«Святой Павел не оставляет никакого выхода человеку, который не любит Христа. Он не оставляет никакой лазейки, никакого извинения. Человеку может недоставать ясного познания, и он все равно спасется. Он может быть несмелым и поддаться человеческому страху, как Петр. Он может ужасно пасть, подобно Давиду, и все же подняться снова. Но если человек не любит Христа, он не на пути жизни. На нем все еще лежит проклятие. Он на той широкой дороге, которая ведет к погибели». (J. C. Ryle, Holiness, p. 235.)
Маранафа — арамейское выражение, которым пользовались первые христиане, и означает оно «Господь, приди!» Если разделить это слово «маран афа», оно будет значить «Наш Господь пришел», а если «марана фа» — «наш Господь, приди!»
I. Приветствиями коринфской церкви, сначала от Асийских церквей, затем от Прискиллы и Акилы (живших в то время, по-видимому, в Ефесе) с домашнею их церковью (ст. 19) и от всех братьев (ст. 20) в Ефесе, где он, по всей вероятности, тогда находился. Все они приветствовали через Павла церковь в Коринфе.
Заметьте: Христианство никоим образом не отвергает правила вежливости и добрые манеры. В послании, в котором обсуждались чрезвычайно серьезные вопросы, Павел сумел найти место для передачи приветствий от друзей. Религия должна поощрять обходительность и учтивость в обращении со всеми людьми. А те, кто находит в ней оправдание для своей неприветливости и угрюмости, искажают и порочат ее. Некоторые приветствовали их усердно в Господе.
Заметьте: Христианские приветствия — не пустые комплименты, они выражают искреннее благорасположение и пожелание Божией благодати и Его благословений. Кто приветствует в Господе, тот желает своим братьям всего доброго от Господа и выражает эти добрые желания в усердных молитвах. Мы имеем здесь упоминание о домашней церкви, ст. 19. Весьма вероятно, что сама семья названа здесь домашней церковью.
Заметьте: Каждая христианская семья должна быть, в некотором смысле, христианской церковью. Иногда (как например когда семья находится на чужбине, где нет других христиан) семья, если она достаточно большая, должна быть церковью и исполнять все церковные установления; но в обычных случаях они должны жить по правилам христианства и ежедневно проводить богослужения. Где двое или трое собраны вместе, и Христос посреди них, там и церковь. К этим приветствиям Павел добавляет совет:
1. Приветствуйте друг друга святым целованием (ст. 20), то есть с искренней доброжелательностью; это тактичный упрек за их вражду и разделения. Если церкви Асии, столь удаленные от них, с такой сердечностью приветствуют их в Господе, признают их за братьев и любят как братьев, то какой позор для них, если они не признают друг друга за братьев и не любят друг друга.
Заметьте: Любовь братьев должна быть сильным стимулом к взаимной любви. Когда другие церкви Христовы любят нас всех, то мы в высшей степени виновны, если не любим друг друга.
2. Добавляет свое собственное приветствие: Мое Павлова приветствие собственноручно, ст. 21. Вполне естественно предположить, что остальную часть послания написал под диктовку Павла человек, выполнявший роль его секретаря, а в заключение он должен был подписаться сам, чтобы коринфяне могли быть уверены в подлинности его послания. Так он делал во всех посланиях, которые не писал собственноручно, как на пример послание Галатам, Гал 6:11. Заметим: Апостолы, отправляя свои послания в церкви, старались удостоверить их подлинность и божественное происхождение.
II. Очень серьезным предостережением: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа, ст. 22. Иногда мы нуждаемся в грозном, устрашающем слове. Блажен тот, — говорит мудрый человек, — кто всегда боится. Святой страх — это добрый друг святой веры и святой жизни. Все христиане имеют основание бояться подпасть под это страшное осуждение! Кто не любит Иисуса Христа, анафема; маранафа.
Заметьте здесь:
1. Как характеризуется человек, подлежащий этому осуждению: Кто не любит Господа Иисуса Христа. Некоторые понимают под этим злословящих Христа, не признающих Его учения, презирающих и осуждающих Его постановления или унижающих Его откровение из гордости своими человеческими знаниями и образованием. Эти слова звучат здесь как предостережение коринфянам и как упрек за их недостойное поведение, а также как увещание, чтобы они не уклонялись от простоты Евангелия, от принципов его, побуждающих к чистоте жизни, чтобы они не поддавались влиянию претендовавших на знание, влиянию мудрости мира сего, которая называет их веру безумием, а ее основные доктрины абсурдными и смешными. Эти люди ненавидят Христа, и если коринфяне будут прислушиваться к их обольстительным речам, то окажутся в опасности отступления от Христа. Он чрезвычайно торжественно предостерегает их против этого. «Не допускайте этих уклонений, если хотите избежать страшного наказания».
Заметьте: Исповедующие веру во Христа навлекают на себя самую ужасную гибель своим презрением к Нему и восстанием против Него. Некоторые понимают эти слова в их самом простом и очевидном смысле, относя их к тому, кто не имеет святой и искренней привязанности к Господу Иисусу Христу. Многие, чтущие Христа своими устами, не имеют в сердце своем истинной любви к Нему, не хотят, чтобы Он царствовал над ними (Лк 19:27), хотя и надеются быть спасенными Им. А кто не любит Его закон и не соблюдает Его заповеди, тот не любит Его истинной любовью.
Заметьте: Существует много христиан по названию, не имеющих искренней любви к Господу Иисусу Христу. Что может быть более преступным перед Богом или более раздражающим Его? Как можно не любить Того, Кто возлюбил весь мир? Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас, пролил Свою Кровь за нас, чтобы засвидетельствовать о Своей любви к нам? Для чего нам дана способность любить, если нас не трогает Его любовь, если мы остаемся равнодушными к своему Искупителю?
2. Здесь дается приговор такому человеку: «Анафема, маранафа — да падет на него самое тяжкое проклятие. Да будет он отлучен от народа Божиего, да будет лишен благоволения Божиего и предан Его окончательному, неумолимому возмездию». Маранафа — это сирийское выражение, означающее Господь грядет. Тот самый Господь, Которого они не любили, к Которому испытывали внутреннее, то есть действительное нерасположение, при всем своем внешнем исповедании веры в Него, грядет, чтобы совершить Свой суд. Как ужасно подвергнуться Его гневу, оказаться поставленным по левую сторону, быть осужденным Им! Если Он погубит, то кто спасет нас? Тот, кто попадет под Его осуждающий приговор, должен погибнуть, и погибнуть навсегда.
Заметьте, тот, кто не любит Господа Иисуса, обречен на погибель. ...Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, Ин 3:36. Истинная вера во Христа всегда производит искреннюю любовь к Нему. Тот, кто не любит Его, не может верить в Него.
III. Добрыми пожеланиями и выражениями своего благорасположения к ним.
1. Добрые пожелания: Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами, ст. 23. Как если бы он хотел сказать: «Хотя я и предостерегал вас против отпадения от благоволения Божиего, но в то же время сердечно желаю вам пребывать в Его драгоценной любви и вечном благоволении». Благодать нашего Господа Иисуса Христа включает в себя все блага, как временные, так и вечные. Желать нашим друзьям, чтобы благодать Иисуса Христа была с ними, это значит желать им наибольшего блага. И мы должны желать этого всем своим друзьям и братьям во Христе. Ничего большего мы не можем пожелать и ничего меньшего не должны желать им.
Заметьте: Серьезное предостережение — это проявление самой нежной любви и самого большого благоволения. Мы должны сказать своим друзьям и братьям со всей ясностью и серьезностью, что если они не будут любить Господа Иисуса Христа, то могут погибнуть, хотя при этом мы от всего сердца желаем им чтобы благодать Христа была с ними. Поэтому неудивительно, что в заключение всего:
2. Апостол заявляет о своей любви к коринфянам во Христе Иисусе: И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь, ст. 24. Он очень прямо говорил им в этом послании и довольно строго обличал их ошибки, но расстается с ними в любви, торжественно исповедуя ее, не только к ним, но, более того, ко всем во Христе Иисусе, то есть ради Христа. Он говорит, что его сердце с ними, что он истинно любит их, но чтобы это не казалось лестью с его стороны или каким-то заискиванием перед ними, он добавляет, что его любовь была плодом его веры во Христа и она управляется правилами ее. Его сердце будет с ними, пока их сердца с Иисусом Христом, пока они питают искреннюю любовь к Его делу. Заметим: Мы должны сердечно любить тех, кто во Христе и кто искренне любит Его. Мы должны, конечно, любить всех людей, желать им блага и делать все то доброе для них, что в наших силах, но тех, кто дорог Христу и кто любит Его, мы должны любить с особой нежностью. Пусть же наша любовь будет со всеми теми, кто во Христе Иисусе! Аминь.
Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа
Существо христианства в сочетании с Господом — существенном. Но кто состоит в сем сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, — анафема, и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только αναθεμα, — а что прибавить здесь: есть или да будет, — оставляется на волю читающего. Думается, что здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся. Слова: маран-афа — лучше понимать, как удостоверительное слово в смысле: право так, ей, так. В переводе это значит: Господь прииде. Апостол выражает: кто не любит Господа, тот анафема. Это так верно, как верно то, что Господь пришел. В Ветхом Завете Он был грядый, имеющий прийти, чаемый, а для нас Он есть пришедший. Исповеданием этого удостоверяет Апостол, что нелюбовь ко Господу делает христианина анафемою.
Святой Златоуст говорит: «Одним этим изречением Он приводит в страх всех тех, которые делали члены свои членами блудницы, которые соблазняли братию вкушением жертв идольских, назывались по именам людей, не веровали воскресению, — и не только приводит в страх, но и указывает путь к добродетели и источник пороков. Как любовь ко Христу, когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им. Что значит: маран-афа? — Господь наш пришел. Для чего он говорит это? — Дабы подтвердить учение о домостроительстве Божием, так как преимущественно в этом заключаются семена воскресения; и еще для того, чтобы пристыдить их, как бы так говоря: общий всех Владыка благоволил уничижить Себя до такой степени, а вы еще остаетесь в том же положении и продолжаете грешить? Вас не поражает чрезмерная любовь Его, важнейшая из всех благ? Помните только это одно, и вы будете в состоянии преуспевать во всякой добродетели и истреблять всякий грех». Блаженный Феодорит дополняет сие следующим еще наведением: «Как любящие плотски никого не хотят иметь сообщником в любви, так, напротив, блаженный Апостол желает, чтобы все люди вместе с ним были любителями (Господа), и кто не таков, того отсекает от Церкви».
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа
Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни — называясь по имени людей, а другие — совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа
А не любит Господа тот, кто не соблюдает Его заповедей.
Источник: Фрагменты.
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа
Что толкуется так: если кто Господа Иисуса, Который пришел, не любит, тот отсекается. Ибо маран-афа означает «Господь пришел». Это связано с иудеями, которые утверждали, что Иисус не пришел, и они отсекаются от Господа, Который пришел.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента