Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 16 глава 2 стих)

κατα (#2848) с асс.•, распределительное значение предлога: "каждый первый день недели" (RP). μιαν σαββατου (#1651: 4879), еврейское выражение для обозначения первого дня недели, то есть воскресенья (Hering; Conzelmann; Fee; см. также очерки в FSLD, особ. D.R. de Lacey, "The Sabbath/Sunday Questions and the Law in the Pauline Corpus", FSLD, 159-95, особ. 18486). τιθετω praes. imper. act. 3 pers. sing, от τιθημι (#5502) ставить, класть, используется с предложной фразой παρ' εαυτω; то есть "в своем доме" (RWP). Praes. imper. может быть итеративным, указывающим на повторяющиеея действия; или призывать к установлению жизненной привычки, θησαυριζων praes. act. part, от θησαυριζω (#2564) накапливать, сохранять. Part, средства или образа действия, объясняющий, как надо откладывать, ο τι εαν что бы ни, обобщающее rel. pron. ευοδωται praes. conj. pass, от ευοδοω (#2338) идти правильным курсом, идти благополучно. Здесь это значит: "иметь успех в делах", "преуспевать" (BAGD; Lietzmann; GELTS, 188). Conj. в indef. rel. прид. ελθω aor. conj. act. от ερχομαι (#2262) приходить. Conj. с οταν ("когда бы ни") в indef. temp. прид. γινωνται praes. conj. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, быть. Conj. с ινα (#2671) в прид. цели.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 16 глава 2 стих)

16:2 первый день недели Указание на то, что ранняя Церковь собиралась по воскресеньям (Деян 20:7). Пожертвования должны собираться регулярно, а не в порыве желания проявить щедрость или при необходимости решать какую-либо задачу (ср. Лк 6:38; ср. 2Кор 9:6,7). сколько позволит ему состояние В Новом Завете нет конкретных указаний о количестве или части приношения для Господа. Всякое приношение Господу должно быть добровольным и благоразумным (см. Лк 6:38; 2Кор 9:6−8). Это не следует путать с требованием Ветхого Завета о трех десятинах (см. Лев 27:30; Чис 18:21−26; Втор 14:28,29; Мал 3:8−10), которые в год составляли около 23% расходов на содержание правительства Израиля, проведение народных празднеств и благотворительные цели. Система налогов в некоторых странах в настоящее время напоминает ветхозаветную десятину (Рим 13:6). Ветхий Завет не содержал указаний по количеству приношения Богу (см. Исх 25:1,2; 35:21; 36:6; Пр. 3:9,10; 11:24).


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 16 глава 2 стих)

16:2 Хотя наставления, данные в стихе 2, относятся конкретно к сборам, все же эти принципы имеют непреходящую ценность. Прежде всего, откладывать деньги нужно в первый день недели. Здесь четко указывается, что ранние христиане уже не считали соблюдение субботы, или дня седьмого, обязательным. Господь воскрес в первый день недели, день Пятидесятницы также был первым днем недели, ученики собирались вместе в первый день недели для хлебопреломления (Деян 20:7). Сейчас они в первый день недели должны отлагать что-нибудь для святых.

Второй важный принцип состоит в том, что наставления о сборах касаются каждого. Богатые и бедные, рабы и свободные — все должны были участвовать в пожертвованиях, отдавая часть своего состояния.

Далее, это следовало делать систематически. В первый день недели они должны были отлагать у себя и сберегать какую-то сумму денег. Они откладывали эти деньги не на черный день или для какого-то конкретного случая. Дар этот следовало отделять от других денег; он предназначался для особого использования, и отдать его надо было по требованию. Даяние должно было быть соразмерным. На это указывает выражение «сколько позволит ему состояние».

Чтобы не делать сборов, когда я приду. Апостол Павел не хочет, чтобы они занимались приготовлениями в последнюю минуту. Он осознавал серьезную возможность пожертвования без должной подготовки сердца и кошелька.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 16 глава 2 стих)

Стихи 1−4. Этой главой Павел заканчивает свое длинное послание Коринфянам. Она начинается с указаний апостола относительно сбора пожертвований по конкретному поводу по поводу крайней нужды христиан Иудеи, находившихся в то время в особенно тяжелых обстоятельствах, отчасти по причине общего бедственного положения иудейского народа, а отчасти по причине преследований, которым они подвергались.

I. Как он предваряет свои указания. Павел не требовал от них чего-то особенного, он уже давал подобные установления в церквах Галатийских, ст. 1. Он хотел только, чтобы коринфяне следовали правилам, установленным им в других церквах по аналогичным вопросам. Он не требовал, чтобы другим было облегчение, а им тяжесть.., 2Кор 8:13. Он предусмотрительно напоминает о своих правилах в галатийских церквах с той целью, чтобы возбудить в коринфянах дух соревнования и вдохновить их на щедрость, соответствующую их возможностям и данному случаю. Превосходя большинство церквей в духовных дарах и, вероятно, в мирском богатстве, они, конечно, не захотят уступать кому бы то ни было в щедрости по отношению к своим страдающим братьям.

Заметьте: Добрый пример других христиан и других церквей должен побуждать нас к святому соревнованию. Христианину не подобает мириться с тем, что кто-то из его братьев превзошел его в добродетельности или в чем-то другом, достойном похвалы, при условии, если это возбуждает в нем не зависть, а усердие. Чем больше преимуществ мы имеем перед другими, тем больше должны стараться превзойти их. Коринфской церкви не следовало допускать, чтобы галатийская церковь, менее одаренная в духовном отношении, превзошла ее в служении любви.

II. Сами указания.

1. Каким образом должен осуществляться сбор пожертвований: ...каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает... (ст. 2), то есть каждый должен иметь у себя специальный фонд, или запас, для этой цели. Это означает, что следует регулярно делать сбережения и таким путем накапливать определенную сумму для благотворительных целей.

Заметьте: Сберегать деньги для добрых целей — это доброе дело. Богатые в этом мире должны богатеть добрыми делами, 1Тим 6:17−18. И самый лучший способ для этого — выделять часть своих доходов на это, делать запасы для бедных наряду с запасами для самих себя. Таким образом мы всегда будут готовы к доброму делу, когда представится для этого случай. Те, кто трудится своими собственными руками, должны трудиться так, чтобы было из чего уделить нуждающемуся, Еф 4:28. Конечно, простые труженики не могут иметь больших запасов для целей благотворительности, поэтому самое лучшее для них — время от времени откладывать понемногу, насколько им позволяют их возможности. Все наши дела милосердия и благотворения должны делаться добровольно и радостно, а это возможно только в том случае, если они не будут обременительными для нас. Достичь же этого можно не иначе как путем небольших сбережений, путем постепенного накопления небольшими порциями. Мы можем давать с радостью, если знаем, что действительно можем это сделать, если отложили столько, сколько было в наших силах.

2. Сколько следует откладывать: ...сколько позволяет ему состояние (англ. сколько Бог поможет ему. — Прим. переводчика), то есть в той мере, в какой Бог благословил его, дав успех его трудам и усилиям. Заметим: Во всех наших делах и трудах мы всецело зависим от того, чем Бог наделит нас по Своему благоволению. Без Его благословения никакое усердие не может сделать нас богатыми, Притч 10:4,22. Наше процветание и наш успех исходят не от нас, но от Бога, все надо приписывать Ему и за все прославлять Его. Его щедрости и благословению мы обязаны всем, что имеем. Поэтому все, что мы имеем, надо употреблять и отдавать для Него. Надо признавать Его право как на самих себя, так и на все, чем мы обладаем, и все возвращать Ему. Что может более побудить нас к благотворительности, как не сознание того, что все, чем мы владеем, — это Его дар?

Заметьте: Когда Бог благословляет нас и дает нам успех, мы должны быть готовы поддержать и утешить нуждающихся из детей Его; когда Его щедрость изливается на нас, мы не должны удерживать ее только для самих себя, но должны позволить излиться ей и на других. Доброе, что мы получаем от Бога, должно побуждать нас делать добро другим, уподобляясь Ему в благотворении им; чем больше мы получаем от Бога, тем больше должны давать другим. Коринфяне должны были откладывать пропорционально тому, чем их благословил Бог. Чем больше они приобрели, при Божием благословении, физическим трудом, торговлей или другим каким-либо делом, тем больше должны были откладывать.

Заметьте: Бог ожидает, что наши благодеяния будут пропорциональны Его щедрости к нам. Чем больше возможностей Он дает нам, тем шире должно быть наше сердце и тем более открытыми должны быть наши руки. Если же наши возможности ограничены, то руки не могут быть широко открытыми, какими бы щедрыми мы ни были и каким бы широким ни было наше сердце, и Бог не требует этого.

3. Время, когда они должны это делать: В первый день недели.., в день Господень, праздничный день христиан, когда проводятся общественные собрания и совершаются общественные богослужения. Это день святого покоя. Чем более свободна наша душа от житейских забот и трудов, тем больше она расположена к милосердию. Другие обязанности этого дня также должны подвигнуть нас к нему; дела милосердия всегда должны сопутствовать делам благочестия. Истинное благочестие по отношению к Богу всегда порождает милосердное и дружелюбное отношение к людям: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего, 1Ин 4:21. Дела милосердия — это истинные плоды искренней любви к Богу, поэтому их подобает совершать в Его день.

Заметьте: День Господень — самое подходящее время, для того чтобы откладывать сбережения на благотворительные цели: это является должным воздаянием за благословения прошедшей недели и правильным путем для получения Его благословения в делах рук наших на предстоящую неделю.

4. Как должен производиться сбор пожертвований. Апостол хотел, чтобы все было готово к его приходу, поэтому дает следующее указание: ...чтобы не делать сборов, когда я приду, ст. 2. Когда же он придет, то предоставит им самим распорядиться собранными пожертвованиями. Это были их пожертвования, и они были в праве распорядиться ими по своему усмотрению. Павел не стремился распоряжаться кошельками своих слушателей, так же как не хотел брать власть над их верою; не хотел без их согласия вмешиваться в дела, касающиеся их пожертвований.

(1) Итак, он советует им написать рекомендательные письма и отправить избранных из их среды посланцев для доставки их подаяния в Иерусалим, ст. 3. Отправляя свой дар через членов своей собственной церкви, верных и сострадательных, они тем самым засвидетельствуют о своем уважении и милосердии к нуждающимся братьям. Они докажут, что от всего сердца совершают это служение, когда отправят кого-то из своей собственной церкви в такое длинное и опасное путешествие для передачи своего дара.

Заметьте: Мы должны не только с щедростью оказывать помощь нуждающимся братьям, но делать это таким способом, чтобы засвидетельствовать о нашем сочувствии к ним.

(2) Апостол выражает свою готовность пойти вместе с избранными ими, если они посчитают это приличным, ст. 4. Хотя в обязанности апостола не входило пещись о столах, его служение состояло в проповеди слова и молитвах, тем не менее Павел никогда не отказывался от дела милосердия и всегда готов был содействовать ему, если для этого представлялась возможность. Это обнаруживало его великодушие и милосердие и поэтому не препятствовало его проповедническому служению, но содействовало успеху его.

Заметьте: Содействовать или помогать делам милосердия это дело служителей. Павел побуждал коринфян к сбору пожертвований для иудейских церквей и готов был идти с их посланцами, чтобы доставить собранное, оставаясь при этом на своем служении, при исполнении своего долга.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 16 глава 2 стих)


Затем, (апостол) говорит и о способе, какой он назначил (для собирания милостыни): по единей от суббот, говорит, кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится, да не егда прииду, тогда собрания бывают. Единою от суббот — назвал он день воскресный. Почему же он назначил для пожертвований именно этот день? Почему не сказал: во второй день после субботы, в третий день после субботы, или в самую субботу? Не спроста и не без цели, но с тем, чтобы в самом времени найти себе споборника к возбуждению бóльшего усердия в жертвователях, потому что благоприятное время — немаловажная вещь во всяком деле. Но отчего, скажешь, время это может способствовать к убеждению — подавать милостыню? Оттого, что в этот день (воскресный) прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее — в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан диавол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее, или гораздо лучшее, состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище — человека, сделавшегося бессмертным. Обо всем-то этом и тому подобном желая напомнить нам, Павел вывел на средину этот день, делая его как бы ходатаем своим, и говоря к каждому: подумай, человек, сколь многие и великие блага получил ты в этот день, от каких избавился зол, чем ты был прежде, и чем стал после того.

Сказав: по единей от суббот, апостол прибавил: кийждо вас. Не богатым только, говорит, внушаю это, но и бедным; не свободным только, но и рабам; не мужам только, но и женам; пусть никто не будет свободен от этого служения, ни лишен прибыли, но пусть всякий делает пожертвование. И бедность не может быть препятствием к такому пожертвованию. Хотя бы ты был до крайности беден, но, верно, не беднее той вдовы, которая принесла в дар все свое имение (Лук. XXI, 2 — 4). Хотя бы ты был до крайности беден, но, верно, не беднее жены сидонской, которая, имея только горсть муки, не отказалась принять пророка; видела она, что вокруг ее лик детей, и грозит голод, и нет у нее ничего более в запасе — и однакож приняла пророка с великим усердием (3Цар XVII, 10 и д.). А почему апостол сказал: да полагает у себе сохраняя? Потому, что откладывающий (в пользу бедных), может быть, постыдился бы и постеснялся и показать свое пожертвование, когда оно мало. Поэтому, говорит, ты береги и храни, а когда от частых вкладов малое сделается великим, тогда уже открывай. Не сказал притом: собирая, но: сохраняя (ϑησαυριζων, — сберегая сокровище), чтобы ты знал, что эта издержка есть сокровище, что этот расход есть прибыль, — сокровище, лучшее всякого сокровища. Это чувственное (сокровище) издерживается, и расхищается, и часто губит нашедших его; а то небесное — совершенно напротив: всегда неуменьшаемо и безопасно от расхищения, спасительно стяжавшим и получающим его. Оно не истребляется временем, не гибнет от зависти, но недоступно никаким злым умыслам, и доставляет бесчисленные блага собирающим его.

Меру подаяния он определил силою дающих: кийждо вас, говорит, да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится. Не сказал: что может, или что найдется, но: что благопоспешится, показывая тем, что подающему будет содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия). Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с совершенным усердием. И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и — даже больше для последних, чем для первых. Если бы Павел заботился только о бедных, то повелел бы только подавать деньги, а не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы подающие подавали с удовольствием и радостью. Так в одном месте он говорит: не от скорби, ни от нужды, доброхотна бо дателя любит Бог, не просто дающего, но делающего это доброхотно (2Кор IX, 7). А в другом месте: подаваяй, в простоте; предстояй, со тщанием; милуяй, с добрым изволением (Рим XII, 8). Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь. Поэтому Павел всячески старается сделать эту заповедь легкою, чтобы подаяние было с усердием. В самом деле, смотри, сколько он представил обстоятельств, облегчающих тяжесть этого дела. Во-первых повелевает, делать подаяние не одному, не двум или трем человекам, но всему городу, потому что слово милостыня (λoγια) означает не что иное, как сбор или складчину общих подаяний. Во-вторых, (указывает) на достоинство приемлющих, потому что не сказал: бедным, но: святым. В-третьих, представляет пример тех, которые тоже сделали: якоже устроих, говорит, церквам галатийским. В-четвертых, показывает, что благоприятствует этому самый день: по единей от суббот, говорит, кийждо вас да полагает у себе сохраняя. В-пятых, повелевает не всю милостыню подать вдруг, но собирать исподоволь и понемногу: а ведь не одно и то же велеть принести все в один день, или раздробить приношение по частям на несколько дней; такое раздробление делает и издержку нечувствительною. В-шестых, не назначает меры (подаяния), но предоставляет ее на волю дающих, и показывает, что в этом помогает и Бог, потому что слова: еже аще что благопоспешится означают то и другое. К этому присовокупил и седьмое обстоятельство, сказав: да не егда прииду, тогда собрания бывают. Здесь он и поощряет их ожиданием своего личного присутствия, и утешает указывая на время своего прибытия.

Источник: Беседа о милостыне.

Феофан Затворник (1815−1894)

По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится: да, не егда прииду, тогда собрания бывают

По единей от суббот, κασα μιαν σαββατων— субботы, σαββατα, означает неделю, все семь дней; едина от суббот, μια σαββατων, означает первый день недельный, день Господень, воскресенье. По единей — не после, а в каждый первый день недели, по воскресеньям. В воскресенье, с Апостольских времен, было в обычае между христианами устроять дела благотворения. Своих бедных достаточные питали в этот день на вечери любви, а дальних — посредством сборов и посылок им вспомоществования.— Не вдруг отлагать, а понемножку заповедует Апостол, потому что этим способом незаметно можно собрать больше, нежели сколько готова была бы рука дать зараз. Почему употребил слово: сохраняя, θησαυριζων — сокровиществуя, собирая в сокровищницу. Что благопоспешится, смотря по тому, какая у кого будет прибыль у самого от оборотов и трудов; но вместе намекается и на благорасположение: не хочет неволить, доброхотна бо дателя любит Бог. «Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: еже аще что благопоспешится» (Феодорит). Почему: да не когда прииду собрания бывают? — Или, опять, чтоб не стеснять их, или чтоб, когда придет, умы их были свободны от всяких сторонних забот, а только внимали тому, что он имел им предлагать.

Святой Златоуст говорит: «Смотри, как он убеждает их самым временем; ибо этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день. И не потому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдохновение и свободу от трудов, ибо души, облегченные от бремени трудов, бывают удобопреклоннее и способнее к милосердию. Кроме того и причащение в этот день страшных и бессмертных Таин производит великую готовность к подаянию. Итак, в этот день кийждо вас, не тот или другой, но кийждо, беден ли он или богат, жена или муж, раб или свободный, да полагает у себе сохраняя. Не сказал: пусть приносит в церковь, дабы им не стыдно было приносить малое, но: пусть, сберегая мало-помалу, увеличивает приношение, и потом покажет его, когда я приду; а до того времени, говорит, отлагай у себя, и дом свой делай церковию, ковчегом, сокровищницею; будь стражем священного имущества, самопоставленным домостроителем бедных; человеколюбие дает тебе сие священное право. Знаком этого остается и доныне сосудохранительница. Но знак остается, а дела нет.— Смотри, опять, как это не трудно. Не сказал: столько-то или столько-то, но: еже аще что благопоспешится, много ли, мало ли. Не сказал также: сколько кто приобретет, но: еже аще что благопоспешится, выражая, что приобретение — от Бога. И не таким только образом он делает совет свой удобоисполнительным, но и тем, что не повелевает вносить все в одно время, ибо, если собирать мало-помалу, то служение и иждивение делается нечувствительным. Посему он и повелевает не тотчас принести, но назначает продолжительный срок и приводит причину: да не егда прииду, говорит, тогда собрания бывают, то есть дабы не делать сборов тогда, когда наступит время взноса. И не без цели предлагает им такое замечание; ожидание Павла должно было возбуждать в них более усердия».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду

В первый день недели, что собиралось со всей страны, пусть отсылали бы бедным, которые были в Иерусалиме; такое повеление дали ему Апостолы.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние

Первым днем недели называет день Господень (воскресенье). И самым днем предрасполагает их к милостыне, напоминая о совершаемых в оный таинствах. Очень также благоразумно повелевает каждому сберегать то, сколько позволит ему состояние, то есть что Бог пошлет и что будет сподручно. Ибо не сказал: тотчас неси, Дабы не пристыдить кого-нибудь, имеющего мало, но: отлагай сам у себя, и когда придет время, тогда и неси.

Чтобы не делать сборов, когда я приду

Дабы, говорит, вам не собирать тогда, когда нужно раздавать. Словами когда я приду делает их более усердными к сбору, так как пожертвования будут пред его глазами.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.


Открыть окно