Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 16 глава 20 стих)

ασπασασθε aor. imper. med. (dep.) отασπαζομαι (#832) приветствовать, φιλημα (#5799) поцелуй. В античном мире было принято целовать в знак приветствия как при встрече, так и при прощании. Поцелуй был символом любви, дружбы и благодарности, в то же время он мог иметь литургическое значение и указывать на полученное прощение и желание разделить вечерю Господню (William Klassen, "The Sac¬red Kiss in the New Testament: An Example of Social Boundary", NTS 39 [1993]: 122-35; KP, 3:381; TDNT; Conzelmann).


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 16 глава 20 стих)

16:20 целованием Чистое выражение христианской любви для мужчин с мужчинами и женщин с женщинами, не имеющей никакого отношения к половой чувственности (ср. Рим 16:16; 2Кор 13:12; 1Фес 5:26; 1Пет 5:14).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 16 глава 20 стих)

16:20 Все братия общины присоединялись к любовному приветствию, посылаемому братьям-христианам в Коринф. Апостол предписывает своим читателям приветствовать друг друга святым целованием. В то время поцелуй был обычным способом приветствия, даже среди мужчин. Святое целование — это приветствие, в котором нет фальши и нечистоты. В нашем сексуально озабоченном обществе, где так часты извращения, широкое использование поцелуя как способа приветствия может стать серьезным искушением и привести к тяжелым нравственным падениям. Поэтому среди христиан в англоязычных культурах место поцелуя заняло рукопожатие. Как правило, мы не должны под предлогом культурных соображений извинять невыполнение слов Писания. Но в случае, когда буквальное подчинение может привести к греху или даже к появлению порока из-за возникших в поместной церкви условий, возможно, рукопожатие вместо поцелуя вполне оправдано.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 16 глава 20 стих)

Стихи 19−24. Апостол заканчивает свое послание:

I. Приветствиями коринфской церкви, сначала от Асийских церквей, затем от Прискиллы и Акилы (живших в то время, по-видимому, в Ефесе) с домашнею их церковью (ст. 19) и от всех братьев (ст. 20) в Ефесе, где он, по всей вероятности, тогда находился. Все они приветствовали через Павла церковь в Коринфе.

Заметьте: Христианство никоим образом не отвергает правила вежливости и добрые манеры. В послании, в котором обсуждались чрезвычайно серьезные вопросы, Павел сумел найти место для передачи приветствий от друзей. Религия должна поощрять обходительность и учтивость в обращении со всеми людьми. А те, кто находит в ней оправдание для своей неприветливости и угрюмости, искажают и порочат ее. Некоторые приветствовали их усердно в Господе.

Заметьте: Христианские приветствия — не пустые комплименты, они выражают искреннее благорасположение и пожелание Божией благодати и Его благословений. Кто приветствует в Господе, тот желает своим братьям всего доброго от Господа и выражает эти добрые желания в усердных молитвах. Мы имеем здесь упоминание о домашней церкви, ст. 19. Весьма вероятно, что сама семья названа здесь домашней церковью.

Заметьте: Каждая христианская семья должна быть, в некотором смысле, христианской церковью. Иногда (как например когда семья находится на чужбине, где нет других христиан) семья, если она достаточно большая, должна быть церковью и исполнять все церковные установления; но в обычных случаях они должны жить по правилам христианства и ежедневно проводить богослужения. Где двое или трое собраны вместе, и Христос посреди них, там и церковь. К этим приветствиям Павел добавляет совет:

1. Приветствуйте друг друга святым целованием (ст. 20), то есть с искренней доброжелательностью; это тактичный упрек за их вражду и разделения. Если церкви Асии, столь удаленные от них, с такой сердечностью приветствуют их в Господе, признают их за братьев и любят как братьев, то какой позор для них, если они не признают друг друга за братьев и не любят друг друга.

Заметьте: Любовь братьев должна быть сильным стимулом к взаимной любви. Когда другие церкви Христовы любят нас всех, то мы в высшей степени виновны, если не любим друг друга.

2. Добавляет свое собственное приветствие: Мое Павлова приветствие собственноручно, ст. 21. Вполне естественно предположить, что остальную часть послания написал под диктовку Павла человек, выполнявший роль его секретаря, а в заключение он должен был подписаться сам, чтобы коринфяне могли быть уверены в подлинности его послания. Так он делал во всех посланиях, которые не писал собственноручно, как на пример послание Галатам, Гал 6:11. Заметим: Апостолы, отправляя свои послания в церкви, старались удостоверить их подлинность и божественное происхождение.

II. Очень серьезным предостережением: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа, ст. 22. Иногда мы нуждаемся в грозном, устрашающем слове. Блажен тот, — говорит мудрый человек, — кто всегда боится. Святой страх — это добрый друг святой веры и святой жизни. Все христиане имеют основание бояться подпасть под это страшное осуждение! Кто не любит Иисуса Христа, анафема; маранафа.

Заметьте здесь:

1. Как характеризуется человек, подлежащий этому осуждению: Кто не любит Господа Иисуса Христа. Некоторые понимают под этим злословящих Христа, не признающих Его учения, презирающих и осуждающих Его постановления или унижающих Его откровение из гордости своими человеческими знаниями и образованием. Эти слова звучат здесь как предостережение коринфянам и как упрек за их недостойное поведение, а также как увещание, чтобы они не уклонялись от простоты Евангелия, от принципов его, побуждающих к чистоте жизни, чтобы они не поддавались влиянию претендовавших на знание, влиянию мудрости мира сего, которая называет их веру безумием, а ее основные доктрины абсурдными и смешными. Эти люди ненавидят Христа, и если коринфяне будут прислушиваться к их обольстительным речам, то окажутся в опасности отступления от Христа. Он чрезвычайно торжественно предостерегает их против этого. «Не допускайте этих уклонений, если хотите избежать страшного наказания».

Заметьте: Исповедующие веру во Христа навлекают на себя самую ужасную гибель своим презрением к Нему и восстанием против Него. Некоторые понимают эти слова в их самом простом и очевидном смысле, относя их к тому, кто не имеет святой и искренней привязанности к Господу Иисусу Христу. Многие, чтущие Христа своими устами, не имеют в сердце своем истинной любви к Нему, не хотят, чтобы Он царствовал над ними (Лк 19:27), хотя и надеются быть спасенными Им. А кто не любит Его закон и не соблюдает Его заповеди, тот не любит Его истинной любовью.

Заметьте: Существует много христиан по названию, не имеющих искренней любви к Господу Иисусу Христу. Что может быть более преступным перед Богом или более раздражающим Его? Как можно не любить Того, Кто возлюбил весь мир? Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас, пролил Свою Кровь за нас, чтобы засвидетельствовать о Своей любви к нам? Для чего нам дана способность любить, если нас не трогает Его любовь, если мы остаемся равнодушными к своему Искупителю?

2. Здесь дается приговор такому человеку: «Анафема, маранафа — да падет на него самое тяжкое проклятие. Да будет он отлучен от народа Божиего, да будет лишен благоволения Божиего и предан Его окончательному, неумолимому возмездию». Маранафа — это сирийское выражение, означающее Господь грядет. Тот самый Господь, Которого они не любили, к Которому испытывали внутреннее, то есть действительное нерасположение, при всем своем внешнем исповедании веры в Него, грядет, чтобы совершить Свой суд. Как ужасно подвергнуться Его гневу, оказаться поставленным по левую сторону, быть осужденным Им! Если Он погубит, то кто спасет нас? Тот, кто попадет под Его осуждающий приговор, должен погибнуть, и погибнуть навсегда.

Заметьте, тот, кто не любит Господа Иисуса, обречен на погибель. ...Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, Ин 3:36. Истинная вера во Христа всегда производит искреннюю любовь к Нему. Тот, кто не любит Его, не может верить в Него.

III. Добрыми пожеланиями и выражениями своего благорасположения к ним.

1. Добрые пожелания: Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами, ст. 23. Как если бы он хотел сказать: «Хотя я и предостерегал вас против отпадения от благоволения Божиего, но в то же время сердечно желаю вам пребывать в Его драгоценной любви и вечном благоволении». Благодать нашего Господа Иисуса Христа включает в себя все блага, как временные, так и вечные. Желать нашим друзьям, чтобы благодать Иисуса Христа была с ними, это значит желать им наибольшего блага. И мы должны желать этого всем своим друзьям и братьям во Христе. Ничего большего мы не можем пожелать и ничего меньшего не должны желать им.

Заметьте: Серьезное предостережение — это проявление самой нежной любви и самого большого благоволения. Мы должны сказать своим друзьям и братьям со всей ясностью и серьезностью, что если они не будут любить Господа Иисуса Христа, то могут погибнуть, хотя при этом мы от всего сердца желаем им чтобы благодать Христа была с ними. Поэтому неудивительно, что в заключение всего:

2. Апостол заявляет о своей любви к коринфянам во Христе Иисусе: И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь, ст. 24. Он очень прямо говорил им в этом послании и довольно строго обличал их ошибки, но расстается с ними в любви, торжественно исповедуя ее, не только к ним, но, более того, ко всем во Христе Иисусе, то есть ради Христа. Он говорит, что его сердце с ними, что он истинно любит их, но чтобы это не казалось лестью с его стороны или каким-то заискиванием перед ними, он добавляет, что его любовь была плодом его веры во Христа и она управляется правилами ее. Его сердце будет с ними, пока их сердца с Иисусом Христом, пока они питают искреннюю любовь к Его делу. Заметим: Мы должны сердечно любить тех, кто во Христе и кто искренне любит Его. Мы должны, конечно, любить всех людей, желать им блага и делать все то доброе для них, что в наших силах, но тех, кто дорог Христу и кто любит Его, мы должны любить с особой нежностью. Пусть же наша любовь будет со всеми теми, кто во Христе Иисусе! Аминь.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 16 глава 20 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым

Не Акила только и Прискилла с церковию своею домашнею, но и все ефесские христиане приветствуют. И безвестные вам не отстают в благожелании от известных. Но если далекие от вас так близятся с вами, не тем ли паче в искреннем сближении надлежит пребывать вам между собою. Это я и прошу вас сделать теперь же, по прочтении послания, взаимным друг друга целованием, да изгонит оно из среды вас всякий разлад, всякое разномыслие, да будете едино и умом, и сердцем. «Апостол изгнал раздор и святым лобзанием связал их между собою» (Феодорит). «Такое прибавление: лобзанием святым, он делает только здесь. Почему? — Потому что между коринфянами было великое разделение; они говорили: аз убо Павлов, и проч.; одни из них терпели голод, а другие упивались; между ними происходили ссоры, распри и тяжбы; даже из-за самих даров благодати у них была великая зависть и великая надменность. Примирив их своим увещанием, он справедливо повелевает им соединиться и святым целованием; оно могло соединить их и сделать единым телом; оно свято, если чуждо коварства и лицемерия» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием

Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием

Апостол поднимает дух коринфян, когда указывает на всех, кто помнит о них. Приветствуйте друг друга святым целованием. Святое целование, которому наставляет апостол Павел, есть символ мира, в котором взаимно притягиваются друг к другу и забывают про разногласия.

Источник: На Послания к Коринфянам


Открыть окно