1. Он просит их позаботиться о том, чтоб он был у них безопасен, ст. 10. Тимофей был послан апостолом, для того чтобы исправить беспорядки, проникшие в их среду; он должен был не только указать на них, но также обличить, строго выговорить и осудить тех, кто был виновен в них. Они все разделились на партии, вражда и неприязнь между ними достигли высшего накала. Среди них, видимо, было много очень богатых и много было тех, которые гордились, кто своим материальным богатством, кто духовными дарами. Гордые же крайне плохо переносят обличения. Поэтому вполне естественно было ожидать, что коринфяне могли грубо обойтись с юным Тимофеем. И апостол предупреждает их против этого. Не потому, что Тимофей не был готов к самому худшему или что он был недостаточно тверд и благоразумен, но потому, что это был их долг — вести себя хорошо по отношению к Тимофею и не обескураживать его в служении Господу. Они не должны раздражаться на его обличения.
2. Он предупреждает, чтобы никто из них не пренебрегал его, ст. 11. Тимофей был человеком молодым и одиноким. Его некому было защитить, его юное лицо и молодые годы не внушали особого почтения, поэтому те из них, кто считал себя очень мудрым, могли с пренебрежением отнестись к нему. «Смотрите, — говорит апостол, — остерегайтесь этого». Не потому, что он боялся за Тимофея, он знал, что Тимофей не сделает ничего такого, что могло бы унизить его и вызвать пренебрежение к его юности. Но это предостережение было совершенно необходимо для коринфян, потому что преобладающим грехом среди них была гордость. Христиане должны остерегаться того, чтобы ни к кому, а особенно к служителям, верным служителям, не относиться с презрением.
3. Он говорит им, чтобы они любезно обращались с Тимофеем, пока он будет находиться среди них, и чтобы потом проводили его дружелюбно, снабдив всем необходимым для обратного путешествия к Павлу. Так я понимаю слова «проводить его с миром».
II. Апостол объясняет, почему они должны вести себя с Тимофеем таким образом.
1. Потому что он занимался тем же делом, что и Павел, и с тем же авторитетом, что и он, ст. 10. Он делал Господне дело, а не порученное Павлом и не свое собственное. Хотя он был не апостол, однако был помощником апостола и был послан на то же самое дело по Божиему назначению. Поэтому огорчать его дух значило огорчать Духа Святого, пренебрежение к нему было пренебрежением к Тому, Кто послал его, то есть не к Павлу, но к Господу Павла, Кто был и их Господом.
Заметьте: Тех, кто делает Божие дело, надо уважать и любить. К таковым относятся все верные служители слова, независимо от их ранга и положения. Пасторов и учителей надо уважать и почитать так же, как апостолов и евангелистов.
2. Другая причина, почему они должны были уважать Тимофея, подразумевается в словах: ...проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями (ст. 11): они должны были отнестись с уважением к нему не только ради его труда, но и ради Павла, пославшего его в Коринф. — «Я жду его возвращения, и его известия о вас; по тому, как вы обойдетесь с ним, я буду судить о вашем уважении ко мне». Вряд ли они осмелятся отправить Тимофея с известием, которое огорчило бы апостола или вызвало его гнев.
III. Он сообщает им о намерении Аполлоса посетить их. Он сам очень желал, что бы Аполлос пришел к ним, ст. 12. Несмотря на то что одна партия высказывалась за Аполлоса против Павла, Павел все-таки не препятствовал ему посетить коринфскую церковь в свое отсутствие, более того, он усиленно просил его, чтобы он пошел с братьями туда. Он нисколько не опасался того, что Аполлос будет содействовать уменьшению его авторитета в Коринфе ради увеличения своего собственного. Заметим: Верные служители Христовы не склонны завидовать друг другу или подозревать в других подобные эгоистические чувства. Истинное милосердие и братолюбие не мыслят зла.
2. Павлу не удалось убедить Аполлоса пойти в Коринф в настоящее время, так как тот ожидал более удобного времени. Может быть, разделения среди коринфян делали это время для него не подходящим? Он не хотел, чтобы его поставили во главе партии, не хотел сталкиваться с партийными разногласиями и духом соперничества. Возможно, он думал, что его визит будет более уместен, когда, благодаря посланию Павла и визиту Тимофея, утихнут эти разногласия. Апостолы не соперничали друг с другом, но старались поддерживать и утешать друг друга. Уклонившись от посещения Коринфа, Аполлос тем самым выказал свое уважение к Павлу.
Да никтоже убо его уничижит, проводите же его с миром, да приидет ко мне; жду бо его с братиею
Да никтоже убо его уничижит. Поелику дело Господне делает, то не дерзайте его уничижать.«Не смотрите на юность возраста, но приимите в нем во внимание апостольские труды» (Феодорит). «Так как он был молод и ему одному поручено было исправление такого общества, то же и другое могло быть причиною пренебрежения к нему, то Апостол справедливо предотвращает их от уничижения его. И не только этого требует для него, но еще большей чести: проводите, говорит, его с миром, то есть безопасно, без ссор и словопрений, без вражды и ненависти, но с покорностию и попечительностию к нему, как к учителю.— Да приидет ко мне. И этим он внушает им страх, дабы они, зная, это он расскажет Апостолу все с ним случившееся, были более кроткими; для сего и присовокупляет: жду бо его. А с другой стороны, этим он также внушает доверие к Тимофею, выражая, что он сам, намереваясь отправиться, ожидает его, и вместе свидетельствует любовь свою к ним, показывая, сколь полезного послал он к ним человека» (святой Златоуст).
Жду его с братиею. Жду его и братию, что с ним посланы и должны воротиться вместе. Или: жду я и братия, которая со мною. Там он, как глава посольства, а здесь, как лицо, всем дорогое. В том и другом — побуждение относиться к нему и с уважением, и с любовию. С святым Тимофеем послан был Ераст.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями
Во избежание подвижения к раздору язычников и разногласия в народе церковном по поводу Тимофея апостол Павел призывает: Посему никто не пренебрегай его, — ибо он делает дело Господа, как и сам апостол. То есть, чтобы пользовался Тимофей авторитетом Павла, ибо и сам был апостолом, и сам был епископом. Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. Настолько Павел подчеркивает достоинство Тимофея, что не только предписывает почтение к нему со стороны коринфян, но и представляет его как заслуживающего должного почтения апостола Господа.
Источник: На Послания к Коринфянам