспорядки, вызванные ими.

I. Он напоминает им, что служители, из-за кого они спорили, были всего лишь служителями: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь, ст. 5. Они лишь служители, просто инструменты, употребляемые Богом всякой благодати.

Заметьте: Мы не должны ни боготворить служителей, ни ставить их на место Бога. Апостолы не были авторами христианской веры, хотя и были уполномочены открывать и распространять ее. Они исполняли эту задачу в той мере, поскольку каждому дал Господь. Все дары и сила, проявлявшиеся в служении апостолов, были получены ими от Бога. Они были даны им, для того чтобы доказать божественное происхождение их служения и проповедуемого ими учения. Павел насадил, а Аполлос поливал.., ст. 6. Они оба были полезны один для одной цели, а второй — для другой. Бог употребляет разные инструменты, приспосабливая их для различного вида работ, для разных целей. Павел был хорошим сеятелем, Аполлос поливал посеянное им, но возрастил Бог. Успех служения полностью зависит от Божиего благословения: Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий, ст. 7. Даже служение апостолов есть ничто само по себе, лишено всякой силы и успеха, если Бог не возрастит. Павел и Аполлос, по их собственному мнению, были ничто, а Бог все во всем.

II. Он указывает им на единодушие служителей Христа: Насаждающий же и поливающий суть одно... (ст. 8), они служат одному Господину, наделены одним и тем же откровением, делают одно и то же дело и в полном согласии друг с другом, хотя стараниями фракционистов могут оказаться в оппозиции друг к другу.

Заметьте: Все верные служители Христа едины в великом деле и в великой цели своего служения. Они могут иметь расхождения по второстепенным вопросам, между ними могут быть разномыслия и споры, но все они единодушны в великом деле прославления Бога и спасения душ, в распространении истинного христианства в мире. Все они могут ожидать славной награды за свою верность, в соответствии с нею: ...каждый получит свою награду по своему труду. Кто хорошо работает, тот хорошо и ест. Самые верные служители получат самую большую награду. Они соработники у Бога.., ст. 9. Они участвуют в Его деле. Они трудятся вместе с Богом, в целях прославления Его и спасения душ. И Тот, Кто знает их труд, позаботится о том, чтобы их труд не оказался тщетным. Люди могут унижать одного служителя или пренебрегать им и превозносить другого без всяких оснований для этого; они могут осуждать, когда надо похвалить, и превозносить того, кого следовало бы избегать и пренебрегать им. Бог же судит по истине. Он всегда вознаграждает Своих служителей в соответствии с их усердием и верностью. Будучи наняты для труда на Его ниве и в Его строительстве, они всегда у Него на глазах, и можно быть уверенными, что Он внимательно наблюдает за ними: «...вы Божия нива, Божие строение и, следовательно, не Павловы и не Аполлосовы. Вы принадлежите ни тому и ни другому, но Богу. Вы не наша нива, но Божия. Мы работаем под Его контролем, с Ним и для Него. Все, что мы сделали среди вас, мы делали для Бога». Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем... Павел называет себя мудрым строителем, что означает двойную честь. Быть строителем Божиего строения безмерно почетно, но он был к тому же еще и мудрым строителем. Люди могут участвовать в служении, к которому они непригодны или недостаточно квалифицированы, не в такой мере, как Павел. Но хотя Павел и называет себя мудрым строителем, однако не с тем, чтобы удовлетворить свою собственную гордость, а для того чтобы возвеличить Божию благодать. Он был мудрым строителем, но сделала его таковым Божия благодать. Заметим: Нет ничего предосудительного, если христианин отмечает то доброе, что он имеет, для прославления благодати Божией. Духовная гордость отвратительна; гордиться — значит употреблять Божие благоволение для удовлетворения своего тщеславия, делать идола из себя самого. Но отмечать Божие благоволение, с тем чтобы возбудить в себе чувство благодарности Ему, и говорить о нем с целью прославления Его — это всего лишь должное выражение нашего почтения и уважения к Нему. Служители не должны гордиться своими дарами или полученной благодатью; но чем лучше они подготовлены к служению и чем больше успеха имеют в нем, тем больше они должны благодарить Бога за Его благость: Я положил основание, а другой строит на нем. Именно Павел заложил основание церкви в Коринфе. Он родил их во Христе Иисусе благовествованием, 1Кор 4:15. Он не хотел умалять заслуг тех, кто подвизался среди них, но и себя не хотел лишать заслуженной им чести и уважения.

Заметьте: Верные служители могут и должны заботиться о собственной репутации. От нее во многом зависит польза их служения. ...Но каждый смотри, как строит. Это уместное предупреждение: на хорошем основании могут быть воздвигнуты весьма посредственные сооружения. Очень легко допустить здесь ошибку, поэтому надо проявлять большую осторожность не только при закладке фундамента, чтобы он был надежным и правильным, но и при последующем строительстве на нем. На основании должно строиться только то, что оно выдержит и что одного и того же качества с ним. Золото и мусор нельзя смешивать вместе. Служители Христа должны предельно внимательно следить за тем, чтобы на основании божественного откровения не возводить свои собственные фантазии и ошибочные теории. Они должны проповедовать чистое учение своего Господа, то, что находится в совершенном соответствии с ним.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 3 глава 6 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог

См. Толкование на 1Кор 3:6

Феофан Затворник (1815−1894)

Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти

Объясняет, что каждому из них дал Господь сделать в насаждении в коринфянах веры. «Я, говорит, посеял слово; а дабы семена не засохли от искушений, Аполлос прибавил нечто со своей стороны; но все было делом Божиим» (святой Златоуст). «Успех зависит от благодати Божией» (Феодорит). Слушающие внимают проповеди и желанием склоняются принять ее. Бог запечатлевает сие желание благодатию, и оно становится делом. Принявшим веру предлежит жизнь по вере, и она невозможна без Божией благодати. Желание возводит до усердного действования и во все время действования поддерживает терпение в трудах по нему, — как вообще в жизни, так и в каждом частном деле и начинании — Бог. Если рост в духовной жизни определяется действованием, то очевидно, почему говорит Апостол: Бог возрасти.— Но что же возрасти, когда они еще плотские? — Во-первых, веру: ибо они в вере были крепки; во-вторых, в известной степени и жизнь по вере. Ибо упоминаемые Апостолом недостатки нравственные касались частных лиц: в общности же у них проявлялись порывы и к совершеннейшей жизни, как видно из вопроса их о безбрачной жизни.— Можно и так сказать, что Апостол не высокую степень роста духовного в них определяет, а только хочет внушить, что все, что есть в них доброго, духовного, — все то Бог в них возрастил, а они с Аполлосом были только орудия сеяния добрых семян, которые тоже получены от Бога.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог

Ибо, хотя я насадил, Аполлос полил, но Бог возращение дал.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог

Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог

Я насажден в доме Господа, то есть в Церкви; не в стенах ее, а в учении. И всякий, насажденный в доме Господнем, пускающий корни в нем, приносит плоды.

Источник: Трактат на Псалмы (Псалом 91).

Амвросиаст (IV в.)

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог

Сажать здесь означает благовествовать и к вере привлекать; поливать означает крестить торжественными словами; отпускать грехи и Духом наделять — только Богово. Если же Бог дает исцеление, нет в этом славы человеческой. Знаем же, что Дух Святой без возложения рук дается Богом, и случалось даже некрещеным получать отпущение грехов. Не крещен ли невидимо он (сотник Корнилий), когда получил дар крещеных?

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 6−7 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий

Я насадил, т. е. основал Церковь в Коринфе. — Аполлос поливал, т. е. содействовал расширению и утверждению Церкви. Ап. говорит о таком служебном значении по отношению только к себе и Аполлосу не присоединяя сюда Ап. Петра, потому что иудействующие могли бы в противном случае сказать, что он намеренно унижает Ап. Петра, авторитет которого они часто противопоставляли авторитету Ап. Павла. — Есть ничто правильнее: не есть что-то (особенное).

См. также Толкование на 1Кор 3:5


Открыть окно