Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 16 глава 10 стих)

ελθη aor. conj. act. от ερχομαι (#2262) приходить. Conj. с εαν (#1569) в cond. 3 типа, в котором условие считается вероятным. αφοβως (#925) без страха. Павел думает не о внешних опасностях, но о сопротивлении, с которым он столкнулся (Schlatter), γενηται aor. conj. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться. Conj. с ινα (#2671) как дополнение гл. εργαζεται praes. ind. med. (dep.) от εργαζομαι (#2262) выносить, совершать, paботать над. Praes. указывает на длительное и привычное действие.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 16 глава 10 стих)

16:10 Тимофей Павел послал его с Ерастом в Македонию (Деян 19:22), а затем ему предстояло отправиться в Коринф, чтобы, возможно, доставить это послание (4:17). безопасен Т.е. на случай возможных угроз или козней со стороны верующих в Коринфе.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 16 глава 10 стих)

16:10 Апостол добавляет несколько слов о Тимофее. Если этот верный молодой служитель Господень придет в Коринф, они должны принять его так, чтобы он был у них безопасен, или «без страха», как говорится в некоторых рукописях. Возможно, Павел призывает их к тому, чтобы предоставили Тимофею возможность прийти к ним без опасения, что его не примут как служителя Господня. Вероятно, значение стиха именно таково, что подтверждается словами Павла: «Ибо он делает дело Господне, как и я».


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 16 глава 10 стих)

Стихи 10−12. I. Павел представляет коринфянам Тимофея.

1. Он просит их позаботиться о том, чтоб он был у них безопасен, ст. 10. Тимофей был послан апостолом, для того чтобы исправить беспорядки, проникшие в их среду; он должен был не только указать на них, но также обличить, строго выговорить и осудить тех, кто был виновен в них. Они все разделились на партии, вражда и неприязнь между ними достигли высшего накала. Среди них, видимо, было много очень богатых и много было тех, которые гордились, кто своим материальным богатством, кто духовными дарами. Гордые же крайне плохо переносят обличения. Поэтому вполне естественно было ожидать, что коринфяне могли грубо обойтись с юным Тимофеем. И апостол предупреждает их против этого. Не потому, что Тимофей не был готов к самому худшему или что он был недостаточно тверд и благоразумен, но потому, что это был их долг — вести себя хорошо по отношению к Тимофею и не обескураживать его в служении Господу. Они не должны раздражаться на его обличения.

2. Он предупреждает, чтобы никто из них не пренебрегал его, ст. 11. Тимофей был человеком молодым и одиноким. Его некому было защитить, его юное лицо и молодые годы не внушали особого почтения, поэтому те из них, кто считал себя очень мудрым, могли с пренебрежением отнестись к нему. «Смотрите, — говорит апостол, — остерегайтесь этого». Не потому, что он боялся за Тимофея, он знал, что Тимофей не сделает ничего такого, что могло бы унизить его и вызвать пренебрежение к его юности. Но это предостережение было совершенно необходимо для коринфян, потому что преобладающим грехом среди них была гордость. Христиане должны остерегаться того, чтобы ни к кому, а особенно к служителям, верным служителям, не относиться с презрением.

3. Он говорит им, чтобы они любезно обращались с Тимофеем, пока он будет находиться среди них, и чтобы потом проводили его дружелюбно, снабдив всем необходимым для обратного путешествия к Павлу. Так я понимаю слова «проводить его с миром».

II. Апостол объясняет, почему они должны вести себя с Тимофеем таким образом.

1. Потому что он занимался тем же делом, что и Павел, и с тем же авторитетом, что и он, ст. 10. Он делал Господне дело, а не порученное Павлом и не свое собственное. Хотя он был не апостол, однако был помощником апостола и был послан на то же самое дело по Божиему назначению. Поэтому огорчать его дух значило огорчать Духа Святого, пренебрежение к нему было пренебрежением к Тому, Кто послал его, то есть не к Павлу, но к Господу Павла, Кто был и их Господом.

Заметьте: Тех, кто делает Божие дело, надо уважать и любить. К таковым относятся все верные служители слова, независимо от их ранга и положения. Пасторов и учителей надо уважать и почитать так же, как апостолов и евангелистов.

2. Другая причина, почему они должны были уважать Тимофея, подразумевается в словах: ...проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями (ст. 11): они должны были отнестись с уважением к нему не только ради его труда, но и ради Павла, пославшего его в Коринф. — «Я жду его возвращения, и его известия о вас; по тому, как вы обойдетесь с ним, я буду судить о вашем уважении ко мне». Вряд ли они осмелятся отправить Тимофея с известием, которое огорчило бы апостола или вызвало его гнев.

III. Он сообщает им о намерении Аполлоса посетить их. Он сам очень желал, что бы Аполлос пришел к ним, ст. 12. Несмотря на то что одна партия высказывалась за Аполлоса против Павла, Павел все-таки не препятствовал ему посетить коринфскую церковь в свое отсутствие, более того, он усиленно просил его, чтобы он пошел с братьями туда. Он нисколько не опасался того, что Аполлос будет содействовать уменьшению его авторитета в Коринфе ради увеличения своего собственного. Заметим: Верные служители Христовы не склонны завидовать друг другу или подозревать в других подобные эгоистические чувства. Истинное милосердие и братолюбие не мыслят зла.

2. Павлу не удалось убедить Аполлоса пойти в Коринф в настоящее время, так как тот ожидал более удобного времени. Может быть, разделения среди коринфян делали это время для него не подходящим? Он не хотел, чтобы его поставили во главе партии, не хотел сталкиваться с партийными разногласиями и духом соперничества. Возможно, он думал, что его визит будет более уместен, когда, благодаря посланию Павла и визиту Тимофея, утихнут эти разногласия. Апостолы не соперничали друг с другом, но старались поддерживать и утешать друг друга. Уклонившись от посещения Коринфа, Аполлос тем самым выказал свое уважение к Павлу.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 16 глава 10 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 10−11 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями

Может быть, кто подумает, что такое увещание не достойно мужества Тимофея; но это сказано не для Тимофея, а для слушателей, чтобы они через какие-нибудь действия против него не причинили вреда самим себе. Он всегда был готов на опасности: «потому что, — говорит (Павел), — он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп 2:22); но чтобы они, оскорбляя ученика, не оскорбили учителя и сами не сделались хуже, (апостол) заблаговременно предостерегает их и говорит: «чтобы он был у вас безопасен», т. е. чтобы кто-нибудь из бесстыдных не восстал против него. Ему, может быть, предстояло сделать им замечание за то, о чем писал Павел, для чего он и был послан, как выразил (апостол) в словах: «для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор4:17). Итак, чтобы они, надеясь на знатность, на богатство, на защиту от народа и на мирскую мудрость, не напали на него, не стали оскорблять его и строить против него козни, негодуя на его обличения, или на вразумления учителя, и желая отомстить последнему в лице первого, (апостол) говорит: «чтобы он был у вас безопасен». Не ссылайтесь, говорит, на внешних — язычников и неверующих; требую этого от вас, для которых писано все послание. Им он внушал страх еще в начале, во вступлении; потому и здесь говорит: «у вас». Затем внушает им доверие (к Тимофею) по самому его служению: «ибо он делает дело Господне». Не смотри на то, говорит, что он не богат, не образован и не стар, а на то, что поручено ему и что он исполняет: «ибо он делает дело Господне»; это заменяет ему и знатность, и богатство, и старость, и мудрость. Не довольствуясь этим, присовокупляет: «как и я»; и выше (говорил): «для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе» (1Кор4:17). Так как он был молод и ему одному поручено было исправление такого общества, а потому то и другое могло быть причиной пренебрежения к нему, то (апостол) справедливо продолжает: «посему никто не пренебрегай его» (1Кор16:11); и не только этого требует для него, но еще большей чести: «проводите же, — говорит, — его с миром», т. е. безопасно, без ссор и словопрений, без вражды и ненависти, но с покорностью и почтительностью к нему, как к учителю. «Чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями»; и этим он внушает им страх, чтобы они, зная, что он расскажет (апостолу) все, с ним случившееся, были более кроткими; для того и присовокупляет: «ибо я жду его». А с другой стороны этим он также внушает доверие (к Тимофею), выражая, что он сам, намереваясь отправиться, ожидает его, и вместе свидетельствует любовь свою к ним, показывая, какого полезного он послал к ним человека.

Источник: Гомилия 44 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Аще же приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас; дело бо Господне делает, якоже и аз

Что послал к ним святого Тимофея, поминал Апостол прежде (4, 17), теперь делает наказ им на случай его прихода. Когда писано было послание, святого Тимофея не было уже в Ефесе; он был на пути, направляясь чрез Македонию в Коринф. Это то самое шествие его, о котором поминается в книге Деяний (19, 22). Наказ состоит в том, да без страха будет. Это, может быть, и то значит, чтобы он не подвергся никакой опасности и беде, — как бы так: укройте его, как знаете, если случится что. Но прямее этим означается, чтоб сами они приняли его любовно и уважительно, чтоб пред ними самими не имел он страха; почему и говорит: προς υμας, — в отношении к вам, пред вами. Святой Златоуст говорит: «Апостол предостерегает их и говорит, да без страха будет у вас, то есть чтобы кто-нибудь из бесстыдных не восстал против него. Ибо ему, может быть, предстояло сделать им замечание за то, о чем писал Павел, для чего он и был послан, как выразил Апостол в словах: послах к вам Тимофея… иже вам воспомянет пути моя (1Кор 4:17). Итак, дабы они, надеясь на знатность, на богатство, на защиту от народа и на мирскую мудрость, не напали на него, не стали оскорблять его и строить против него козни, негодуя на его обличения, или на вразумления учителя, и желая отмстить последнему в лице первого, Апостол говорит: да без страха будет у вас».

Святой Тимофей послан был вследствие известий, полученных от домашних Хлоиных, чтоб узнать истинное положение дел и, вероятно, чтоб в случае нужды сделать зависящие распоряжения. Послание же пишется по отправлении его по случаю прибытия нарочитых послов из Коринфа с письмами. Эти послы удостоверили, что дела точно требовали исправления, и что святому Тимофею предлежало делать распоряжения. Святой Павел и упреждает их. Посланные сии с посланием святого Павла, отправясь морем, должны были прибыть в Коринф гораздо прежде святого Тимофея.

Феодорит понимает эти слова вообще, без отношения к содержанию послания, как бы так: «приимите его, послужите ему, да не испытает никакого огорчения».

Дело бо Господне делает, якоже и аз. «Достаточное свидетельство, чтобы и ленивого побудить к оказанию услуг ученику» (Феодорит). Не своего ищет, а Божиего. «Апостол хочет внушить им доверие и уважение к Тимофею по самому его служению: дело бо Господне делает. Не смотрите на то, что он не богат, необразован и не стар, а на то, что поручено ему и что он исполняет. Это заменяет ему и знаемость, и богатство, и старость, и мудрость. Не довольствуясь этим, присовокупляет: якоже и аз» (святой Златоуст). Он будет делать то, что я ему повелел, мое дело; но мое дело есть дело Господне, следовательно и его. Господне дело есть дело спасения людей. Средства к тому — утверждение Евангельской истины в сердцах и введение христианских порядков жизни. Вот о чем мы оба трудимся: он по моему указанию, а я по Господню повелению.

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен

Поскольку вероятно было, что Тимофей, прибыв в Коринф, будет обличать тех, которые грешили, и поносить их, то предостерегает их, дабы богатые мудрецы не восстали против него, не потому, будто Тимофей не имел мужества и мог пасть, но потому, что они сами себе могли причинить вред. А он был весьма готов на опасности. Хорошо сказал: у вас. Ибо не говори мне об эллинах, когда я требую от вас, что следует.

Ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его

То есть проповедует и учит, и не просто, но как я, что составляет великую похвалу для Тимофея. Поскольку он таков, то пусть никто не унижает его. Ибо он был молод и одинок, а ему поручено было заботиться о весьма многих и притом презрительных; вероятно также, что им пренебрегали.

Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями

Еще более говорит: и окажет ему честь; ибо это значит: проводите. С миром, то есть безопасно, без борьбы и спора, со всякой покорностью. Словами жду его устрашает, дабы они, зная, что он обо всем расскажет Павлу, ничем не оскорбили его, и одновременно выставляет его достойным почтения; ибо почитает его так необходимым, что ждет его.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я

То есть да не отвергнут его. Хотя Тимофей и проповедовал то, что воспринял от самого Павла, и был одаренным благовестником, он все же не обладал равной мерой авторитета и оттого нуждался в рекомендации Павла во избежание того, чтобы не был Тимофей воспринят не по достоинству учинявшими разногласие в Церкви и приход его не содействовал спасению оных.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−12 Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно

До прихода Апостола в Коринф туда может прибыть Тимофей. Ап. просит коринфян принять его и проводить как следует. Что касается Аполлоса, то он не захотел пойти в Коринф теперь и придет после. Ап. опасается, что коринфяне могут пренебречь тем, что им будет говорить Тимофей: он должен был показаться им слишком юным для того, чтобы выступать в качестве руководителя Церкви (ср. 1Тим IV:12). - Я жду его с братиями. Посланные Коринфской Церковью к Павлу послы еще не ушли в это время от него и ждали, что скажет о настроении коринфян Тимофей (ст. 17). — А что до брата Аполлоса… Ап. в виду существования партии Аполлоса в Коринфе, считает нужным сказать, что он вовсе не задерживает у себя Аполлоса, как будто опасаясь усиления его партии с его прибытием в Коринф. Аполлос сам не хотел идти туда, не желая подать повод к тому, чтобы его считали ищущим популярности в ущерб влиянию Павла. — С братиями т. е. с посланными от коринфской Церкви христианами.


Открыть окно