Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 2 глава 10 стих)

ημιν dat.pl. (#1609) εγω я; "нам". Эмфатическое по своему положению в предложении. απεκαλυψεν aor. ind. act. от αποκαλυπτω (#636) открывать (TLNT, 2:244 — 50; TDNT; EDNT; NIDNTT, 3:30912). δια (#1328) с gen. через, πνευμα (#4460) дух. Павел опровергает точку зрения Филона Александрийского: что дух человеческий способен познать божественный дух и божественные пути (PW, 122). εραυνφ praes. ind. act. от εραυναω (#2236) искать, проникать, исследовать, расследовать. Гномический praes. указывает на вечную истину (IBG, 8). βαθη асс.pl. от βαθος (#958) глубина. Глубины Бога — это Его суть, Его качества, намерения и планы (Godet).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 2 глава 10 стих)

2:10 нам Как и в ст. 6,7 и ст. 12,13 под словом «мы» Павел имеет в виду прежде всего самого себя (как в Ин 14:26; 15:26,27; см. пояснения там же) и, в некотором смысле, верующих, которые получили Слово, записанное Апостолами и их сотрудниками — авторами Нового Завета. Бог открыл это Свою спасительную истину Бог открыл Духом Святым (ср. Мф 11:25; 13:10−13). Это можно было сделать только Духом, потому что Он знает все, что знает Бог, Сам будучи Богом.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 2 глава 10 стих)

2:10 Утверждение, что нам Бог открыл это Духом Своим, еще раз доказывает, что стих 9 не имеет отношения к небесам. Другими словами, истины, предсказанные в ВЗ, были открыты Апостолам в новозаветную эпоху. «Нам» относится к людям, писавшим НЗ. апостолы и пророки были просвещены Духом Божьим, потому что Дух все проницает, и глубины Божьи. Другими словами, Дух Божий, одна из Личностей Троицы, бесконечно премудр, понимает все истины Божьи и способен передать их другим.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 2 глава 10 стих)

Стихи 6−16. В этой части главы апостол показывает, что хотя он приходил возвещать им свидетельство Божие не в превосходстве человеческой мудрости, однако передал им сокровище самой истинной и высочайшей мудрости: Мудрость же мы проповедуем между совершенными... (ст. 6), то есть среди тех, кто хорошо наставлен в христианской вере и достиг некоторой духовной зрелости. Тот, кто принимает учение как божественное и при просвещении от Духа Святого, тщательно вникает в него, открывает в нем истинную мудрость. Хотя проповедуемое нами учение представляется безумием для мира, однако для верующих оно является мудростью. Только тот, кто сам мудр, может правильно судить о том, что такое мудрость. Это мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но премудрость Божия, тайная, сокровенная.., ст. 6−7; не мирская мудрость, но божественная, такая, что ее не может постичь и вместить человек мира сего, лишенный Духа Божиего. Как отличны суждения Бога от суждений этого мира! Мудрость, которой Он нас учит, не имеет ничего общего с тем, что подразумевается под этим словом в мире. Это не мудрость политиков, философов или раввинов (см. ст. 6), но премудрость Божия, тайная, сокровенная. Он долгое время таил ее в Самом Себе и скрывал от мира; глубину ее, теперь открытую, никто, кроме Его Самого, постичь не мог. Это тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открыта святым Его (Кол 1:26): она была совершенно сокрыта от языческого мира, а для иудее была покрыта тайной, будучи облечена в темные прообразы и пророчества, относившиеся к отдаленному будущему; теперь же она открыта нам Духом Его. Обратите внимание на привилегии обладающих откровением Евангелия: покровы с прообразов сняты, таинства стали понятными, пророчества истолкованы, и тайные планы Божий возвещены и открыты. Тайная мудрость Божия открылась для святых Его. Относительно этой мудрости можно заметить следующее:

I. Ее происхождение и истоки: Она была предназначена Богом прежде веков к славе нашей, cт. 7. Она была предназначена Богом; Он задолго предопределил открыть ее, издревле, от начала мира, более того, от вечности, прежде веков. Он предопределил открыть ее к славе нашей, к славе либо апостолов, либо нас, простых христиан. Это было великой честью для апостолов, что Бог доверил им открыть эту мудрость, и великой привилегией всех христиан является то, что эта славная мудрость открывается им. И эта Божия мудрость, открытая в Евангелии, преподаваемая нам через Евангелие, подготавливает нас для непреходящей славы и блаженства в грядущем мире. Какую честь Бог оказывает святым Своим!

II. Неведение великих мира сего о ней: Которой никто из властей века сего не познал... (ст. 8), то есть из имеющих власть и авторитет или выделяющихся мудростью и образованием. Главным образом, здесь подразумевается, вероятно, римский правитель с вождями иудейской церкви и правителями иудейского народа. Это были власти века сего, которые если бы познали истинную, небесную мудрость, то не распяли бы Господа славы.

Заметьте: Иисус Христос есть Господь славы — титул, слишком высокий, для того чтобы его мог носить кто-либо из смертных, и возненавидели Его только потому, что Он не был познан. Если бы распявшие Его познали Его, кто Он и что Он, то удержали бы свои нечестивые руки, не взяли и не убили бы Его. Поэтому Христос и умолял Своего Отца: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.., Лк 23:34.

III. Эта мудрость не может быть познана без откровения свыше, как сказал пророк Исайя (Ис 64:4): ...«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — для надеющихся на Него, для надеющихся на Его милость, как сказано в переводе Септуагинта. Упование на Бога свидетельствует о любви к Нему.

Заметьте: Существует нечто, что Бог приготовил для любящих Его и уповающих на Него. Существует то, что Он приготовил для них в будущей жизни, что недоступно для чувственного восприятия, о чем никакими средствами обычной информации нельзя сообщить нашему уху, во что не может проникнуть наше сердце. Однако в данном случае апостол имеет в виду откровения Божии в век Евангелия. Они таковы, что их не видел глаз и не слышало ухо.

Заметьте: Великие истины Евангелия находятся вне сферы человеческого познания не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку. Если бы они были объектами чувственного восприятия и могли быть познаны глазом разума и переданы уму посредством уха, как предметы обычного человеческого познания, то не было бы нужды в откровении. Но поскольку они находятся вне сферы природных способностей человека, то мы можем познать их только в свете откровения.

IV. Посредством кого открывается нам эта мудрость: А нам Бог открыл это Духом Своим.., ст. 10. Священное Писание написано по вдохновению Божиему, 2Пет 1:21. И апостолы говорили по вдохновению того же самого Духа, как Он учил их и как давал им провещевать. В этом заключается доказательство божественного авторитета Священных писаний: Павел писал о том, чему был научен, а научен он был Богом через откровение Его Духа, того Духа, Который все проницает, и глубины Божии, и знает Божие так, как дух человеческий, живущий в нем, знает, что в человеке, cт. 10−11. Из этих слов можно извлечь два аргумента для доказательства божественности Духа Святого:

1. Из приписываемого Ему всеведения: ...Дух все проницает, и глубины Божии. Он проникает в самые глубины Божии и в самые сокровенные Его планы. Кто может иметь такое полное познание о Боге, кроме Самого Бога?

2. Из намека, означающего, по-видимому, что Дух Святой находится в Боге так же, как дух человеческий находится в чело веке. Как человек неотделим от своего духа, так и Бог от Своего. Дух Божий составляет такое же тесное, близкое единство с Богом, как дух человеческий с человеком. Дух Святой знает Божие, потому что Он един с Богом. И как человек не может знать того, что в другом человеке, если тот не сообщит и не откроет ему, так и мы не можем познать сокровенные планы и намерения Бога, если Его Дух Святой не откроет их нам. Именно через Духа Святого апостолы получили откровение тайной премудрости Божией, о которой они возвещали. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, cт. 12. То, что мы имеем, мы приняли от Бога во имя Его, по вдохновению от Него. По благодати Его, просветившей нас, мы знаем дарованное нам от Бога к спасению — то есть великие привилегии Евангелия, являющиеся свободным даром Божиим, даром Его обильной благодати». Хотя эти дары благодати даны нам, мы имеем откровение о них, однако познать их спасающую силу на опыте мы тоже не можем, если не имеем Духа Святого.

V. Каким образом эта мудрость преподается или возвещается: Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого.., ст. 13. Апостолы приняли мудрость, возвещаемую ими, не от мудрых людей мира сего, но от Духа Божиего. Равным образом они не облекали ее в человеческие одежды, но возвещали учение Христа простыми словами, тоже изученными от Духа Божиего. Он дал им не только познание дарованного от Бога, но и слова для возвещения о нем.

Заметьте: Истины Божии не нуждаются в человеческом красноречии, лучше всего их можно выразить словами изученными от Духа Святого. Дух Божий лучше знает, какими словами говорить о Божием, чем самые лучшие критики, ораторы или философы. Соображая духовное с духовным — сопоставляя одну часть откровения с другой. Духовные вопросы, рассматриваемые в совокупности, поясняют друг друга, но если исследование откровений Божиих осуществляется по принципам человеческой науки, то наши суждения о них, наверняка, будут неверными. Самый точный язык для выражения Божиих мыслей — это язык Духа Божиего.

VI. Как эта мудрость воспринимается.

1. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием.., ст. 14. Душевный человек. Это либо (1) Человек, находящийся под властью ветхой природы, никогда не имевший просвещения от Духа Божиего, такой, каких Иуда называет душевными, не имеющими духа, Иуд 1:19. Люди неосвященные не принимают Божиего. Божии истины являются безумием для таковых. Не потому, что они утратили природную способность рассуждать, но потому что злые наклонности и порочные принципы подавляют в человеке желание вникать в Божие, в духовные вопросы Его Царства и покоряться Его власти и силе. Только животворящие лучи Духа истины и святости могут помочь человеческому уму увидеть их превосходство и, убедившись в их истинности, принять и усвоить сердцем. Итак, душевный человек, человек, лишенный Духа Божиего, не может познать Божии истины, потому что о них следует судить духовно. Либо (2) Естественный человек, мудрый мира сего (1Кор 1:19−20), мудрый по плоти (1Кор 1:26), имеющий мудрость века сего, человеческую мудростью (ст. 46), человек, который, подобно древним мудрецам, все хочет познавать исключительно своим умом, ничего не хочет принимать верою и не признает никакой нужды в сверхъестественной помощи. Это было весьма характерно для людей того времени, притязавших на философию, греческое образование и мудрость. Такой человек не принимает того, что от Духа Божиего. Для него откровение не является источником познания, и он смотрит на него как на бред и безумие, как на сумасбродные идеи обольщенного мечтателя. По этой причине он не в состоянии познать сверхъестественного, так как о нем можно судить только духовно, то есть познавать путем откровения от Духа, таким путем, который он не допускает.

2. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может, ст. 15. Под этим следует понимать либо:

(1) Тот, кто освящен и помышляет о духовном (Рим 8:6), может судить о всем — способен рассуждать о вопросах, относящихся к человеческой мудрости, и находит также наслаждение в божественных истинах. Только освященный разум может оценить реальную красоту святости, не теряя при этом и способности судить об обычных, естественных вещах. Духовный человек может судить о всем — о естественном и сверхъестественном, о человеческом и божественном, о выводах человеческого разума и об откровениях свыше. Но о нем самом судить, или познать его, никто не может. Святые Божии — это сокровенные люди. Жизнь их сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Плотской человек знает о духовном человеке не больше, чем о других духовных вещах. Ему чужды принципы, радости и проявления духовной жизни. Духовный человек не открыт для его наблюдений. Либо (2) Духовный (тот, кто имеет божественные откровения, воспринимает их как таковые и основывает на них свою жизнь веры) может судить как об обычных вещах, так и о божественных; он может различать, что соответствует евангельскому учению о спасении и что не соответствует ему, является ли проповедуемое кем-либо истиной Божией или нет. Основывая свою жизнь веры на откровении, он не теряет при этом способности к рассуждению и не отвергает его принципов. Но о нем судить никто не может — никакой человек не может судить его, так чтобы опровергнуть его, изобличить в неправде. Недуховный человек не может судить о том, что говорит духовный, истинно оно или нет, от Бога он говорит или не от Бога. Короче говоря, кто получает все свои знания научным путем, в естественном свете своего разума, тот не может судить, истинно или ложно принимаемое путем откровения. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его (ст. 16), то есть духовного человека? Кто проник в разум Божий настолько, чтобы судить того, кто имеет Духа Божиего и находится под Его влиянием? Только духовному человеку Бог непосредственно дает познать Свою волю. И кто может наставлять в духовных вопросах человека, находящегося под водительством Его Духа? Природным умом крайне мало что можно узнать о Боге. Но, добавляет апостол, мы имеем ум Христов, а ум Христов это ум Божий. Он есть Бог, главный Посланник и Пророк Божий. Апостолы были облечены Духом Его, чтобы открыть нам мысли Божии, ум Его.

Заметьте: Иметь ум Христов — великая привилегия христиан.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 2 глава 10 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Те, кто стяжал Святого Духа, проницают глубины Божии, то есть становятся истолкователями образов, скрытых в пророчествах.

Источник: Строматы.

Феофан Затворник (1815−1894)

Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия

Домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе совершено воочию всех; и никто не уразумел его. Сами Апостолы до удостоверения в воскресении Господа были в крайнем недоумении от крестной смерти. Естественно спросить: да как же вы теперь знаете тайны сего премудрого домостроительства, и видите, яже уготова Бог любящим Его? — Апостол отвечает: нам Бог открыл Духом Своим, то есть Духом Святым, для Коего, как единого от Святой Троицы, ничего нет сокровенного в тайнах Божества.

Нам. Кому? — Очевидно святым Апостолам, а потом по их руководству и всем верующим; ибо и всех научает тот же Дух Святой. Он и обращение устрояет, и веру образует, и на жизнь укрепляет, и чрез очищение сердца вводит всякого христианина в созерцание таин Божиих. В сем отношении, нам противополагает Апостол князьям века со всеми сынами его. Святой Златоуст говорит: «Как же мы познали это? Нам же, говорит, Бог открыл есть Духом Своим. Не внешнею мудростию, которой, как презренной рабе, не дозволено входить внутрь и видеть тайны Господни. Видишь ли, какое различие между тою и другою мудростию? Одна научила нас тому, чего не знали Ангелы; а внешняя сделала противное: не только не научила, но еще служила к тому препятствием и, когда уже все совершилось, затмевала события и уничижала крест. Таким образом, Павел воздает нам честь, показывая, что мы не только научились, и притом вместе с Ангелами, но и научились от Самого Духа. Но вместе с тем он показывает и важность знания, давая разуметь, что если бы нам не открыл этого Дух, ведущий тайны Божии, то не познали бы и мы. Так Бог благоволил хранить дело это в тайне. Посему мы имели нужду в таком Учителе, который бы знал это ясно. Таков и есть Дух Божий.— Дух бо испытует вся, и глубины Божия. Здесь слово испытует означает не неведение, а точное ведение. Такое же выражение он употребляет и о Боге, когда говорит: испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа (Рим 8:27)», — вся ведает, то есть все сущее и бывающее. Но может быть не знает того, что сокрыто в Боге?! — Нет, знает и все то, что сокрыто в сокровенностях Божества, — испытует самые глубины Божии, — так что ничего не остается для него тайного и сокрытого.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Нам же открыл Бог чрез Духа Своего: или чрез чудеса, кои совершал чрез них, или же это есть то, что сказал (Господь): Духа Утешителя пошлет к вам Отец Мой во имя Мое, Он научит вас всему (Ин 14:26). Ибо, говорит, Дух все изследует, то есть — открывает.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Нил Синайский

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Принял ты Духа, испытующего «и глубины Божии» (1Кор 2:10), не для того, чтобы постигнуть естество Божие, как утверждает повредившийся в уме Евномий, но чтобы глубоко и премудро прославлять тебе Господа. Ибо говорит Апостол: «аз себе не у помышляю достигши: гоню же аще и постигну» (Флп 3:12−13).

Источник: Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

И этого свидетельства достаточно для доказательства истины, ибо принявший откровение Духа Божия из этого же откровения принял и знание о свидетельстве.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А нам Бог открыл это Духом Своим

Кто-нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческой мудростью. Ибо она и не достойна была, и не могла видеть тайн Божиих.

Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия

Таково, говорит, было это таинство и столь сокровенно что мы не могли бы познать его ни от кого, если бы не научил нас Дух, который знает и глубины Божии. Слово проницает показывает не неведение, но совершенное знание, подобно как и об Отце сказано: Ты испытуешь сердца (Пс 7:10), вместо: знаешь глубину сердец. Можно и так понимать: говорится, что Дух проницает тайны Божии, в том смысле, что Он услаждается созерцанием их. Совершенное знание Духа показывает и в последующих словах. Ибо как человеческий дух знает, что в человеке, так, говорит, и Дух Божий; знает, что принадлежит Богу. Отсюда узнаем, между прочим, что Дух не иной сущности в сравнении с Отцом, подобно как и дух человека не иной в сравнении с человеком.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Дух таков, что может все проницать. Человеческая душа не может все проницать, но подобало, чтобы в нас возобладал Дух, дабы Он пребывал в нас, проницая все, и глубины Божии.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Бог через Дух Свой открыл все это верующим, поскольку божественное не познается без Духа Божия, Который от Бога.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии

Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его помощники (а нам — ср. ст. 6 и 13) получили это познание путем откровения (Бог открыл). Ап. разумеет здесь то первоначальное просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в посл. к Галатам (Гал 1:12−16). Откровений удостаиваются и обыкновенные верующие (ср. Еф 1:17), но эти откровения, можно сказать, имеют уже второстепенное значение и представляют собою воспроизведение перво-откровения, которого удостоились первые провозвестники христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета как руководящее начало христианской жизни (ср. Ин 17:20). — Средство, чрез которое Апостол получил это откровение, был Дух Божий. Этот Дух дает всякое познание, потому что Ему все открыто. — И глубины Божии, т. е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор 2:6


Открыть окно