Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 3 глава 20 стих)

διαλογισμος (#1369) мысль, рассуждение. ματαιος (#3469) пустой, тщетный, бесполезный. Выражает бесцельность, отсутствие задачи или завершения действия (Trench, Synonyms, 180-84). О Боге, уничтожающем мудрость мудрых, как это описывается в свитках Мертвого моря, см. 1 QS 5:19f.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 3 глава 20 стих)

3:20 Приведенный здесь стих 11 из Псалма 93 подчеркивает, что Господь знает все рассуждения мудрецов мира сего и знает также, что они суетны, пусты и бесплодны. Почему же Павел прилагает столько усилий, чтобы развенчать житейскую мудрость? По той простой причине, что она была в большом почете у коринфян. Они следовали за теми вождями, которые, по их мнению, особенно отличались такой мудростью.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 3 глава 20 стих)

Стихи 18−20. В этих стихах апостол призывает коринфян к смирению и скромности как средству против беспорядков в их церкви, против разделений и споров между ними: «Никто не обольщай самого себя.., cт. 18. Не позволяйте претендующим на знания и красноречие уводить вас от истины и простоты евангельского учения — раввинам, ораторам, философам».

Заметьте: Мы подвергаем себя большой опасности обольщения, если слишком высоко ценим мудрость и способности человеческие. Простое и чистое христианство обычно пренебрегается теми, кто приспосабливает свое учение к развращенным вкусам своих слушателей, излагая его красноречивым языком и подкрепляя видимостью глубоких знаний и сильной аргументацией. Но ...кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Он должен сознавать собственное невежество и сокрушаться об этом; он не должен доверять собственному разуму и полагаться на него. Иметь высокое мнение о собственной мудрости — это значит льстить себе самому, а от этого только один шаг до самообмана. Кто хочет стать истинно мудрым, тот должен быть безумным. Человек, отвергающий свои собственные понятия, чтобы следовать Божиим наставлениям, находится на пути к истинной и вечной мудрости. Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим, Пс 24:9. Кто имеет невысокое мнение о своих собственных знаниях и способностях, тот более склонен поучаться и совершенствоваться путем откровения свыше; но гордый человек, довольный собственной мудростью, берется исправлять даже божественную премудрость и предпочитает свои поверхностные рассуждения откровениям непогрешимой истины и мудрости.

Заметьте: Мы должны унизить себя перед Богом, если хотим быть действительно мудрыми: Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.., cт. 19. Мудрость мирских людей (политиков, философов, ораторов) есть безумие пред Богом. Она не идет ни в какое сравнение с мудростью Божией. Сравнивать мудрость Божию с нашей мудростью — равносильно сравнению Его могущества и Существа с нашими. Не существует общей меры для сравнения конечного с бесконечным. Мудрость человеческая оказывается особенным безумием, когда она соперничает с Божией премудростью. Как справедливо Он презирает ее, и как легко Он может опровергнуть ее и привести в замешательство! Он уловляет мудрецов их же лукавством.., Иов 5:13. Более того, «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (ст. 20). Бог знает в совершенстве человеческие помыслы, его самые сокровенные намерения и цели. И Он знает, что они суетны. Не должно ли это научить нас скромности и благоговению перед премудростью Божией? Тот, кто хочет быть действительно мудрым, должен учиться у Бога, а не противопоставлять свою мудрость Его мудрости.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 3 глава 20 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 20−23 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий

Далее апостол показывает и способ, каким Бог уловил их, присовокупляя другое свидетельство: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор3:20). А когда беспредельная Премудрость произносит о них такой суд и представляет их такими, то какого другого требовать доказательства крайнего их безумия? Человеческие суждения часто погрешают, а суд Божий всегда праведен и нелицеприятен. Воздав таким образом славу суду Божию, он с большой силой обращается к поучаемым и говорит: «итак никто не хвались человеками, ибо все ваше» (1Кор3:21). Опять повторяет прежнее и показывает, что они не должны гордиться и духовными дарованиями, потому что ничего не имеют от себя самих Итак, если внешняя мудрость вредна, а духовные дарования ваши не от вас, то чем вы можете хвалиться? Касательно внешней мудрости он говорит: «никтоже себе да прельщает», потому что она служила им ко вреду; а здесь, где дело идет о предмете полезном, говорит: «никтоже да хвалится», и смягчает речь свою следующими словами: «ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1Кор3:21−23). Так как он сильно тронул их, то опять ободряет. И выше он говорил: «ибо мы соработники у Бога» (1Кор3:9), и многим другим утешал их; и здесь говорит: «все ваше», чтобы низложить гордость учителей и показать, что они не только ничем не обязали учеников своих, но еще сами обязаны им благодарностью, потому что для них сделались учителями и получили благодать. А так как и ученики могли хвалиться, то он уврачевал и их болезнь словами: «поскольку каждому дал Господь», и: «возрастил Бог» (1Кор3:5−6), чтобы и те не гордились, как подающие, и эти не превозносились, услышав: «вся… ваша суть». Ведь хотя все и для вас, но все от Бога. Заметь, как он доселе продолжает ставить свое имя и имя Петра. А что значит: или смерть? Учители, хотя бы умирали, умирают для вас, подвергаясь опасностям для вашего спасения. Видишь ли, как он опять низлагает гордость учеников и превозносит учителей? Он беседует с ними, как бы с благородными детьми, имеющими пестунов и долженствующими наследовать все. Также можно сказать, что для нас и смерть Адамова, чтобы мы вразумились, и смерть Христова, чтобы мы спаслись. Вы же Христовы, Христос же Божий: Иначе мы — Христовы, иначе Христос — Божий, и иначе мир — наш. Мы — Христовы, как творение Его; Христос — Божий, как истинный Сын Его, а не как творение и не так, как мир — наш. Таким образом здесь, хотя выражение одно, но смысл различный. Мир — наш, как созданный для нас; Христос — Божий, потому что имеет виновником Своим Бога, как Отца; а мы — Христовы, как сотворенные Им. Если же, говорит, учители — ваши, то для чего вы поступаете напротив, называя себя именами их, а — не Христа и Бога?

Источник: Гомилия 10 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

И паки: Господь весть помышления человеческа (в подлиннике греческого Апостола: мудрых), яко суть суетна (Пс 93:11)

У пророка стоит: помышления человеческа; но Апостол поставил: помышления мудрых. Не у всякого только человека помышления суетны, но и у самих мудрецов. «А когда беспредельная премудрость произносит о них такой суд и представляет их такими-то, какого другого требовать доказательства крайнего их безумия?» (святой Златоуст).

В чем суетность? — В тщетности: надеются на них, а из них ничего прочного не выходит. Думают мудрые, что своими соображениями дошли наконец до истины, — так всякий философ думал, — а истины в них не было. Думают на земле устроить рай, и все он не устраивается, а между тем в толк никто не возьмет, что это пустое начинание и что его следует бросить: все строят и строят. Думают, что за пределами видимости ничего более нет, а между тем там-то и есть настоящая существенность. И в других многих отношениях помышления самых мудрейших суетны. Но никто из мудрых не знает этого. Пророк и говорит: Господь весть, в смысле: один Господь знает, как они суетны. Как же быть? — Указывает это Пророк, говоря вслед за сим: блажен человек, егоже аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс 93:12).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны

И Господь знает умствования мудрецов; ибо, хотя они и считают эти мудрования остроумными и глубокими, но они суетны (Пс 93:11).

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исаак Сирин (~640−700)

И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны

Все могут опереться на [Божию] премудрость, становясь детьми по собственной воле, после чего и они научаются той премудрости, которая не познается в многотрудных спорах.

Источник: Слова подвижнические.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны

Если же Господь знает, что умствования человеческие суетны, потому что в них нет ничего необходимого и спасительного, то как вы, коринфяне, питаете мысли, противные Богу, и занимаетесь ими, как бы полезными!

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны

Это содержится в Псалме девяносто третьем. Смысл тот же: Знающий суетные мысли их для укоренил их мудрости представляет доказательства ее самонадеянной глупости, показывая истинность того, о ложности чего они говорили, и ложность того, что они полагали верным.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно