Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 3 глава 17 стих)

φθειρει praes. ind. act. от φθειρω (#5780) портить, разрушать, пятнать. Ind. в cond. 1 типа, в котором предполагается реальность условия, φθερει fut. ind. act. οιτινες nom.pl. от οστις (#4015) кто, кто бы ни, один из подобных (BG, 68).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 3 глава 17 стих)

3:16,17 Здесь содержится строгое предупреждение любому, кто попытается помешать строительству или разрушить здание церкви на основании Христовом. См. пояснения к Мф 18:6,7.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 3 глава 17 стих)

3:17 Третий вид деятельности в поместной церкви можно назвать разрушительным. По-видимому, в коринфскую церковь приходили лжеучителя, наставления которых больше тяготели ко греху, чем к святости. Они не считали серьезной проблемой то, что таким образом производили беспорядки в храме Божьем, и потому Павел обрушивается на них с серьезным предупреждением: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог». В данном случае это означает, что если какой-либо человек придет в поместную церковь и будет вредить ее свидетельству, его покарает Бог. Здесь говорится о лжеучителях, которые в действительности не верят в Господа Иисуса. На серьезность такого проступка указывают заключительные слова стиха 17: «...ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 3 глава 17 стих)

Стихи 16−17. Здесь апостол продолжает свои рассуждения и увещания, основываясь на ранее сказанных словах: вы... Божие строение (ст. 9), — и на сказанных здесь: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (в оригинале употреблено то же слово, что и в предыдущем предложении, — разорит), ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. Как видно из других частей этого послания (см. 1Кор 6:13−20, где апостол обсуждает этот же вопрос), среди коринфян были лжеучители, не только сами ведшие распущенный образ жизни, но и другим преподававшие безнравственное учение. Такие учения нельзя рассматривать как солому или сено, каковые сгорят, в то время как человек, строящий из этого материала на добром основании, избежит огня, так как они оскверняют и разоряют Церковь которая созидается для Бога, посвящена Ему и поэтому должна сохраняться в чистоте и святости. Тот, кто распространяет подобные принципы, вынуждает Бога покарать его. Это можно рассматривать и как аргумент против беспорядков и разногласий между ними, так как разделения приводят к разрушению Церкви. Разве вы не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Эти слова могут относиться к коринфской церкви в целом и к каждому отдельному верующему. Христианская Церковь — это храм Божий. Он обитает в ней Своим Святым Духом. И каждый христианин — живой храм живого Бога: На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом, Еф 2:22. Слава Божия обитала в иудейском храме в виде облака как залога Его присутствия среди народа. Так и Христос Духом Своим живет во всех истинно верующих. Храм был посвящен Богу, отделен для использования только в святых целях, для непосредственного служения Богу. Так и все христиане отделены от всего нечистого для Бога, для служения Ему. Они посвящены Ему. Это достаточный аргумент против всех плотских похотей и учений, открывающих им дорогу. Если мы храм Божий, то должны избегать всего, что разделяет нас с Ним, что развращает и оскверняет нас и делает непригодными для Его употребления. Мы не должны прислушиваться к учениям и учителям, соблазняющим нас на это. Христиане называются святыми, и должны быть действительно чисты и непорочны как в сердце, так и в своем поведении; должны отвергать все, что оскверняет храм Божий.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 3 глава 17 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы

Ибо храм Божий свят. А развращенный — скверен.

Источник: Гомилия 9 на 1-е послание к Коринфянам

См. также Толкование на 1Кор 3:12

Феофан Затворник (1815−1894)

Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы

Хотя вообще говорит он: аще кто растлит, но явно намекает на тех, которые произвели и поддерживали разделение. Он не говорит, что они уже растлили, — в таком случае Апостол и писал, и действовал бы иначе, — но и не почитает маловажным сделанного уже, основательно предполагая, что если продолжится то же положение дел, то разделение укоренится, особенно когда какие-либо случайности увеличат разделяющее средостение. Тогда это уже будет настоящее растление. Он и устрашает их возможностью такого исхода дела. Начато по легкомыслию и от праздности, а может вот чем кончиться: Церковь разделится — растлится. Вина вся на вас падет. Но смотрите, какой тогда падет на вас приговор: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог. «Растлит, то есть предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает» (святой Златоуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над головою.

Почему такая кара за растление храма Божия? — Потому, что он свят, а свят потому, что есть Божий и есть жилище Духа, основание же его — Христос Господь. Кто растлевает храм, тот грешит прямо против Бога, в Троице поклоняемаго. Гамалиил, когда власти иудейские полагали расстроить Церковь Иерусалимскую, отвращал их от этого, устрашая: да не како богоборцы обрящемся (Деян 5:39). Та же мысль и здесь.

Иже есте вы. Намеренно прибавил это слово Апостол, давая разуметь: вот что вы! — Опять обращается ко всему обществу верующих и дает им урок: как вы, имея такое высокое значение, позволили поставить себя в такое положение, что можете потерять Духа. Вместе же и зачинщикам разделения внушал: вы так легкомысленно взглянули на это общество святых и начали раздирать его на части, а оно вот что есть!

Такие мысли видятся в сих стихах (16 и 17) по ходу речи Апостола. Но они вне контекста могут быть прилагаемы к ересеначальникам и грешникам не кающимся. Ересь растлевает Церковь; грех смертный — душу. За растление Церкви отвечает ересеначальник: растлит его Бог. А за грех смертный, неочищаемый покаянием, отвечает грешник. И его растлит Бог, то есть погубит, если не покается, если не здесь, ибо и это бывает иногда, то всячески там — в другой жизни. Эту последнюю мысль о растлении храма души грешником раскрывает святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния (6, 15−20).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Макарий Великий (~300−391)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы

«Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (Если кто разорит храм Божий», — то есть тело, — «того покарает Бог». Так, разоряющий свою душу и ум нечистыми страстями тем, что покоряется им и принимает их в себя, бывает повинен наказанию за невидимые грехи. Итак, как необходимо сохранять тело чистым от открытых и видимых грехов, потому что оно — храм Божий, так необходимо сохранять и душу чистой от дурных и нечистых мыслей, для того чтобы добровольно не губить сердце и не грязнить ум, — как негде и говорится: «Всяким хранением блюди сердце твое — от сих бо исходища живота, и еще говорится: «Строптивая помышления отлучают от Бога». Поскольку душа является невестой Великого Царя Христа, Апостол говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор 11:2). Потому что так благоволил Бог и таким образом повелел для того, чтобы обитать в приходящих к Нему и взыскивающих Его и действовать в них; поэтому должно сохранять душу чистой, не покоряться и не быть в союзе со злом в своих мыслях; а тело необходимо сохранять чистым от видимых блудных дел; ибо Бог не благоволит обитать в блудниках и непотребных, грязных и распутных и не благоволит обитать в душах, которые по своей воле растлевают разум в невидимых страстях, бывающих от действия зла, обитающего в дурном и ветхом человеке.

Источник: Собрание рукописей типа I. Слово 54.

Ефрем Сирин (~306−373)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы

А если кто храм Божий повредит ненавистью, блудом и другим подобным сему, — погубит того Бог, ибо храм Божий свят, что (каковые) есте вы.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог

То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем.

Ибо храм Божий свят; а этот храм — вы

Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы

С этими словами обращается апостол, чтобы уколоть совесть тех, кто ведет позорную жизнь, оскверняет свое тело развратом, и более всего тех, кто вступает в близкие отношения с женой отца своего.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно