1. Он намерен был покинуть Асию, где находился в данный момент, и, пройдя через Македонию в Ахаию, остановиться в Коринфе на некоторое время, а возможно, и на всю зиму, ст. 5−6. Он долгое время трудился в этой церкви и сделал много доброго для нее, его сердце было безмерно привязано к коринфянам, поэтому он хотел видеть их и побыть с ними.
Заметьте: Сердце истинного служителя Христова должно быть расположено к тем, среди кого он много потрудился и имел при этом замечательный успех. Неудивительно, что Павел хотел видеть коринфян и побыть с ними столько времени, сколько позволят ему другие обязанности его служения. Хотя среди них были и такие, которые унижали его и интриговали против него, однако многие, несомненно, искренно любили его и уважали как апостола и как своего духовного отца. Удивительно ли, что он хотел посетить их и остаться с ними? Что же касается остальных, выражавших в настоящее время свое неуважение к нему, то он надеялся, задержавшись в церкви в течение продолжительного времени, привести их к лучшему состоянию и таким образом устранить беспорядки. Очевидно, он рассчитывал на добрые результаты, так как говорит, что намеревается остаться у них, чтобы они проводили его, куда он пойдет (ст. 6), не просто сопроводили на небольшом участке пути, но обеспечили его всем необходимым для путешествия. Он надеялся, что его пребывание в Коринфе устранит раскольнические настроения среди них, примирит их с ним, и они исполнят свой долг по отношению к нему.
2. Павел извиняется за то, что не может посетить их сейчас, потому что не хотел видеться с ними мимоходом.., ст. 7. Он не хотел видеться с ними сейчас, потому что не мог остаться у них. Такое кратковременное посещение не удовлетворило бы ни его, ни их. Он очень сильно любил коринфян, поэтому желал иметь возможность остановиться у них и побыть с ними более длительное время. Это бы принесло больше удовлетворения ему и пользы им, чем посещение, сделанное мимоходом. Поэтому он хочет встретиться с ними не сейчас, а в следующий раз, когда сможет подольше задержаться у них.
3. Павел делает оговорку в отношении своих намерений: ...надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит, ст. 7. Хотя апостолы писали по вдохновению, но они не знали наперед, как Бог распорядится ими. Павел намеревался посетить Коринф и задержаться там, надеясь принести им пользу при этом. Это намерение его исходило не от какого-то особенного побуждения Духа Святого, это было сказано им не по вдохновению свыше, так как иначе он не выражался бы таким образом. Это намерение было его собственным, оно возникло в его сердце. А все наши намерения следует сопровождать словами: «Мы осуществим их, если Господь позволит».
Заметьте: Все наши планы должны строиться в духе покорности воле Божией. Мы должны говорить: Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, Иак 4:15. Если Бог не позволит, мы не сможем осуществить наших намерений. Мы должны все делать только силой Божией, по Его изволению и по Его указанию. Даже язычники признавали вмешательство Провидения во все дела человеческие, тем более нам подобает признавать этот факт и серьезно относиться к нему.
4. Павел говорит о своем намерении остаться в настоящее время в Ефесе. Он хотел пробыть там до дня Пятидесятницы, ст. 8. Вполне вероятно, что во время написания этого послания Павел находился в Ефесе, как следует из ст. 19, где он говорит: Приветствуют вас церкви Асийские.
5. Он объясняет причину своей задержки в Ефесе: Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много, ст. 9. В Ефесе ему была открыта великая и широкая дверь, многие были расположены принять Евангелие. Бог послал ему огромный успех в этом городе, многих он уже обратил к Христу и надеялся обратить еще больше. По этой причине Павел решил на некоторое время задержаться там.
Заметьте: Успехи и перспектива еще больших успехов были причиной, заставившей Павла остаться и трудиться на одном месте. Там было и противников много, потому что дверь была широка. Примечание: При огромном успехе дела благовестия обычно возникает много врагов. Больше всего сатана восстает на тех, кто усерднее других разрушает его царство. В Ефесе было много противников, и поэтому апостол решил задержаться там. Истинное мужество возбуждается от сильного сопротивления, поэтому неудивительно, что христианское мужество апостола вдохновилось усердием его противников. Они хотели низложить его, помешать успеху его служения в Ефесе. Мог ли он в такое время покинуть город, посрамить себя самого и благовестив? Нет, противодействие противников только воспламенило его усердие.
Заметьте: Противники и их противодействие не могут сломить дух верных и успешных служителей, они только воспламеняют их усердие и вдохновляют в них еще большее мужество. Тщетный труд может обескуражить и ввести в уныние, он угнетает дух и разбивает сердце. Но успех придает служителю энергию и мужество, несмотря на ярость врагов, поношения и преследования. Не противодействие врагов, а ожесточенность и упорство слушателей, отступление и мятежи среди верующих — вот что огорчает верных служителей и разбивает их сердца.
Ст. 6−7 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит
«У вас же, может быть, поживу, или и перезимую»; хочу не мимоходом зайти к вам, но остановиться и пожить у вас. Он писал это зимой, находясь в Эфесе. Потому и говорит: пребуду же в Ефесе до Пентикостии, потом пойду в Македонию; и, пройдя ее, летом приду к вам, быть может, проведу у вас и зиму.
Но почему он сказал: «может быть», а не утвердительно?
Потому, что не все предвидел Павел, и потому, что это было полезно. Поэтому он и не утверждает прямо, чтобы, если бы этого не случилось, иметь оправдание в том, что говорил тогда неопределенно, равно и в том, что его направлял Дух по своей власти, куда хотел, а не куда желал сам (Павел). Также он поступает и во втором послании, когда оправдывается в своем замедлении: «или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да» то «нет, нет» (2Кор1:17). «Чтобы вы меня проводили, куда пойду». И это — слова любви и великого благорасположения. «Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит». Здесь он выражает свою любовь и вместе устрашает грешников, впрочем, не прямо, а под видом дружеского расположения.
Источник: Гомилия 43 на 1-е послание к Коринфянам
У вас же, аще случится мне, пребуду, или и озимею, да вы мя проводите, аможе аще пойду
Аще случится мне, — τυχον, — может быть. «Дабы не сказали: для чего ты предпочитаешь нам македонян, он говорит: а чрез вас не пройду только, но у вас побуду. Он писал это зимою, находясь в Ефесе. Посему и говорит: пребуду же во Ефесе до Пентикостии, потом пойду в Македонию; прошедши ее летом, приду к вам и, может быть, проведу у вас зиму. Но почему он сказал: может быть, а не утвердительно? — Потому что не все предвидел Павел и потому, что это было полезно. Посему он и не утверждает прямо, дабы, если бы этого не случилось, иметь оправдание в том, что говорил тогда неопределенно, равно и в том, что им руководил Дух по Своей власти, куда хотел, а не куда желал сам Павел. — Да вы мене проводите, аможе аще иду. И это слова любви и великого благорасположения» (святой Златоуст). Их гостеприимству и попечению себя вверяет. Вы меня у себя упокоите, вы будете проводниками и блюстителями моими и в дальнейшем пути. Ничего не предрешает, а готов направляться, куда перст Божий укажет. И хотя у него уже был план, чтобы прошедши все эти места, побыть в Иерусалиме, а потом направиться и в Рим (Деян 19:21), но как исполнение его он не полагал состоящим в своей власти, то и умолчал о нем.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента